Урок русского языка по теме: «Предложения с прямой речью»

При разработке данного учебного занятия я стремилась соблюсти все требования к уроку в рамках ФГОС и те требования, которые сама перед собой поставила. В ходе проведения урока я убедилась, что всем требованиям он отвечает: тема раскрыта и цели достигнуты. Актуальность и практическая значимость состоит в том, что данная тема, понятие которой вводится в четвертом классе, но тема является ведущей, так как в ЕГЭ находит отражение. Работа включает в себя оглавление, введение, обоснование целей уро...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №5» города Михайловска













Методическая разработка урока русского языка

в 5 классе по теме

«Предложения с прямой речью»



















Автор:

учитель русского языка и литературы

МКОУ СОШ №5

Есипенко Марина Александровна





























2014 г

Оглавление

  1. Введение…………….……………………………………………..3

  2. Цели урока………………………………………………………...4

  3. Формы, методы, межпредметные связи урока………………4

  4. Конспект урока…………………………………………………...5

  5. Заключение……………………………………………………...11

  6. Список литературы…………………………………………….12



































































Введение

Урок - это целостная, логически законченная часть образовательного пространства, ограниченная определенными рамками времени, в которой представлены все основные элементы учебно-воспитательного процесса: содержание, средства, методы, организационные моменты. От умения учителя правильно определить каждый из этих компонентов и их рационального сочетания зависит результативность урока.

Часто задавала себе вопрос: каким должен быть современный учитель? И пришла к выводу, что учитель - значит творец, а современный - значит креативный, мобильный, имеющий активную жизненную позицию; умеющий анализировать свое поведение; управляющий собой и своими эмоциями; стремящийся постоянно повышать свой профессиональный уровень; коммуникабельный, жизнерадостный.

Современный учитель - это организатор процесса обучения, т. е. процесса взаимодействия ученика с объектом культуры. Это помощник, осуществляющий переход к моделированию у обучающихся целостной картины мира, системного мышления.

Современный учитель - это актер, умеющий перевоплощаться. И как не странно, главная его роль - роль воина, оружием которого является слово, доброта, отзывчивость, самопожертвование за душу ребенка.

При разработке данного учебного занятия я стремилась соблюсти все требования к уроку в рамках ФГОС и те требования, которые сама перед собой поставила.

В ходе проведения урока я убедилась, что всем требованиям он отвечает: тема раскрыта и цели достигнуты.

Актуальность и практическая значимость состоит в том, что данная тема, понятие которой вводится в четвертом классе, но тема является ведущей, так как в ЕГЭ находит отражение.

Работа включает в себя оглавление, введение, обоснование целей урока, формы, методов, плана и конспекта урока, материально-техническое обеспечение, заключение, библиографический список и приложение в виде презентации к уроку.







Цели урока

Современное педагогическое понятие «урок» является исконно русским. Его корни уходят в далекое прошлое, «следы» обнаруживаются в мифологии VII-VIII веков. Слово «урок» в языческие времена - разновидность «магической, колдовской порчи человека». Корень слова - «рок», а все слово «урок» воспринималось как влияние на судьбу человека, ее изменение и не только плохими словами, но и пожеланиями счастья здоровья.

Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

Самая главная и основная цель любого урока - создание условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка. Кроме того, каждый урок должен отвечать образовательным целям, развивающим и воспитательным.

Любой урок имеет свою тему и задача учителя в ходе урока эту тему раскрыть. В своей работе я демонстрирую урок русского языка в 5 классе по теме «Предложения с прямой речью», а потому ставлю перед собой все цели, реализация которых поможет обучающимся после урока уверенно сказать: «Я понял тему».

Итак, цели:

- ввести понятие «предложения с прямой речью»;

- продемонстрировать его на конкретных примерах;

- объяснить особенности постановки знаков препинания;

- научить детей различать предложений с прямой речью и предложений с косвенной речью.

Формы, методы, межпредметные связи урока

Урок - это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы.

Выбор метода обучения - ключ к оптимизации учебного труда учителя и учащихся. Выбор метода основывается на цели обучения, на уровне возможностей учащихся, на их познавательном интересе, на наличии материальных средств обучения - в частности, учебников, ТСО, компьютеров. Выбор метода в идеале обуславливается также индивидуальными способностями, одаренностью учащихся.

В ходе урока я использую следующие методы:

- частично-поисковый;

- исследовательский;

- проблемный;

- метод беседы;

- чтение учебника;

- практической работы;

- прием «Вопрос к тексту».

Уроки классифицируют, исходя из дидактической цели, цели организации занятий, содержания и способов проведения урока, основных этапов учебного процесса, дидактических задач, которые решаются на уроке, методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся.

Урок, который я представляю в своей работе комбинированный по форме, так как включает изучения нового учебного материала и одновременно совершенствование полученных знаний, умений и навыков.

