- Преподавателю
- Русский язык и литература
- «Культура речи делового человека»
«Культура речи делового человека»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Петрова С.Н. |
Дата | 31.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Программа прикладного курса
«Культура речи делового человека»
Автор: Петрова С.Н. -
учитель русского языка и литературы
Целинной средней школы
с Целинное
Представленная программа может быть использована в системе профильного обучения в старших классах.
Даны пояснительная записка с обозначением цели, задач курса, показано содержание прикладного курса, календарно-тематическое планирование, указаны сведения, для кого предназначен курс
Программа рекомендована для учителей школ.
Рецензенты: методическое объединение учителей
гуманитарного цикла Целинной средней школы
Пояснительная записка
в соответствии с Государственной программой развития образования в Республике Казахстан на 2005 - 2010 годы, государственными стандартами образования важнейшими задачами казахстанской системы образования является обновление содержания и структуры образования.
Сегодня мы должны готовить разносторонне развитую, социально адаптированную, способную к самореализации, полилингвальную, поликультурную, конкурентоспособную личность. Одним из показателей образованности и культуры является владение языком.
Работа по развитию культуры речи учащихся - это не только работа над правильностью, ведь кроме этого к хорошей речи предъявляются множество требований: простоты, ясности, богатства, разнообразия и интонационной выразительности.
В повседневной жизни мы идем не от слова к мысли, а от мысли к слову, от ситуации общения, коммуникативной задачи - к высказыванию, уместному в данном случае. Поэтому, ограничивая работу над связной речью только изложениями и сочинениями с языковым заданием, мы не можем подготовить учащихся к тем естественным ситуациям общения, когда нужно что-то доказать, в чем-то убедить, посоветовать и т д. Человек должен уметь общаться, и этому нужно учить.
Данный курс рассчитан на 34 часа. Целью данного курса является углубление представлений о речевой культуре и речевом этикете, его функциях в общении и актуальности в современной жизни.
Курс предполагает формирование умения человека отбирать и сознательно использовать в публичном выступлении, частной или деловой беседе те элементы единой системы языковых средств, которые позволяют ему наилучшим образом обеспечить в каждой конкретной ситуации достижение цели деловых или личностных коммуникаций.
Учащимся будет представлена возможность познакомиться с речевым этикетом, так как степень владения речевым этикетом определяет степень профессиональной пригодности человека. Это относится, прежде всего, к государственным служащим, политикам, педагогам, предпринимателям, юристам - всем тем, кто по роду своей деятельности постоянно общается с людьми.
Мы должны развивать в учащихся умение не просто общаться, создавая уместные речевые жанры, но и умение эффективно общаться. Для этого в данном курсе мы попытаемся раскрыть само понятие общения. Важно, чтобы будущие выпускники владели речью, легко могли входить в контакт с людьми, умели общаться в различных ситуациях, были настроены на конструктивный диалог, умели успешно взаимодействовать с коллегами, партнерами.
В данной программе гармонично сочетаются занятия по теории, практически упражнения, проектная деятельность учащихся, что способствует активизации умственной и творческой деятельности. Ребята познакомятся с правилами общения в сети Интернет и культуры проведения телеконференций, будут учиться пользоваться электронной почтой, заниматься исследовательской работой в поисках различной информации.
Надеемся, что знания, которые школьники почерпнут в ходе изучения материала, представленного в данном курсе, будут им интересны и помогут им в дальнейшем найти свое место в жизни, адаптироваться к ее быстро изменяющимся условиям и, следовательно, быть социально активными личностями. Именно в решении задач современного общения мы видим актуальность данного курса, создающего базу для формирования коммуникативных умений школьников.
Цель курса:
-
Ознакомление с различными стилями общения и речевого поведения, основами речевого этикета.
-
Углубление ранее полученных знаний, расширение кругозора и практических умений школьников.
-
Применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
-
Освоение знаний о языковой норме русского языка и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения.
Задачи курса:
-
Увеличение словарного запаса, расширение круга используемых языковых и речевых средств.
-
Совершенствование коммуникативных способностей, развитие готовности к речевому взаимодействию, межличностному общению, социальной адаптации, готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии.
-
Овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать, языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения.
Компетенции:
-
Нормы современного литературного русского языка, нормы речевого поведения в социально культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
-
Проводить лингвистический анализ текстов, различных функциональных стилей и разновидностей языка.
-
Основные требования к составлению плана, тезисов, конспекта.
-
Нормы речевого поведения и общения в различных ситуациях.
-
Основы культуры делового общения.
-
Правила общения по телефону.
-
Правила составления, написания простых и деловых бумаг.
-
Владеть элементарными навыками редактирования текста.
