Урок внеклассного чтения в 6 классе по рассказу Последний дюйм

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 6 классе

Джеймс Олдридж «Последний дюйм»

Тема урока:

СУДЬБА ВСЕГДА ДАРИТ ШАНС

Цель:познакомить шестиклассников с новеллой Д.Олдриджа «Последний дюйм».

Задачи:

Образовательные:

1. Научить видеть проблему произведения, размышлять над ней, высказывать свое суждение.

2.Совершенствовать умение работать с текстом художественного произведения.

3.Актуализировать литературоведческие понятия «сюжет» и «композиция» и совершенствовать навыки работы с ними.

Развивающие:

1.Развивать умения анализировать художественное произведение как единое целое, а также вычленять ключевые эпизоды в тексте, формулировать основную идею произведения.

2.Развивать творческое воображение, умение обобщать, высказывать свою точку зрения, аргументировать ее.

Воспитательные:

1.Воспитывать нравственные, трудовые, эстетические качества личности.

2.Воспитывать чувство ответственности за судьбу близкого человека.

3.Формировать умение давать нравственную оценку деятельности человека.

Планируемые результаты:

По окончании урока учащиеся смогут:

Личностные:

-еще раз получить представление об общечеловеческих ценностях - чуткости, доброте, уважении, понимании;

-устанавливать отношения со взрослыми на основе взаимопонимания;

-разобраться в главной проблеме произведения: взаимоотношения сына и отца;

Метапредметные:

- на примере героев произведения самостоятельно принимать важные решения;

-выстраивать отношения со взрослыми на основе взаимопонимания;

Предметные:

-работать с текстом, анализировать его и делать выводы, отстаивать свою точку зрения;

-давать характеристику героям на основе их поступков.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация MicrosoftPowerpoint.

Ход урока


  1. Организационный момент: Приветствие класса.

II. Мотивация учебной деятельности. Выявление темы, постановка цели урока. (слайд 1 - Семья держится за руки)

Слово учителя: По мере взросления человека его круг общения неукоснительно растет. Появляются новые друзья, товарищи, знакомые. Мы вступаем с ними в различные виды отношений - деловые, дружеские и всегда рады, если эти отношения развиваются благополучно. Но что бы не случилось, какая бы ситуация не произошла, у нас всегда есть тыл - родители.Несомненно, это наши самые близкие и родные люди.

-Скажите, а всегда ли отношения со взрослыми складываются легко и просто?

-Что вы можете сказать о взаимоотношениях между родителями и детьми по собственному опыту? (Не всегда отношения в семье складываются легко).

- А что нужно сделать для того чтобы изменить отношения к лучшему?

(Нужно стараться понимать друг друга, прислушиваться, заботиться друг о друге.)

- А как поступают герои рассказа Д.Олдриджа? В каких отношениях они находятся в начале и в конце произведения друг с другом? Меняются ли они в течение рассказа?

- Как вы думаете, как мы можем назвать наш урок, если мы говорим об отношениях между родителями и детьми? (Изменение взаимоотношений между отцом и сыном). Учащиеся озвучили тему урока.

Жизнь порой дает нам шанс, чтобы что-то изменить в своей жизни, исправить ошибки… Я назвала этот урок «Судьба всегда дарит шанс». (слайд 2)

- А что нам нужно сделать, чтобы понять, как они изменятся? (Проанализировать текст рассказа)

- Значит, цель нашего урока рассмотреть, как изменится отношение отца к сыну в экстренной ситуации. Именно об этом мы поговорим на уроке…

Ш. Формирование новых знаний, умений и навыков. Проверка д/з

(слайд3 -портрет писателя)

1) Слово учителя о писателе.Английский писатель Джеймс Олдридж приобрёл широкую известность не только в своей стране, но и за её пределами благодаря суровой, мужественной и выразительной в своей лаконичности прозе. Его остросюжетные произведения привлекают, прежде всего, тонким анализом человеческой психологии. В них он пишет о таких ситуациях, когда от человека требуется готовность совершить ПОСТУПОК, преодолеть самый трудный, последний шаг на пути открытых, доверительных, искренних отношений с другими людьми и с окружающим миром. Писатель говорит о том, что близко ему самому, о том, что является частью испытанного и пережитого им.

В поисках жизненных и человеческих идеалов герои его произведений ищут и находят то главное, что даёт возможность изменить мир к лучшему.

