Творческий отчет по теме самообразования

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Город Новороссийск

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 22 муниципального образования город Новороссийск Краснодарского края







Творческий отчет по теме:



«Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы»







Учитель русского языка

и литературы МАОУ СОШ №22

Левченко

Татьяна Исмаиловна





Г.Новороссийск

2015г.



Активизация познавательной деятельности.



Г.И.Щукина даёт такое определение познавательной деятельности: «В учебном процессе познавательная деятельность ученика - учение представляет собой сложнейший процесс перехода учащихся от незнания к знаниям, от случайных наблюдений, почерпнутых в опыте жизни и из разрозненных сведений, приобретенных от взрослых либо через средства массовых коммуникаций, к системе познания».

Невозможно переоценить значения познавательной деятельности для общего развития школьника и формирования его личности. Под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания. Познание требует активной работы мысли, и не только мыслительных процессов, но совокупности всех процессов сознательной деятельности.

Будучи включенным в эмоциональные процессы, образные представления вызывают у учащихся осмысление исторических событий, глубоко личностные переживания за судьбу Родины (народа, культуры, языка), литературных героев, удивительных явлений природы. Такие знания, наполненные глубокими понятиями, доступными учащимся, приобретают личностную значимость, в силу этого становятся долговечными, не утрачиваются столь быстро, как это бывает с заученными знаниями.

Весь этот сложный и тончайший процесс, который происходит в сознании школьника, имеет своеобразие не только в возрастном, но и в индивидуальном развитии школьника, преломляясь по-особому в деятельности каждого.

Успешным ученик становится тогда, когда он умеет самостоятельно добывать знания, умеет анализировать и обобщать, делать выводы, а так же грамотно презентовать свою работу. Учение есть не прямая производная обучения, а самостоятельный, индивидуальный, личностно-значимый, а потому и очень действенный источник развития. Для реализации успешности саморазвития учащегося учитель должен использовать все возможные приемы и методы активизации познавательной деятельности на уроках и во внеклассной работе.

В условиях введения ФГОС в основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

-воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества,

-развитие на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности,

-формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.

Особенно важным становится умение ребенка добывать знания самостоятельно, а моя задача создать такие условия на уроке, чтобы ему было интересно, и этот интерес к предмету не угасал на всем протяжении изучения русского языка и литературы.

Функциональное назначение познавательной деятельности:

  1. Вооружает знаниями, умениями и навыками.

  2. Содействует воспитанию мировоззрения, нравственных, эстетических качеств учащихся.

  3. Развивает их познавательные силы, личностные образования: активность, самостоятельность, познавательный интерес.

  4. Выявляет и реализует потенциальные возможности учащихся.

  5. Приобщает к поисковой и творческой деятельности.

Активизация познавательной деятельности - побуждение к энергичному целенаправленному учению. (М.Н.Колмагорова. Краткий педагогический словарь).

Активизация познавательной деятельности это не только процесс управления активностью учащихся, но и процесс активизации всей деятельности самим учеником. Саморегуляция активной деятельности учеником зависит от его деятельной позиции в учебном процессе. Это происходит в ситуациях, побуждающих его к самостоятельным решениям и действиям, к свободному выбору знаний, к творческой деятельности.

Приемы, содействующие активизации познавательной деятельности учащихся, в которых ученик должен:

- самостоятельно добывать новые знания, развивать личностный подход к получению новых знаний; основываясь на помощи учителя, проводить исследовательскую и творческую работу;

- защищать свое мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, использовать приобретенные знания;

- задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться с их помощью в процесс познания;

- рецензировать ответы товарищей, сочинения, другие творческие работы, вносить коррективы, давать советы;

- делиться своими знаниями с другими учащимися;

- помогать товарищам при затруднениях, объяснять им непонятное;

- выполнять задания - максимум, рассчитанные на чтение дополнительной литературы, первоисточников, на длительные наблюдения.

Помощь учителя:

- побуждать учащихся находить не единственное решение, а несколько самостоятельно предпринятых;

- практиковать свободный выбор заданий, преимущественно поисковых, творческих;

- создавать ситуации самопроверки, анализа собственных познавательных и практических действий;

- разнообразить деятельность, включать в познания элементы труда, игры, художественной, общественной и других видов деятельности;

- создавать заинтересованность коллективной деятельностью, на основе которой и происходит формирование активной позиции членов коллектива.

