Тренировочная работа в формате ЕГЭ

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ВАРИАНТ 1.

А1. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) позвалА 2) принЯл 3) тОрты 4) начАв

А2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1) Проведение этапа «Формулы-1» было под вопросом даже за неделю до старта ГОНОЧНОГО турнира.

2) В день рождения выдающегося пианиста в программе, названной «Романтизм от ВОСХОДА до заката», будут звучать самые известные концертные произведения.

3) Все автоматы, оформляющие АБОНЕМЕНТЫ для пассажиров электричек, отмечены специальными плакатами.

4) Лыжники вышли из охотничьего домика и невольно зажмурились от НЕТЕРПИМОГО блеска, которым была залита поляна.

4) Начало формы

Конец формы

4) Начало формы

Конец формы

А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. их часы

  2. в две тысячи девятом году

  3. воздержаться от комментариев

  4. посадили двадцать яблоней

А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Переводя один и тот же художественный текст,

  1. он по-разному интерпретируется переводчиками.

  2. между переводами всегда обнаруживается значительная разница.

  3. переводчики используют не одну и ту же лексику.

  4. не бывает совершенно одинаковых результатов.

А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).


  1. В опере «Русалочка» используются элементы народной музыки.

  2. Мой сосед учится игре на гитаре, он будет музыкантом.

  3. Каждый день я поливал и любовался этими необычными цветами.

  4. Стоит нам тревожиться?

А6. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?


  1. Встреча с Гайдном, который проезжал через Бонн, укрепила в Бетховене решение ехать в Вену учиться у знаменитого композитора.

  2. В основу пейзажа И.И. Шишкина «Корабельная роща» легли этюды, которые были выполнены художником в родных прикамских лесах.

  3. Поэзия М.Ю. Лермонтова была одним из факторов, который заставил В.Г. Белинского острее ощутить трагическое неустройство современной жизни, глубже понять её социальные противоречия.

  4. Но ведь есть же где-нибудь на свете человек, которого она полюбит!

Прочитайте текст и выполните задания А7-А12.

(1)… (2)Концерн - это крупная финансово-промышленная компания, которая объединяет банки, страховые компании, торговые дома, инвестиционные фонды. (3)… в концерн входят разнопрофильные мелкие и крупные предприятия. (4)Концерн объединяет интересы всех входящих в него предприятий, оказывает помощь своим членам в реализации особо сложных проектов, в установлении новых деловых связей, в производстве новой продукции. (5)Каждая фирма представляет на президентский совет концерна свой проект и после его одобрения начинает реализацию этого проекта. (6)Руководство концерна прекрасно понимает, что для осуществления программ нужны высококвалифицированные специалисты, способные работать в условиях рыночной экономики, поэтому с помощью концерна организован международный экономический колледж.

А7. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

  1. Грамотное ведение хозяйства позволяет уменьшить накладные расходы фирмы.

  2. Какова организационная структура концерна?

  3. Высшим органом управления предприятия является общее собрание акционеров.

  4. К инфраструктуре относятся подразделения предприятия, отвечающие за деятельность, связанную с коммерциализацией научно-технологической и другой продукции.

А8. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем предложении?

1) Напротив 2) Кроме того 3) Ведь 4) Исключительно

А 9. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

  1. нужны специалисты (предложение 6)

  2. компания объединяет (предложение 2)

  3. концерн объединяет (предложение 2)

  4. объединяет интересы (предложение 4)

А10. Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.

  1. сложносочинённое

  2. сложноподчиненное

  3. простое осложнённое

  4. бессоюзное сложное

А11. Укажите верную морфологическую характеристику слова ОРГАНИЗОВАН (предложение 6).

  1. причастие

  2. деепричастие

  3. имя прилагательное

  4. наречие

А12. Укажите значение слова СОВЕТ (предложение 5).

  1. мнение

  2. деловое предложение

  3. коллегиальный орган управления

  4. согласие

А13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Славное место эта долина: со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, которые обвеша(1)ы зелёным плющом и увенча(2)ы купами чинар, жёлтые обрывы, исчерче(3)ые промоинами, высоко-высоко - золотая бахрома облаков, а внизу - Арагва.

  1. 1 2) 1, 2 3) 2, 3 4) 1, 2, 3

А14. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) задр..жать, пор..зительный, прил..гательное

2) впл..тнyю, ч..рующий, г..рдиться

3) бл..городный, к..саться, г..ризонт

4) сокр..щение, р..стение, т..ржественный

А15. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) меж..языковой, об..яснение, неот..емлемый

2) и..коверкать, бе..жизненный, ра..торгнуть

3) пр..мудрый, пр..образовать, пр..брежный

4) без..дейный, пред..дущий, супер..гра

А16. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

1) хлопоч..шь, движ..мый

  1. пряч..шься, ненавид..мый

  2. бор..шься, уполномоч..нный

  3. дыш..шь, омыва..мый

А17. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?

А. подразум..вать

Б. алюмини..вый

В. раскра..вать

Г. милост..вый

1) А, Б, Г 2) А, Б 3) А, В, Г 4) В, Г

А18. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

  1. Эта (не) приятная история надолго осталась в моей памяти.