«В моих книгах главная тема всегда одна и та же - выбор,- писал Дж.Олдридж. - Выбор пути, выбор действия, выбор мировоззрения». Именно этой темы автор придерживается на протяжении всего своего творческого пути, осмысливая её на различных уровнях.

Сегодня на уроке мы обратимся к фрагменту замечательной повести Дж. Олдриджа, проанализируем ключевые эпизоды произведения и постараемся ответить на очень важные вопросы…

2) Первичное восприятие.

- Интересно ли было читать эту повесть? Почему?

- О чём это произведение? ( Какова его тема?) /Вопрос формулируется в зависимости от уровня владения учащимися литературоведческими понятиями/

Ребята, вспомните, что лежит в основе любого произведения?(Сюжет)

-А что такое композиция художественного произведения? Какие знаете её элементы? И на примере текста соотнесем понятие и содержимое. (Слайд 4,5- сверка по эталону)

3)Актуализация знаний и действий учащихся.

Экспозиция

ранение Бена; неимоверные усилия отца и сына, чтобы выжить;

Завязка

успешное приземление на аэродроме Каира; начало новых, действительно родственных отношений.

Развитие действия

полёт в бухту, подготовка к съёмке, спуск под воду;

Кульминация

рассказ автора о событиях, которые предшествовали полёту в бухту;

Развязка

Бен вынужден взять сына с собой;

Сюжет

совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание художественного произведения. В сюжете отражаются характерные для жизни столкновения и противоречия, взаимоотношения людей и отношение к ним писателей.

композиция

это построение литературного произведения, расположение всех его частей в определённой последовательности и взаимосвязи.

-Итак, мы увидели, что все части композиции служат для раскрытия основной проблемы произведения.

IV. 1. Аналитическая беседа

- Насколько реалистично это произведение? Как автору удалось передать подлинность описываемых событий? (Обратите внимание учащихся на следующее: указывается время и место действия, сообщается о последствиях перегрузок, болезни героя; используются глаголы в форме настоящего времени.)

- На ваш взгляд, сколько частей можно выделить в произведении?

( В рассказе можно выделить 3 основных момента:«Взаимоотношения отца и сына до акульей бухты», «Растерзанный акулами» и «Посадка самолета»)

- Как вы считаете, в какие моменты наиболее ярко выделяются черты характера человека? ( В критические, переломные)

- В нашей повести такой момент присутствует? (Да. На Бена напали акулы, изрезали ему все тело. Главный герой находится на «волоске» от смерти).

- Скажите, как эта неудачная охота отразилась на мальчике? Один ли отец находится в опасности? ( Нет. Деви не умеет водить самолет, отец не в состоянии сесть за штурвал. Мужчина и мальчик могут остаться на необитаемом острове).

- Скажите, отчего зависит теперь жизнь героев? ( Жизнь героев зависит от своевременного решения спастись) Это возможно?

2) Исследовательская работа в группах

- Вы прочитали повесть и узнали, что говорит писатель о своих героях, их поведении по отношению друг к другу.

Домашним заданием было выписать цитаты из текста, характеризующие поведение отца и сына в ключевых моментах. Сейчас каждая группа представит результаты исследования.

Первая группа (Сбор в экспедицию) (слайд 6 - «Сборы»)

(Дети зачитывают цитаты.)

"...ему стукнуло сорок три..."

"Работа в Канаде дала хорошую закалку"

"Бен знал, что тон у него резкий... он не умеет разговаривать с мальчиком..."

"Бен пожалел, что взял с собой сына..."

"...одинокий, неприкаянный ребенок, который в десять лет чувствовал, что мать им не интересуется, а отец - посторонний человек, резкий и немногословный...";

"...каждый окрик отца доводил его до слез..."

Микровывод:Учащиеся группы делают выводы об отношении мальчика к отцу. Когда и почему началось отчуждение?

Вторая группа (Растерзанный акулами)( слайд 7-«Нападение»)

Зачитывает цитаты и наблюдает за комментариями писателя, тоном Бена и Деви после «рокового погружения»:

"Бен слишком занят, чтобы обращать внимание на то, что говорит мальчик..."

"Больше вопросов Дэви не задавал..."

"Он совсем забыл о его существовании..."

"...проговорил Бен грубовато: "Ничего с тобой не случится" .

" - Поднимается ветер, - сказал Дэви, как всегда, тихо и слишком серьезно".

"Откуда-то сверху послышался приглушенный голос сына..."

" - Что мне делать? - закричал Дэви. - Видишь, что с тобой случилось!"

