Методическая разработка урока письма «Учитесь писать письма!»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ленинская средняя общеобразовательная школа




Методическая разработка

Урока письма

«Учитесь писать письма!»



Выполнила

учитель русского языка и литературы

МБОУ Ленинской сош

Беликова Вера Григорьевна


2015г.

Цели урока:

учить ребят писать содержательные и интересные письма, знать их разновидности , при написании писем учитывать их цель и адресата;

обогатить словарный запас ребят новыми словами по данной теме;

учить культуре общения

Чтобы научиться писать, надо писать.

Д. С. Лихачёв

I. Вступительное слово учителя.

Наш урок будет посвящён благородному, но, к сожалению, утраченному нами искусству - умению писать письма. «Я не умею писать писем, лучше я вам по телефону позвоню», - такую фразу часто приходится слышать в последнее время. Этот факт свидетельствует об утрате искусства писать письма. Изумляешься убожеству текстов традиционных поздравлений друзьям, родным, близким в праздничные дни. Кроме «крепкого здоровья, долгих лет жизни и счастья в личной жизни», не найдёшь других пожеланий в открытках. А ведь когда-то наши соотечественники умели и любили писать: тщательно отбирали слова, уважая себя и корреспондента, перебеливали черновик.

- Назовите литературные произведения, которые сохранили образцы искусства письма.

(«Евгений Онегин» А.С. Пушкина, «Война мир» Л. Н. Толстого, «Гранатовый браслет» А. И. Куприна, «Преступление и наказание» и «Бедные люди» Ф. М. Достоевского и т. д.)

Сейчас много говорится о необходимости возрождения утерянных культурных традиций, звучат голоса о важности, значимости эпистолярного жанра. И наш урок хотелось бы назвать вот такой побудительной фразой: «Учитесь писать письма!» Я призываю вас быть активными участниками возрождения искусства эпистолярного сочинительства.

- Как вы думаете, почему так важно уметь писать письма? Зачем люди вообще придумали письмо?

(Письма сокращают расстояния, дают возможность хотя бы на несколько минут приблизить дорогого, родного человека. Они дают возможность состояться содержательному, взаимно обогащающему диалогу: они в какой-то степени формируют характер человека, во всяком случае, его шлифуют. Человек сосредоточивается, сам себя как бы систематизирует, «итожит», познаёт, объясняет себя другому. Эпистолярный слог всегда являлся показателем культуры и самосознания человека.)

II. Осмысление понятия «эпистолярный жанр».

- Что такое эпистола?

( Эпистола (лат.) - литературное произведение, обычно в форме письма, где излагаются суждения автора по поводу определённого предмета)

- Назовите основные жанровые разновидности личного письма (Дружеское письмо, письмо-просьба, письмо-рекомендация, письмо -поддержка, письмо-соразмышление)

- Какова композиция письма?

( В письме должны быть три части: этикетная, деловая, концовка) .

- Прочитайте таблицу. Объясните, от чего зависит выбор той или иной речевой формулы.

Основные части письма

Цель части письма

Содержание

Речевые клише

Этикетная

Установить контакт с адресатом, создать дружеское расположение

Дата и место написания, приветствие

Здравствуйте! Добрый день! Приветствую тебя!

Форма обращения к адресату

Имя и все его формулы

Дорогой(милый, любимый, родной…)

Деловая

Изложить просьбы, предложения; задать вопросы для собеседника; подробно рассказать о своей жизни

Основная информация, которую нужно изложить

Я хотел бы рассказать… Ты спрашиваешь, что у нас нового…

Хочется сообщить…

Концовка

Установить контакт для продолжения переписки

Благодарности, приветы и прощания, уверения в уважении, дружбе и любви.

Подпись

С (глубоким, искренним) уважением…

Уважающий Вас… Любящий Вас..

- Что такое постскриптум (лат.)?

(Приписка к оконченному и подписанному письму, обычно обозначается латинскими буквами P. S. )

- Что вы знаете о письме-рекомендации?

( Письма такого рода пишутся, чтобы посоветовать, поразмышлять вместе с адресатом, поделиться своим опытом. Это, как правило, ответ на письмо-исповедь. Это самый сложный вариант письма. Он требует большого жизненного опыта и опыта пишущего).

- С какой целью пишутся письма - соразмышления?

(Такие письма пишутся, чтобы поделиться мыслями по поводу общей, волнующей проблемы).

Итак, письмо - это тип текста с открытой жанровой структурой, поэтому часто в одном письме сочетаются элементы разных жанровых разновидностей. Стилевыми особенностями личного письма являются : диалогичность - большое количество вопросов, предполагаемые ответы; убедительность; разговорная лексика; свободный синтаксис - неполные предложения.