  2. В Наташином пении уже (не) было детской старательности.

  3. Ученье без уменья - (не) польза, а беда.

  4. Солнце, ещё (не) скрытое облаками, освещает мрачную жёлто-лиловую тучу.

А19. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) Не знаю, (ОТ) ЧЕГО затихли мои товарищи, но я замолчал (ОТ) ТОГО тихого томления, которое вызвала во мне трогательная мелодия.

2) (В) ТЕЧЕНИЕ последнего года работы было много, (ЗА) ТО теперь на город было любо-дорого посмотреть.

3) Некоторое время Меркулов шёл (В) СЛЕД за всеми, (ЗА) ТЕМ остановился.

4) Присутствовали (ПРИ) ТОМ разговоре многие, но было это давно и (ПО) ЭТОМУ всеми забылось.

А20. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении: Мгновенно сверкнула неуловимая молния ( ) и осветила лес.

  1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

  2. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

  3. Сложносочинённое предложение с общим для частей второстепенным членом, перед союзом И запятая не нужна.

  4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Типичный памятник ярославского зодчества - церковь Ильи Пророка -представляет собой (1) хорошо освещённый (2) изнутри (3) храм (4) окружённый крытыми галереями.

  1. 1, 3, 4 2) 1, 2, 4 3) 1, 3 4) 4

А22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

А.С. Пушкин назвал М.В. Ломоносова «первым нашим университетом». Все свои научные достижения М.В. Ломоносов (1) как правило (2) старался применить на практике. Так (3) например (4) он, занимаясь изготовлением разноцветного стекла, создал мозаику «Полтавская битва».

1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 2, 4 3) 3, 4 4) 1, 3

А23. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

  1. В былинах поётся и о войнах со степняками и о борьбе с разбойниками и о сборе дани с окрестных племён.

  2. Любое техническое изобретение или произведение искусства той или иной исторической эпохи являются результатом стремления человека к истине.

  3. Весенний гром то грозно рычал то добродушно ворчал.

  4. Ни скверная английская погода ни ледяная стужа спальни ни остывший чай не могли изменить настроение гостя.

А24. Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении?

Некоторые не способны увидеть красоту окружающего мира: солнце такому человеку кажется большим фонарём, а чудное сияние звёзд в новогоднюю ночь - отблеском большого костра.

1) Первая часть сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.

2) Вторая часть сложного предложения противопоставлена по содержанию первой части.

3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

4) Последующие части сложного предложения поясняют, раскрывают содержание того, о чём говорится в первой части.

А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В поэме Гоголя «Мёртвые души» (1) Чичиков не единственный персонаж (2) история жизни (3) которого (4) даётся во всех деталях.

  1. 1, 2 2) 2 3) 3, 4 4) 2, 4

А26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Все гости разъехались (1) хозяйке захотелось побыть одной (2) и (3) когда Антон попросил разрешения провести вечер у соседей (4) то она не стала удерживать сына.

  1. 1, 2, 4 2) 1, 2, 3, 4 3) 1, 3 4) 2, 4

А27. Прочитайте текст.

Благополучно переплыв Атлантику и высадившись со своей командой на берег Америки, Колумб был убеждён, что добрался до Индии, и поэтому нарёк местных жителей «индейцами». Несмотря на очевидную ошибку, это название так и закрепилось за коренными жителями, населяющими американский континент. Но на самом деле американские индейцы не были даже единым народом: они разительно отличались друг от друга ростом и внешним видом, говорили на множестве разных языков и создали широкое разнообразие обычаев и верований.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Несмотря на очевидную ошибку, название «индейцы» закрепилось за коренными жителями, населяющими американский континент, поэтому они создали разнообразные обычаи.

2) До конца своих дней Колумб так и не признал своей ошибки и был убеждён, что, благополучно переплыв Атлантику и высадившись на берег Америки, он добрался до Индии, именно поэтому он назвал местных жителей американского континента «индейцами».

3) Общее название «индейцы» закрепилось за коренными жителями Америки благодаря Колумбу, потому что у жителей американского континента много общих черт: смуглая кожа, высокие скулы, чёрные волосы и глаза, химический состав крови.

4) За коренными жителями Америки, которые не были единым народом, закрепилось ошибочное название «индейцы», так как Колумб, открывший Америку, считал, что добрался до Индии.

Прочитайте текст и выполните задания А28-А30; В1-В8

1)Вечером молодой пастух Гришка Ефимов, которого за большие хрящеватые уши, торчащие в разные стороны, будто остренькие рожки, называли Чертёнком, пригнал в село табун. (2)Бешено вращая зрачками, он рассказал толпившимся возле гаража мужикам, что видел в степи настоящую антилопу.

- (3)Да чего этого Чертёнка слушать: он собаку от курицы не отличает! - недоверчиво отмахивались от него. - (4)Откуда в наших местах антилопы?

- (5)Да я лично видел! (6)Она в лощине паслась!

