- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Тема: Урок – игра. Занимательная грамматика. 5класс
Тема: Урок – игра. Занимательная грамматика. 5класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Медведева Л.Н. |
Дата | 04.06.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема: Урок - игра. Занимательная грамматика. 5класс
Цель урока: ввести учащихся в таинственный и загадочный мир русского языка.
Задачи:
Обучающие:
1. Вспомнить изученное в начальной школе, активизировать процесс мышления для получения новых знаний.
2. Вызвать у учащихся интерес к овладению тайнами русского языка (к самостоятельному изучению различных разделов русского языка, чтению научно-популярной литературы, работы со словарями, справочниками).
Развивающие:
1. Развивать логическое и творческое мышление учащихся.
2. Расширять словарный запас языка.
3. Развивать познавательные способности учащихся.
Воспитательные:
1. Развивать творческую активность учащихся, логику, воображение, быстроту реакции.
2. Развивать у школьников интерес к внутришкольной коллективной деятельности.
Тип урока: урок повторения и обобщения знаний и умений.
Форма урока: урок-игра.
Технологии урока: компьютерные, игровые, групповые.
Эпиграф: Грамоте учиться всегда пригодится.
Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться.
I Актуализация полученных знаний
-Записать эпиграф в тетрадь.
-Как вы понимаете слова русского писателя, тончайшего знатока русского слова и мастера русской речи?
-А какие мудрые изречения о русском языке вы помните наизусть?
II Мотивация деятельности учащихся
Вступительное слово учителя:
Грамота в переводе с греческого языка означает - чтение и письмо.
-А что означает слово алфавит? (альфа + вита)
Алеф - бык - у древних народов Аравии ( перевернутая буква А напоминала им быка)
Бет - дом (вторая буква алфавита была похожа на дом)
Алефбет - алфавит
-А что такое азбука? (аз + буки)
Школа в греческом языке означала - досуг.
Под досугом подразумевали не безделье, а свободные, на досуге, беседы мудрецов-философов со своими учениками о разных науках. Вначале проводились только беседы, позднее появились настоящие занятия, где детям преподавали чтение, письмо, счет, поэзию, ораторское искусство. Вот и мы с вами побеседуем сейчас по примеру древних мудрецов и поиграем.
III Систематизация и обобщение полученных знаний
Игровые задания.
-Что такое слог?
а) Ученики друг за другом выходят к доске, пишут по одному слогу, чтобы получилось слово.
б) Задача: даны слова: каша, река, жаба. В какие из них надо вставить слог -ло-, а в какие -зин-, чтобы получились новые слова? ( калоша, резинка, жалоба )
в) Перевертыши. Есть слова-перевертыши. Если поменять слоги местами, то получатся новые слова, например на-сос - сос-на.
Камыш, жилы, навес, наши, кабан, какой, качай, нора.
-Звуки и буквы.
На странице букваря
тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей.
-Что это? Назовите имена богатырей.
а) Знаешь алфавит - угадаешь слово. Первая буква этого слова стоит в алфавите за буквой Р, вторая - за буквой Д, третья - за М, четвертая - за С, пятая - за Ю, шестая - за А, седьмая - за П, а последняя - за буквой Ы. ( Сентябрь )
б) Что может произойти, если перепутать буквы и звуки? (путаница ) Восстановите порядок.
Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак,
Но зато ему потом
На крючок попался дом!
В глазах у Машеньки испуг:
Ползет большой зеленый лук.
Мы собирали васильки,
На головах у нас щенки. (венки)
На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву.
Синеет море перед нами!
Летают майки над волнами.
На болоте нет дорог.
Я по кошкам - скок да скок!
На волке - сметана, (полке)
Творог, молоко.
И рад бы поесть,
Да достать нелегко.
в) У Агнии Барто есть стихотворение:
Скажи погромче
Слово гром.
Грохочет слово,
Словно гром.
-Почему при чтении слышится грохот грома?
Скажи:
«Кукушка на суку» -
Тебе послышится:
«Ку-ку!»
-Почему слышится голос кукушки?
Такой прием в литературе называется звукопись. Приведите примеры.
( шуршали камыши; тише, мыши, кот на крыше; свистит свисток)
-Когда слова пишутся с большой буквы?