- У тебя руки... - услышал он невнятный голос Дэви".

" - Знаю, - зло сказал Бен...)

"...напряженное, бледное лицо сына было искажено ужасом, но он с мужеством отчаяния старался выполнить свою задачу" .

"...Послушай, мальчик, - продолжал Бен с усилием".

"... Бен понял, что надо что-то сделать: если он умрет, мальчик останется один, а об этом страшно даже подумать. Это еще хуже, чем его собственное состояние. (Мальчика не найдут вовремя в этом выжженном начисто краю, если вообще найдут).

"...прикрикнул Бен как обычно, но тут же понял, что единственная надежда...)

"Он пристально посмотрел на сына и вспомнил, что уже давно как следует на него не глядел..."

Микровывод: Учащиеся 2 группы наблюдают за комментариями автора, о поведении и чувствах героев.Отвечают на вопрос: Почему в самые критические минуты отец думает о своих непростых взаимоотношениях с сыном?

Третья группа (Посадка самолета) (слайд8-Бен за штурвалом)

Изменились ли отношения отца и сына после испытания?

«- Я тебе скажу, сынок, а ты постарайся понять. Слышишь? - Бен едва слышал себя сам и на секунду даже забыл о боли.

"Расклеился твой старик, а? - сказал Бен и даже почувствовал легкое удовольствие от такой откровенности. Дело шло на лад. Он нащупывал путь к сердцу мальчика..."

"Сделал! Ей-богу, сделал, - подумал Бен".

"... ему приходилось целиком полагаться на мальчика"

"...приближается последний дюйм. И все в руках мальчика".

"...важно было узнать, сумел ли мальчик что-нибудь увидеть в своем отце).

"Бен знал: мальчуган вовсе не думает, что было здорово, но придет время, и он поймет... К этому стоило приложить руки".

Микровывод: Учащиеся делают вывод что Бен впервые называет Деви сынок, беспокоясь за его жизнь. Бен думает не о своей жизни, его задача - спасти сына.

3)Общий вывод по исследованию. Рефлексия

-Итак, вы наверно, обратили внимание,на то, как автор искусно передает в речи героев эмоции и чувства каждого. Теперь мы можем уверенно сказать, что отношения между отцом и сыном динамично развиваются и меняются в критической ситуации. Герои прилагают все усилия быть услышанными и сделать все возможное, чтобы спасти жизнь друг другу.

- Меняется ли отношение отца к сыну?

( До трагедии, которая случилась с ними отец относился к сыну без внимания, даже с некоторой досадой. Но мужество и самоотверженность мальчика в страшную минуту помогли отцу «разглядеть» Деви: «Он пристально посмотрел на сына и вспомнил, что уже давно как следует на него не глядел… до …он отвернулся и заплакал».

- Подумайте, есть ли шанс у героев произведения исправить свое прошлое и теперь по-новому выстроить взаимоотношения?Найдите подтверждение в тексте.

«Ему, Бену, теперь понадобится вся жизнь, вся жизнь, которую подарил ему мальчик. Но, глядя в эти темные глаза, на слегка выдающиеся вперед зубы, на это лицо, столь необычное для американца, Бен решил, что игра стоит свеч. Этому стоит отдать время. Он уж доберется до самого сердца мальчишки! Рано или поздно, но он до него доберется».

- Проанализировав рассказ, осмыслив важные стороны человеческих взаимоотношений, постарайтесь ответить на вопрос: «Почему все-таки рассказ называется последний дюйм?»

На доске заранее написано значение слова «дюйм»

Дюйм - совсем небольшое расстояние, всего 2,5 см.

Предполагаемый ответ: Название новеллы символично. Дюйм - это то расстояние, которое героям необходимо было пройти для сближения душ. К счастью, Бен и Дэви сумели с честью пройти испытания и не только остались живы, но и преодолели этот самый важный "последний дюйм", который сблизил их.

V. Подведение итогов

- Цель урока достигнута?

-Мы доказали что…

-Могут ли измениться отношения между людьми в форс-мажорной ситуации?

- Как измениться?

- Этот рассказ заставил задуматься над….

- Как вы оцениваете вашу работу на уроке?

VIII. Домашнее задание (слайд 9)

А) Нарисуйте иллюстрации к ключевым эпизодам текста

Б) Письменно ответьте на вопрос: «Как сложится дальнейшая жизнь Бена и Деви?»

© 2010-2022