Обобщение личного опыта работы

Работа в прикрепленном файле | Работа в прикрепленном файле | Работа в прикрепленном файле | Работа в прикрепленном файле | Работа в прикрепленном файле | Работа в прикрепленном файле | Работа в прикрепленном файле | Работа в прикрепленном файле | Работа в прикрепленном файле | Работа в прикрепленном файле | Работа в прикрепленном файле | Работа в прикрепленном файле | Работа в прикрепленном файле | Работа в прикрепленном файле | Работа в прикрепленном файле | Работа в прикрепленном файле | Рабо...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Что есть книга? Энциклопедия дает такое толкование этого слова: «Книга - это непериодическое издание в виде сброшюрованных листов печатного материала».

Со словарем не поспоришь, но о книге можно сказать и по-другому, как, например, это сделал Борис Пастернак: «Книга есть кубический кусок горячей, дымящейся совести». Книга - совесть, точное, емкое определение.

Много разных книг проходит через жизнь человека. Одни становятся любимыми, занимают особое место в домашней библиотеке, к ним периодически возвращаешься как к старым и верным друзьям, ищешь у них помощи и совета. К другим, прочитав единожды, больше не прикасаешься, они как будто канут в Лету. Встречаются и такие, которые, прочитав один раз, запоминаешь на всю жизнь, даже не перечитывая. Книги эти отпечатываются в твоем сознании навсегда, посеяв в нем «разумное, доброе, вечное».

Художественная литература - это искусство слова. Во - первых, художественная литература образец правильного литературного языка, лишенного всего наносного примитивного, примесей быта, примет времени. Во - вторых, классическая литература - высоконравственная литература, решающая вопросы человеческого бытия, затрагивающая общечеловеческие ценности, содержащая богатый жизненный опыт, поэтому литературное образование необходимо. Проводником литературного образования в школе является урок литературы.

Урок литературы может дать больше, чей сама литература, потому что это человекоформирующии урок, который обучает и воспитывает одновременно, так как учитель-словесник не только объясняет, воспроизводит учебный материал, но и трактует его, высказывает свое видение той или иной проблемы, поднимаемой писателем в своих книгах, кои являются не просто текстом, памятником, документом эпохи, а, прежде всего, помощником в нравственном поиске, в духовном становлении личности, в обретении жизненного опыта.

Урок литературы по-особенному особенный: он отвечает за человека в целом. В который раз спрашиваю себя: можно ли воспитывать уроком литературы, рассматривая такие актуальные вопросы, как отношение человека к своему труду и природе, к проблеме нравственного выбора, к сущности патриотизма и смысла жизни? Разумеется, можно и нужно, так как есть такие произведения, как «Прощание с Матерой» В. Распутина.

Готовясь к работе над повестью, в опережающем плане предлагаю учащимся прочитать произведение, подумать, как писатель компонует характеры и события, чтобы обрисовать добро и зло, причины человеческих страданий, высказать свою точку зрения на правду жизни, представленную автором, решить, какие сцены являются ключевыми, помогающими понять основную мысль книги, к которой создатель ее желает привести читателя.

Урок начинается «Мелодией» Глюка, под которую читаются записанные на доске слова Роберта Рождественского:

И Землю, эту Землю

С ее мельканьем дней,

С ее разливом вешним

И всем, что есть на ней,

То вечным, То невечным

С березкой на опушке,

Полями и лесами-

Обязаны спасти и защитить

Мы сами.

Ставлю перед старшеклассниками вопрос - задачу; в конце урока решить, почему именно эти слова взяты эпиграфом, как они связаны с темой нашей беседы.

После краткой информации об авторе называются лучшие его произведения, в том числе и «Прощание с Матерой», главные действующие лица, которой тесно связаны с природой, родной землей. Далее обрисовывается сложившаяся на Матере ситуация. В ходе работы выясняется авторская позиция по отношению к печальной необходимости затопить остров, а людям покинуть место, веками считавшееся народным домом. Особо выделяется 13 глава, где писатель дает возможность высказаться о затоплении Матеры и старым, и молодым, что выявляет, у кого из героев есть глубинное чувство Родины, а у кого нет, кто любит землю предков, а кому ничего и никого не жалко, кто взывает к совести торопливых и бездушных, не понимающих, не желающих понять единую основу человека и окружающего его природного мира. Высказываю мысль: «Прощание с Матерой» - это повесть-трагедия и прошу доказать это или опровергнуть. Ученикам не составляет труда дать положительный ответ, иллюстрируя свои суждения чтением страниц, где писатель размышляет о родственных чувствах, о смысле жизни, о пьянстве на лоне природы, о вещизме, о прощальном крике хозяина острова, о надругательстве над могилами предков, о старой лиственнице, которая не поддается расправе, от которой топоры отскакивают, как от резины; о Дарье, рядом с которой бежит зверек, будто желающий заглянуть ей в глаза, когда та навсегда покидает свой дом и идет, куда несут ноги, чтобы заглушить душевную боль, камнем легшую на сердце и терзающую ее. Стараюсь также подвести учащихся к мысли, что Валентин Распутин не является противником технического прогресса, он протестует против дефицита человечности, против провалов памяти, против душевной черствости, ратует же за то, что человек, обязан отвечать за свои поступки, чтобы техника, производство, цивилизация не убивали народные традиции, красоту, гармонию в природе и веру в добро. Несмотря на то, что среди действующих лиц книги много старых людей, повесть захватывает учеников, обсуждение идет темпераментно и оживленно. Так и должно быть, через несколько лет мои питомцы сами придут в народное хозяйство и в их руках будет судьба техники и людей, природных ресурсов и всей страны, они будут в ответе за все. Уроки «Прощания с Матерой» не пройдут бесследно, обязательно сработают в определенный период их взрослой жизни.