III. Анализ опыта переписки. Редактирование негативного текста письма.

Процесс создания письма довольно сложен. Он требует большого жизненного опыта и опыта пишущего. А если этого нет, то письмо может иметь вид следующего послания.

Привет, Света!

Пишу тебе из дома 25 апреля. Вот решила написать тебе. У нас всё как всегда. Скоро у нас будет смотр строя и песни. На весенних каникулах мы ездили в город Таганрог. Там мне очень понравилось.

На этом заканчиваю своё письмо. Больше писать нечего.

Пока.

Твоя подруга Оля.

- Отвечает ли текст этого письма требованиям, предъявляемым к высказываниям эпистолярного жанра?

- Какие композиционные части отсутствуют

(Нет основной части, в которой адресант рассказал бы подробно о своей жизни; нет вопросов к собеседнику; не соблюдается этикетная форма конца письма).

- Какие задачи эпистолярного жанра не выполнены?

(Нет пристройки, нет желания быть интересным собеседником)

- Исправьте текст, отредактируйте основную часть, придумайте варианты заключительных фраз. Содержание основной части может быть изменено по усмотрению учащегося.


Образец работы.

Добрый день, моя милая подружка!

Получив твоё письмо, немедленно пишу ответ. Так хочется поделиться с тобой некоторыми впечатлениями, хотя, думаю, это будет интереснее сделать при встрече. Ведь она не за горами!

И всё-таки о двух событиях в моей жизни не могу не рассказать. Во-первых, я заняла третье место в районном конкурсе чтецов Живая классика. Как радовались мои близкие случившемуся! Во-вторых, у нас в доме появился новый жилец. Как ты думаешь-кто? Это пушистый мягкий комочек по имени Персик. Ужасный непоседа и игрун! Все домашние подчиняются его воле, его желаниям. Лучше, как говорится, один раз увидеть, чем сто раз услышать. Приезжай, Ксюша, в гости! Персик очень любит новых знакомых. Я уверена, что вы подружитесь.

До скорой встречи. Твоя верная подруга Вита.

IV. Самостоятельная работа по написанию мини-писем.

К.Г.Паустовский утверждал: Нельзя писать в пустоту. Работая, надо представлять того человека, которому ты пишешь все лучшее, что накопилось у тебя на душе и на сердце. Тогда придут сильные и свежие слова. Следуя совету К.Г Паустовского, давайте учиться писать , искать выразительные и нужные слова, представлять того, кому пишешь. Предлагаю вам такие темы для мини-письма.

Вариант 1.Представьте себе, что за день вы впервые получили шесть оценок 5.Вы хотите поделиться с мамой своей радостью. Но…мама в командировке. Напишите ей об этом мини-письмо

Вариант 2.За полчаса до прихода родителей с работы позвонил друг с просьбой о помощи. Вам необходимо оставить родителям записку. Напишите её так, чтобы ваши близкие почувствовали внимание к ним и заботу.

V. Работа с текстом.

Прочитайте внимательно предложенный текст и ответьте на вопрос: «Какие правила будем помнить, если нам предстоит писать письмо?»

В 1890 году в Санкт-Петербурге вышла книга Жизнь в свете, дома и при дворе. В ней есть раздел о письмах, Давайте прочитаем, какие правила потребовалось знать при написании письма.

1.Молодая девушка никогда не пишет мужчине, даже от имени родителей.

2.При отправлении в путешествие уехавший пишет первый, оставшийся отвечает, не откладывая этого.

3.Письма всегда начинаются ответом на полученное письмо, а если такового не было, то несколькими словами, относящимися к последнему свиданию.

4.Кака сложно меньше говорить в письме о самом себе.

5.Чтобы заинтересовать своего корреспондента, нужно выражать свое мнение, обсуждать написанное им, как бы в живой беседе. Письмо должно открывать вашу душу.

6.В переписке надо избегать острот и двусмысленных слов и выражений.

7.Только истинно благовоспитанный, порядочный человек умеет согласовать свой почерк со своим слогом.

8.Письмо должно быть написано чисто, без помарок, опрятно.

9.Вручая кому-нибудь рекомендательное письмо или поручая письмо для передачи, не запечатывайте его.

VI.Подведение итога.

Ребята, эпистолярный жанр-это труд души, обращенный к другому человеку. Помните, адресат ждет от вас писем дружеского расположения и участия.

VII.Задание на дом. Напишите письмо другу (бабушке, дедушке) о том, как вы собираетесь провести летние каникулы.

© 2010-2022