Познавательная деятельность способствует подготовке образованных людей, отвечающих потребностям общества, решению задач научно-технического прогресса, развитию духовных ценностей народа.

Формирование деятельной позиции школьника в познании - одна из главных задач всего учебного процесса.

По словам Евгения Александровича Ямбурга учитель должен:

- поощрять формирование эмоциональной и рациональной потребности учащихся;

-реализовывать установку учащихся на коммуникацию в максимально широком контексте;

- стимулировать сообщения учащихся, анализируя их структуру, используемые языковые и изобразительные средства;

- организовывать устные и письменные дискуссии по проблемам, требующим принятия решений и разрешения конфликтных ситуаций. Организовывать публичные выступления учащихся, поощряя их участие в дебатах на конференциях и других форумах;

-поощрять индивидуальное и коллективное литературное творчество;

- поощрять участие школьников в театральных постановках, создание ими видеопродуктов.

Всё это способствует активизации познавательной деятельности.

Приемы и методы, используемые на уроках для активизации познавательной деятельности.

В своей педагогической деятельности на уроках русского языка и литературы я применяю разнообразные технологии и методики. В соответствии с моей темой по самообразованию: «Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы» внедрение новых технологий является обязательной частью моей работы.

Дидактические игры.

Ребенок остается ребенком - значит, мы должны с ним играть, когда занимаемся таким серьёзным делом, как обучение русскому языку. (М.В.Панов). Я полностью согласна с автором, потому что считаю игру одним из лучших инструментов в активизации познавательной деятельности. В игре сначала привлекает поставленная задача и трудность, которую можно преодолеть, а затем радость открытия и ощущение преодоленного препятствия. Именно поэтому всех людей независимо от возраста привлекает игра.

Любая игра должна способствовать решению основной учебной задачи урока, например, закреплению знаний, лучшему усвоению материала. Есть определенные требования к подбору игр:

-соответствие определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям и навыкам, требованиям стандарта;

- соответствие изучаемому материалу с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей;

- должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.

Существует огромное количество дидактических игр, мне больше нравятся игры, в которых обязательно применяется мыслительная деятельность, возникает необходимость исследовательской работы с дополнительными материалами. Например, игра «ЭРУДИТ», которая активирует мыслительную деятельность и способствует расширению кругозора учащихся.

Угадай слово по толкованию его лексического значения:

1) Сосуд особого устройства, предохра­няющий помещенный в него продукт от остывания или нагревания. (Термос.)

2) На­чальный момент спортивного состязания по преодолению какого-либо расстояния на скорость. (Старт.)

3) Городская наземная электрическая железная дорога. (Трамвай.)

4) Красная строка, отступ в начале стро­ки. (Абзац.)

5) Устройство, которое обес­печивает дыхание человека под водой. (Акваланг.)

6) Тот, кто любит свое отече­ство, предан своему народу, Родине. (Патриот.)

7) Дословная выдержка из какого-либо текста. (Цитата.)

Дидактическая игра на уроке и во внеурочное время позволяет учителю, как индивидуализировать работу на уроке, давая задания, которые посильны каждому ученику, так и активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке. Творческий отчет по теме самообразования.

Использование информационных технологий.

Цели:

- совершенствование учебно-воспитательного процесса в школе за счет применения информационно-коммуникативных технологий;

- формирование навыков работы с информационно-образовательными ресурсами.

Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках русского языка и литературы текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, что позволяет применять учителю и учащимся в творческой деятельности различные источники информации.

В современных условиях главной задачей образования является не только получение учащимися определенной суммы знаний, но и формирования у них навыков самостоятельной работы.

Практика показала, что школьники, активно использующие навыки работы с компьютером, применяют в самостоятельной работе более высокий уровень умений ориентации в бурном потоке информации, выделяют главное, систематизируют и обобщают. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможностей новых компьютерных технологий.

Использование программы Power Point позволяет учителю и ученикам составлять презентации, способствующие информационной поддержке при проведении и подготовки уроков русского языка и литературы и во внеклассной работе.

Презентация помогает учителю иллюстрировать изучаемый учебный материал. Например, при изучении тем по русскому языку и литературе можно использовать электронный учебный материал, видеофрагменты по всем темам изучаемого предмета.

