Исследовательская работа на тему Дневники из прошлого

Исследовательская работа ученицы Дорджиевой Е. основана на изучении и анализе дневников известного в Калмыкии костоправа, целителя Цаганкаева Модлы. Он обладал необыкновенным даром от природы, был человеком большого мужества. В дневниках велись записи, рассказывающие о случаях оказания медицинской помощи целителем, начиная с довоенных времен. Удивительно, что даже в условиях депортации, когда калмыки были ущемлены в правах, талант целителя был признан местными властями, к нему обращались за помо...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОБУ «Троицкая гимназия им.Б.Б.Городовикова»

Конференция

«Бичкн торскм»

Секция: Археология

Тема: Дневники из прошлого: непридуманные истории.



Автор работы: Дорджиева Евгения,

ученица 11 «б» класса

Руководитель: Башанкаева Галина Улановна,

учитель русского языка и литературы



с.Троицкое, 2013 г.

Содержание

Введение.

1

I. О жизни костоправа и судьбе его дневников.


1.1. История появления дневников в семье Башанкаева В.А.

2

1.2. Краткие страницы биографии М. Цаганкаева

3

II. Результаты исследований и их обсуждение.


2.1.Умелый костоправ и врачеватель

4

2.2. Дневники - свидетельство ответственности и профессионализма

5

Заключение. Выводы и перспективы.

9

Список источников и использованной литературы.

10

Приложения.







Введение.

В древние времена считалось, что настоящим костоправом может стать только человек, имеющий достаточно высокий уровень духовности. Под последней понимается вовсе не религиозность (далеко не все костоправы обязательно являются людьми воцерковленными), а нечто большее. Большее, чем это даже трактуется в классическом определении этого понятия - «Духовность - отрешенность от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа». (Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова). Так и для костоправа: для него полное раскрытие таланта, дара возможно только тогда, когда он найдет в себе силу любви и жертвенности, сумеет направить ее на своих пациентов. Эту силу нельзя вызвать за деньги, и именно поэтому не может быть костоправом человек, рассматривающий свой дар исключительно в качестве средства личного обогащения…Несомненно, что и в наши дни эти критерии актуальны.

Актуальность выбранной нами темы в том, что в настоящее время немало людей, которые объявляют себя целителями, не имея на то оснований, порой преследуя лишь материальное обогащение. Они приносят непоправимый вред физическому и духовному здоровью людей. Тем более, что люди сейчас стремятся защитить свое здоровье от вредного влияния экологии, химических препаратов, обращаясь именно к народной медицине. Поэтому знания таких истинных целителей, как дед Модла, их жертвенное отношение к своему делу, их бескорыстие и желание приносить людям пользу, делать добро при любых жизненных обстоятельствах, в том числе и в положении ссыльного в далекой Сибири, может послужить примером для многих современных людей. Особенно своевременно сказать об этом в преддверии печальной даты - 70-летия депортации калмыцкого народа.

Тема нашего исследования: «Дневники из прошлого: непридуманные истории».

Целью данной работы является исследование страниц истории развития калмыцкой ветеринарии и домашнего врачевания посредством изучения Дневников известного костоправа и врачевателя Цаганкаева Модлы Дорджиевича.

Задачи:

1.Изучить биографические данные М.Д.Цаганкаева

2.Ознакомиться с историей появления и хранения дневниковых записей М.Д.Цаганкаева

3. Провести анализ деятельности М.Д.Цаганкаева по его дневниковым записям.

Методы и приемы исследования: - собеседование и интервью;

- анализ; - сравнение;

Предмет исследования - изучение истории различных обществ и законов их развития на основании вещественных источников. Также это изучение законов общественного развития в их конкретных проявлениях.

