Разработка урока по поэме Н. Некрасова Русские женщины

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Класс: 7

Тема: Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины». Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины. Анализ эпизода «Встреча княгини с губернатором Иркутска».

Цели урока:

  • углубить знания учащихся о личности и творчестве

Н.А. Некрасова ;

  • познакомить с поэмой "Русские женщины",ее исторической основой;

  • показать глубокую любовь поэта к русской женщине, восхищение подвигом жен декабристов, их душевной красотой;

  • совершенствовать навыки выразительного чтения, навыки анализа художественного произведения;

  • пробудить чувство уважения к женщине, способной преодолеть самые тяжкие жизненные испытания;

  • воспитание эстетических вкусов, читательских интересов.

Эпиграф:

Пленительные образы! Едва ли
В истории какой - нибудь страны
Вы что - нибудь прекраснее встречали
Их имена забыться не должны.

Н.А.Некрасов

2. Прослушаем сообщение о биографии писателя.

Николай Алексеевич Некрасов родился в местечке Немирове Подольской губернии 10 декабря 1821 года. Отец поэта, Алексей Сергеевич Некрасов, пехотный офицер, женился на только что окончившей институт шестнадцатилетней девушке, Елене Андреевне Закревской, когда его полк стоял на Украине. Когда Некрасову было три года, отец уйдя в отставку, перевез семью в ярославское имение Грешнево.

Безотрадным было детство поэта. Отец его был человек крутого права и тяжел на руку. Свою семью и крепостных крестьян он держал в постоянном страхе. Отец поэта был диким и необузданным самодуром.

Крепостные крестьяне боялись даже попадаться ему на глаза, а его собственные дети трепетали перед ним.

Отец не заботился о духовном развитии своих детей, а добросердечная, любившая детей мать была в доме на положении рабыни. Она учила своих детей добру и красоте, знакомила с произведениями великих писателей прошлого, защищала их как могла, от деспота - отца.

Мать делала все возможное, чтобы вдохнуть в своих детей живую душу. Образованная и гуманная женщина, внушавшая детям светлые, благородные чувства: Любовь к людям, к труду, стремление к правде, к добру и справедливости. Поэт навсегда сохранил о матери благодарную память. Образ матери стал для него воплощением и примером прекрасного и благородного.

Детство прошло его в условиях прекрасной волжской природы. Вместе с тем Некрасов увидел здесь и другую жизнь : жизнь бурлаков и арестантов. Еще мальчиком Некрасов видел, как гнали в Сибирь толпы арестантов. Это были представители трудового народа, не мирившиеся с неволей.

После недолгого обучения в Ярославской гимназии (отец перестал вносить деньги) шестнадцатилетний Некрасов уехал в Петербург. Отец отправил его для поступления в дворянский полк, но юношу военная карьера не привлекала. Он попытался поступить в университет. Узнав об этом, отец лишил его материальной помощи. Юноша остался в чужом городе без крова, без копейки денег. Тетрадь стихов, которая была с ним, славу поэту не принесла. Надежды на быструю литературную славу не оправдались. На это потребовались годы.

Умер Некрасов в 1877 году, после тяжелой болезни, на 57 году жизни. Его хоронили как друга народа.

Я лиру посвятил народу своему
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил - и сердцем я спокоен.

Такими словами подводил Н.А. Некрасов итог своему жизненному и творческому пути.

3. Актуализация знаний

Беседа.

  1. Какие произведения поэта вам знакомы?

( «Несжатая полоса», «Забытая деревня», «Крестьянские дети», «Школьник»,поэмы «Мороз, Красный нос», «Железная дорога»,»Дедушка»)



  1. О чем эти произведения? ( о жизни простых людей)

  1. Кто главные герои произведений?



  1. Какова же основная тема его творчества? (Тяжёлая жизнь русского народа)

5.Поэма «Мороз, Красный нос» посвящена этой же теме, только она сужена, конкретизирована.

(Тяжёлая жизнь русской женщины.)

Это гимн во славу русской женщины.

Вспомним восторженные слова поэта о ней.

Чтение наизусть ученицей отрывка из поэмы «Мороз, Красный нос» - «Есть женщины в русских селеньях...».

Почему обыкновенная крестьянка вызывает восхищение поэта? Какими качествами она обладает ?(Трудолюбие, терпение, умение любить, искреннее веселье, способность не растеряться и действовать в сложной ситуации.)

Не случайно для своей музы Н.Некрасов избирает облик русской крестьянки.

