Методическая статья на тему: ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ УУД ПРИ ИЗУЧЕНИИ РОМАНА М. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»

Эта методическая статья посвящена формированию у учащихся УУД при изучении романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». К основным методам и приемам формирования УУД относятся: проектная и исследовательская деятельность (формируют у обучающихся весь спектр УУД); технология проблемного обучения; групповая работа; технология сотрудничества; технология модульного обучения; технология развития критического мышления («корзина идей, понятий», «прием толстых и тонких вопросов»); технология «французских ма...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Капрусова М.Н. Формирование у учащихся УУД при изучении романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Актуальные проблемы преподавания литературы в школе и вузе. Вып. 3. - Борисоглебск, 2014. - С. 28-32.

ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ УУД ПРИ ИЗУЧЕНИИ РОМАНА М. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»

М.Н. Капрусова

Россия, Борисоглебск

Известно, что к основным методам и приемам формирования УУД относятся: проектная и исследовательская деятельность (формируют у обучающихся весь спектр УУД); технология проблемного обучения; групповая работа; технология сотрудничества; технология модульного обучения; технология развития критического мышления («корзина идей, понятий», «прием толстых и тонких вопросов»); технология «французских мастерских» («конструирование вопросов», «ключевые слова», «смысловые ассоциации», «закончи предложение»); работа с текстом (составление кластера); диалог в письменном виде; театрализация на уроках литературы; рефлексия (написание эссе, письмо по кругу, синквейн, стихотворение по алгоритму); метод портфолио; создание литературных произведений [12].

Предлагаемая нами ролевая игра-имитация «Журналист 30-х годов берет интервью у И. Бездомного, Рюхина и Мастера» включает в себя проектную и исследовательскую деятельность, групповую работу, технологию сотрудничества, технологию развития критического мышления («корзина идей»), работу с текстом, театрализацию на уроках литературы, рефлексию (синквейн), создание литературных произведений.

Мы предлагаем разбить класс на 4 группы («журналист», «Бездомный», «Рюхин», «Мастер»). В идеале в каждой группе должен быть ученик с артистическими способностями; ученик с исследовательскими способностями, умеющий обобщать; ученик со способностями к литературному творчеству; ученик, умеющий и любящий читать текст медленно и вдумчиво, подбирать цитаты; ученик, умеющий быстро находить информацию; ученик, интересующийся психологией и хорошо чувствующий людей.

Подготовка ролевой игры должна идти параллельно с чтением и анализом романа «Мастер и Маргарита». Презентация же состоится на итоговом занятии.

Суть заданий для групп. Группа «Журналист» должна подготовить вопросы для интервью с И. Бездомным, Рюхиным, Мастером. Причем учитель должен подсказать, что интервью 30-х гг. XX века сильно отличалось от интервью 10-х гг. XXI века (особенно в «желтой» прессе). Следует дать задание этой группе поискать в интернете фотографии 30-х годов, на которых изображались бы журналисты того времени, ведь итогом работы должна стать сыгранная сценка, и журналист должен быть одет по правилам изображаемой эпохи. Также ученикам можно посоветовать почитать краткие автобиографии поэтов 20-30-х гг., чтобы представить, какую информацию о себе принято было давать [13]. Группы «Бездомный», «Рюхин», «Мастер» должны внимательно прочитать текст и выбрать цитаты, описывающие внешность их героев, дающие информацию об их биографии и мировоззрении, манере говорить. Также представители этих групп получают задание-квест: найти книги или сайты, где будет представлена информация об их героях. Частью задания будет продумывание маршрута поиска: книжный магазин, библиотека, компьютерный класс. Право на подсказку учителя подразумевается. Результатом поисков могут стать книги или сайты [1; 4; 10; 11; 14].

Также учитель может дать представителям этих групп распечатки по РАППу, Пролеткульту, например, из вузовских учебников [8, с. 31-35; 9, с. 28-31, 94-95], распечатки революционных, советских стихотворений А. Безыменского, В. Маяковского, Д. Бедного или др., распечатку соответствующего раздела из книги Б.М. Гаспарова «Литературные лейтмотивы» [6, с. 33-35]. Чтобы почувствовать, как может отвечать настоящий Мастер, необходимо дать прочитать ученикам из группы «Мастер» отрывок из работы Я. Гордина «Дело Бродского» (диалог поэта с судьей Савельевой) [7, с. 147-148]. Представителям этой же группы следует дать распечатки отрывка из романа М. Булгакова «Театральный роман», в котором рассказывается о том, как Максудов сочинял свою пьесу [2, с. 434-435], и воспоминаний Е. Габриловича [5, с. 344-346].

В результате могут быть составлены такие примерно вопросы для интервью.

1. Представьтесь, расскажите о себе.

2. Назовите главные темы Вашего творчества. Почему Вы обращаетесь именно к ним? Какие образы чаще всего встречаются в Вашем творчестве?