Исследуя выбранную проблему мы собирали материал из газет разных лет, из художественной литературы (роман К.Эрендженова «Береги огонь»), из научных трудов кандидата наук Борджановой Т.Г. («Обрядовая поэзия калмыков»), консультаций с сотрудницей КИГИРАН Шараевой Т. И., кандидатом исторических наук, из личных встреч с родственниками деда Модлы, его бывшими пациентами, односельчанами, проживающими в с. Троицком, в п. Хар -_Булуг, в п. Бага-Чонос, г.Элисте в течение двух месяцев. Весь материал был приведен в соответствие за 14-15 дней.

Изучая дневники Цаганкаева М.Ц., мы классифицировали все случаи по времени регистрации, по видам болезней, по географическому месту деятельности лекаря. Сопоставляя и анализируя факты, сделали выводы о наиболее частых диагнозах, о причинах подобного ведения записей, о нравственных качествах народного врачевателя.

I. О жизни костоправа и судьбе его дневников.

1.1.История появления Дневников в семье Башанкаева В.А.

Предметом нашего исследования стали Дневники (№1, №2) известного в свое время костоправа, врачевателя Цаганкаева Модлы Дорджиевича, проживавшего в Кетченеровском районе. Дневники эти хранятся в семье Башанкаева Виктора Андреевича, кандидата ветеринарных наук, уже более 30 лет. Известный костоправ приходился ему родственником, был очень почитаем в их роду. Когда Виктор Андреевич и его брат Николай в конце 70-х годов прошлого века заканчивали институты в г. Ставрополе, их отец Андрей Андреевич повез сыновей к уважаемому родственнику для благословления. Совершив необходимые ритуалы, дед Модла пригласил к их беседе свою жену Амуланг и сказал ей, что после его смерти дневники должны быть отданы Виктору, видимо, потому, что тот заканчивал ветеринарный факультет. В декабре 1979 года дед Модла скончался, ему было уже далеко за 80 лет. После сорокадевятидневных поминок согласно завещанию деда дневники были отданы Виктору Андреевичу, который тогда уже работал главным ветеринарным врачом в совхозе «Балковский» Целинного района. С тех пор они бережно хранятся в семье Башанкаевых как дорогая, памятная реликвия.

1.2. Краткие страницы биографии Цаганкаева М.Ц.

Цаганкаев Модла Дорджиевич родился примерно в 1893 году, принадлежит к роду асмудов. Их было трое братьев (генеалогическое древо см. Приложение №1). Вероятно, даром врачевания обладали их предки, и этот дар передался и старшему брату Балтыку, и среднему брату Модле. Борджанова Т.Г. пишет в своей книге: «Дар костоправов-отчи («отч» переводится как «лекарь») переходит по наследству. У калмыков наследственный дар…приходит в 25-летнем возрасте. С наследниками специально проводился обряд передачи дара. Отчи в равной степени способны лечить как людей, так и животных». Константин Эрендженов, известный калмыцкий писатель, уроженец этих мест, в своем романе «Береги огонь», носящем автобиографический характер, повествует о том, как Бату, героя романа, с больной ногой привезли к знахарю Цаганкаеву Балтыку: «…знахарь…осмотрел опухоль, отрезал ножом свежие шкурки от ножки забитого барана, посолил эти шкурки мелкой солью и долго тер их до появления пены. Потом наложил соленую шкурку на больную ногу Баты и туго перевязал. Этот соленый «пластырь» высасывал гной из опухоли…» (гл.7, стр.98).

Средний брат Модла занимался врачеванием с самой молодости, продолжал помогать людям и животным в сибирской ссылке, работая в колхозе ветсанитаром, и после возвращения из нее вплоть до самой смерти. В Дневнике №1, сохранилась запись, сделанная самим Цаганкаевым М.: «С тринадцати лет я все время пас скот до 20 лет. За долгие годы я все время приглядывался ко всему где какой скот заболеет. Стал помаленько лечить. В 1930 году я стал работать в колхозе им «Сталина» санитаром. Я в курсы санитара не учился. И вот за эти долгие годв я порникал ко всему как лечить его что нужно сделать. Вот стех пор я стал лечить скот и работать» (сохранены орфография и пунктуация оригинала, (см. Приложение №2). В своей книге «Обрядовая поэзия калмыков» кандидат филологических наук Борджанова Т. Г. (стр.72) также приводит данные о том, что «известный костоправ-отчи Модла Цаганкаев практиковал с ранней молодости, в сибирской ссылке и после возвращения из нее, до самой смерти…». Все послесибирские годы он жил безвыездно в п. Шатта Кетченеровского района.