Программа Power Point позоляет не перегружать зрительное пространство учащихся, фиксируя их внимание на изучаемом объекте. Данная программа способствует развитию познавательного интереса и творческим способностям учащихся.

Использование ИНТЕРНЕТА расширяет объем изучаемой информации для самостоятельной работы и её использования в изучении курса русского языка и литературы.

При работе над презентацией с использованием интернета школьники должны провести предварительно научно-исследовательскую работу, использовать большое количество различных источников информации, что позволяет избежать шаблонов в разработке творческого проекта.

Методика разработки творческого проекта заключается в следующем: после изучения темы учащиеся готовят презентации по пройденной теме. Данная работа может занять длительное время, что позволяет школьникам успешно осуществить решение поисковых и исследовательских задач. Подготовка презентации по новой теме способствует самостоятельному решению проблемы изучения программного материала. Умение самостоятельно добыть знания и отразить их в своей работе повышает уровень самообразования учащихся и развитию индивидуальных особенностей и способностей школьника.

Использование ресурсов Интернета позволяет применять в создании творческих проектов по курсу русского языка и литературы яркие иллюстрации, карты, схемы, фотографии, справочный материал. В практике обучения учащихся чаще используются такие виды проектов, как информационные, исследовательские, творческие. Вид проекта зависит от возраста учащегося и темы.

По содержанию проекты в значительной мере межпредметные, так как интегрируют знания по русскому языку, литературе, истории, искусству, информатике. Опыт работы позволяет сделать следующие выводы. При коллективной работе над проектом очень важно соблюдать следующие этапы:

- замысел, определение темы, цели, формирование рабочих групп;

-планирование, распределение заданий;

- принятие решений («мозговой штурм», обсуждение альтернатив, выбор оптимального варианта);

-выполнение проекта;

- описание проекта;

- защита проекта;

- оценка результатов.

Все эти составляющие и находят свое отражение в новых стандартах образования (ФГОС). Задача учителя заключается в организации проектной деятельности учащихся.

В процессе демонстрации презентации учащиеся приобретают опыт публичных выступлений. Элемент соревнования повышает самооценку ученика, что позволяет развивать и формировать его личностные качества в современном информационном обществе. Именно об этом и говорят наши доктора педагогических наук, академики РАО и создатели ФГОС - Е.А.Ямбург, М.М.Поташник, М.В.Богуславский, на лекциях которых я была.

Систематическое использование компьютерных технологий при изучении курса русского языка и литературы приводит к ряду выводов:

  1. Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся.

  2. Повышения уровня использования наглядности на уроках.

  3. Установление межпредметных связей.

  4. Организация проектной деятельности учащихся под руководством учителей русского языка и информатики.

  5. Использование информационных технологий в изучении курса русского языка и литературы.

Я в своей работе систематически использую ИКТ при объяснении нового материала, постановке задач, требующих решения, групповой работе учащихся, а также проектной деятельности моих учеников.

Для наглядности приведу презентацию, выполненную ученицами 7 «А» класса, Шипулиной Евой и Цыганковой Елизаветой, при подготовке к уроку литературы по теме: «Великая Отечественная война» с использованием регионального компонента. Данная презентация содержит 27 слайдов. Творческий отчет по теме самообразования.

Творческий отчет по теме самообразования.

Творческий отчет по теме самообразования.

Творческий отчет по теме самообразования.

Творческий отчет по теме самообразования.

Творческий отчет по теме самообразования.

Творческий отчет по теме самообразования.

Творческий отчет по теме самообразования.

Творческий отчет по теме самообразования.

Приёмы активизации деятельности учащихся.

Рассмотрим некоторые приемы активизации деятельности учащихся и дадим краткую психологическую характеристику их роли в обеспечении прочности знаний.

В целях активизации мыслительных процессов учащихся при усвоении ими знаний весьма эффективно использование приёма сравнения, который повышает активность мысли учащихся, качество их знаний. Изучаемый материал при этом глубоко осознается, прочно запечатлевается в памяти. Сравнение является не только основным условием продуктивности мыслительных процессов, но и условием осуществления полноценных аналитических и синтетических умственных операций. Оно представляет собой умственную деятельность, в процессе которой происходит выделение отдельных признаков, нахождение общих и различных черт, свойственных различным вещам и явлениям, и на основе этого их обобщение, подведение под понятие, т.е. сравнение выступает как обязательное условие всякой абстракции и всякого обобщения.