Знания:
-
Основные понятия - язык, речь, культура речи, речевой этикет.
-
Разновидности литературного языка и их функциональное назначение, нормы лексики, фразеологии и произношения современного языка.
-
Понятие стиля, функциональное назначение, специфику лексики, фразеологии, синтаксиса каждого стиля речи.
-
Простые и сложные речевые жанры, специфику высказываний, характерных для определенных жанров.
-
Важность соблюдения языковых норм, стилей речи и их специфику, отличительные черты письменной и устной формы.
-
Определенные понятия, «слоган» как языковое явление, его роль, историю возникновения и развития.
-
Основные приемы и методы применения выразительных средств языка, используемые в рекламе.
-
Основные жанры газетных, журнальных публикаций, радиопередач, используемые средства речевой выразительности и речевого общения.
-
Назначение деловой документации, особенности ее составления и написания.
-
Особенности эпистолярного жанра, отличие частной и деловой переписки, использования характерных речевых формул; требования, предъявляемые к деловой переписке, структуру делового письма.
-
Общепринятые этические требования эффективного общения по телефону, основные речевые формулы и этикет телефонного разговора.
-
Правила общения в сети Интернет и культуры проведения телеконференций.
-
Правила этикета в бизнесе и в деловых отношениях.
-
Определение понятия профессиональной этики, некоторые требования к отдельным видам профессиональной этики.
-
Об этикете в конкретных условиях рабочей обстановки.
-
Основные этапы проведения исследовательской работы, поиска и грамотного составления материала; приемы и методы публичного представления результатов исследования.
Умения:
-
Формулировать понятие, рассуждать, делать самостоятельные выводы.
-
Различать виды литературного языка, применять знания в собственной речевой практике.
-
Отличать стилистику одного текста от другого, аргументировать свои доводы, приводить примеры применения стиля в разных сферах деятельности человека, систематизировать полученные знания в виде тезисов, конспектов, плана.
-
Выделять важнейшие опорные слова в тексте, составлять текст разных стилей и жанров, пользоваться при построении собственного высказывания лексическими средствами, присущими избранному стилю и жанру.
-
Соблюдать языковые и стилистические нормы спонтанной речи, художественном описании и самостоятельных публичных выступлениях.
-
Формулировать основную мысль текста, самостоятельно составлять броские слоганы к текстам различных стилей и жанров, разглядеть в тексте рекламных объявлений реальную информацию и адекватно оценивать ее.
-
Анализировать тексты реклам, находить уловки, оценивать языковые средства рекламы с позиции воздействия на психологию и поведение людей.
-
Отличать речь СМИ от других разновидностей книжной и разговорной речи; замечать и оценивать языковые средства, характерные для газет, радио, журналов; создавать тексты заметок, репортажей и т.д.; формулировать броский заголовок, структурировать высказывание, выражая авторскую позицию.
-
Оценивать уместность использования слов в конкретном документе, самостоятельно составлять и грамотно заполнять стандартные образцы деловой документации.
-
Определять элементы композиционного построения письма, сопоставлять средства выразительности, отличающие простое письмо от делового; самостоятельно составлять текст, используя лексические и грамматические средства языка.
-
Использовать знания в собственной практике телефонных разговоров, моделировать ситуацию разговора в частной и деловой обстановке.
-
Пользоваться электронной почтой, составлять корректные высказывания по теме и общаться в Сети.
-
Контролировать свое поведение и речь в жизненных и смоделированных ситуациях делового общения.
-
Оценивать, сопоставлять важность и целесообразность соблюдения профессиональной этики, приводить примеры, анализировать речь представителей разных профессий.
-
Владеть всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи; базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения.
-
Сравнивать и сопоставлять, обобщать, оценивать факты и явления; осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, уметь работать с текстом, формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль; ярко презентовать результаты работы.