II. Результаты исследования и их обсуждение.

2.1. Умелый костоправ и врачеватель.

Односельчанка и родственница деда Модлы Джалова Валентина, проживавшая в ссылке в одной деревне с ним, вспоминает, что к нему обращались за помощью люди со всех окрестных деревень с переломами, вывихами и другими подобными проблемами. Он излечивал и людей, и животных. За помощью к нему обращались и специалисты местного колхоза им. Ворошилова, соседних колхозов, и Цаганкаев М. занимался лечением животных. Этому есть подтверждение в его Дневниках. В каждом подобном зарегистрированном случае названы фамилии специалистов и зафиксированы их личные подписи. Видимо потому, что он не имел специального образования, тем более был ссыльным человеком, Цаганкаев М. старался оградить себя от возможных гонений. В этом же Дневнике находится справка, выданная председателем колхоза Семянниковым, в которой он удостоверяет подлинность подписей специалистов и колхозников (их фамилии также имеются в Дневнике), получивших помощь костоправа. В ней указывается период с 10.09 1948 года по май 1956 года и указывается количество страниц в дневнике (33 стр.), где зарегистрированы и зарисованы все случаи обращения к врачевателю за этот период. Справка выдана 30 июля 1956 года, подписана председателем и закреплена печатью (см. Приложение №3).

В Дневнике №2 зарегистрированы случаи обращения к костоправу людей в разные годы. Среди них встречается немало знакомых фамилий из всех окрестных сел, в том числе и из Целинного района. Нам удалось разыскать некоторых из них, несмотря на то, что прошло уже немало лет. Вот что вспоминает Кикеев Дмитрий Харцхаевич, 1951 года рождения, житель с. Троицкое, обращавшийся к костоправу в возрасте 16 лет: « Жили мы в то время в Балковском. Стоял декабрь 1968г. Зима была очень снежной. На уроке физкультуры я прыгал с горки через трамплин и получил травму. По большому снегу было не проехать на машине, и отец на санях с лошадьми повез меня за 40 км. к деду Модле. Он осмотрел меня, нашел перелом ключицы, вызвал сельского врача и в его присутствии стал лечить меня. Сначала вправил ключицу на место, затем намазал столярным клеем выделанную шкурку с дырками и заклеил. Оставил меня в Шатте для дальнейшего лечения на неделю. Под Новый год я уже и не вспоминал об этом случае, так все хорошо залечилось. Когда уходил в армию и проходил медосмотр, хирург удивился, что в месте перелома нет мозоли, характерной в таких случаях. Но узнав, что лечил дед Модла, сказал; «А-а, ну тогда ясно…». Помню еще, как в конце 60-х или в начале 70-х годов сломала ногу лошадь, занимавшая на скачках призовые места. Управляющий даже плакал. Лошадь загрузили и повезли к деду Модле. Он собрал ногу по косточкам, впоследствии эта лошадь еще не раз занимала призовые места».

Также мы встретились с жительницей п. Бага-Чонос, 78 лет, Прудниковой Феодосией Ильиничной, обратившейся к деду Модле 3 октября 1967 года с вывихом ноги. Она вспоминает, что работала в то время на заправочной станции совхоза и неудачно спрыгнула с подножки бензовоза. Ей сразу же люди рекомендовали обратиться к деду Модле. Он оказал ей необходимую помощь, до сих пор она с теплотой вспоминает о нем: «Я так ему была благодарна. Нога меня больше никогда не беспокоила. Жаль, что сейчас нет таких мастеров своего дела, настоящих врачевателей. Людям этого очень не хватает. А в свое время всем оказывали неоценимую помощь не только дед Модла, но и такие целители, как Намка Кичиков в Заливном, Маани в Западном. А теперь таких уже нет» (фото см. Приложение №4,5).