Безусловно, человек - хозяин природы, но этот-то хозяин зачастую оставляет после себя бесплодные, безжизненные пространства, своими собственными деяниями ускоряя экологическую катастрофу, в то время, как должен делать все для того, чтобы не умолкла и не умерла природа, потому что именно он, человек,, в ответе за окружающий нас мир, где «скала плачет», а «камень имеет сердце», которое, как и людское, «бьется и болит». К такому заключению привожу ребят на уроках по «Женьшеню» Михаила Пришвина, «Не стреляйте в белых лебедей» Бориса Васильева, «Рою» Сергея Алексеева, «Плахе» Чингиза Айтматова. Идейно-тематическое содержание перечисленных произведений позволяет повести на уроках литературы разговор таким образом, что ученики приходят к мысли о том, что человечество должно объединиться е общий рой, чтобы уберечь природу и самих себя от гибели, что каждому пора понять: природа - наш общий дом, наш храм. Авторы предупреждают, что жестокость и неразумное отношение к окружающей среде, ко всему живому рано или поздно обернется бедой для самого человека, потому что, сжигая степи, мы сжигаем свой дом, убивая животных, мы, прежде всего, убиваем самих себя и своих детей, отдаляясь от земли, от всего, что есть на ней. Эти мудрые книги в ходе коллективной работы на уроках приводят школьников к выводу: земля- кормилица наша, наш долг - оберегать ее, оглядываясь почаще на содеянное тобой, на результаты «разумной» деятельности человека, надо любить свой дом, следует опасаться не только природных экологических катастроф, «творцом» которых порою сам же человек становится, но и экологии души, губящей в человеке все человеческое, необходимо жить по людским законам, беречь и лелеять друг друга.

«Превосходная должность - быть на земле Человеком», - заявлял Горький.

Это, на мой взгляд, равнозначно евтушенковскому «человек-это событие», событие уже потому, что. он, человек, обладает памятью, точнее памятью сердца, которая включает в себя и такое понятие, как чувство любви к Родине, и когда мы говорим о природе края, то говорим и о своей земле, о своем крае, о своей стране, о России. Средствами литературы как человекоформирующего урока мы можем и обязаны прививать воспитанникам нашим патриотические чувства. Хотя сегодня, в наше трудное время, делать это нелегко, но необходимо, чтобы не высказывались суждения типа «патриотизм, верность - такие скучные, книжные слова», чтобы не «плодились и не размножались" Фомы, не помнящие родства, равнодушные ко всему и ко всем, кому не дано прочувствовать пушкинское «два чувства дивно близки нам, в них обретает сердце пищу: любовь к отеческим гробам, любовь к родному пепелищу». В качестве примера - фрагменты отдельных уроков.

9 класс Тема: «Дорогами старины святой» (вводный урок в «Слово о полку Игореве»),

На доске репродукция картины Ильи Глазунова «Россия, 100 веков», записи:

- У всякого народа есть своя Родина, и только у нас Россия.

О, светло светлая, красно украшенная земля Русская! Многими красотами дивишь ты...

Тон урока задает вступительное слово учителя:

«Родина. Отчизна. Отечество».

Удивительные слова! Так много они вмещают в себя: и «ты вся моя и вся родная, большая Родина моя», и «уголок России, отчий дом», и «мы будем вечно прославлять ту женщину чье имя - Мать»... Но замечали ли вы, как, по-особенному, тепло и нежно, звучит слово Отечество? А что включает в себя это понятие? Живое слово учителя плавно переходит в презентацию со зрительным рядом под народную мелодию и текстом:

- Отечество - это «пашни, пашни, пашни, коломенская грусть, на сердце день вчерашний, а в сердце светит Русь»;

- Отечество - это «клочок земли, припавший к трем березкам»;

- Отечество - это «скирды солнца в водах лонных»;

- Отечество - это «лишь ты, Кавказ, звенел загадочным туманом»;

- Отечество - это «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой».

