Урок литературы для 11 класса «Экология души человеческой»

Организация образовательного процесса с учетом ФГОС Метапредмет «Экология души человеческой»  Пояснительная записка Тема данного занятия выбрана не случайно. Данное учебное занятие имеет ярко выраженную личностно-ориентированную направленность, так как даёт возможность учащимся выразить как в устной, так и в письменной форме (эссе, синквейн) своё понимание нравственных понятий.  Предметная тема: Проблема взаимоотношения человека и природы на примере рассказа В. Астафьева «Яшка-лось» с использова...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пржиалковская Наталья Валерьевна, учитель русского языка и литературы; Бегина Елена Андреевна, учитель биологии и химии,

МОБУ Дактуйская СОШ, Амурская область, Россия

Организация образовательного процесса с учетом ФГОС

Метапредмет "Экология души человеческой"

Пояснительная записка

Тема данного занятия выбрана не случайно. Она является продолжением целого ряда уроков, посвященных нравственным проблемам современной русской прозы (по литературе в 11 классе), и уроков, посвященных экологическим проблемам (по биологии в 11 классе) . На этом занятии продолжается формирование нравственного отношения человека к окружающему миру. Рассказ В. П. Астафьева «Яшка - лось» является благодатным материалом, который становится основой проблемного диалога, позволяющего задуматься, попытаться объяснить сложные вопросы. Проблема души человека, поднятая автором, перерастает в проблему взаимоотношения человека и окружающей среды. Эти вопросы напрямую связаны с вопросами духовности, морали и нравственности человека, следовательно, имеют огромное воспитывающее значение, развивают глобальное мышление учащихся. На примере рассказа с использованием регионального компонента - сведений о современных экологических проблемах Магдагачинского района - раскрывается новый аспект данной темы "От экологии души человека к экологии природы".
Данное учебное занятие имеет ярко выраженную личностно-ориентированную направленность, так как даёт возможность учащимся выразить как в устной, так и в письменной форме (эссе, синквейн) своё понимание нравственных понятий. Тип занятия привлекает своей глубиной, новизной восприятия материала, возможностью выявления метапредметных связей, изучения предмета или явления с различных позиций.
Для работы с текстом произведения оптимально подходят технологии "Развитие критического мышления через письмо и чтение", проблемного диалога и исследовательского обучения.
Предметная тема: Проблема взаимоотношения человека и природы на примере рассказа В. Астафьева "Яшка-лось" с использованием регионального компонента. Метапредметная тема: "Экология души человеческой" Эпиграф урока: «Боже правый! Пусто и страшно становится в Твоем мире".

Н. В.Гоголь
Цели урока:

Предметная: развитие навыков анализа эпического произведения; формирование умения выделять главное, обобщать и делать выводы.

Методологическая: развитие мышления учащихся через установление причинно-следственных связей, формирование умений применять полученные знания на практике, ставить проблему, выдвигать гипотезы, оценивать результат.

Метапредметная: формирование представлений о духовности, уважительном отношении к людям, к природе.

Место урока: урок литературы, 11 класс, «Нравственные проблемы в современной прозе»; урок биологии, 11 класс, "Проблемы экологии биосферы"
Тип урока: формирование УУД

Личностные действия: знание моральных норм; умение соотносить поступки и события; умение выделить нравственный аспект поведения; формирования Я - концепции.

Регулятивные действия: умение целеполагания, планирования, прогнозирования, контроля, и способность к организации своей деятельность; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника и взаимодействовать с ними. Познавательные действия:

1.Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; смысловое чтение как осмысление цели чтения; постановка и формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблемы.

2.Логические: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований для сравнения; построение логической цепи рассуждения.

Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; инициативное сотрудничество в поиске, сборе и анализе информации; умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями речевого взаимодействия.