а) Разгадайте ребусы. ( смотри приложение №1 )
- Нужны ли Ъ и Ь?
а) ( смотри приложение №2 )
-Для чего в словах лень, сеть, пень написан Ь, а в словах подъезд, разъяснить - Ъ ?
б) Чем оканчивается день и ночь?
-Что вы знаете о правописании предлогов?
а) Знаешь предлоги - разгадаешь ребусы. ( смотри приложение №3 )
( Порт, заяц, надо, надуть, воз, подвиг )
б) Реши шарады. ( смотри приложение №4 )
-Чем интересны сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу?
-Проговори скороговорки:
Шапкой Миши шишки сшибли.
В живом уголке жили ежи и ужи.
Волки рыщут, пищу ищут.
-В чем коварство безударных гласных корня?
-Прочитай стихотворение и помоги мальчикам ( смотри приложение №5 )
-Как избежать ошибок при написании слов со звонкими и глухими согласными?
а) Кто потерял башмачок, убегая из дворца? (Золушка)
Как звали храброго героя, убившего разом семь мух? (Портняжка)
Какая девочка дружила с семью гномами? (Белоснежка)
Какой старичок наградил падчерицу за трудолюбие и наказал мачехину дочку за лень?
(Мороз Иванович)
-Из чего состоят слова? Как называются части слова?
а) Составь слово: корень из слова летчик, приставка такая же, как в слове пришли, суффикс как в слове запел, окончание, как в слове дети ( прилетели )
б) Как большой дом превратить в маленький? (домик)
-Назовите известные вам части речи.
а) Много на свете интересных профессий. Обычно мужчина и женщина могут быть представителями каждой. Но иногда они называются по-разному. ( продавщица - продавец )
Образовать слова, обозначающие профессию мужчины.
Доярка, маникюрша, медсестра ( дояр, маникюрщик, медбрат )
б) К какому склонению относится существительное?
Закружилась карусель,
Загудела, словно шмель.
в) Закончите пословицы:
Речь хороша короткая, а веревка…
У спорого кузнеца руки черные, да хлеб…
-Как называются слова, противоположные по смыслу? ( антонимы )
г) Как правильно сказать:
у рыб нет зуб, или у рыб нет зубов, или у рыбей нет зубей?
д) Загадка: Кто без кисти и белил
Крыши города белил?
Снежное покрывало покрывало все поле.
Иди домой, но сначала коридор домой.
-К каким частям речи относятся слова: белил, покрывало, домой?
-Как называется такой прием, когда разные по смыслу слова совпадают по написанию произношению? ( омонимы )
е) Почему местоимения так называются?
Солнце кругло и красно
Утром нас разбудит.
Утро ласково, светло.
Утро ясное - оно.
День придет красив и ярок-
Принесет он нам подарок.
-Какие знаки стоят в конце предложения?
Бурным чувствам нет конца:
Пылкий нрав у молодца !
Вечно думая над смыслом,
Изогнулся коромыслом ?
Стоят три кумушки рядком
Ведут беседу, но - тайком ,
Какими-то далекими
Туманными намеками …
Ляжет палочкой на строчку -
Проходите по мосточку.
Выйдет на дорожку -
Всем подставит ножку ,
Загораживает путь,
Предлагает отдохнуть .
-Победителям вручаются награды.
IV Домашнее задание:
- Выучить наизусть высказывания мастеров слова о русском языке (не менее пяти).
V Рефлексия.
С каким настроением вы начнете учебный год?
Что вам понравилось на уроке?
Кто доволен своими результатами повторения?
Как вы хотите изучать русский язык, чтобы был качественный результат?
VI Использованная литература и электронные источники:
1.«Грамоте учиться всегда пригодится». Дополнительные материалы к урокам русского языка. 5-9классы. Составитель Филипченко М.П. Волгоград. Издательство «Учитель», 2007
2. А.О.Орг «Олимпиады по русскому языку». Книга для учителя. Из опыта работы. Москва, «Просвещение», 1994
3. М.М.Казбек-Казиева «Подготовка к олимпиадам по русскому языку», 5-11 классы, Москва, Айрис-пресс, 2006
4.Н.Соловьева «Игры на уроках русского языка», 5-9классы. Книга для учителя. Материк-Альфа, Москва, 2007