Послушаем чтение наизусть стихотворения «Вчерашний день, часу в шестом...».

(Наизусть «Вчерашний день, часу в шестом...».)

В другом стихотворении Некрасова есть такие строки:

Не русский - взглянет без любви
На эту бледную, в крови,
Кнутом иссечённую Музу...

Таким образом,тема женщины - одна из главных тем творчества Н.А. Некрасова.

Сейчас мы приступим к изучению поэмы Н.А.Некрасова, которая так и называется - «Русские женщины».Поэма состоит из двух частей - «Княгиня Трубецкая» и «Княгиня М.Н. Волконская», напечатаны они в 1872-1873 годах в журнале «Отечественные записки». С содержанием произведения вы познакомились дома.

Если бы мы не имели представления о её содержании, то могли бы подумать, что это своеобразное продолжение поэмы «Мороз, Красный нос».

Однако, открыв первую страницу, мы читаем название главы: «Княгиня Трубецкая».

Первоначально свою поэму Некрасов назвал «Декабристки». Казалось бы, это более точное заглавие.

В чём же тогда смысл замены? Почему же он изменил его на «Русские женщины»?

Сам Некрасов объяснил это так: "Самоотвержение, выказанное ими, остаётся навсегда свидетельством великих душевных сил, присущих русской женщине".

Обратите внимание: русской женщине, независимо от того, живёт ли она в крестьянской избе или в барской усадьбе, одета в холщовый сарафан или в бальное платье. Поэт видит в настоящей русской женщине такие качества, которые роднят княгиню с крестьянкой, которая "коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт".

Что же это за качества? На этот вопрос мы и должны ответить, изучив поэму.

Поэма «Русские женщины», как уже было сказано, имеет историческую основу. Об этом нам расскажет ученик. Послушайте внимательно.

Сообщение ученика об исторической основе поэмы

Выступление учащегося (предварительная подготовка)
14 декабря 1825 года в Санкт-Петербурге должна была состояться присяга новому русскому императору Николаю 1. Для нового императора этот день оказался одним из самых страшных в жизни. Несколько воинских частей вышли на Сенатскую площадь, отказавшись подчиняться новому царю. Стоявшие во главе мятежных частей офицеры и их товарищи из других полков позднее будут названы декабристами. Все они были дворянами, т. е., по определению того времени, опорой самодержавия и сторонниками крепостного права. Но они выступили за ограничение самодержавия и введение конституции, а также за ликвидацию крепостного права.

Трудно сказать, по какому пути пошло бы развитие России, если бы декабристы победили. Восстание в Петербурге было подавлено через несколько часов. Началось расследование и расправа.. Казнили 5-х человек: Павла Пестеля, Кондратия Рылеева, Михаила Бестужева-Рюмина, Сергея Муравьева-Апостола, Петра Каховского. 121 человека арестовали и сослали в Сибирь на каторжные работы.

Заключённых лишали всех дворянских прав и приравнивали к простым крестьянам, они лишались права возвращаться в столицу, а также всех званий и почестей. Не смотря на это жены декабристов не бросили своих мужей, а последовали за ними.
Подвиг жён декабристов произвёл впечатление на всё русское общество. Впечатление от их подвига тем более усиливалось, что все эти женщины становились такими же бесправными, как и их мужья. Екатерина Ивановна Трубецкая стала первой женой декабриста, добившегося у царя разрешения последовать за мужем в Сибирь. Её примеру последовала Мария Николаевна Волконская, а затем ещё 10 жён декабристов:

3. Александра Григорьевна Муравьева,

4. Елизавета Петровна Нарышкина,

5. Александра Васильевна Ентальцева,

6. Наталья Дмитриевна Фонвизина,

7. Александра Ивановна Давыдова,

8. Прасковья Егоровна Анненкова (Полина Гебль),

9. Анна Васильевна Розен,

10. Мария Казимировна Юшневская,

11. Камилла Петровна Ивашева,

12. Варвара Михайловна Шаховская.

В свою поэму Некрасов включает шутку Фёдора Васильевича Ростопчина, русского государственного деятеля

В Европе сапожник, чтоб барином стать,
Бунтует, - известное дело!
У нас революцию сделала знать:
В сапожники, что ль, захотела?

Как вы думаете,почему же у нас "революцию сделала знать"?

(Ответ: Человек, который дорожит своей честью и достоинством, не может попирать честь и достоинство другого человека.)

Жёны декабристов оказались достойны своих мужей.