Основная технология - технология сотрудничества, используется технология перспективно - опережающего обучения, игровая технология и отчасти модульная.

Связи русского языка как предмета школьного преподавания с другими учебными дисциплинами в зависимости от дидактических целей могут рассматриваться с разных позиций.

Несомненно то, что русский язык связан со всеми школьными дисциплинами, «поскольку язык является необходимым средством выражения по всем предметам» (Ш. И. Ганелин), « поскольку он отражает все стороны действительности и поскольку без овладения языком невозможна никакая мыслительная деятельность» (В. А. Добромыслов). Наличие такой связи бесспорно. В цепочке « русский язык - другие предметы» эта связь устанавливается не столько для русского языка, сколько для всех других предметов, так как язык в качестве орудия познания является одним из решающих условий усвоения учащимися знаний по любому предмету.

На моем уроке прослеживается межпредметная связь с литературой, так как исходный текст - это авторская сказка Льва Николаевича Толстого «Белка и волк».

По итогам урока предполагается, что цели, которые я ставила в начале урока будут достигнуты, задачи решены и соблюдены все УУД. Это найдет свое отражение в рефлексии.

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС по теме:

«Предложения с прямой речью»

(5 класс)


Задачи урока:

  1. Образовательные:

  • развить умение формулировать определение понятий;

  • ввести понятие предложения с прямой речью;

  • формировать умение находить в прямой речи слова автора и прямую речь;

  • ставить знаки препинания в предложениях простейшей конструкции с прямой речью;

  • развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

  • обогащать словарный запас учащихся;

  • совершенствовать орфографические и умения.

  1. Развивающие:

  • осуществление системно-деятельностного подхода;

  • развитие критического мышления;

  • развитие внимания;

  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

  • развивать умение применять новые знания;

  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;

  • формирование логических умений;

  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

  • развитие умения формулировать проблему;

  • развитие умения работы в группах.

  1. Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к родному языку;

  • воспитание ценностного отношения к слову;

  • развитие коммуникативных УУД:

  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

  • взаимодействие учащихся в групповой работе: развитие уважения друг к другу.

Оборудование:

  • ПК;

  • мультимедийный проектор;

  • мультимедийная презентация к уроку;

  • раздаточный материал.

Структура урока:

  1. Организационный этап.

  2. Актуализация знаний.

  3. Постановка учебной задачи.

  4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

  5. Физ. Минутка.

  6. Закрепление изученного материала.

  7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

  8. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.



Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Приветственное слово учителя:

- Добрый день, уважаемые ребята! У вас хорошее настроение? (ответы детей). Надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. (Слайд 1)

Приветствие учителя, ответы на задаваемые вопросы.

  1. Актуализация знаний

-Прочитайте, что записано на доске?

- Ребята, прослушайте пожалуйста запись и ответьте мне на вопрос - что это?

Включаю запись с диалогом на иностранном языке!

Задача детей - ответить мне, что это диалог.

Ребята, верно, судя по всему, это диалог. С чего вы сделали такие выводы? ОТВЕТЫ!

Только вот совсем ничего не понятно! Я вот перевела пару слов, вот они. А вы помогите мне построить высказывание.

(Лиса, на, следы, хитрая, хвостом, снегу, заметает). (Слайд 2)

(Слайд 3)

- Чем предложение отличается от отдельных слов?

-Как вы думаете, над чем мы сегодня будем работать на уроке?

- Верно, над предложением, но необычным по своей структуре. - Запишите дату и вид работы.

(Слайд 4)

Учащиеся читают слова, отвечают на вопросы, группируют из слов предложение (Хитрая лиса заметает хвостом на снегу следы).

Делают вывод, что на уроке мы будем работать над предложением.

Записывают в тетради дату и вид работы.

  1. Постановка учебной задачи, целей урока.

Работа с текстом. Подводящий диалог. (Слайд 5)

-Прочитайте, что написано на слайде.

-Попробуйте озаглавить текст.

- Сейчас мы с вами почитаем по ролям. Что нам для этого нужно? ( Найти действующие лица.)

-Какие здесь действующие лица? С вашего разрешения роли распределю я.

( Волк, белка, автор).

- Как нужно прочитать слова белки? (С интонацией испуга. Голос нужно постараться сделать тонким, потому что белочка маленькая).

-Как прочитаем слова волка? (С вопросительной интонацией. Голос постараться сделать грубоватым, низким). Прочитайте предложение, где говорит белка (Белка стала просить: "Отпусти меня"). Запишите.

-Что интересного, необычного в этом предложении? (Это предложение состоит из двух частей). Выделите эти части. (1. Белка стала просить. 2. "Отпусти меня"). Кто произносит первую часть? (Автор)

-Как вы думаете, как можно назвать первую часть? (Слова автора)

-Что показывают слова автора?