Форма организации учебной деятельности:
- индивидуальная;
- фронтальная;
- работа в группах
Методы и технологии, используемые на уроке:
- элементы технологии проблемного диалога;
- личностно-ориентированное обучение;
- элементы технологии критического мышления;
- продуктивно-творческий метод (написание эссе, синквейна);
- ИКТ
Приёмы деятельности учителя:
- эвристическая беседа;
- вызов к размышлениям;
- составление кластера, логической пирамиды;
- работа со словом;
- использование презентации в качестве иллюстративного материала
Основные виды деятельности и действий учащихся:
- диалог
- анализ текста;
- самостоятельная работа с исследовательскими заданиями, кроссвордом;
- работа с толковым словарём - написание творческой работы ( синквейна, эссе)
Оборудование: проектор, компьютеры с выходом в Интернет, страница сайта МОБУ Дактуйской СОШ: виртуальный музей "Суд над человеком. Экология Магдагачинского района"; текст художественного произведения В. Астафьева "Яшка-лось", презентация, раздаточный материал с заданиями группам.

Содержательная часть Технологическая карта урока

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Организационный момент (1-2 минуты)

2. Актуализация знаний

(4-5 минут)


3. Постановка учебной задачи (4-5 минут)


4. «Открытие нового знания»(построение цепочки рассуждений для решения проблемы)

(7-8 минут)

5. Первичное закрепление

(4-5 минут)

6. Самостоятельная работа . Самоанализ и самоконтроль.

(5-7 минут)





7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

(4-5 минут)


8. Рефлексия деятельности.

9. Итог урока (2-3 минуты)

Приветствие учащихся

Кроссворд с ключевым словом "душа"

Уточнение темы, проблемы, вывод на решение проблемы


Задания для работы с текстом Астафьева "Яшка-лось"

Беседа по тексту. Уточнение выводов.

Задания и рекомендации для работы с интерактивным залом виртуального музея

"Суд над человеком. Экология Магдагачинского района"




Обращение к эпиграфу- к словам Н. В. Гоголя. Что же делать, чтобы пустота (мыслей, чувств, поступков) не заполнила весь мир?

Рекомендации к самостоятельной работе

Подведение к выводу.

Выставление отметок


Отгадывание кроссворда, объяснение значения ключевого слова "душа". Составление кластера "Качества души"

Формулировка проблемы

В ходе беседы формулируют ступени пирамиды "От темы и проблемы к решению проблемы"

Исследование текста рассказа Астафьева "Яшка-лось" (работа в группах)

Выступление групп

Самостоятельная работа

в группах по темам:

-Отрицательное воздействие железной дороги на территории Магдагачинского района.

-Отрицательные стороны деятельности рудников Пионер и Покровский предприятия «Петропавловск».

-Минусы функционирования федеральной трассы Чита-Хабаровск на территории Магдагачинского района.

Составление кластера

"Что делать, чтобы пустота (души, мыслей, чувств, поступков) не заполнила весь мир?"

Творческая работа: синквейн "От экологии души к экологии природы"

Формулировка вывода


К

Л

П

Р

Л

П


П

Р

К

Л

К

П

К

Р

Л





П

Л

К



Л

П

Р

Конспект урока 1. Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности класса к занятию. 2.Актуализация знаний Преподаватель литературы: Сегодня у нас метапредметный урок, на котором мы попытаемся совместить знания из области экологии, философии и литературы. Чтобы узнать тему урока, необходимо разгадать кроссворд и увидеть ключевое слово (душа). Учащиеся разгадывают кроссворд, формулируют значение ключевого слова. Преподаватель биологии: Материальное представление о душе: американский врач Дункан Мак Дугалл, работавший с умирающими людьми, на особо точных весах взвешивал своих пациентов и пришел к заключению, что на фоне постепенного уменьшения массы тела умирающего (около 20 граммов в час) в момент смерти происходит скачкообразная потеря веса в размере 15-30 граммов. Чаще всего это отклонение составляло 29 граммов.
Будучи глубоко верующим человеком, Мак Дугалл предположил, что именно такую массу имеет душа человека, и, когда она покидает бренную оболочку, тело теряет в весе.
Опыты Мака Дугалла в Советском Союзе повторил Мстислав Мирошников, правда, в качестве испытуемых выступали мыши . Преподаватель литературы : Душа в религиозных представлениях - сверхъестественное, нематериальное бессмертное начало в человеке, продолжающее жить после его смерти, внутренний, психический мир человека, его сознание. Душа как вместилище чего-то. Что же составляет содержание души?
Составление кластера" Качества души". Раздаточный материал "Отрицательные и положительные качества души"

- Какими душевными качествами должен обладать человек?
(доброта, искренность, милосердие, доброжелательность, бескорыстие…)
(ответы учащихся)