Двоюродная сестра Цаганкаева М.Д., проживающая в п. Хар-Булук и также обладающая в определенной степени даром костоправства(фото в Приложении №5), вспоминает, что в 1960 году на мотобольном матче в Элисте упал с мотоцикла и сломал ногу какой-то, как ей кажется, ставропольский игрок, что дед Модла, к которому обратились за помощью, по косточкам собрал ногу игроку, что именно после этого официальная медицина нашей республики признала профессионализм костоправа.

2.2. Дневники - свидетельство ответственности и профессионализма.

В Дневнике №1, посвященном животным (Приложение №3), зарегистрировано около 140 случаев обращения к костоправу с различными случаями травм и болезней. Все они сопровождаются оригинальными карандашными рисунками с указанием места травмы или перелома. Относятся они к периоду с 1934 по 1957 год: 1934 г.-1 случай. 1935 г.-1 случай, 1938 г.-1 случай, 1943 г.-1 случай. Эти случаи охватывают время до выселения калмыков в Сибирь. В годы ссылки, проживая на территории колхоза имени Ворошилова Андреевского района, Модла Цаганкаев работал санитаром в данном колхозе и занимался лечением животных только с разрешения специалистов колхоза и в их присутствии. Каждый описанный случай подтверждается подписью специалиста (см.Приложение №2). В 1948 г.-1 случай, в 1949 г.-1 случай, 1951году зарегистрировано 2 случая оказания помощи животным, в 1952 г. - 4 случая, в 1953 -9 случаев, 1954г. - 10 случаев, в 1955 г. - 7 случаев, в 1956 г. - 23 случая, в 1957 г. - около 50 случаев. После возвращения из ссылки Модла Дорджиевич продолжает ветеринарную и медицинскую практику вплоть до самой кончины. В журнале отражены 20 случаев обращения с болезнями животных в период с 1958 по 1966 годы.

Анализируя данные Дневника, можно назвать наиболее часто встречающиеся диагнозы животных, с которыми обращались к костоправу и с которыми он успешно справлялся. С крупным рогатым скотом разного возраста встречаются более 70 случаев: с переломами разных костей - 5, трудные роды-16, невыпадение последа-10, воспаление и выпадение матки-5, воспаление вымени- 5, припадки-2, паралич-1, остановка желудка-3, угроза выкидыша-7, воспаление мочевого пузыря- 2, воспаления от различных механических поврежедений -3.., образование межреберных дырок -2 случая. Модла Дорджиевич называет эту болезнь «цорха» по-калмыцки. У молодняка чаще всего встречаются понос, воспаление легких, воспаление пуповины - 10 случаев (120 гол.), рахит - 3, лишай-3 случая (32гол.).

У лошадей разного возраста встречаются чаще всего переломы - около 20 случаев. Также можно отметить такие диагнозы, как трудные роды (3), выпадение матки(2), угроза выкидыша(2), припадки(20), травмы, заражения(6), разрыв сухожилий(1), болезнь глаз(1), сибирская язва(1). Во всех случаях отмечается выздоровление животных.

У овец зарегистрированы случаи с такими же диагнозами: трудные роды(3), переломы(8), выпадение матки(2), угроза выкидыша(2), невыпадение последа(4), воспаление вымени(5), болезни глаз, травмы. У молодняка отмечены случаи воспаления после неудачной кастрации, которую выполнили специалисты колхоза, а Модла Дорджиевич исправлял их ошибки.

Есть в Дневнике один случай обращения в 1938 году по случаю трудных родов у верблюдицы из колхоза им. Ленина (Приложение №6).

