Внеклассное мероприятие по литературе Небывальщина с бывальщиной (С. Г. Писахов)

  25 октября  северному сказочнику Степану Григорьевичу Писахову юбилей - 135 лет со дня рождения. Буйным северным сиянием взыграл в нашей литературе Степан Писахов.    К юбилею знаменитого земляка мы подготовили литературное мероприятие для  параллели учащихся 5-х классов «Бывальщина с небывальщиной». Ребята посмотрели небольшой фильм о жизни и творчестве  северного сказочника, ответили на вопросы мультимедийной викторины, показали инсценировки известных сказок, плясали и исполняли русские наро...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

8

СЦЕНАРИЙ

литературного представления для 5-6 классов,

посвящённый творчеству С.Г. Писахова

«Небывальщина с бывальщиной»

Педагог-библиотекарь

Светлана Анатольевна Шилильо,

МБОУ СОШ №3

г. Няндома Архангельской области


Оформление: сцена оформлена под русскую горницу, название мероприятия на заднике сцены, портрет писателя, книжная выставка, музыкальное оформление, презентация.

Ведущие: педагог-библиотекарь С.А. Шилильо, дети в образе героев произведений С. Писахова - Сеня Малина, Малиниха.

Цель мероприятия:

  • привлечь внимание школьников к личности северного сказочника С.Г. Писахова, к его сказкам, воспитывать любовь к родному языку, учить видеть красоту и своеобразие северного слова.

Ход мероприятия:

Ведущий:

На севере сказка и явь в соседстве живут. Порой и не знаешь, где сказка кончается, где быль начинается. Северяне всегда выдумщиками знатными считались. Фантазии народные, мечты они красными словами описывали, помогали сказку в быль превратить.

25 октября северному сказочнику Степану Григорьевичу Писахову юбилей - 135 лет со дня рождения. Буйным северным сиянием взыграл в нашей литературе Степан Писахов.

Всё в нём было самобытно и неповторимо: внешность - вылитый мужичок - лесовичок, придумщик и фантазёр, каких свет не видывал, и любовь, привязанность одна на всю жизнь - родной Север.

Север, Арктику Степан Писахов изъездил вдоль и поперёк. И мало кто так знал, так чувствовал родной край, его культуру и быт, его обычаи и обряды, сказки и легенды, его чудо- язык. Литературное наследие Писахова невелико - всего один сборник сказок. Да зато, каких сказок!

Степан Григорьевич Писахов, несомненно, принадлежит к самым замечательным и своеобразным сказочникам мира.

Ведущий:

И ему, нашему знаменитому земляку, мы посвящаем сегодня наш праздник.

Летом и зимой нередки народные гуляния с песнями, танцами, играми.

И тогда расцветает изба яркими красками сарафанов, извлечённых из прабабушкиных сундуков, полотенцами с хлебом - солью. Звучат песни, задорные частушки, хороводные напевы.

(Звучит русская народная мелодия).

И я приглашаю ведущих фольклорного праздника Сеню Малину и Малиниху. (Садятся за стол).

Малина: Добро пожаловать, гости дорогие, в нашу горницу. Я много стран оглядел, а жить нигде не захотел, окромя нашей Уймы. Наш край и в старо время был самолучшим. Про наш Архангельский край столько всякой неправды да напраслины говорят, что придумал я сказать все, как есть у нас. Всю сущу правду, что ни скажу - все правда. Кругом земляки, соврать не дадут. В стары годы девкам в придано первым делом вечну льдину давали. На льдину сядем, парус для скорости поставим, а от солнца зонтики растопырим, чтобы не очень припекало. А на том берегу всяка благодать. Морошка крупна, ягоды по три фунта и боле, и всяка друга ягода. Летом у нас круглы сутки светло, мы и не спим: день работаем, а на ночь гулям да с оленями вперегонки бегам. А с осени к зиме готовимся. Северно сияние сушим. По осени звездный дождь быват. Как только он зачастит, мы его собирам, стараемся. Чашки, поварешки, ушаты, всяку к делу подходящу посуду вытащим под звездный дождь. Дождь в посудах устоится, стихнет. Мы в бочки сольем, под бочки хмелю насыплем. Пиво тако крепко живет. Да вот и жона моя не даст соврать.