Посмотрим видеоролик «Жены декабристов»

Константин Фролов (Константин Фролов- Посвящение женам декабристов. Кадры из кинофильма» Звезда пленительного счастья»)

Сейчас трудно сказать с уверенностью, что побудило каждую из них порвать с прошлым и обречь себя на добровольное изгнание, из которого не все они вернутся.

Подвижничество во имя любви?

Супружеский долг?

Сострадание к ближнему? (РИТОРИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ)

Чувство справедливости?

О многом можно только догадываться.

А.И. Давыдова, вернувшись из ссылки, говорила: "Какие героини? Это поэты из нас героинь сделали, а мы просто поехали за нашими мужьями..."

Наверное, в этом и есть величие их подвига, что они просто поехали за мужьями.

Последуем и мы за этими женщинами, пройдём через те преграды, которые преодолели они.

ОБРАТИМСЯ К ТЕКСТУ ПОЭМЫ.

Аналитическая беседа.

Какую картину воссоздает автор в 1-ой части поэмы ?(Ответ: картину прощания княгини Трубецкой с отцом)

Как ведет себя отец?

Каково состояние графа?

Почему княгиня в сцене прощания спокойна и непоколебима?

Найдите речь княгини. Как вы понимаете слова Трубецкой, обращенные к отцу?

Какие чувства скрываются за этими словами?

Оставляет ли Некрасов надежду на встречу?

"Бог весть, увидимся ли вновь..." - размышляет княгиня, расставаясь с отцом.

Увы! Надежды на встречу нет.

Почему же "княгиня-дочь куда-то едет в эту ночь"?

Что заставляет её покинуть дом и родных?

Прочитаем III строфу и найдём главные слова, которые помогут нам это объяснить.

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ 3 строфы (чит.ученица)

О, видит Бог!.. Но долг другой,

И выше и трудней,

Меня зовет…Прости, родной!

Напрасных слез не лей!

Далек мой путь, тяжел мой путь,

Страшна судьба моя,

Но сталью я одела грудь…

Гордись - я дочь твоя!

- Это слово - долг. Мы ещё раз встретим его на страницах поэмы.

- Но есть и ещё одно слово, очень важное для понимания характера героини.

- Какое? На какое же слово нам надо обратить внимание?

Но сталью я одела грудь...
Гордись - я дочь твоя!..

- Это слово "гордись" .

- Слова "гордость" и «долг» будут не раз встречаться на страницах поэмы. И, объясняя губернатору, зачем она следует за мужем, княгиня скажет:

Приняв обет в душе моей
Исполнить до конца
Мой долг, - я слёз не принесу
В проклятую тюрьму -
Я гордость, гордость в нём спасу,
Я силы дам ему!

Гордость и долг - вот два понятия, на которых держится поэма.

Но вот княгиня Трубецкая уже в дороге…

Уже два месяца почти

Бессменно день и ночь в пути

На диво слаженный возок,

А всё конец пути далек!

Обратимся к фонохрестоматии. Прослушайте внимательно аудиозапись. (сон княгини)

-О чем этот отрывок поэмы?

-Что видит она во сне?

( Ответ: О сне, в котором она вспоминает прошлую жизнь, отдых на юге)

Как вы думаете, для чего автор вводит в текст поэмы сон героини? (Ответ: Для того, чтобы показать от чего она отказалась и чтобы показать всю ее прошлую жизнь в роскоши)

Сон прерывается суровой страшной правдой - печальным кандальным звоном партии ссыльных. Некрасов тонко и глубоко показывает, как эта картина страшного "царства нищих и рабов" помогает Трубецкой, понять, что та роскошная, праздная жизнь, которую она вела раньше, находится в полном отрыве от жизни ограбленного народа,- понять благородную цель того дела, во имя которого боролись декабристы. Поэт наделяет своих героинь не только чертами мужества и благородной самоотверженности, но и показывает их горячее сочувствие народу.

Княгиня долгое время находится в дороге. Она измотана, устала, но она не сломлена.

Но для того чтобы исполнить долг, женщине приходится вступать в борьбу с теми, кто ей в этом мешает.

- Кто же стремится ей помешать? (Царь и губернатор, выполняющий его волю.)

- Как построена 2- я часть поэмы? Что необычно в поэме?

Она напоминает драматическое произведение, т.е 2часть поэмы можно сыграть на сцене.

-Это диалог, но не просто разговор двух действующих лиц.

- Это спор, это противостояние, это борьба.

