Тема: Урок – игра. Занимательная грамматика. 5класс

Цель урока: ввести учащихся в таинственный и загадочный мир русского языка. Задачи: Обучающие: 1.         Вспомнить изученное в начальной школе, активизировать процесс мышления для получения новых знаний. 2.         Вызвать у учащихся интерес к овладению тайнами русского языка (к самостоятельному изучению различных разделов русского языка, чтению научно-популярной литературы, работы со словарями, справочниками). Развивающие: 1.         Развивать логическое и творческое мышление учащихся. 2.     ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Урок - игра. Занимательная грамматика. 5класс

Цель урока: ввести учащихся в таинственный и загадочный мир русского языка.

Задачи:

Обучающие:

1. Вспомнить изученное в начальной школе, активизировать процесс мышления для получения новых знаний.

2. Вызвать у учащихся интерес к овладению тайнами русского языка (к самостоятельному изучению различных разделов русского языка, чтению научно-популярной литературы, работы со словарями, справочниками).

Развивающие:

1. Развивать логическое и творческое мышление учащихся.

2. Расширять словарный запас языка.

3. Развивать познавательные способности учащихся.

Воспитательные:

1. Развивать творческую активность учащихся, логику, воображение, быстроту реакции.

2. Развивать у школьников интерес к внутришкольной коллективной деятельности.

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний и умений.

Форма урока: урок-игра.

Технологии урока: компьютерные, игровые, групповые.

Эпиграф: Грамоте учиться всегда пригодится.

Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться.

I Актуализация полученных знаний

-Записать эпиграф в тетрадь.

-Как вы понимаете слова русского писателя, тончайшего знатока русского слова и мастера русской речи?

-А какие мудрые изречения о русском языке вы помните наизусть?

II Мотивация деятельности учащихся

Вступительное слово учителя:

Грамота в переводе с греческого языка означает - чтение и письмо.

-А что означает слово алфавит? (альфа + вита)

Алеф - бык - у древних народов Аравии ( перевернутая буква А напоминала им быка)

Бет - дом (вторая буква алфавита была похожа на дом)

Алефбет - алфавит

-А что такое азбука? (аз + буки)

Школа в греческом языке означала - досуг.

Под досугом подразумевали не безделье, а свободные, на досуге, беседы мудрецов-философов со своими учениками о разных науках. Вначале проводились только беседы, позднее появились настоящие занятия, где детям преподавали чтение, письмо, счет, поэзию, ораторское искусство. Вот и мы с вами побеседуем сейчас по примеру древних мудрецов и поиграем.

III Систематизация и обобщение полученных знаний

Игровые задания.

-Что такое слог?

а) Ученики друг за другом выходят к доске, пишут по одному слогу, чтобы получилось слово.

б) Задача: даны слова: каша, река, жаба. В какие из них надо вставить слог -ло-, а в какие -зин-, чтобы получились новые слова? ( калоша, резинка, жалоба )

в) Перевертыши. Есть слова-перевертыши. Если поменять слоги местами, то получатся новые слова, например на-сос - сос-на.

Камыш, жилы, навес, наши, кабан, какой, качай, нора.

-Звуки и буквы.

На странице букваря

тридцать три богатыря.

Мудрецов-богатырей

Знает каждый грамотей.

-Что это? Назовите имена богатырей.

а) Знаешь алфавит - угадаешь слово. Первая буква этого слова стоит в алфавите за буквой Р, вторая - за буквой Д, третья - за М, четвертая - за С, пятая - за Ю, шестая - за А, седьмая - за П, а последняя - за буквой Ы. ( Сентябрь )

б) Что может произойти, если перепутать буквы и звуки? (путаница ) Восстановите порядок.

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался дом!

В глазах у Машеньки испуг:

Ползет большой зеленый лук.

Мы собирали васильки,

На головах у нас щенки. (венки)

На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву.

Синеет море перед нами!

Летают майки над волнами.

На болоте нет дорог.

Я по кошкам - скок да скок!

На волке - сметана, (полке)

Творог, молоко.

И рад бы поесть,

Да достать нелегко.

в) У Агнии Барто есть стихотворение:

Скажи погромче

Слово гром.

Грохочет слово,

Словно гром.

-Почему при чтении слышится грохот грома?

Скажи:

«Кукушка на суку» -

Тебе послышится:

«Ку-ку!»

-Почему слышится голос кукушки?

Такой прием в литературе называется звукопись. Приведите примеры.