Содержание:
1 Модуль «Язык и стиль» - 10 часов
Понятие о культуре речи, речевой этикет (1 час)
Литературный язык, литературные нормы (2 часа)
Функциональные стили речи (2 часа)
Речевые жанры (2 часа)
Литературно-языковая и стилистическая норма (2 часа)
Контрольный урок (1часа)
2 модуль «Стилистика и этика рекламы» - 8 часов
Удачный слоган - залог успеха… (2 часа)
Правда и ложь в рекламе. Языковое манипулирование: границы дозволенного (3 часа)
Речь газет, радио, журналов (2 часа)
Контрольный урок (1 час)
3 модуль «Этика деловых отношений» - 7 часов
Деловые (официальные) документы (2 часа)
Искусство писать письма (2 часа)
Телефон: частные беседы и деловые переговоры (2часа)
Контрольный урок (1час)
4 модуль «Этика бизнеса» - 9 часов
Сетикет (основные правила поведения в сети Интернет) (2 час)
Деловой этикет (2 часа)
Профессиональная этика (1 час)
Этика деловой жизни. Поведение на работе (2 час)
Исследовательская или творческая работа (презентация) (2 часа)
Итого - 34 часа
Учебно-тематический план
№
Содержание
Количество часов
Сроки
Форма проведения
Форма контроля
Модуль 1 Язык и стиль
10
1
Понятие о культуре речи, речевой этикет
1
Лекция
ОК
2-3
Литературный язык, литературные нормы
2
Практическая работа
Выполнение практической работы
4-5
Функциональные стили речи
2
Групповая разноуровневая работа
Выполнение заданий 1,2,3 уровней
6-7
Речевые жанры
2
Групповая разноуровневая работа
Выполнение заданий 1,2,3 уровней
8-9
Литературно-языковая и стилистическая норма
2
Интерактивай метод
Эссе,
Устное выступление
10
Контрольный урок
1
Вертушка общения
Зачет
Модуль 2
Стилистика и этика рекламы
8
11-12
Удачный слоган - залог успеха
2
Индивидуально-групповая практическая работа по рекламным объявлениям
Выполнение самостоятельной работы
13-15
Правда и ложь в рекламе. Языковое манипулирование: границы дозволенного
3
Индивидуально-групповая практическая работа по рекламным объявлениям
Выполнение самостоятельной работы
16-17
Речь газет, радио, журналов
2
Практическая работа
Творческая работа: заметка, репортаж
18
Контрольный урок
1
Творческая работа
Зачет
Модуль 3
Этика деловых отношений
7
19-20
Деловые (официальные) документы
2
Практическая работа
Выполнение самостоятельной работы
21-22
Искусство писать письма
2
Практическая работа
Выполнение самостоятельной работы
23-24
Телефон: частные беседы и деловые переговоры
2
Практическая работа
Выполнение практической работы
25
Контрольный урок
1
Вертушка общения
Зачет
Модуль 4
Этика бизнеса
9
26-27
Деловой этикет
2
Диалоги, моделирование ситуации
Поведение в ситуации
28-29
Сетикет (основные правила поведения в сети Интернет)
2
Диалоги, моделирование ситуации
Поведение в ситуации
30
Профессиональная этика
1
Лекция
Беседа по лекции
31-32
Этика деловой жизни. Поведение на работе
2
Диалоги, моделирование ситуации
Поведение в ситуации
33-34
Презентация творческой работы
2
Групповая творческая работа
Выполнение творческой работы.
Список литературы:
-
Максимовский М. Этикет делового человека.
-
Булыгина А. Этика делового общения. - Новосибирск, 1995
-
Зеленова А.П. Культура делового общения.
-
Сиротина О.Б. Современная разговорная речь и ее особенности. - М., 1984
-
Росенко М.Н. Основы этических знаний. - Изд. Лань, 1998
-
Соловьев Э. Этикет делового человека. 1996
-
Летвинова А.В. Эволюция рекламных текстов в Англии, США и России. 1996
-
Никитина Е.И. Русская речь. 1995
-
Пенькова Е. Единственно возможные слова. 1993
-
Корчагина Л.М. Развитие речи и культура общения. - Журнал «Русский язык» № 1 2002 год.
-
Лурия А.Р. Язык и сознание. 1986
-
Леонтьев А.А. Деятельность, сознание, личность. 1975
Рецензия
Для рецензии представлена программа прикладного курса «Культура речи делового человека».
Автор: Петрова С.Н. - учитель русского языка и литературы Целинной средней школы района имени Габита Мусрепова
Тема данного курса актуальна, так как соответствует потребностям времени - сегодня мы должны готовить разносторонне развитую, социально адаптированную, полилингвальную, поликультурную, конкурентоспособную личность. Одним из показателей образованности и культуры является владение языком.
В рецензируемой программе предлагается начальное обучение речи делового человека.
Содержание курса соответствует теме, целям, задачам курса.
Программа предлагает обучение нормам речевого этикета в социально культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения, формирование норм речевого поведения и общения в различных ситуациях, основ культуры делового общения.
В программе предполагается формирование умений делового письма.
Изучение темы предлагается по модулям.
Структура программы прикладного курса соответствует требованиям: пояснительная записка, цели, задачи курса, содержание; знания, умения учащихся; календарно-тематическое планирование, литература.
Автору необходимо доработать приложение к программе - дидактический материал, необходимый для проведения занятий, поурочные планы.
Данная программа может быть рекомендована учителям общеобразовательных школ.
28.08.2007 г
Методическое объединений учителей гуманитарного цикла Целинной СШ