«Старина глубокая» и становится содержанием урока, - путешествия по древней Руси, в ходе которого учащиеся оказываются и в стольном Киев-граде, и в Новгороде великом, и в Рязани, разоренной Батыем, и на поле Куликовом, где обязательно вспоминаем Сергия Радонежского и Дмитрия Донского, завещавших своим сыновьям заботу о счастье России, говорим о подвиге русичей во Славу земли Русской, попадаем в ярославский монастырь, где было обнаружено «Слово о полку Игореве». Это острое и необычайно стремительное, полное эмоциональной силы короткое произведение, потрясающее суровой и животворящей правдивостью, безымянный автор которого, озабоченный судьбой Родины, с высоты общенародных интересов призывал князей-полководцев к единству. Сколь мудры были предки наши, уже тогда, в стародавние времена, понимавшие, что «когда мы едины, мы непобедимы». Это ли не прекрасный повод для разговора в ходе изучения «Слова о полку Игореве» о нашей сегодняшней разобщенности, размежевании в обществе, об утрате чувства единой семьи, о притуплении глубинного смысла понятия «большая Родина», которая хоть и подавлена в настоящее время всяческими бедствиями, невзгодами и потрясениями, непременно уцелеет и восстанет в былом своем величии и мощи...

9 класс. Тема: «Кавказ в творчестве М.Ю. Лермонтова».

Как сладкую песню Отчизны моей,

Люблю я Кавказ - лейтмотив урока, который начинается под мелодию гор словами М.Ю. Лермонтова: «Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство мое, вы носили меня на своих одичалых хребтах, облатками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю об вас да об небе». Затем после краткого биографического очерка «Кавказские маршруты М.Ю. Лермонтова перед учениками чередою проходят фрагменты произведений, посвященных Кавказу это и мелодекламация, и комментированное чтение, и инсценирование, и презентация с последующей аналитической беседой по прозвучавшим произведениям, заочная экскурсия по выставочному залу под девизом «Лермонтов - художник», - с постоянным акцентом на то, с какой искренностью великий русский поэт говорил о горном крае: о его природе, о его людях, «которые вольны как, орлы», о их обычаях.

Воспитательное влияние художественной литературы на личность складывается из множества впечатлений от разных произведений, накладывающихся одно на другое, поэтому успешно прививать с помощью книг уважение к воинскому долгу и службе, любовь к нашей армии и флоту, сознательное следование героическим и боевым традициям нашего народа мы сможем, на мой взгляд, при соблюдении двух условий: во-первых, всемерно пробуждать интерес к произведениям на героико- патриотические темы, во-вторых, формировать любовь к определенному типу характера, героическому, прежде всего.

Готовясь к урокам по произведениям о Великой Отечественной войне, руководствуюсь словами К.Симонова:1 «О минувшей войне необходимо знать все. Надо знать, и чем она была, и с какой безмерной душевной тяжестью были связаны для нас дни отступлений и поражений, и каким безмерным счастьем была для нас Победа. Надо знать и о том, каких жертв нам стоила эта война, какие разрушения она принесла, оставив раны и в душах людей, и на теле земли. В таком вопросе, как этот, не должно быть и не может быть забвения». Задаю себе и ученикам вопросы:

-Любовь к Родине, Отечеству. Когда она вспыхивает в сердце человека? Как становится той силой, которая поднимает его на подвиг, вдохновляет на все, что велико и славно на свете?

-Правда войны - горькая правда. Почему нам необходимо знать ее и «все, что было не со мной помнить»?

Вместе ищем и находим ответы на страницах книг Виктора Астафьева и Бориса Васильева, Василия Быкова и Константина Воробьева, Светланы Алексеевич и Инны Фруг, Виктора Курочкина и Григория Бакланова, Даниила Гранина и Виктора Некрасова. Выбери любого автора, любые книги и приводи своих педопечных к выводу, что «каждый из защитников Родины ощущал себя всего-навсего малой частью того действительно огромного, что совершалось на войне, что «это было возвышающее душу чувство своей, хотя бы малой, но бесспорной причастности к чему-то колоссальному, что будет называться историей этой великой и страшной войны», что «война не фейерверк., а просто трудная работа, когда, черна от пота, вверх ползет по пахоте пехота», что «когда на смерть идут, поют, а перед этим можно плакать, ведь самый страшный час в бою - час ожидания атаки», что разный был возраст у стоявших насмерть, разный жизненный опыт, разных национальностей были они, но при всех различиях их объединяло одно - они одинаково не мыслили жизни своей без того, чем жил народ, судьбы своей вне судьбы народной, а когда грянула война, на зов Родины ответили одинаково: встали в строй, присягая победой, и многие не вернулись, жизнью своею, смертью своей заплатив суровому своему времени, потому что «была бы Родина» - было для них важнее всего и превыше всего, поэтому каждый из них мог бы подписаться под словами писателя- фронтовика Сергея Баруздина: «Война была для нас испытанием на человечность, на верность Родине. Как мы выстояли, всегда будет загадкой для историков, но не является загадкой для нас: мы просто так любили свою Родину, что не могли не отстоять ее».