- Кому принадлежит речь? (Белке)

-Как вы думаете, как можно назвать вторую часть? (Слова белки (говорящего).

-Правильно. В русском языке слова, переданные от имени говорящего, принято называть прямой речью.

-Как вы думаете, на какой главный вопрос мы должны будем ответить на этом уроке? (Что такое предложение с прямой речью?)

Формулирование темы урока.

Тема нашего сегодняшнего урока «Предложения с прямая речь».

(Слайд 6)

Цели урока учащиеся формулируют с помощью заполнения кластеров.

(Слайд 7)

Ответы детей на вопросы, диалог с учителем, формулировка и запись темы урока, постановка целей с помощью заполнения кластеров.

  1. Усвоение новых знаний и первичное закрепление

  1. Работа с учебником.

Слайд с вопросами.

Все группы - РАБОТА С УЧЕБНИКОМ:

  1. Из чего состоит прямая речь?

  2. Где могут стоять слова автора?

  3. Как на письме мы выделяем прямую речь?

  4. С какой буквы пишется прямая речь?

(Слайд 8)

Задача ребят - в учебнике найти ответы на вопросы.

  1. Физминутка

Ритмичный танец под барбариков

Увидеть в чем разница предложений с прямой речью и с косвенной. При предложении с прямой речью учащиеся поднимают правую руку, с косвенной - левую.

  1. Закрепление изученного материала.

  1. Учитель объясняет как строятся схемы предложения.

(Слайд 9)

  1. После этого упражнения со схемами для всех.

(Слайд 10,11)

  1. Работа в группах (всего 4 группы).

(Слайд 12-18)

  1. Работа с учебником (№346, №342, №345).

(Слайд 19)


  1. Рефлексия.

Дети строят дом!!!


  1. Домашнее задание.

  1. подберите 3 пословицы о доброте и составьте сними предложение с прямой речью.

Давайте вместе попробуем:

Все тленно, кроме добрых дел.

Составьте прямую речь с этой пословицей!

Дети составляют:

Наша учительница всегда говорит нам: «Все тленно, кроме добрых дел».

Запись учащимися задания в дневники.

































Заключение

Учебное занятие было рассчитано на 40 минут, то есть на один урок.

Структура урока включала следующие этапы: организационный этап, актуализация знаний, постановка учебной задачи, усвоение новых знаний и первичное закрепление, физ. Минутка, закрепление изученного материала, рефлексия деятельности (подведение итогов занятия), информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Цели урока реализовывались:

Через работу над текстом Л. Н. Толстого, фронтальный опрос, самостоятельной постановки целей и задач, организацию работы в творческих группах под руководством «сильных» учащихся и учителя, выступление руководителей групп, рефлексию.

Система моей работы осуществлялась через самостоятельную постановку цели в начале урока, логику в построении урока, различные формы заданий, проявления учеников в новом для себя качестве - качестве экспертов, подведение итогов после выполнения заданий и в конце урока.

Методы: использование на уроке различных форм (групповая, фронтальная, индивидуальная) и методов, быстрая их сменяемость позволяло осуществлять творческий характер познавательной деятельности.

На протяжении всего урока использовались следующие приёмы: работа над текстом, побуждающего к выявлению авторской позиции и формулировки собственного мнения по проблеме, беседа-стимул, компьютерная презентация в ходе урока, рефлексия.

На данном уроке были реализованы современные подходы к уроку русского языка:

Текстоориентированный :монологический ответ, создание собственного текста , работа с текстом публицистического стиля.

Функциональный: совершенствование собственной устной и письменной речи

Коммуникативно- деятельностный: работа с текстом, с таблицами, над частичным комплексным анализом текста.

Интегрированный подход: связь с литературой через текст. Формирование гуманистического мировоззрения учащихся посредством высказывания собственной жизненной позиции.

Личностно ориентированный подход на данном уроке был реализован в том, что я как учитель выступала в роли организатора образовательной деятельности, давала задания, консультировала, помогала, старалась, чтобы отношения учеников на уроке были основаны на взаимоуважении.

План урока был выполнен полностью.

Список использованной литературы



  1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: Кн.для учителя. М.: Просвещение, 2002 г.

  2. Жердева Л.А.Дидактический материал по русскому языку (разрезные карточки для индивидуальной работы). 5 класс/ Новосибирск, 1998г.

  3. Программа «Русский язык, 5-9 классы»,В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова, Москва, Дрофа, 2008 г.

  4. «Русский язык». Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова. М.: Просвещение, 2007.



Интернет-источники


  1. Дружба народов i048.radikal.ru/0712/51/996c2f82a79a.png

  2. Милосердие s51.radikal.ru/i132/1105/51/3bba4761137a.jpg

  3. Планета толерантности npx.autismspot.com/globe.jpg

  4. Хоровод дружбы chitalnya.ru/work/576136/



Компьютерная презентация прилагается.





12


© 2010-2022