Данный анализ позволяет говорить о том, что дед Модла справлялся с самыми различными видами заболеваний у всех домашних животных, несмотря на отсутствие специального образования, пользуясь тем даром, которым его наградила природа. При этом он не считался со временем, никогда никому не отказывал в помощи, не стремился на этом зарабатывать какой-то капитал.

«А стать костоправом можно только человеку, которому эта способность дана от рождения или от Бога, если угодно…- можно прочитать на сайте Центра «Артротон». «Во времена оные» - то есть тогда, когда костоправы считались своего рода национальным достоянием, и их труд был широко востребован не только жителями близлежащих деревень, но и в армии, для нужд которой людей с подобными способностями специально разыскивали. В одном из дореволюционных источников, касающихся методов народной медицины, указывалось, что подобных людей рождается примерно один на 10 000, и из них в лучшем случае один из десяти оказывается способным в полной мере раскрыть свой потенциал, потому что не имели возможности получить необходимую теоретическую подготовку. И получалось, что какой-нибудь талантливый костоправ в лучшем случае трудился на конюшне, помогая выхаживать барских лошадей и не понимая, что его дар может помочь сотням больных людей.

Тем не менее, известно, что практически при каждом казачьем полку был свой штатный костоправ - причем полк без него даже не должен был выходить в поход. Есть официальные документы по структуре кирасирских полков начала 19 века . Там медицинская служба, обслуживавшая более 750 человек, состояла из следующих специалистов: полковой лекарь, младший лекарь, полковой фельдшер и полковой костоправ… К таким людям относились с большим уважением. Ведь если лекари нужны были, в основном, в случае боевых ранений или болезней, то костоправ находил себе применение всегда, как в мирное, так и в военное время».

Дневник №2 (Приложение №7) отражает случаи заболевания и травмирования людей. Зарегистрировано их около 100. Регистрация с карандашными рисунками, указанием имени и фамилии больных, места их проживания охватывает период с 1967 по 1971 годы. Возраст пациентов разный, география проживания охватывает в основном поселки Приозерного и Целинного районов, есть случаи обращения жителей г.Элисты, Ростовской области. Часто пациенты сами оставляют эти записи, сопровождая их словами благодарности. Примерно половина случаев - это вывихи различных суставов и половина - переломы разных костей. Интересно, что каждый случай лечения больных костоправ выполняет с разрешения главного врача участковой больницы Вербицкого Василия Ивановича, работавшего в те годы в п. Шатте. По воспоминаниям Кариковой Галины, медсестры участковой больницы в те годы, в прошлом Василий Иванович был военным врачом, родом - из Ростовской области. В Дневнике есть две справки, написанные им в разное время (в августе 1968 г. и в июне 1969 г.), в которых участковый врач официально подтверждает оказание медицинской помощи людям Цаганкаевым М.Д. в данный период с указанием количества случаев (см. Приложение №8).

Как было сказано выше, все зарегистрированные случаи, имеющиеся в обоих Дневниках, сопровождены карандашными рисунками с изображениями людей и разных животных. На рисунках указаны места травм и переломов. Можно предположить, что дед Модла делал это по нескольким причинам:

1. Очень скрупулезно и ответственно относился к своему делу.

2.Фиксировал успешность своих методов лечения, подтвержденных специалистами, поскольку не имел юридического права на лечение.

3. Хотел оставить потомкам информацию о своей деятельности для дальнейшего их использования.