( шуршали камыши; тише, мыши, кот на крыше; свистит свисток)

-Когда слова пишутся с большой буквы?

а) Разгадайте ребусы. ( смотри приложение №1 )

- Нужны ли Ъ и Ь?

а) ( смотри приложение №2 )

-Для чего в словах лень, сеть, пень написан Ь, а в словах подъезд, разъяснить - Ъ ?

б) Чем оканчивается день и ночь?

-Что вы знаете о правописании предлогов?

а) Знаешь предлоги - разгадаешь ребусы. ( смотри приложение №3 )

( Порт, заяц, надо, надуть, воз, подвиг )

б) Реши шарады. ( смотри приложение №4 )

-Чем интересны сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу?

-Проговори скороговорки:

Шапкой Миши шишки сшибли.

В живом уголке жили ежи и ужи.

Волки рыщут, пищу ищут.

-В чем коварство безударных гласных корня?

-Прочитай стихотворение и помоги мальчикам ( смотри приложение №5 )

-Как избежать ошибок при написании слов со звонкими и глухими согласными?

а) Кто потерял башмачок, убегая из дворца? (Золушка)

Как звали храброго героя, убившего разом семь мух? (Портняжка)

Какая девочка дружила с семью гномами? (Белоснежка)

Какой старичок наградил падчерицу за трудолюбие и наказал мачехину дочку за лень?

(Мороз Иванович)

-Из чего состоят слова? Как называются части слова?

а) Составь слово: корень из слова летчик, приставка такая же, как в слове пришли, суффикс как в слове запел, окончание, как в слове дети ( прилетели )

б) Как большой дом превратить в маленький? (домик)

-Назовите известные вам части речи.

а) Много на свете интересных профессий. Обычно мужчина и женщина могут быть представителями каждой. Но иногда они называются по-разному. ( продавщица - продавец )

Образовать слова, обозначающие профессию мужчины.

Доярка, маникюрша, медсестра ( дояр, маникюрщик, медбрат )

б) К какому склонению относится существительное?

Закружилась карусель,

Загудела, словно шмель.

в) Закончите пословицы:

Речь хороша короткая, а веревка…

У спорого кузнеца руки черные, да хлеб…

-Как называются слова, противоположные по смыслу? ( антонимы )

г) Как правильно сказать:

у рыб нет зуб, или у рыб нет зубов, или у рыбей нет зубей?

д) Загадка: Кто без кисти и белил

Крыши города белил?

Снежное покрывало покрывало все поле.

Иди домой, но сначала коридор домой.

-К каким частям речи относятся слова: белил, покрывало, домой?

-Как называется такой прием, когда разные по смыслу слова совпадают по написанию произношению? ( омонимы )

е) Почему местоимения так называются?

Солнце кругло и красно

Утром нас разбудит.

Утро ласково, светло.

Утро ясное - оно.

День придет красив и ярок-

Принесет он нам подарок.

-Какие знаки стоят в конце предложения?

Бурным чувствам нет конца:

Пылкий нрав у молодца !

Вечно думая над смыслом,

Изогнулся коромыслом ?

Стоят три кумушки рядком

Ведут беседу, но - тайком ,

Какими-то далекими

Туманными намеками

Ляжет палочкой на строчку -

Проходите по мосточку.

Выйдет на дорожку -

Всем подставит ножку ,

Загораживает путь,

Предлагает отдохнуть .

-Победителям вручаются награды.

IV Домашнее задание:

- Выучить наизусть высказывания мастеров слова о русском языке (не менее пяти).

V Рефлексия.

С каким настроением вы начнете учебный год?

Что вам понравилось на уроке?

Кто доволен своими результатами повторения?

Как вы хотите изучать русский язык, чтобы был качественный результат?

VI Использованная литература и электронные источники:

1.«Грамоте учиться всегда пригодится». Дополнительные материалы к урокам русского языка. 5-9классы. Составитель Филипченко М.П. Волгоград. Издательство «Учитель», 2007

2. А.О.Орг «Олимпиады по русскому языку». Книга для учителя. Из опыта работы. Москва, «Просвещение», 1994

3. М.М.Казбек-Казиева «Подготовка к олимпиадам по русскому языку», 5-11 классы, Москва, Айрис-пресс, 2006

4.Н.Соловьева «Игры на уроках русского языка», 5-9классы. Книга для учителя. Материк-Альфа, Москва, 2007

© 2010-2022