3. Как Вы пришли в литературу? Есть ли у Вас специальное образование?

4. Как Вы думаете, будут ли Вас читать через 50-100 лет? Почему?

5. Что делает произведение и художника бессмертным?

Бездомный

Рюхин

Мастер

1. Пролетарий (об этом свидетельствует манера одеваться, говорить), все дала революция (пролеткультовец, РАППовец), 23 года, холост, член профсоюза, атеист, печатается в газетах

1. По происхождению из служащих или из крестьян (РАППовец), печатается в газетах достаточно регулярно

1. Из бывших, интеллигент, музейщик, написал роман («вещицу») (Рассказывается история из воспоминаний Е. Габриловича)

2. Что закажут: антирелигиозное, революционное.

2. Революционное: «взвейся», «развейся». Разве можно писать о чем-то еще, кроме нашей социалистической Родины!

2. О Пилате. Было интересно, хотелось понять, что же произошло там, в Ершалаиме. И вот однажды увидел… (Отрывок из «Театрального романа»)

3. По призыву, специального образования нет.

3. По велению сердца, неоконченная гимназия или церковно-приходская школа (возможно, врет, но в то время, например, о законченном гимназическом образовании лучше было не упоминать)

3. Я знаю 5 языков, окончил университет, специального литературного образования не имею, но разве это дается образованием... (Используются слова И. Бродского).

4. «На все 100»

4. Думаю, да. Надеюсь, ведь я служу государству, на все готов ради торжества коммунизма

4. Не знаю.

5. Не знаю.

5. Социальный заказ и удача.

5. Способность угадать, предназначенность к донесению знания, истины, откровения, посвященность (мастерство)

Представляя своих героев, ребята должны понимать, что Иванушка Бездомный - самый молодой и импульсивный из всех героев, Рюхин - старше, хитрее, он уже догадывается, что таланта у него нет, но смириться с этим не хочет и не находит ничего лучшего, чем злиться на Пушкина, которому «повезло», что его смертельно ранил «этот белогвардеец». Бездомный говорит охотно и откровенно. Рюхин скупее в словах, т.к. осторожен. Мастер - самый загадочный и глубокий герой, он и самый противоречивый: чувствует свое предназначение, но сам гением себя никогда не назовет. Он говорит медленно, как будто сам с собой, он погружен в себя.

Пример синквейна

Мастер

Талантливый, интеллигентный

Угадывает, творит, несет истину

Заслуживает покоя, сочувствия, благодарности, памяти

Творец

Материальным итогом будет разыгранная на уроке сценка, выставка портфолио, подготовленных каждой группой учащихся и содержащих все найденные ими материалы, а также, возможно, выставка рисунков - портретов персонажей, собственные стихи, посвященные героям, синквейны, характеризующие писателей - булгаковских героев и выражающие отношение ученика к ним. Важнее же то, что ребята научатся сами добывать знания, вдумчиво читать текст, проявлять инициативу, обнаружат в себе способности, о которых, возможно, не подозревали, задумаются над вечными вопросами: что важнее сиюминутный успех или исполнение предназначенного только тебе.

Список литературы

1.Белобровцева И., Кульюс С. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: Комментарий. - Таллинн: Арго, 2006.

2. Булгаков М.А. Записки покойника (Театральный роман) // Булгаков М.А. Собрание сочинений: в 5 т. Т. 4. - М.: Художественная литература, 1992.

3. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита // Булгаков М.А. Собрание сочинений: в 5 т. Т. 5. - М.: Художественная литература, 1992.

4.Булгаковская энциклопедия // bulgakov.ru/

5. Габрилович Е. Вещичка // Воспоминания о Михаиле Булгакове. - М.: Советский писатель, 1988. - С. 344-346.

6. Гаспаров Б.М. Из наблюдений над мотивной структурой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы: Очерки по русской литературе XX века. - М.: Наука, 1993. - С. 28-82.

7. Гордин Я. Дело Бродского // Нева. - 1989. - № 2.

8.История русской литературы XX века (20-50-е годы): Литературный процесс: учебное пособие. - М., 2006.

9. История русской советской литературы / под ред. П.С. Выходцева. - 4-ое изд., испр. и доп. - М., 1986.

10.Кузнецов Э. Кто такой Александр Рюхин? (По страницам романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита») // Вопросы литературы. - 2008. - № 3. - С. 321-335.

11.Лесскис Г., Атарова К. Путеводитель по роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». - М.: Радуга, 2007.

12.Семинар - практикум «Формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД) обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности: организация работы с одаренными детьми» // myshared.ru/slide/809250/

13. Советские писатели: Автобиографии: в 2 т. - М., 1959. - Т. 2.

14. Соколов Б. Булгаковская энциклопедия. - М.: Локид; Миф, 1996.

© 2010-2022