Постановка учебной задачи Наш урок мы назвали "Экология души человеческой". О чем пойдет разговор? Что мы должны узнать? Как вы понимаете, что такое "экология души"? Как бы вы сформулировали проблему нашего урока? Пирамида: "Тема. Проблема. Решение проблемы". 3. «Открытие нового знания» Преподаватель литературы: Есть такие произведения, из которых мы извлекаем нравственные уроки. Кто я? Зачем я живу? Что останется после меня на Земле? Эти вопросы возникают у нас после прочтения произведений Ф. Абрамова, В. Распутина, В. Астафьева. Есть произведения на первый взгляд незамысловатые, но, когда вчитываешься в них, душу пронзает такая боль... «Яшка-лось»[1] - один из таких рассказов, рассказ не новый (впервые он появился в 1968 году), но недавно был переиздан и вошел в книгу В. Астафьева «Веселый солдат» и в Собрание сочинений В. Астафьева в 4-х томах. Я предлагаю познакомиться с рассказом и выполнить задания: 1 группа: Кем являются главные герои рассказа В. Астафьева «Яшка-лось»? Какие у них имена? Как автор описывает их жизнь? 2 группа: Охарактеризуйте композицию рассказ. На сколько частей можно ее разделить? Как меняется тональность рассказа? 3 группа: Какие проблемы звучат в рассказе? Какие выводы можете сделать?[2] 4.Первичное закрепление Учитель литературы: Рассказ В. Астафьева «Яшка-лось» - страшное, жестокое произведение, оно ранит душу и сердце. Сегодня, как никогда, нам нужна такая правда о нас, беспощадная, жестокая, но правда... Два мира в рассказе: мир Яшки-лошади, наделенной человеческими чертами, душой, взмывающей жаворонком в небо, и мир людей, душу свою пропивающих.
Преподаватель биологии: Мир Яшки олицетворяет мир природы, и душа животного в данном рассказе богаче, ярче "пропитой" души человека. Есть выражение "относиться с душой", оно означает - с любовью. Есть ли проблемы во взаимоотношениях человека и природы у нас, в Магдагачинском районе? Сформулируем эти проблемы. (Ответы детей). Главная проблема экологии - загрязнение основных природных ресурсов: воздуха, воды, почвы отходами промышленности и транспорта, объектами ЖКХ, что приводит к уничтожению растительного и животного мира. Предлагаем выяснить, в чем определяется отрицательное воздействие человека в нашем регионе. Для этого обратимся к виртуальному музею "Суд над человеком. Экология Магдагачинского района", находящемуся на сайте МОБУ Дактуйской СОШ и выполним задание. [3] 5.Самостоятельная работа (Карточки-задания группам). 1 группа: Определить отрицательное воздействие железной дороги на территории Магдагачинского района. 2 группа: Выявить отрицательные стороны деятельности рудников Пионер и Покровский предприятия «Петропавловск». 3 группа: Определить отрицательное воздействие федеральной трассы Чита-Хабаровск на территории Магдагачинского района. Презентация работы групп. 6. Включение нового знания в систему знаний Преподаватель литературы: Главный критерий для души - способность самостоятельно искать и находить истину, работать и творить во благо истины. В чем вы сегодня нашли истину? Проблема экологии души человеческой существует? Проблема экологии нашей природы существует? Они взаимосвязаны? Мы сегодня собрались здесь не только для того, чтобы выяснить, в чем они заключаются, но и наметить пути их решения. Какие будут предложения? Составления кластера "Что делать, чтобы пустота (души, мыслей, чувств, поступков) не заполнила весь мир? Заполнение нижней ступени пирамиды "Решение проблемы" 7. Рефлексия деятельности Преподаватель биологии: Проанализируйте информацию, полученную на уроке, и выскажите свои мысли в творческой форме. Предлагаем написать синквейн "От экологии души к экологии природы". Написание синквейна. Выступление учащихся. 8.Подведение итогов урока Общий вывод. Оценка работы групп, выставление отметок. 9.Домашнее задание. Написать эссе "От экологии души человека к экологии природы".

Список литературы

1erlib.com/

2prosv.ru/ebooks/Marancman_Rus_liter_11kl/1.html

3dak-msosh.ucoz.ru/sudebnyj_process.html



© 2010-2022