- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Дидактический материал по русскому языку для 5 класса
Дидактический материал по русскому языку для 5 класса
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Тесты |
Автор | Киосева Е.Н. |
Дата | 24.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Работа с существительными.
- Рассмотрите схему. Как она поможет не ошибиться в выборе гласной в окончаниях существительных?
1-е скл.
2-е скл.
3-е скл.
Проверочные слова
доска
земля
стол
конь
окно
степь
(Учащиеся должны догадаться, что в схеме даны существительные разных склонений с ударными окончаниями. Чтобы не ошибиться в выборе гласной в окончании проверяемого слова, нужно мысленно подставить слово-шпаргалку того же склонения, в том же падеже из схемы. Их окончания будут совпадать. Учитель обращает внимание учащихся на слова на -ий, -ие, -ия. При выборе гласной в вызывающих затруднения падежных окончаниях этих слов следует использовать слово-шпаргалку 3 склонения.)
- Опираясь на схему, заполните пропуски в первом столбике таблицы.
Работа с прилагательными.
- На какие вопросы отвечают прилагательные?
- Как эти вопросы могут помочь нам при выборе гласной в окончаниях прилагательных?
- Заполните пропуски во втором столбике таблицы, задавая вопросы к прилагательным.
Примечание. Нужно обратить внимание учащихся на то, что окончание прилагательного ближнему нельзя проверить вопросом. Следует запомнить, что у прилагательных окончания -иму нет.
Работа с глаголами.
- Рассмотрите схему и скажите, от чего зависит выбор гласной в окончании глагола.
Безударные окончания глагола
I спр.: -е, -ут, -ют
Все остальные глаголы (не входящие в состав глаголов II спр.)
+ глаголы-исключения: брить, стелить
(идти - слово-«шпаргалка»)
II спр.: -и, -ат, -ят
Все глаголы на -ить (говорить)
+ 7 глаголов-исключений на -еть:
видеть
ненавидеть
смотреть
терпеть
вертеть
зависеть
обидеть
(глядеть - слово-«шпаргалка»)
+ 4 глагола-исключения на -ать:
гнать
держать
дышать
слышать
(спать - слово-«шпаргалка»)
В скобках даны проверочные слова, окончаниях которых при изменении становятся ударными.
- Опираясь на схему, заполните пропуски в третьем столбике.