Внеклассные мероприятия - путь к раскрытию творческих способностей обучающихся

Отбирая материал для занятий во внеурочное время необходимо исходить из общих целей и задач обучения русскому языку, указанных в учебной программе, запросов школьников, а также направленности интересов, поэтому я стараюсь учитывать конкретные условия работы школы и особенности своих классов. Это позволяет выявить творческий потенциал не только учеников, но и учителя.Особенно показательны мероприятия в рамках "Недели русского языка", в частности  конкурс листовок «За чистоту русского языка», в ко...      
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Современная школа предъявляет к учителю новые требования. Среди них осуществление дифференцированного подхода к обучению, что требует отказа от традиционных методик. Это означает, что учитель сам должен сам быть творческой личностью.. Отбирая материал для занятий во внеурочное время необходимо исходить из общих целей и задач обучения русскому языку, указанных в учебной программе, запросов школьников, а также направленности интересов, поэтому я стараюсь учитывать конкретные условия работы школы и особенности своих классов. Вот почему для внеклассной работы по русскому языку не может быть какой-то универсальной программы, предполагающей определенное содержание. На внеклассных занятиях стараюсь разнообразить виды работ по развитию речи. Владение грамотной речью в настоящее время является непременным условием активного творческого участия каждого ученика в жизни школы, в будущем - в жизни коллектива, и, в целом, всей страны.

Говоря о развитии у школьников познавательного интереса к русскому языку, об определении содержания внеклассной работы, нельзя не учитывать то, что интересует в языке и его преподавании самих обучающихся, какие проблемы привлекают их больше всего. Вся система работы учителя должна быть построена таким образом, чтобы внеклассные мероприятия являлись естественным продолжением уроков. Учителю необходимо пробудить интерес обучающихся к приобретению и дальнейшему совершенствованию знаний по русскому языку еще на уроках.

Я думаю, что этого никогда нельзя забывать ни одному учителю, а особенно словеснику, который должен привить любовь к родному слову, языку, литературному произведению, который должен научить грамотно, точно отражать свои мысли в устной и письменной форме не только на уроке, но и в ходе внеклассных занятий. Именно тогда ученики смогут почувствовать потребность в расширении и углублении своих знаний во внеурочное время.

Пробудить заложенное в каждом ребёнке творческое начало, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для счастливой и наполненной жизни - к этому стремлюсь я на протяжении всей моей педагогической деятельности.

Среди основных принципов, на которых я основываю мою внеклассную деятельность, нужно прежде всего назвать принцип научности. Данный принцип состоит в требовании сообщать обучающимся только те знания, которые полностью соответствуют установившимся в современной науке положениям. Это требование я стараюсь выполнять не только на уроках, но и во внеклассной работе.

Внеклассные мероприятия требуют от учителя - словесника также соблюдения принципа последовательности и систематичности в изложении материала. Как и на уроках, я выстраиваю материал во внеурочное время перед ребятами в определённой системе. Важно следить, чтобы между уроками и внеклассными занятиями с точки зрения содержания материала была определённая преемственность. Обычно большую пользу приносит обучающимся такая организация внеклассной работы, когда классные занятия по характеру изучаемого материала несколько опережают внеклассные. При подобном подходе к делу удаётся лучше выполнить основные дидактические требования, предписывающие вести учеников от известного к неизвестному, от простого к сложному, от лёгкого к трудному.

Организуя внеклассную работу, необходимо учитывать дидактический принцип связи теории с практикой. Эта связь предполагает умение школьников применять полученные знания в учебной деятельности.

Весьма важным для нормальной организации внеурочных занятий с учениками является принцип доступности преподносимого материала. Всегда надо помнить о том, что материал, отбираемый для внеклассной работы, может несколько выходить за рамки программных требований, но он ни в коем случае не должен превышать возрастные особенности детей.

Подготовка и проведение внеклассных мероприятий по русскому языку и литературе предъявляет высокие требования к учителю, так как она подводит итог достижениям школьников в изучении предмета не только на уроках, но и во внеклассной работе.

