- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по литературе на тему Пьеса Снегурочка-весенняя сказка
Урок по литературе на тему Пьеса Снегурочка-весенняя сказка
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Лихачёва Т.В. |
Дата | 19.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Вводно-ориентировочный урок
Тема: Пьеса «Снегурочка» - весенняя сказка.
Цель: Начало знакомства с творчеством А.Н.Островского на примере сказки «Снегурочка», со своеобразием пьесы.
Задачи: 1) Формировать интерес к личности и творчеству А.Н.Островского; доказать, что царство берендеев воплощало мечту автора о счастье;
3) Развивать речь учащихся, умение анализировать образ драматического героя.
Оборудование: мультимедийная презентация, ноутбук, проектор.
Ход урока:
-
Мотивация
Беседа:
- Перед вами имена русских писателей. Вспомните их фамилии, произведения, ими написанные.
Слайд 1
Иван Андреевич Михаил Юрьевич
Лев Николаевич Александр Сергеевич
Николай Васильевич
- Сегодня мы познакомимся еще с одним русским писателем, имя которого вам пока неизвестно.
Слайд 2
-
А.Н.Островский фотографии
- Посмотрите внимательно на эти фотографии, что вы можете рассказать о писателе, имея перед собой только его изображение?
Слайд 3
-
А.Н.Островский картина В.Перова
- Какую черту личности хотел подчеркнуть В.Перов в этом писателе? С помощью каких средств ему это удалось?
Слайд 4
Фоновая композиция
Рассказ учителя:
А.Н.Островский родился в апреле 1823 года в Москве, в Замоскворечье - районе, где традиционно селились купцы и чиновники.
- Кто такие купцы? (торговцы, привозившие товар из разных мест в Москву)
Отец - чиновник, сын священника, окончивший духовную академию и поступивший на государственную службу. Карьера отца была успешной, он стал дворянином. Мать - из бедного духовенства, умерла рано, когда Саше было 8 лет. Маленький Саша очень любил ходить в театр, где на сцене он видел истории, совсем не похожие на его жизнь, на сцене ставили в основном зарубежные пьесы, в то время пьес о купечестве не было, их напишет Александр Островский, когда станет писателем. И именно театр станет делом всей его жизни.[14]
Беседа:
- Люди каких профессий работают в театре?
Драматурги - это писатели, создающие произведения для сцены - пьесы.
Именно драматургом был А.Н.Островский, написавший 47 пьес.
- Вспомните, чем пьесы отличаются от других литературных произведений? (формой, т.е. наличием действующих лиц, ремарками, описанием места действия перед диалогами, так как они пишутся для постановки их на сцене)
- Какие слова в биографии писателя будут являться ключевыми?
Слайд 5
Замоскворечье, театр, драматург, пьесы, «Снегурочка»
Рассказ учителя:
В русской культуре есть немало примеров удивительного слияния творца, его произведений и места, где он творит. Михайловское, Болдино связано с именем А.С.Пушкина, Ясная Поляна Л.Н.Толстого, Спасское-Лутовиново, возникающее рядом с творчеством и героями И.С.Тургенева.
В этом ряду и Щелыково - заповедный уголок Костромской земли, место, прочно связанное с именем и творчеством русского драматурга А.Н.Островского. В 1848 году он впервые побывал в этом прекрасном имении вместе с отцом.
Слайд 6
«Настоящее Щелыково настолько лучше воображаемого, насколько природа лучше мечты». А.Н.Островский
- Как вы понимаете это высказывание?