ВЫРАЗИТЕЛЬНО ПРОЧИТАЕМ ДИАЛОГ ГЕРОЕВ ПОЭМЫ.

Какова цель губернатора, и какова цель княгини?

(ОТВЕТ:Губернатор хочет вернуть княгиню в Петербург, княгиня - как можно скорее отправиться дальше, к мужу. )

В любой борьбе побеждает сильнейший, в споре - тот, чьи доводы убедительнее.

Давайте вспомним, какие доводы приводит губернатор, чтобы заставить княгиню вернуться, и проследим, как она отвергает их один за другим.

Доводы каждого мы оформим в виде кластера

Обязательно обратим внимание на то, что считает важным губернатор, а что - княгиня. (Прочитать вслух, отметить цитаты.)

Доводы губернатора

1. Отъезд убил отца.

2. Тяжёлая, неустроенная жизнь на каторге.

3. Соблазны столичной жизни.

4. Уязвлённая гордость.

5. Отречение от прав.

6. Дорога вместе с каторжниками.

Все доводы губернатора построены по форме Здесь - там. Как называется этот художественный приём? (Антитеза, противопоставление._

Доводы княгини.

1. «Но долг другой меня зовет…»

2. «Живут же люди в том краю..»

3. «В этот… лес меня не заманят..»

4. «Я не жалкая раба, я женщина, жена!»

5. «Подпишу! И живо - лошадей!»

6. «Иду! Мне все равно!»

В ответе княгини тоже есть противопоставление, только смысл его другой. Если губернатор сравнивает жизнь там и здесь, то княгиня сравнивает людей.

Какой из этих доводов губернатор считает наиболее важным? Самое важное (козырная карта) приберегается на конец.

ДОРОГА ВМЕСТЕ С КАТОР ЖНИКАМИ

Являются ли эти доводы важными для княгини?

Именно они и не вызывают у неё колебаний. Её система ценностей совсем другая.

Правда, губернатор не использует против Трубецкой ещё один довод, чтобы убедить её отказаться от своего решения. Женщинам было запрещено брать с собой детей (у Трубецкой их не было), а Волконская, уезжая, оставила малолетнего сына. Конечно, вечная разлука с детьми куда более страшна, чем угроза "нищей стать и женщиной простой". Но, выбирая между мужем и сыном, Волконская скажет:

Иду я туда, где я больше нужна,
Иду я к тому, кто в неволе!



Да и женщины могли бы привести в свою пользу ещё один очень важный довод. Ведь не только гордость и долг заставили их бросить привычную жизнь и ехать неизвестно куда.

Любовь - чувство, которое наверняка было очень важным для решения отправиться в добровольное изгнание.

Более того, величие подвига мужа возвышает любовь к нему.

М.Н. Волконская, очень мало знавшая мужа до ссылки, говорит о том, что настоящая любовь пришла к ней именно тогда, когда он был уже в тюрьме. Вот что пишет М.Н. Волконская в своих воспоминаниях: "Кто кладёт голову свою на плаху за свои убеждения, тот истинно любит отечество, хотя, может быть, и преждевременно затеял дело своё".

Ребята, как вы думаете, можно ли победить таких женщин?

Кто же оказался сильнее: губернатор, за которым стоит царь, или слабые женщины?

Найдите слова, которые помогут нам ответить на этот вопрос.

Я делал всё, что мог...
...................................
Не испугались вы! СТР.269-270. УЧЕБНИК

Старый генерал прослезился, осознав величие этих женщин.

Н.А. Некрасов не закончил поэму о женщинах, отправившихся в Сибирь. Он написал только о двух из них - Е.И. Трубецкой и М.Н. Волконской. Трубецкой не довелось вернуться из Сибири и встретиться с родными. Она, как и А.Г. Муравьёва, похоронена там. А вот М.Н. Волконская вернулась и даже написала воспоминания. Ими и воспользовался Некрасов для создания второй главы поэмы.

Первая глава написана в форме диалога, а вторая имеет подзаголовок «Бабушкины записки». Совсем по-другому проводила Волконскую в далёкий путь её семья. Но даже проклятие отца не остановило княгиню.

Как вы думаете,Почему? В её ответе мы найдём уже знакомое нам слово:

"Я долг исполняю, отец!"

М.Н. Волконская - дочь генерала Раевского, героя войны 1812 года. Любимица семьи, блиставшая в свете. Получила воспитание, характерное для того времени, которое никак не готовило женщину к трудностям жизни. В неё был влюблён сам А.С. Пушкин.

