Урок литературы по рассказу В. П. Астафьева Конь с розовой гривой

Цели и задачи урока:обучающие: совершенствовать умение излагать свои мысли и чувства, совершенствовать навыки анализа литературного произведения , повторить литературоведческие термины, продолжить работу над формированием умения строить доказательство высказанной мысли;развивающие: развивать речевые и коммуникативные умения, монологическое и диалогическое высказывания, развивать творческие способности учащихся, навыки выразительного чтения, навыки выборочной работы с текстом, расширить кругозор ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы

по рассказу В.П.Астафьева « Конь с розовой гривой»

Оборудование: учебник для 6 кл.- В.П.Полухина. М.: Просвещение, 2013; Толковый словарь русского языка- С.И.Ожегов. М.: Русский язык, 2010; раздаточный материал, карточки для групповой работы, иллюстрации к произведению, кроссворд, презентация к уроку, фрагмент фильма «Веселый солдат», музыка Ф.Шопена.

Цели и задачи урока:

обучающие: совершенствовать умение излагать свои мысли и чувства, совершенствовать навыки анализа литературного произведения , повторить литературоведческие термины, продолжить работу над формированием умения строить доказательство высказанной мысли;

развивающие: развивать речевые и коммуникативные умения, монологическое и диалогическое высказывания, развивать творческие способности учащихся, навыки выразительного чтения, навыки выборочной работы с текстом, расширить кругозор учащихся, поддерживать интерес к изучаемому предмету;

воспитывающие: продолжить нравственное и эстетическое воспитание учащихся, продолжать разговор о важности выбора средств на пути достижения цели, о необходимости сознавать ответственность за возможные последствия сделанного выбора, воспитывать потребность овладения навыками работы с информацией.



Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Мотивационное начало урока.

Полилог.

Учитель. Поговорим?

Дети. Поговорим!

Учитель. А знаете о чем?

Дети. О чем?

Учитель. О разном и о прочем, о том, что хорошо и хорошо не очень. Поговорим?

Дети. Поговорим. Нам будет интересно!

3. Постановка целей и задач урока.

Учитель. Сегодня на уроке мы продолжаем размышлять над одним из самых замечательных рассказов сибирского писателя В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».

И цель нашего урока сегодня - прикоснувшись к страницам его рассказа, стараться, как и он, В.П.Астафьев, строже жить. Задумываться над словом. Над каждым своим поступком… И помнить о тех, кто - когда - то «живой любовью» обогрел наши сердца и души.

4. Введение в тему урока. Поэтому тема нашего урока:

«Живой любовью согретый» мир души ребенка».

Слайд №1.

А теперь давайте вглядимся в лица дорогих и близких сердцу писателя людей, к которым он сохранил благодарную память на всю жизнь…

5.Показ фрагмента фильма « Веселый солдат».

Слайд №2.

Слово учителя. … И самые искренние строки посвятит той, к которой была огромная любовь и жалость, к той, кто всю свою любовь и ласку отдаст когда - то ему, к той, кто с детства формировал его мировоззрение. Бабушке - Екатерине Петровне Потылицыной.

Послушайте, что он напишет позднее:

(Читает подготовленный ученик или учитель на фоне музыки Ф.Шопена «Сады Эдема»)

Слайд №3.

«Вскорости бабушка умерла. Мне прислали на Урал телеграмму с вызовом на похороны. Но меня не отпустили с производства. Начальник отдела кадров . . . сказал: - Не положено. Мать или отца - другое дело, а бабушек, дедушек, да кумовей… Откуда знать он мог, что бабушка была для меня отцом и матерью - всем, что есть на этом свете дорогого для меня . . . Я еще не осознал тогда всю огромность потери, постигшей меня. Случись это теперь, я бы ползком добрался от Урала до Сибири, отдать ей последний поклон.

Бабушка, бабушка! Виноватый перед тобою, я пытаюсь воскресить тебя в памяти, рассказать о тебе людям…»

Ребята, какие чувства вызвало это письмо? Почему автор так взволнован?

А эпиграфом к нашему уроку послужат слова:

Слайд №4.

«Уж сколько лет прошло! Сколько событий минуло! А я все не могу забыть бабушкиного пряника - того дивного коня с розовой гривой».

Запишите их в тетради.

Ребята! В конце урока мы ответим на вопрос: «Какое отношение имеют эти слова к сегодняшнему уроку? Почему же человек, столько переживший и испытавший, прошедший страшную войну, почти через сорок лет вспоминает о таком незначительном событии из далекого детства?»