Действительно, впечатления от первого знакомства с имением не изгладилось из памяти драматурга с годами. Напротив, первая влюбленность укрепилась и переросла в глубокое и постоянное чувство. Сюда до конца своих дней с надеждой и верой в целительное и вдохновляющее влияние «милого Щелыкова» стремился А.Н.Островский. Здесь ему работалось и отдыхалось лучше, чем в любом другом месте. В течение 19 лет он был в Щелыково каждое лето, там и провел свои последние дни жизни.[21]
Заочная экскурсия
Слайд 7-10
Фотографии имения Щелыково
Рассказ учителя:
Вот территория заповедника… Спускаемся с горы… Тропинка вьется по краю обрывистого берега Куекши к густому лесу, выводит на лесную поляну, в глубине которой блестит небольшой водоем, обрамленный шестигранным срубом. На дне колодца, затянутом тонким слоем ила, пульсирует пробивающийся из земли фонтанчик и выталкивает из земли белый песок. При ярком солнце разноцветные блики вспыхивают на илистом дне, и это равномерное движение кажется волшебным действом. Родник и колодчик зовутся Голубым ключиком, и давно уже родилась легенда о том, что прозрачно-голубой водоем образовался на месте гибели Снегурочки, потому вода в нем так холодна и прозрачна. Но сердце Снегурочки не умерло: разбуженное матерью Весной и наполненное страстной силой любви, бьется оно на дне Голубого ключика. Ключик же обладает чудодейственной силой сохранять красоту и молодость тем, кто каждый день на утренней заре приходит сюда умываться его живительной водой.
Сказочность природы Щелыкова непременно вызывает в памяти фольклорные мотивы и образы. Здесь все дышит преданием и в предание обращается, и появление пьесы-сказки «Снегурочка» в творчестве драматурга совсем не случайно…[35]
-
Первичное восприятие
Слайд 11
А.Н.Островский «Снегурочка»
Чтение сказки до момента завязки конфликта
- Какое настроение передалось вам от прочтения отрывка пьесы?
-Какие эпизоды запомнились особенно и вы бы могли их прокомментировать?
- Почувствовали ли вы живую связь с фольклором, народными традициями?
- Напомнила ли вам эта сказка, может быть название, другое произведение литературы?
3) Целеполагание
- Какую цель мы поставим перед собой на уроке, познакомившись только с отрывком произведения?
Слайд 12
Цель: познакомиться с царством Берендея, где происходит действие; поразмышлять о том, что является составляющими человеческого счастья, изучив народные традиции.
-
Анализирующее наблюдение
- Кто действующие лица пьесы? (среди них и волшебные, сказочные герои, и обыкновенные люди)
-Как вы объясните столь дивное разнообразие, почему автор вводит в свое произведение вымышленных, мифологических героев? Каких героев вы бы могли привести в пример?
Слайд - фильм (слайды 13 - 20)
Царство Берендея
- Писатель неоднократно обращается к фольклорным традициям: его герои живут праздниками, совершают обряды, поют песни… Почему для А.Н.Островского это является значимым?
- Кто из героев наиболее привлекателен, на ваш взгляд, почему?
- Что вы узнали о месте, где живут герои пьесы? На какие вопросы вам бы хотелось получить ответы?
Возможные варианты вопросов
-
Кто такие берендеи? (Жители царства Берендея. Берендеями называли тюркское племя в южнорусских степях в 11-12 вв.)
-
Счастливо ли живут берендеи? (Вполне, народ не голоден, не бродит с котомками, не грабит по дорогам)
-
На каких принципах строятся их отношения? (На принципах правды и совести)
-
Кто управляет этой страной? Что вы узнали об этом человеке?
-
Какие чувства у вас вызывает страна берендеев?
-
Какие проблемы существуют в обществе берендеев?
Слайд 21
В сердцах людей заметил я остуду
Немалую; горячности любовной
Не вижу я давно у берендеев,
Исчезло в них служенье красоте.
А видятся совсем другие страсти:
Тщеславие, к чужим нарядам зависть
И прочее…
-
Концептуальное осмысление
- Как вы думаете, существуют ли эти проблемы (холодное сердце, зависть, тщеславие…) и среди нас? И какое место они занимают в повседневной жизни?
6) Рефлексия
- Что прежде всего вы открыли для себя в прочитанной на уроке части произведения?
-Какие виды искусства могут помочь раскрыть характер этого произведения?
Домашнее задание (Слайд 22)
-
Дочитать сказку «Снегурочка» до конца.
-
Найти в сборнике русских народных сказок сказку о девочке по имени Снегурочка и сравнить ее со сказкой А.Н. Островского «Снегурочка».
-
Создать иллюстрации к пьесе, показывающие каким видит мир Снегурочка в начале действия, а каким - после обретения дара любви (на выбор).