Необходимо отметить, что в некоторых случаях Модла Дорджиевич не только фиксирует случаи обращения и констатирует успешность лечения животных, но и оставляет описание способа лечения и некоторые рецепты. Например, при лечении воспаления вымени у кобылы Машки 2.04.1957 г. в Сибири: «Лечил я так. Прикладывал тряпку намоченню в холодной солоной воде. Натиранье делал ихтиоловой мазью с водкой смесь, рыбий жир с скипидаром смесь. И вылечил я так ее». Рецепт лечения телят от поноса, воспаления легких, воспаления пуповин в 1957 году описывает так: «…давал порошок «синтомецин». От воспаленья легких давал укол «стрептомицин», внутренне давал «норсульфазол». Теляты пупом болееших лечил марганцовкой прицовал иодом мазал». Описано воспаление легких у коровы колхозницы Люц Марии: «…10 капли чистой скипидар дал внитринее, и сделал укол пинцылиной». При вздутии живота у теленка «напоил я его водкой смесь с чиснаком и стал я ее массажировать в бок. Тогда воздух стал выходить через рот, и так я его вылечил». Лишай лечил «чистым кирасином». Образование межреберных дырок у коров костоправ называет по - калмыцки «цорха» и лечение применяет следующее: «Нагревают кирпич, горячим кирпичом натирают» (сохранены орфография и пунктуация оригинала, (см. Приложение №9).

Приведенные в Дневнике рецепты констатируют, что народный врачеватель использовал в лечении животных старинные народные рецепты, сложившиеся у калмыков издревле, знал многие официальные ветеринарные препараты, хотя не имел специального образования. Это подтверждает наше мнение, что дед Модла был очень преданным своему делу мастером, очень любознательным и ответственным человеком.


Заключение. Выводы и перспективы.

Изучение данной темы, исследование Дневников открыло для меня много неизведанного в области народного целительства, открыло много неизведанного в истории нашего народа, показало мудрость и природный талант настоящих выходцев из народа. Работая над темой, сравнивая ценности нашего времени и тех далеких лет, прихожу к выводу, что поколение наших предков было неизмеримо выше в духовном плане.

В процессе исследования я узнала, что врачевание, целительство было неотъемлемой частью традиций нашего народа, что оно основывалось прежде всего на жертвенности и бескорыстии. Автор Дневников и был человеком, в котором сильны были такие начала, как любовь к людям, к животным, преданность своему делу, бережное отношение ко всему на земле.

Его сын Цаганкаев Петр тоже помогал людям, потому что некоторые навыки и умения перенял от отца (умел вправлять вывихи, лечил переломы).

Жизнь народного врачевателя и костоправа Цаганкаева Модлы Дорджиевича и его Дневники привели меня к следующим выводам:

- необходимо бережно относиться к наследию предков и трепетно их изучать;

- следует пропагандировать наследие таких людей как дед Модла с целью воспитания любви к людям, к животному миру, к родной земле;

- надо увековечивать имена и дела талантливых выходцев из народа для последующих поколений;

- необходимо сохранять твердость духа, жизнелюбие, веру в лучшее при любых жизненных обстоятельствах;

Родственники и земляки деда Модлы приняли решение в сохранившемся доме Цаганкаева М.Д. в п. Шатта открыть музей (Приложение №10), построить рядом с домом в память о нем субурган (об этом пишет газета «Известия Калмыкии).

Думаю, что Дневники могут дать еще не одну тему для исследования. Например, по ним можно проследить историю жизни наших земляков до выселения, в Сибири, потому что есть много имен сибиряков, живших рядом с нашими предками, помогавших им переносить невзгоды ссылки, есть и имена калмыков, проживавших в этой деревне Тычкино Андреевского района Новосибирской области.



Список использованных источников и литературы.

  1. Дневник №1 Цаганкаева Модлы Дорджиевича.

  2. Дневник №2 Цаганкаева Модлы Дорджиевича.

  3. К. Эрендженов. Береги огонь. Роман в 2-х книгах. Элиста, 1982 г.

  4. Т.Г.Борджанова. Обрядовая поэзия калмыков. Элиста, 2007 г.

  5. «Хальмг унн». Газета от 14.02.2013 г. Статья «Земля славного асмудского рода» журналистки Р.Эрендженовой.

  6. «Известия Калмыкии». Газета от 26.06.2012 г. Заметка «В память о целителе».

  7. Сайт Центра «Артротон». artroton.ru









13



© 2010-2022