- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Статья Использование метода исследования на уроке литературы
Статья Использование метода исследования на уроке литературы
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шепеленко Н.В. |
Дата | 18.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Использование метода исследования на уроках литературы как средства для реализации целей и задач обучения, достижения усвоения студентами нового материала.
Шепеленко Н.В.
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Хабаровский торгово-экономический техникум», г.Хабаровск
Сегодня нет такого преподавателя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь обучающихся своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого студента?» Какой современный преподаватель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески; мажорно познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности? И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к образовательным учреждениям. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление обучающимися определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка их как самостоятельных субъектов образовательной деятельности. Необходимо научить обучающихся самостоятельно учиться и добывать необходимые знания, учить умению адаптироваться в жизненных ситуациях и самостоятельно принимать решения, критически мыслить. При традиционном подходе и традиционных средствах обучения эти задачи решить достаточно сложно. Многочисленные примеры свидетельствуют о том, что одной из перспективных форм работы с учащимися, организации их научно-исследовательской деятельности является метод исследования.
Метод исследования, во-первых, позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования - проблему мотивации. С помощью традиционных методик студентов учебой не увлечь. Не только отстающие, но и одаренные ребята тоже, бывает, скучают на уроках.
Во - вторых, выполняя исследование, обучающиеся осваивают алгоритм такой деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания.
На уроке литературы исследовательская деятельность может быть как отдельным этапом (как метод на этапе объяснения материала или выполнения домашнего задания), так и занимать весь урок, превращая его в урок-исследование, и даже проходить через всю тему, охватывая целый ряд уроков.
Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, является создание проблемных ситуаций на уроке. На таком уроке реализуется исследовательский подход к обучению, смысл которого заключается в том, что обучающийся получает знания не в готовом виде, а «добывает» их в процессе своего труда. В процессе такой систематической работы на уроке формируются регулятивные, познавательные, коммуникативные действия, реализуются общие компетенции.
Критическое мышление - это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши обучающиеся часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, обучающиеся должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.
Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии: «Вызов - Осмысление - Рефлексия».
Первая стадия - вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у обучающегося знания по данной теме или проблеме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать к учебной деятельности; сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы; побудить обучающегося к активной работе на уроке и дома.
На уроке литературы при изучении темы «Поэзия Серебряного века. Футуризм» вместе с обучающимися формулируем цели урока: открыть для себя феномен литературного направления «футуризм»; провести исследование произведений футуристов и сформулировать вывод: в чем особенность и уникальность поэзии футуристов. В качестве вызова предлагаю познакомиться со стихотворением поэта А. Крученых и определить, о чем это произведение. Обучающиеся, соответственно, высказывают разные мнения, но приходят к одному выводу, что это просто набор слов, потому что невозможно определить тему и основную мысль текста.
Дыр бул щыл
Убеншщур
Скум
Вы со бу
Р л эз.
Ввожу понятие «заумный язык» и предлагаю определить значение приставки в слове «заумный». Студенты для себя делают «открытие №1»: «заумный», т.е. выходящий за грань ума, дающий свободу фантазии.
Естественным образом возникает проблемный вопрос: есть ли смысл создавать бессмысленные тексты? Чтобы ответить на вопрос, прошу прослушать стихотворение В. Хлебникова «Бобэоби пелись губы…» и нарисовать рисунок - ассоциацию.
Наступает вторая стадия развития критического мышления - осмысление. Здесь решаются другие задачи. Эта стадия позволяет обучающемуся получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями, найти ответы на вопросы. Студенты формулируют в качестве вывода «Открытие №2»: функции заумного языка заключаются в том, что этот язык способствует возникновению ассоциаций. В качестве закрепления вывода предлагаю в группах с помощью языка, подобного футуристическому, изобразить понятия: «длинная шея», «кудри», «рассвет». Выполняя данную работу, обучающиеся убеждаются в том, что далеко не просто найти оптимальное сочетание звуков, для того чтобы возникла ассоциация.
После знакомства со стихотворением В. Каменского «Жонглер», появляется «Открытие №3»: с помощью набора звуков можно изобразить движение. Предлагаю показать, как работают технологи, бухгалтеры, официанты, используя язык футуристов. Это задание студенты выполняют в группах.
Создавая такие произведения, обучающиеся выходят за пределы рационального, понимая, что каждый звук самодостаточен. «Открытие №4» формулируется естественным образом: заумный язык учит выходить за рамки разумного, штампованного, референтного и возвращает закрепощенного человека к естественному началу, открывая в нем истоки для творчества.
Метод исследования позволяет научить обучающихся читать осмысленно текст, развивать критическое мышление, формулировать выводы, формировать интерес к литературе, решать поставленные проблемы, реализовывать общие и ключевые компетенции.
Третья стадия - рефлексия. Здесь основным является целостное осмысление, обобщение полученной информации, присвоение нового знания, новой информации, формирование у каждого из обучающихся собственного отношения к изучаемому материалу.
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах. Для осмысления полученной информации, предлагаю обучающимся написать синквейн, самостоятельно определив его тему, созвучную уроку, эссе на тему «Футуризм - пощечина общественному вкусу?»
Технология урока-исследования позволяет достичь целей образования в контексте компетентностного подхода: обучающиеся учатся самостоятельно анализировать ситуации, принимать оптимальные решения, решать проблемы, объяснять явления действительности, их причины, взаимосвязь, учатся учиться определять цели, пользоваться разными источниками информации, оформлять наблюдения и выводы, находить оптимальные способы решения, взаимодействовать.
Исследование текста, способствующее осмыслению, позволяют реализовывать не только образовательные задачи, но и воспитательные. Обучающиеся могут по-новому взглянуть на себя и на реалии своей каждодневной жизни, на историю и культуру своей страны. Все это, в конечном счете, способствует формированию активной гражданской позиции обучающихся и максимальному развитию индивидуальных способностей и талантов каждого.