Малиниха: Да, это не сказка кака: кругом народ читающий, знающий, соврать не дадут. Вот в прежно время к нам заграничны корабли приезжали за лесом. От нас лес увозили. Стали и песни увозить. А девкам перво дело песни. Девки из мороженых песен кружева плетут. Весной песни затают, зазвенят, как птицы каки невиданны запоют! Иноземцы стали песни заказывать да в особы ящики складывать. Вот ящики раскупорили, песни порастаяли да как взвились, да как зазвенели!

Группа учащихся исполняет русскую народную песню /на выбор/.

Малина: Хорошо поют! Справно! В стары годы морозы жили градусов на двести, на триста. На морозе всяко слово вылетит - и замерзнет. Его не слышно, а видно. Мы по льдинкам видим, что сказано, как сказано. А сейчас давай жёнушка посмотрим, кто-то ходит у ворот, может гость какой?

Входят гости. Учащиеся инсценируют сказку С.Г. Писахова «Налим Малиныч».

Малиниха: Ох, хороши ребята! Да как складно сказывают! Вот ты, спрашивашь, люблю ли я песни? Да без песни, коли хошь знать, внутрях у нас потёмки. Песней мы своё нутро проветривам, песней мы себя, как ланпой освещам. А как хороши частушки! Давай, послушаем!

Группа учащихся исполняет частушки.

Малина: Про наш Архангельский край столько всякой неправды да напраслины рассказывают. А, мы вам всё как есть расскажем, сущу правду.

Входят гости. Учащиеся инсценируют сказку С.Г. Писахова «Не любо -не слушай».

Малиниха: (Стук в дверь, топот, смех). Ой, Сеня, никак опять кто-то пожаловал. А мы гостям завсегда рады. Ой, а нарядны - то, каки. Никак пляска будет.

Малина: В нашем обиходе песни с плясками обязательно живут, завсегда в ходу. Мы гостей своих уважаем, никого не принуждаем. Охота спеть - пой, сплясать - выходи в круг!

1 танцор:

А ну, хватит нам болтать,

Пора пляску начинать!

Обойди хоть всю планету,

Лучше русской пляски нету!

Балалайка и гармонь

Разжигают в нас огонь!

2 танцор: Шире, шире, шире круг!

Каблучков раздайся стук,

Подбодри танцоров наших.

Пусть они нам здесь попляшут!


Группа учащихся исполняют танец (русский народный, на выбор).

Малиниха: Ой, спасибо, гости дорогие, потешили вы нас.

Малина: На улице уже потемень, а у нас в избе светлехонько. Только я шевельнусь, свет по избе разными цветами заиграт. Дело-то просто. Я об радугу натерся. Свет из наших окошек на всю деревню. Снял рубаху, стащил штаны, в сундук спрятал - темно стало. Теперь не только наши уемски, а из дальних деревень стали просить мою одежу на свадьбы для люминации. Эх, показать сейчас нельзя. Портки на Глинник увезли, а рубаху на Верхно-Ладино. Там свадьбы идут. Да ты, гостюшко, впредь гости, на спутье захаживай. Будут портки али рубаха дома - полюбуешься, сколь хорошо своя радуга в дому.

Малиниха.

Вот у нас новостей-то короба накопятся! Моего Сеню Малину везде знают.

Малина:

Быстро летит время…. Пора нам по домам расходится. А пока, давайте ещё одну сказочку посмотрим. Входят гости. Учащиеся инсценируют сказку С.Г. Писахова «Бабы разговаривают».

Ведущий:

Сегодня мы заглянули в далёкое прошлое нашего народа, увидели, как поистине талантливы были русские люди, как богат ими наш северный край. Каких только песен, сказок, частушек, преданий не создали они! И сегодня мы с вами ещё раз вспомнили любимые «писаховские» сказки, в которых столько выдумки и фантазии.

Заключение: (5 учащихся с книгами С.Г. Писахова выходят на сцену)

1. Это к нам, читателям и зрителям, обращается Писахов словами своего героя: гостюшко, гость любезный.

2. Нас приглашает прочитать и послушать малинины "небывальщины - неслыхальщины".

3. Преисполниться гордостью за ту землю, где небо с землею сходится, где молодые красавицы вплетают в косы северное сияние.

4. Где их песни застывают на морозе тоненькими колечками, узорным кружевом.

5. Каждая строчка книги Писахова излучает любовь к Северу, и весь Север отразился в этих сказках, как в зеркале.

