«Обобщение изученного по теме Имя существительное «5 класс

Урок русского языка в 5 классе Тема: «Обобщение изученного по теме Имя существительное» Цели: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Имя существительное»; расширить представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли имен существительных; закрепить умение находить существительные в тексте; воспитывать любовь к русскому языку.      Ребята, давайте начнём сегодняшний урок с проверки домашнего задания. Я просила вас о том, когда вы пойдёте в школу или домой, посмотрите внимательно на то , что вас окружает. Что вы увидели? Каждое слово, сказанное вами можно отнести к какой-либо части речи. К какой? Слов какой ч.речи прозвучало больше..    Может быть, кто-нибудь догадался, какая тема урока у нас сегодня будет? Правильно. Обобщение полученных знаний об имени существительном.   Слайды     Действия учителя Действия учеников Слайд 1 Иллюстрирование картинками Действительно, все эти слова относятся к именам существительным, потому что в русском языке на 100 слов приходится 40 существительных. Чтение наизусть «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского грави...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 5 классе

Тема: «Обобщение изученного по теме Имя существительное»

Цели: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Имя существительное»;

расширить представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли имен существительных;

закрепить умение находить существительные в тексте;

воспитывать любовь к русскому языку.

Ребята, давайте начнём сегодняшний урок с проверки домашнего задания. Я просила вас о том, когда вы пойдёте в школу или домой, посмотрите внимательно на то , что вас окружает. Что вы увидели? Каждое слово, сказанное вами можно отнести к какой-либо части речи. К какой? Слов какой ч.речи прозвучало больше..

Может быть, кто-нибудь догадался, какая тема урока у нас сегодня будет? Правильно. Обобщение полученных знаний об имени существительном.

Слайды

Действия учителя

Действия учеников

Слайд 1

Иллюстрирование картинками

Действительно, все эти слова относятся к именам существительным, потому что в русском языке на 100 слов приходится 40 существительных.

Чтение наизусть

«Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия».

К. Паустовский

Слайд 2

Музыка Чайковского «Апрель»

А сейчас я предлагаю вам закрыть глаза, прослушать стихотворение и подумать: чем оно интересно?

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья.

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной. Ночные тени,

Тени без конца.

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

А.А.Фет.

Проведем небольшое исследование:

- Сколько слов в стихотворении? 22

-Сколько имен существительных? 14

еще в стихотворении 6 прилагательных, 2 служебных слова. Поэт сумел передать чудесную картину ночи, ночного пейзажа. В стихотворении нет ни одного глагола, но в нем ощущается движение.

Сегодня на уроке вы будете оценивать себя сами, ваши товарищи, поэтому не забывайте ставить плюсы в оценочные листы.



Слушают,

считают слова и существительные в нём

Слайд 3

кластер

Давайте перейдём к теме нашего урока. Давайте вспомним, что вы знаете о существительном.

Выходят к доске, заполняют кластер

Слайд 4

Молодцы, правильно. А сейчас давайте разберём некоторые из этих признаков.

На экране вы видите нашу школу-красавицу, скажите, а в какой деревне она находится?

А какое это имя сущ.?

Как оно пишется?

Запишите в тетрадку число, тему урока, название нашей деревни, названия улиц, на которых вы живёте.

Придумайте с этими словами предложение.



В Александровке

Собственное

С большой буквы

Сельская

Перминова

Новая

Центральная

Слайд 5-8

Игра «Винни Пух»

Вы любите играть? Давайте поиграем, но прежде скажите, какие существительные относятся к 1, 2 и 3 склонению

Отвечают

Выходят к доске, распределяют сущ. по склонениям.

Слайд 9

Молодцы.

А попробуйте отгадать загадки.

  1. Если хорошо заточен, всё легко он режет очень.

  2. Утка в море. хвост на заборе.

  3. Зимой дрова ест, а летом спит.

  4. Под полом таится, кошки боится.

Правильно, а на какое правило отгадки?

НОЖ

КОВШ

ПЕЧЬ

МЫШЬ

Ь знак после шипящих

Рассказать определение

Работа у доски с объяснением



Групповая работа

Результаты работы вывешиваются на доску

Речь, блиндаж, много задач, узкий пляж, ненастная ночь, оказать помощь, верный товарищ, подарить вещь, луч, солнца.

Организация групповой работы

У.: Как мы будем действовать?
Д.: Надо понаблюдать за этими словами. Можно проверить их написание по словарю.

Вот вам задание:

В темной глуши, вкусным борщом, красных кирпичей, прелестным пейзажем, разноцветной гуашью, горячего калача, житейские мелочи, городской пустоши.

Прочитайте словосочетания и составьте план дальнейшей работы.

Д.: (составляют план, учитель помогает корректировать)
В результате обсуждения получается такой план.

1. Изменить сочетания слов так, чтобы названия предметов были в именительном падеже единственного числа;
2. Записать полученные словосочетания в два столбика

В первый - слова женского рода, во второй - слова мужского рода;
3. Выделить окончания в словах;
4. Не забывать об орфограммах! Проверить по словарю, как пишутся эти слова.

У.: Раз у вас есть план действий, исследуйте слова в группах. Запишите слова в два столбика.
Результаты групповой работы на больших листах вывешиваются на доску (записи оказались одинаковыми).

глушь борщ
гуашь кирпич
мелочь пейзаж
пустошь калач





План действий:

1.Изменить сочетания слов так, чтобы названия предметов были в именительном падеже единственного числа;
2. Записать полученные словосочетания в два столбика

Работа по карточкам

Задания на выбор

О-ё после шипящих

Папка на доске

Оценки в лист

Рассказать правило

Слайд 10

Схема рассуждения

Мы с вами рассмотрели некоторые правила и признаки существительного, а сейчас давайте порассуждаем, но тоже на определённое правило. Е - и в падежных окончаниях существительных , это одна из трудных орфограмм.

Раздать листочки, подумали и отвечаем.

Ошибка в изложении,

Предлагать в заметке,

Вспомнить о друге,

Справиться о здоровье,

Знаки в предложении, ошибаться в расчёте,

Докладывать о задании,

В старинной коляске.

Рассказывают у доски

Вот и подошёл к концу наш урок. Давайте посчитаем ,кто сколько получил плюсов в оценочных листах, кто какую оценку себе сегодня поставил.

Запишите д,задание: составить несколько предложений на тему «Весна идёт, весне дорогу».

Спасибо за урок.



© 2010-2022