Что же заставляет её всё бросить и ехать за мужем?

Что же роднит этих княгинь с русскими крестьянками?

Они повенчались не с рабами, они шли под венец с офицерами, чья карьера казалась блестящей, перед которыми были раскрыты двери не только самых лучших домов Петербурга, но и дворца. И вдруг эти женщины оказались жёнами каторжников. Как они приняли свою тяжёлую долю? (С гордостью, с сознанием выполненного долга.)

Пускай горька моя судьба -
Я буду ей верна!

Проведем небольшую работу в группах , разделимся на 6 групп по 4 человека, в последней группе - 5 человек.

  1. Нарисуйте словесно портрет генерала. Как он выглядел?

  2. Найдите в тексте авторские определения «почтенного генерала». Как они характеризуют отношение поэта к этому литературному персонажу?

: "почтенный генерал", "упрямый старичок", "старик", "генерал", "старый генерал(Нейтрально, потом презирает, сердится, затем уважает).



  1. Выделите основные черты характера героини. Что вы можете сказать об отношении автора к ней?

Ребята отметили, что княгиня уверена, что она сделала правильный выбор, она должна разделить судьбу мужа, перенести те испытания, которые выпали на её долю.

Она - женщина, жена, надежный и верный друг.

Автор восхищен её мужеством, упорством, самоотверженностью.



  1. Как словарь (речь) Трубецкой характеризуют

её? Приведите примеры из текста.



  1. Первоначально поэма имела другое название - «Декабристки». Докажите, что новое название поэмы шире, глубже раскрывает понятие «русская женщина».

Как окончательное название поэмы расширило понятие "русская женщина"?

В творчестве поэта есть немало произведений, раскрывающих сильный, нежный характер русской женщины.

Это такие стихотворения, как "Вчерашний день, часу в шестом", стихотворения, посвященные матери.

  1. Нарисуйте словесный портрет русской женщины, не только внешний, но и внутренний (душевный). Какой вы представляете себе русскую женщину?

Н.А. Некрасов не закончил поэму о женщинах, отправившихся за своими мужьями. Но каждая из тех, кто разделил участь мужа, достойна того, чтобы о ней помнили.

Как мы можем одним общим словом назвать жен декабристов?

(ГЕРОИНИ)

Согласны ли вы, что этих хрупких, привыкших к аристократизму женщин, можно назвать героинями?

Какой подвиг они совершили?

Молодцы, ребята. А сейчас выполним еще одну небольшую работу. Вам нужно составить синквейн на тему «ПОДВИГ».

Вспомним структуру синквейна

Синквейн - это стихотворение из 5 строк, где:

  • 1 строка - понятие или тема (1 слово - существительное);

  • 2 строка - описание этого понятия (2 слова - прилагательные);

  • 3 строка - действия (3 слова - глаголы);

  • 4 строка - фраза или предложение, показывающее отношение к теме;

  • 5 строка - синоним, который повторяет суть темы (1 слово).

Я составила такой синквейн на тему подвиг.

  1. Подвиг.

  2. Святой, бескорыстный.

  3. Хранит, верит ,поддерживает.

  4. Высок и свят их подвиг незабвенный!

  5. Любовь .

Ученики читают свои синквейны.

- Итак, ребята, давайте обобщим сказанное на уроке.

Как вы поняли смысл выражения "русская женщина"?

В чем вы видите величие духа русской женщины?

Ученики - На сегодняшнем уроке мы исследовали проблему женского счастья, женской верности, женской самоотверженности.

Поэт убедительно показывает, что русская женщина не только жена, но прежде всего верный друг, соратница, единомышленница.

Русская женщина сильная, непреклонная в выполнении принятого решения. Она готова на величайший подвиг во имя любви к мужу.

Русская женщина готова разделить горе и радость с любимым, готова поддержать силу духа, мужество, эти качества ставят её на необыкновенную нравственную высоту.


Д. з. Написать эссе: «Можно ли назвать жен - декабристов героинями? В чем их подвиг?»

.

Княгиня Трубецкая у Некрасова - обобщенный образ, как и другие жены декабристов. Некрасов наделяет их чертами той героической самоотверженности, тем решительным, боевым характером, примеры которого он видел в лучших людях своего времени.

Пленительные образы! Едва ли
В истории какой-нибудь страны
Вы что-нибудь прекраснее встречали,
Их имена забыться не должны!

Всем большое спасибо! Мне было приятно работать с вами. Урок окончен.



© 2010-2022