(Человек запоминает те события, которые сыграли в его жизни значительную роль.)

И вы согласны со мной, что характер, жизнь, судьбу во многом определяет домашнее семейное воспитание?

Семейное воспитание определяет и выполнение домашних заданий.

6.Проверка домашнего задания.

Каким оно было?

( на выбор:

- рисунки учащихся к произведению,

- рассказ о семье Левонтия и Васени и о семье дедушки Ильи Евграфовича и бабушки Екатерины Петровны).

Цитаты. Комментарии учащихся.

Ответы учащихся.

Учитель. Обобщим сказанное.

Ответы учащихся.

Ребята, готовясь к сегодняшнему разговору, я просила вас обсудить с родителями смысл фразы: «Все мы родом из детства»?

Итак, как вы и ваши родители ее понимаете?

Ответы учащихся.

(Все мы родом из детства… Выражение подчеркивает, что детство очень важно в становлении характера, в формировании представлений о мире и людях. Это время согрето любовью и заботой родных людей, их бесконечным терпением и добротой, поэтому и вспоминается как счастливая пора в жизни любого человека.

Именно в детстве закладываются нравственные ориентиры и ценности.)

7. Словарная работа.

Учитель.

- Давайте вспомним, что такое нравственность?

Ответы учащихся.

- Уточним лексическое значение слова «нравственность». Заглянем

в Толковый словарь Ожегова.

Работа учащихся со словарём.

НРА́ВСТВЕННОСТЬ - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

8. Обмен информацией в группах.

- А сейчас вы поработаете в группах. Обсудите с соседом и выберете на листах бумаги те нравственные ценности, которые прививаются в семье бабушки героя.

Один учащийся работает у доски.

- Вы согласны с выбором вашего одноклассника?

- Какие можно было бы, на ваш взгляд, добавить?

(справедливость, милосердие, честь, совесть, доверие к людям , любовь, доброта, чувство собственного достоинства и т.д.)

Учитель. Как же мальчик, воспитываемый в такой добропорядочной семье, в семье с такими нравственными ценностями оказался втянутым в обман, в преступление?

Вспомним прочитанное.

- Вот и отправляется наш герой с ребятами дяди Левонтия в лес за земляникой, чтобы трудом своим заработать пряник.

Ваши одноклассники инсценировали этот эпизод.

9.Инсценирование эпизода.

Действующие лица: Санька и герой (Витя).

Санька. Бабушки Петровны испугался! Эх, ты!

Витя. Зато мне бабушка пряник конем купит!

Санька. Может, кобылой? Скажи уж лучше - боишься ее, и еще жадный!

Витя. Я?

Санька. Ты!

Витя. Жадный?

Санька. Жадный!

Витя. А хочешь все ягоды съем?

Санька. Слабо!

Витя. Мне слабо? Мне слабо? Вот! Ешьте вместе со мной!

10. Психологическая разминка.

Учитель. Есть такая народная мудрость, которая гласит, что нужно учиться на чужих ошибках… Зная, какие угрызения совести, страх, стыд испытал неопытный, маленький Витя, попробуем себя представить на его месте и дадим отпор провокатору Сане.

(Санька остается участвовать в сценке, а вместо Вити - ученик из класса).

Учитель. Вернемся к анализу произведения. Напомним нашим гостям содержание рассказа. Что же произошло потом?

Понимает ли Витя, что совершает плохой поступок? ( Докажите текстом).

Но почему не признается сразу?

(Боится).

11. Работа с текстом. Создание проблемной ситуации.

Работа с раздаточным материалом.

1. «Боже упаси . . . перечить бабушке, сделать чего не по её усмотрению».

2

3.

4. «Пытаюсь поведать о бабушке людям, чтобы в своих бабушках и дедушках в близких и любимых людях отыскали они её, и была бы жизнь моей бабушки беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта».

Метод контрольных вопросов.

-Кому принадлежат эти слова?

(это слова ребёнка, Вити и взрослого человека, писателя В.П.Астафьева.)

-Что же главное было в характере бабушки: строгость или доброта? А может, и то, и другое?

Ответить на этот вопрос нам поможет текст.

Метод «Оживи картину».

Работа в парах.

- Ребята, а давайте вспомним способы создания характера в художественном произведении.