6. (все поднимают книги Писахова) Открывайте иногда эту книгу, и пусть она заряжает вас своим жизнелюбием, творческой радостью, оптимизмом и любовью к меткому северному слову.

Учащийся исполняет стихотворение памяти С.Г. Писахова.

«С К А З О Ч Н И К»


Памяти С.Г. Писахова

Шел старичок-лесовичок,

герой коненковских портретов

в глазах его, глазах поэта,

плясал лукавый огонек,

Бровищи, что пышней усов,

не столь сердиты, сколь потешны.

Не он ли северных лесов

веселый и премудрый леший?

Он в старом карбасе летал

не по волнам, а в поднебесье,

слагал «мороженые песни»-

и Север в сказках расцветал!

Он видел красные цветы

там, где мертвы земли покровы,-

глядят на нас его холсты,

светло и сказочно суровы.

…Шел старичок из края в край

архангельской деревни Уймы…

Шел… и - ушел. И потому я

скажу ему: - Спи-отдыхай…

Спи-отдыхай. Он так любил

Соцветья слов, до нас дошедших,

он доставал их из глубин-

так добывали в речках жемчуг,

Любил спросить: - Вы не спите?-

прервав на миг своё сказанье.

-Не спим, не спим!- И сказки те

для нас в привычной суете-

волшебной палочки касанье.

Вадим Беднов.













Приложение 1.

ЧАСТУШКИ

1. Парни вместе: ( с балалайкой)

Разойдитеся!

Разшатайтеся!

Дайте, дайте ходику

Весёлому народику!

2. Девочки: вместе

Поиграй повеселее,

Неужели тебе лень?

Мы твою игру весёлу

Ожидали целый день!

3. Парни: обращаются в зал:

Вы сидите не стесняйтесь,

Пойте с нами, наслаждайтесь!

4.Девочка:

Мои щёчки, что листочки,

Глазки, что смородинки.

Давай, милый, погуляем,

5. Парень:

Дайте лодочку дубову

И дубовое весло:

Ягодиночку на льдиночке

Далёко унесло.

6.Девочка:

Меня милый проводил,

Сел на изгородочку.

Долго, долго любовался

На мою походочку.

7. Парень:

Шёл я лесом, сенокосом,

Повалился в лужу носом.

До кровей разбил я нос.

Ну, какой там сенокос!

Пока мы молоденьки!

8.Девочка:

Гармонист у нас хороший,

Я в него влюбилася.

Когда б стеклянною была,

Упала б да разбилася.

9.Парень:

Я мальчишка боевой,

Разудаленький-

Хоровод невест имею,

Хоть и маленький!

10.Девочка:

С неба звёздочка упала

И разбилась на куски.

Наша молодость проходит

В средней школе у доски.

11.Парень:

У меня невеста есть,

Я не сказываю.

В рукаве её ношу,

Не показываю!

12.Девочка:

Посылала меня мать

Огород с утра копать,

А я вышла за ворота-

И чечётку отбивать!

13. Парень:

Ты зачем же завлекала,

Когда я тебе не мил?

Ты бы с осени сказала,

Я бы зиму не ходил!

14. Девочка:

Ничего, что я мала:

С неба звёздочку сняла.

Один вечер посидела-

Паренька с ума свела.


15. Парень:

Наши девы- молодицы,

На все руки мастерицы:

Вяжут, шьют, прядут и ткут

И умело дом ведут.

16. Девочка:

Как я Ваню подпояшу

Чёрной бархатиночкой,

Как я Ваню поцелую,

Назову картиночкой.

17. Парень:

Двести раз поцеловать-

Это же чудачество!

Мне количества не нужно-

Нужно качество!

18. Девочка:

Хорошо иметь бы туфельки

На лёгоньком ходу,

Чтобы маменька не слышала,

Когда домой иду.

Все вместе:

Мы частушки вам пропели

Хорошо ли, плохо ли,

А теперь мы вас попросим,

Чтобы вы п охлопали.

Внеклассное мероприятие по литературе Небывальщина с бывальщиной (С.Г. Писахов)













Внеклассное мероприятие по литературе Небывальщина с бывальщиной (С.Г. Писахов)
















































Внеклассное мероприятие по литературе Небывальщина с бывальщиной (С.Г. Писахов)



Внеклассное мероприятие по литературе Небывальщина с бывальщиной (С.Г. Писахов)

© 2010-2022