В литературе по-прежнему остро звучит тема мира, которая неразрывно связана с темой человека. Что он и кто он? Для чего живет и о чем думает? Что делает для себя и для людей? Учителю литературы есть о чем говорить на уроках литературы, оказывая нравственное воздействие, волнуя душу и ум подростка средствами художественной литературы, делая все, чтобы у книг не было равнодушного читателями, а у общества - человека, живущего только своими интересами, потому что следует жить, делая добро людям, ибо в этом «конечный вывод мудрости земной», смысл человеческого бытия.

«Исповедью о смысле бытия» можно считать творчество В.М. Шукшина, чье «человек, будь человеком» разделяю на все 100%, поэтому обязательно изыскиваю возможность для проведения по страницам книг писателя урока-размышления «Будь человеком. Радость общения с правдой». Эмоциональным зачином становится песня В. Высоцкого «Памяти Шукшина», после чего сообщаю тему, цель, задачи урока, затем обращаюсь к классу со словами: «Есть у Василия Макаровича рассказ «Верую»; который вы сейчас услышите в исполнении замечательного артиста старшего поколения М. Ульянова. Впервые прочитав его, была потрясена. Постарайтесь, прослушав грамзапись, определить, чем он меня потряс, чему учит это небольшое по объему произведение». Ответы радуют, так как ребята останавливают внимание на ключевой мысли рассказа: жить надо верой, веруй, человек, веруй в жизнь, веруй в человека. Затем зачитываю слова писателя; «Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту». Предлагаю, опираясь на прочитанное, показать, как автор развивает эту мысль в своих книгах, порассуждать, что стоит за Шукшинским «будь человеком», каким они видят писателя и человека Василия Шукшина. Старшеклассники непременно приходят к заключению, что Шукшин - художник, мужественный, беспощадно высмеивавший разного рода хамов, бюрократов, дельцов, трусов, предателей и приспособленцев, при этом приглашавший читателей «повернуть глаза зрачками в душу» и подумать о самом себе: что ты и кто ты? Становится им ясна и позиция В.Шукшина, которая сводится к следующему:

-Какому богу молиться, человек волен выбирать сам, главное - не вредить людям, а быть полезным и нужным им.

-Как строить свою жизнь, решай сам, но чтобы это не было за счет других, чтобы это не шло вразрез морально-этическим нормам.

-Бездушье равно отсутствию совести, чести, чуткости, тот, кто бездушен, не человек.

-Жить следует народной радостью и болью,

-Не пропусти прекрасного в этом мире.

-Надо человеком быть, а не полтинники сшибать.

-Сколь ничтожны и бесславны «маленькие, ненастоящие, лживые праздники людей, живущих для своего удовольствия, и как величавы и волнительны широкие праздники души, трудные праздники людей болезненной совестливости и способности страдать чужим страданием».

-Человек рождается и живет на земле для того, чтобы делать людям добро, нет ничего важнее человека.

Таковы уроки писателя и человека В.М. Шукшина, которые становятся достоянием учеников, с которыми они будут шагать по жизни. Задача учителя - показать, опираясь на изучаемые произведения, «что такое хорошо и что такое плохо», но им, ученикам, самим решать, кем быть и каким быть, кому и чему следовать, что брать на вооружение и что отвергать, что достойно высокого звания человека что нет, ибо, как поется в песне, «человек, ты разумный и смелый, своими руками судьбу свою делай».

Так-то у Д.С. Лихачева прочитала интересное высказывание о том, что литература в России стала нацией и со времен «Слова о полку Игореве» ведет начало она как совесть народа. Русские писатели не развлекают, не информируют, а учат жить, о чем-то повествуя. Их книги помогают читателю идти по жизни с гордо поднятой головой, не нарушать этических норм, сохранить достоинство нравственно живущего человека, следовать Золотому правилу Библии: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними», духовно обогащая себя.

Обогащение ума и сердца художественными впечатлениями иногда проявляется у человека позднее, нередко после окончания школы. У разных людей неодинакова быстрота реакции на то, что они видят, слышат, но посеянные вовремя зерна дадут рано или поздно благотворные всходы, и чувства, продиктованные словами, обязательно сработают и будут волновать душу и ум наших воспитанников на протяжении всей жизни.


© 2010-2022