- (7)Так, может, это не антилопа, а северный олень или мамонт?! - вкрадчиво спросил визжащего от обиды Чертёнка дед Кадочников, пряча улыбку в большой окладистой бороде. (8)Смеясь, мужики стали расходиться. (9)Не смеялся только рослый механик Николай Савушкин. (10)Он строго посмотрел на пастуха и тихо спросил его:

- (11)Ты точно антилопу видел?

- (12)Точно! (13)Видел! (14)Мамой клянусь! - пастух неуклюже перекрестился. - (15)А зачем тебе, Колёк, антилопа? (16)Лето ведь - мясо испортится!

- (17)Мне не мясо, мне рога нужны, я из них лекарство сделаю! (18)Дочка у меня сильно хворает, уже третий год.

(19)Ранним утром, едва только рассвело, Савушкин взял ружьё и отправился в лощину. (20)Туман тугими лентами покрывал степь, и сквозь белые кружева синели одинокие берёзы, похожие на старинные корабли, застрявшие во льдах. (21)Савушкин исходил всю лощину, пролазил все перелески, но не нашёл следов антилопы. (22)Он знал, что ничего не найдёт. (23)Так уж, видно, суждено. (24)Суждено видеть стеклянные глаза девочки, которая с тоской смотрит куда-то внутрь себя, как будто чувствует, как по её крошечному телу крадётся боль. (25)Боль, похожая на большую чёрную кошку.

(26)Нещадно палило полуденное солнце, и воздух, словно горячий жир, стекал густыми струями на землю. (27)Нужно было возвращаться назад. (28)Савушкин спустился с холма и заплакал. (29)По его лицу, мешаясь с потом, текли слёзы и, будто кислота, разъедали кожу… (30)Она молчит, просто смотрит внутрь себя и молчит, потому что знает: никто не поможет. (31)И ты видишь, как твой ребёнок в одиночестве блуждает по бесконечным лабиринтам боли.

(32)Вдруг Савушкин замер. (33)В овражке, прорытом вешними водами, стояла антилопа. (34)Совсем близко, под самым носом, шагах в двадцати. (35)Савушкин осторожно снял с плеча ружьё, взвёл курки. (36)Антилопа смотрела на него, но почему-то не убегала.

- (37)Стой, стой, миленькая, стой! - шёпотом уговаривал её Савушкин. (38)Он шагнул влево и увидел рядом с антилопой детёныша. (39)Малыш примостился возле матери, на траве, поджав тонкие ножки, и, сморённый жарой, устало смотрел куда-то в сторону. (40)Мать стояла возле него, закрывая своим телом от палящего солнца. (41)Прохладная тень, будто фиолетовое покрывало, лежала на сонно вздрагивающей головке детёныша. (42)Савушкин вздохнул и попятился назад...

(43)Солнце жгло прокалённую землю. (44)Дочка сидела на крыльце и ела землянику, которую он нарвал в овраге перед самым селом.

- (45)Вкусно, миленькая?

- (46)Вкусно!

(47)Савушкин наклонился и погладил её мягкие волосы. (48)На голову ребёнка, будто фиолетовое покрывало, легла прохладная тень.

(По А. Владимирову*)

* Александр Павлович Владимиров - современный писатель-прозаик.

А28. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

  1. Дочка Савушкина была больна.

  2. Савушкину нужны были рога антилопы, чтобы приготовить лекарство для дочери.

  3. Пастух Гришка собирался охотиться на антилопу и исходил всю лощину в её поисках.

  4. Савушкин увидел антилопу с детёнышем и не стал в неё стрелять.

А29. Какое из представленных утверждений является ошибочным?

  1. В предложениях 1 - 2 представлено рассуждение.

  2. Предложение 18 объясняет содержание предложения 17.

  3. В предложении 20 содержится описание.

  4. В предложениях 38-40 содержится объяснение того, о чём говорится в предложении 36.

А30. Укажите предложение, в котором употребляется фразеологизм.

  1. 18 2) 2 3) 33 4)34

Ответом к заданиям этой части (В1-В8) является слово (словосочетание), число или последовательность чисел. Запишите Ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

В1. Из предложений 44 - 45 выпишите слово, образованное приставочным способом.

В2. Из предложения 20 выпишите все предлоги.

В3. Из предложений 16-18 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

В4. Среди предложений 21-29 найдите простые односоставные безличные предложения. Напишите номера этих простых предложений.

В5. Среди предложений 32- 42 найдите предложение с необособленным согласованным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

В6. Среди предложений 24 - 31 найдите сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным. Напишите номера этих сложных предложений.

В7. Среди предложений 27 - 35 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

В8. «Автор, рассказывая историю своего героя, использует разнообразные средства выразительности, которые усиливают эмоциональное воздействие на читателя. Это приём - __________ (в предложениях 23-24, 24-25), а также тропы: __________ («будто фиолетовое покрывало» в предложениях 41, 48), __________ («стеклянные глаза» в предложении 24) и __________ («по лабиринтам боли» в предложении 31)».

Список терминов:

  1. Антитеза

  2. Метафора

  3. Сравнение

  4. Анафора

  5. Ряд однородных членов

  6. Лексический повтор

  7. Риторический вопрос

  8. Риторическое восклицание

  9. Эпитет

Часть 3.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


© 2010-2022