Например сравнение правописания гласных О и Е после щипящих и Ц в окончаниях и суффиксах имен существительных и прилагательных. Это сравнение помогает учащимся видеть, что в этих случаях написания действует один и тот же алгоритм определения правильного написания слов. А правописания орфограммы в корне обусловливается другим правилом. Результаты этого сравнения можно записать в виде схемы:

Творческий отчет по теме самообразования.

1. Ё Исключения: шорох, капюшон, крыжовник, шов, шомпол, шок,

мажор, чопорный

΄

2Творческий отчет по теме самообразования.

О́́́§'§ ́́Творческий отчет по теме самообразования.

ЕТворческий отчет по теме самообразования.Творческий отчет по теме самообразования..

΄ Творческий отчет по теме самообразования.Творческий отчет по теме самообразования.Творческий отчет по теме самообразования.Творческий отчет по теме самообразования.

Творческий отчет по теме самообразования.3. О Е

Умственные операция сравнения, позволяющая устанавливать признаки сходства и различия между предметами, явлениями, процессами, законами, глубоко влияет на мыслительную деятельность учащихся, на развитие их познавательных способностей.

Для эффективного усвоения и запоминания материала в школе широко используется такой прием активизации познавательной деятельности учащихся, как иллюстративность и наглядность: рассказ-беседа по картине, рисунку, сравнение схем и картин, показ видеороликов, видеоуроков и т.д. Но сама наглядность не обусловливает высокого уровня усвоения знаний и активизации познавательной деятельности. Для этого необходима тесная связь процесса зрительного восприятия и процесса мышления. Чем содержательнее, активнее деятельность учащихся, связанная с наглядным пособием, тем эффективнее будет её влияние на умственную деятельность, усвоение знаний и активизацию познавательной деятельности. Поэтому задача учителя состоит в том, чтобы организовать полное восприятие учащимися демонстрируемых иллюстраций и наглядности в целом. Значительную роль при этом играют вопросы и задания учителя, словесные пояснения используемого материала. Активность учащихся, вызываемая предметами и словесными раздражителями, должна сочетаться с логической активностью, дополненной постановкой вопросов заданий, требующих выделения главного и второстепенного, установления причинно-следственных связей и т.д.

Например, во время урока по развитию речи при подготовке к сочинению на интерактивной доске дается слайд:

Творческий отчет по теме самообразования.

Учитель дает задание учащимся:

- Перед вами эпиграф к нашему уроку. По окончании урока мы вновь к нему обратимся. Прочтите и прокомментируйте его.

Ученик читает вслух эпиграф к уроку и комментирует. В процессе комментирования вступают в беседу другие ребята. Таким образом, происходит аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Если знания извлекаются учащимися из наглядного объекта в процессе наблюдения под руководством учителя, представления учащихся об объекте формируются более дифференцированно, более точно; лучше запоминается учебный материал, чем в том случае, когда наглядные средства служат лишь подтверждением или конкретизацией словесных сообщений учителя.

Самостоятельная работа учащихся на уроках является распространенным приемом активизации мыслительной деятельности. В педагогической литературе указывается, что учителя-мастера, которые придают большое значение самостоятельной работе на всех этапах овладения знаниями, в среднем отводят на уроке на самостоятельную работу в 2 - 3 раза больше времени, чем это обычно принято. Постановка перед учащимися мыслительных задач, цель которых состоит в самостоятельном получении ответа на поставленный вопрос, максимально активизирует их мышление, побуждает сравнивать факты, формулировать правила, определения. Деятельность по осмыслению усваиваемого материала способствует его прочному запоминанию.

Например:

Творческий отчет по теме самообразования.


Учитель дает задание:

- Перед вами слова, среди которых вы должны найти синонимы и записать их радами. Эти ряды называются синонимичными рядами. Не забывайте, что синонимы - слова одной части речи!

После выполненное индивидуально задание проверяется и дается оценка качества выполнения работы.

Важную роль в учебном процессе для активизации познавательной деятельности и непроизвольного запоминания материала играет создание проблемной ситуации. В этом случае возникает познавательная потребность, создающая внутренние условия для усвоения нового материала.

