Разработка урока самопознания

Урок самопознания в 10 русском классе. Тема: Человек и его характер.Расширение представлений учащихся о характере  человека, его проявлениях, возможностях человека в совершенствовании своего характера. Задачи: - раскрыть значимость волевых усилий для познания человеком самого себя; - развить осознанное отношение к собственным личностным качествам; - воспитывать потребность в самосовершенствовании. В переводе с греческого слово «характер» означает  «чеканка», «печать». С одной стороны, жизнь чеканит, отливает характер человека, а с другой – характер накладывает печать на все поступки. Мы подразумеваем типичные, часто повторяющиеся в поступках и действиях проявления индивидуальных свойств человека, привычные формы его поведения в тех или иных жизненных ситуациях. Конечно, и трусливый человек может совершить решительный поступок, а вежливый сорваться на грубость. Но всё – таки решительным или грубым мы называем того человека, для которого такое поведение – норма. Характер отражает отношение человека к окружающему миру. Черты характера во многом определяют поведение человека – способы действий в типичных ситуациях.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КГУ «Карасорская СОШ» г.Екибастуза Павлодарской области

Республики Казахстан.

Тлеуленова Галия Хамитовна - сертифицированный учитель третьего (базового) уровня.

Урок самопознания в 10 русском классе.

Тема: Человек и его характер.

Посеешь поступок - пожнёшь привычку,

посеешь привычку - пожнёшь характер,

посеешь характер - пожнёшь судьбу.


Цель: Расширение представлений учащихся о характере человека, его проявлениях, возможностях человека в совершенствовании своего характера.

Задачи:

- раскрыть значимость волевых усилий для познания человеком самого себя;

- развить осознанное отношение к собственным личностным качествам;

- воспитывать потребность в самосовершенствовании.

Ход занятия.

Взаимное приветствие.

Круг радости.

Я так люблю себя (руку на сердце)

Что я могу любить тебя (руку на плечо соседа)

И ты начнёшь любить себя (руку на плечо соседа)

И сможешь полюбить меня (руку на сердце)

Учитель: в переводе с греческого слово «характер» означает «чеканка», «печать». С одной стороны, жизнь чеканит, отливает характер человека, а с другой - характер накладывает печать на все поступки. Мы подразумеваем типичные, часто повторяющиеся в поступках и действиях проявления индивидуальных свойств человека, привычные формы его поведения в тех или иных жизненных ситуациях. Конечно, и трусливый человек может совершить решительный поступок, а вежливый сорваться на грубость.

Но всё - таки решительным или грубым мы называем того человека, для которого такое поведение - норма. Характер отражает отношение человека к окружающему миру. Черты характера во многом определяют поведение человека - способы действий в типичных ситуациях.

Упражнение «Всё лучшее о себе».

Запишите свое имя на листе бумаги, затем подберите слова, отражающие положительные качества и начинающиеся с букв имени.

Б - благородная Н - нежная

И - интересная А - активная

Б - благожелательная С - смелая

И - изумительная Т - талантливая

Г - гуманная Я - яркая

У - умная

Л - ласковая

Ь

Задание.

Перед вами качества человеческого характера, представленные в алфавитном порядке. Прочитайте их и выберите те качества, которые, на ваш взгляд, необходимы каждому человеку. Раскройте их смысл.

Аккуратность, активность, альтруизм, апатия, артистичность, балагурство, бдительность, безволие, беззаботность, бережливость, бескорыстность, безответственность, безрассудство, безынициативность, беспечность, беспринципность, бесстрашие, бесхарактерность, благожелательность, благоразумность, благородство, болтливость, вежливость, великодушие, верность, веселость, властность, впечатлительность, внимательность, воспитанность, высокомерие, гордость, грубость, гуманность, дальновидность, деликатность, деловитость, дерзость, деспотичность, доброжелательность, доброта, жадность, женственность, жёсткость, жизнерадостность, заботливость, завистливость, загадочность, заносчивость, застенчивость, идейность, избалованность, инициативность, интеллигентность, искренность, исполнительность, коллективизм, критичность, лаконичность, ласковость, легковерие, легкомысленность, лживость, любознательность, лицемерие, любопытство, медлительность, мечтательность, многогранность, молчаливость, мудрость, мягкость, наивность, насмешливость, небрежность, невнимательность, нежность, независимость, неуживчивость, обидчивость, осторожность, отзывчивость, откровенность, пассивность, пессимизм, подозрительность, постоянство, приветливость, пунктуальность, рассеянность, расчётливость, решительность, самонадеянность, самостоятельность, самоуверенность, скрытность, слабоволие, смелость, тактичность, торопливость, трудолюбие, тщеславие, упрямство, уравновешенность, усердие, хитрость, хладнокровие, храбрость, целеустремлённость, честность, чувствительность, шутливость, щедрость, эгоистичность, эрудированность, юмористичность, язвительность.

Упражнение «Кто я?»

Разделите лист бумаги на три столбца. В первом столбце ответьте на вопрос «Кто я?» - быстро напишите 10 качеств, характеризующих вас, в том порядке, в каком они приходят в голову. Во втором столбце напишите, как на этот же вопрос ответили бы ваши родители. Теперь поменяйтесь листочками, заполните третий столбец друг у друга.

Обсуждение результатов.

Обращаем внимание на следующие аспекты:

  • Повторяется ли какое - либо качество, слово во всех столбцах?

  • О чём это может говорить?

  • Какие качества характера присущи вам?

  • Что и почему хотелось бы изменить в своём характере?

Чтение.

Иммануил Кант

«Человек - творец себя» (по книге «О педагогике»)

Ответьте на вопросы:

1.Как автор определяет характер?

2.Как вы понимаете слова: «Человек живёт в радости сердца своего, когда ему не в чем упрекнуть себя»?

Задание.

Сформулируйте несколько советов, как развить сильную волю.

Обсуждение.

Упражнение «Зато».

Продолжи фразы:

  • Я небольшого роста, зато…

  • Я застенчива, зато…

  • Я криклива, зато…

  • Я зануда, зато…

  • Я не очень хорошо успеваю по математике, зато…

  • Я капризна, зато…

Творческая деятельность.

Как быть с плохими привычками, которые зачастую формируются куда легче хороших?

Составьте список плохих и хороших привычек. Помните, что в положительной привычке присутствует мотив «надо» - мотив долга, мотив необходимости, в отрицательной - мотив «хочу» - мотив лёгкости, мотив приятности. Сформулируйте главное условие развития полезных привычек и искоренения вредных.

Упражнение «Ладошки».

Обведите свою ладошку на листе бумаги, в центре напишите своё имя, а в каждом пальчике- по одному хорошему качеству, которое в вас есть. Посмотрите внимательно. Да, вы Единственный, Уникальный и Неповторимый.

Рефлексия.

Учитель предлагает всем выполнить упражнение: Учитель произносит фразу, учащиеся хором повторяют и выполняют движения.

  • Познавая себя, я дотянусь до звёзд (руки вверх, посмотрели на потолок)

  • И никогда не упаду так низко (наклонились, руки вниз)

  • И весь мир откроется для меня (выпрямились, руки в стороны)

  • И возьмёт меня в свои объятия (обнялись с рядом стоящими справа и слева)

- Положите руки на плечи друг другу, приветливо посмотрите друг на друга, улыбнитесь и скажите: «Спасибо, до следующей встречи».



© 2010-2022