12.Таблица «Характеристика героя».

Способ создания характера героя

Примеры. Примечания

1.Портрет бабушки

2.Речевая характеристика

3.Отношение бабушки к людям

4.Отношение сельчан к бабушке

5.Отношение бабушки к внуку Вите

Вывод

(Ребята говорят, что автор не даёт подробного описания портрета бабушки, но её образ можно представить, вообразить, исходя из поступков, речи героини).

А теперь обратимся к вашим рисункам. Они помогут дополнить портрет бабушки.

Обращаемся к рисункам учащихся, которые они приготовили дома.

(Проверка домашнего задания).

Делаем вывод, что при всей внешней разности портретов бабушки в чертах её лица видны и строгость, и доброта.

- Ребята, а какие языковые особенности отличают бабушку?

Просторечия, диалектизмы. Найдите их в тексте!

(«своих вечно потачил», «мошенничат», «Чё потом из него будет», «малой», «утворил», «омманешь баушку», «восподь тебе пособил» и др.)

-Как вы думаете, почему автор передает точную речь бабушки со всеми диалектизмами и просторечиями?

Ответы ребят.

В.П. Астафьев таким образом подчёркивают яркую индивидуальность и вместе с тем народность характера. Бабушка кажется, хотя и старой, но «своей, домашней».

13. Составление синквейна.

Попробуем вместе составить синквейн «Бабушка».

(Предполагаемый синквейн)

1.Любовь.

2.Теплая, нежная.

3.Оберегает, защищает, прощает.

4.Стремление стать лучше.

5.Любовь.

Учитель. Ребята, бабушка не стала пересыпать ягоды, прямо в этом туеске увезла… Почему?

(Доверяла внуку). И внук - то это понимает. И может, именно поэтому так мучительно он переживает случившееся. Прочитаем строки, описывающие переживания мальчика.

14.Чтение отрывка из рассказа.

15. Ромашка Блума.

Учитель. А теперь несколько трудных вопросов, спрятанных в лепестках ромашки.

1 вопрос. Почему, на ваш взгляд, бабушка, не любящая выносить сор из избы, всех, кто приходил в это утро к ним, задерживала, чтоб поведать: «А мой - то! Малой - то!»?

2 вопрос. В.П.Астафьев не пишет об этом. Поэтому подумаем вместе. Рассчитывал ли мальчик на то, что бабушка после такого его поступка все - таки купит ему дивного коня?

3 вопрос. Если вы были внимательны, то, наверное, заметили, что прощение у бабушки предшествовало наказанию, ведь пряник был куплен, а мальчик еще не повинился. Почему же бабушка, зная об обмане, все - таки купила коня с розовой гривой?

4 вопрос. Как вы понимаете слова, взятые как название урока, - «живой любовью согретый» мир души ребенка?

5 вопрос. И вспомним эпиграф. Почему ( ведь столько лет прошло) автор до сих пор не может забыть бабушкиного пряника?

6 вопрос. Как вы считаете, какие важные жизненные уроки преподала ему бабушка?

16. Учитель. « Она всегда и все мне прощала. Но ее нет. И никогда не будет. И некому прощать». Ребята, не забывайте об этих словах В.П.Астафьева, детский мир которого был согрет пониманием, прощением, добротой.

Подведение итогов урока. Выставление оценок.

18.Комментирование домашнего задания.

19.Рефлексия.













Литература:

1.Егорова Н.В Литература. 6 класс: Поурочные разработки к учебникам-хрестоматиям В.П Полухиной и Т.Ф. Курдюмовой. -М.: Просвещение ,2005.-368с.

2.Мешалкин А.Н «Заветная книга В.П. Астафьева :мир с детства ,добра и красоты в повести последний поклон»// Литература в школе,2007№3.-с.18.

3.НикитинаЛ. Сладость бабушкиного пряника: Рассказ В. Астафьева. «Конь с розовой гривой»/Лит-ра (Приложение к газете «Первое сентября»)-1996.-№15

4.Пранцова Г.В. «Страницы детства» В.П. Астьфьева на уроках литературы в 5-8 классе // Русская словесность. - 1998. - №5. -с.58-62.

5. Сущек Г. Г. Образ детства в рассказе В.П. Астафьева « Конь с розовой гривой» .

6. С любовью о добром и вечном… Рассказ В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» /электронный ресурс/

lit.1sertember .ru/article.php?ID=200601804



© 2010-2022