Исследователи-педагоги считают, что для активизации мыслительной деятельности учащихся и эффективности обучения уроки должны строиться по принципу логических (мыслительных) заданий, т.е. создание проблемных ситуаций и проблемного изложения материала. Так же считают и создатели ФГОС нового поколения. Проблемное обучение ставит своей целью так освещать учебные вопросы, чтобы с необходимостью вызвать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся, а через неё обеспечивать активное, целенаправленное внимание, восприятие, запоминание и т.д.

В качестве примера приведу проблемную ситуацию:

Учитель в начале урока предлагает прочитать пословицы и определить тему и цели урока.

- Например, человека, не испытывающего страха, можно назвать смелым и храбрым, а врага - неприятелем, противником.

Перед вами пословицы. Замените выделенные слова одинаковыми по значению. А теперь нам нужно по опорным словам сформулировать цели урока.

1.Познакомимся ….

2.Научимся…

Творческий отчет по теме самообразования.

Одним из важнейших методов обучения и средств активизации познавательной деятельности учащихся на уроках является эвристическая беседа, проходящая в форме диалога, живого обмена мыслями. Отвечая на вопросы учителя, учащиеся делают определенные выводы, обобщения, выражают свои мысли в речи и действиях, активно работают на уроке. Беседа позволяет более эффективно управлять процессом усвоения школьниками знаний. С помощью системы целенаправленных вопросов учитель поддерживает познавательную активность, контролирует её степень, что очень важно, особенно для учащегося средней и старшей школы.

Эвристическая беседа активизирует память и мышление учащихся. Каждый вопрос заставляет их думать, воспроизводить знания, имеющиеся у них, и опыт, полученный ранее.

Стимулирующие вопросы и инструкции учителя при умелом их формулировании заставляют учащихся в поисках ответов на них активно оперировать учебным материалом, анализировать, осмысливать его, устанавливать различные отношения и связи. К числу таких вопросов могут относиться следующие:

- Почему?

- Откуда это вытекает?

- Как это проверить?

- Что является причиной?

Очень важно разнообразие вопросов, задаваемых учителем. Оригинальные, нешаблонные вопросы, тонко учитывающие специфику объектов и явлений, которые предлагается проанализировать, не только пробуждают интерес и стимулируют мысль учащихся, но и являются существенным условием сохранения материала в памяти.

Для активизации деятельности учащихся в современной школе необходимо использование тестирования, так как это вид работы является основным в аттестации выпускных экзаменов. Тестовые задания не только стимулируют мыслительную деятельность, но и ставят перед учащимся проблему выбора правильного ответа, заставляя работать память и включая внимание и сосредоточенность. Применяя элементы тестирования на уроках русского языка и литературы, учитель вырабатывает навыки выполнения экзаменационных заданий, симулирует изученный материал в памяти учащихся, а также способствует процессу самообразования.

Для активизации познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы немаловажным приемом является групповая работа и работа в парах. При этом виде работы каждый учащийся мыслит, а не просто сидит на уроке, излагает свое мнение. Во время работы в группах могут быть высказаны неверные мнения, и тогда возникают споры, а именно «в споре рождается истина». При групповой работе обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. И что особенно важно, групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода в условиях массового обучения (взаимодействие детей ради выявления и реализации индивидуальных возможностей и потребностей).

Ученики, обсуждая задачу, намечают пути её решения, получают результат, который становится для всех наиболее приемлемым, и представляют его для всеобщего обсуждения. Групповая форма организации работы на уроках литературы позволяет активно включать учащихся в атмосферу сотворчества, создавать мотивацию обучения, стимулировать личностное восприятие предмета.

Что же касается уроков русского языка, то групповая работа стимулирует деятельность учащихся на познавательном уровне, а также при выработке навыков практического применения знаний при выполнении заданий.

На одном из своих уроков я поставила перед классом такую задачу, решая которую, они при работе в группе самостоятельно составили план сочинения, к написанию которого мы готовились на уроке.

Творческий отчет по теме самообразования.



Таким образом, мы можем прийти к выводу, что активизация познавательного процесса на уроках русского языка и литературы является необходимым фактором развития познавательных процессов у учащихся и способствует развитию всесторонне развитых личностей.


© 2010-2022