Неделя русского языка, проводимая в школе ежегодно, позволяет выявить творческий потенциал не только учеников, но и учителя. Программа проведения предметной недели в 2015 году была разработана на методическом объединении учителей русского языка и литературы и предполагала проведение следующих мероприятий:

лингвистический ринг;

инсценирование отрывков из литературных произведений;

конкурс ораторского искусства;

викторина «Грамотей.ru»;

читательская конференция;

литературный КВН;

выпуск газет;

выпуск листовок.

Неделя оказалась очень интересной и плодотворной. В конце недели мы подвели итоги каждого конкурса, наградили победителей.

Мне, кажется, что проведение предметной недели формирует и развивает творческую активность обучающихся, повышает заинтересованность в обучении даже слабоуспевающих учеников.

Если на уроках русского языка ребёнок работает не очень активно, следует чаще привлекать его к внеклассной деятельности.

Виды внеклассной работы по русскому языку необычайно многообразны. Они делятся на две большие группы:

- постоянно действующие внеклассные занятия (кружки, газеты, стенды), работающие в течение всего учебного года;

- эпизодические(викторины, конкурсы, олимпиады),

Возрастает активность школьников на диспутах, турнирах, конференциях. Эти формы лишены четко расписанного сценария, для их проведения составляется обычно план, при реализации которого допускаются некоторые отклонения, естественны уточняющие, детализирующие вопросы ведущего. В выступлениях участников много личных суждений. Суждения могут быть самыми разными, неожиданными как по форме, так и по содержанию. Никаких границ для выражения мнений не существует. Каждый имеет право высказать ту мысль по обсуждаемой проблеме .

В практику моей внеклассной работы прочно вошло проведение различных праздников, посвященных русскому языку. Для праздников более характерны мероприятия массового, иногда даже развлекательного характера. Здесь обучающиеся представляют сообщения по определенным научным темам, инсценировки, стихи.

Главными задачами проведения тематических праздников являются:

- привлечение к работе по подготовке и проведению внеклассных мероприятий как можно большего количества обучающихся;

- развитие интереса к углубленному изучению русского языка;

- организация активного отдыха школьников средствами учебного предмета.

Во внеурочное время провожу также индивидуальную работу с сильными и слабыми обучающимися, которая требует от ученика творчества, инициативы, содержащая элементы исследования.

На внеклассных занятиях стараюсь разнообразить виды работ по развитию речи. Владение грамотной речью в настоящее время является непременным условием активного творческого участия каждого ученика в жизни школы, в будущем - в жизни коллектива, в жизни.

Изучение любой науки - тяжёлый труд, требующий усердия, внимания, а иногда и заучивания. Проводя внеклассную работу по предмету, этот труд можно превратить для учеников в игру. Разумеется в серьёзную игру. Поэтому я считаю, что внеклассные мероприятия по русскому языку и литературе являются жизненно необходимыми в школе, так как:

  • соблюдается принцип равного права всех учеников - как хорошо успевающих, так и слабо подготовленных - на участие в мероприятии

  • соблюдается принцип самодеятельности, который предполагает полную самостоятельность учащихся во время подготовки и осуществления того или иного внеурочного занятия

  • соблюдается принцип занимательности, так как он находит своё выражение в разнообразии и вариативности форм внеклассных дел, методов и приёмов работы.

Во время проведения внеклассных мероприятий дети работают непринуждённо, так как перед ними не стоит задача в обязательном порядке запомнить, о чём говорит учитель в ходе занятий. А эта непринуждённость, соединяемая с занимательными формами подачи материала, создаёт атмосферу большой заинтересованности школьников в работе. На внеклассных мероприятиях широко используются игровые способы обучения, элементы драматизации, опыт личного творчества ребят. Всё это способствует успешной реализации принципа занимательности, вызывает у моих учеников естественное желание узнать как можно больше нового из области русского языка и литературы.

Внеклассная работа-это та тема, над которой я работаю с первого года моей педагогической деятельности. Есть немало успехов , побед. Мои ученики становятся победителями и призёрами многих конкурсов на региональном уровне. Но я и на достигнутом не останавливаюсь. Продолжаю привлекать обучающихся, к изучении предмета, сплачивать их и раскрывать творческий потенциал.




© 2010-2022