- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Внеклассное мероприятие по литературе Небывальщина с бывальщиной (С. Г. Писахов)
Внеклассное мероприятие по литературе Небывальщина с бывальщиной (С. Г. Писахов)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шилильо С.А. |
Дата | 02.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
8
СЦЕНАРИЙ
литературного представления для 5-6 классов,
посвящённый творчеству С.Г. Писахова
«Небывальщина с бывальщиной»
Педагог-библиотекарь
Светлана Анатольевна Шилильо,
МБОУ СОШ №3
г. Няндома Архангельской области
Оформление: сцена оформлена под русскую горницу, название мероприятия на заднике сцены, портрет писателя, книжная выставка, музыкальное оформление, презентация.
Ведущие: педагог-библиотекарь С.А. Шилильо, дети в образе героев произведений С. Писахова - Сеня Малина, Малиниха.
Цель мероприятия:
-
привлечь внимание школьников к личности северного сказочника С.Г. Писахова, к его сказкам, воспитывать любовь к родному языку, учить видеть красоту и своеобразие северного слова.
Ход мероприятия:
Ведущий:
На севере сказка и явь в соседстве живут. Порой и не знаешь, где сказка кончается, где быль начинается. Северяне всегда выдумщиками знатными считались. Фантазии народные, мечты они красными словами описывали, помогали сказку в быль превратить.
25 октября северному сказочнику Степану Григорьевичу Писахову юбилей - 135 лет со дня рождения. Буйным северным сиянием взыграл в нашей литературе Степан Писахов.
Всё в нём было самобытно и неповторимо: внешность - вылитый мужичок - лесовичок, придумщик и фантазёр, каких свет не видывал, и любовь, привязанность одна на всю жизнь - родной Север.
Север, Арктику Степан Писахов изъездил вдоль и поперёк. И мало кто так знал, так чувствовал родной край, его культуру и быт, его обычаи и обряды, сказки и легенды, его чудо- язык. Литературное наследие Писахова невелико - всего один сборник сказок. Да зато, каких сказок!
Степан Григорьевич Писахов, несомненно, принадлежит к самым замечательным и своеобразным сказочникам мира.
Ведущий:
И ему, нашему знаменитому земляку, мы посвящаем сегодня наш праздник.
Летом и зимой нередки народные гуляния с песнями, танцами, играми.
И тогда расцветает изба яркими красками сарафанов, извлечённых из прабабушкиных сундуков, полотенцами с хлебом - солью. Звучат песни, задорные частушки, хороводные напевы.
(Звучит русская народная мелодия).
И я приглашаю ведущих фольклорного праздника Сеню Малину и Малиниху. (Садятся за стол).
Малина: Добро пожаловать, гости дорогие, в нашу горницу. Я много стран оглядел, а жить нигде не захотел, окромя нашей Уймы. Наш край и в старо время был самолучшим. Про наш Архангельский край столько всякой неправды да напраслины говорят, что придумал я сказать все, как есть у нас. Всю сущу правду, что ни скажу - все правда. Кругом земляки, соврать не дадут. В стары годы девкам в придано первым делом вечну льдину давали. На льдину сядем, парус для скорости поставим, а от солнца зонтики растопырим, чтобы не очень припекало. А на том берегу всяка благодать. Морошка крупна, ягоды по три фунта и боле, и всяка друга ягода. Летом у нас круглы сутки светло, мы и не спим: день работаем, а на ночь гулям да с оленями вперегонки бегам. А с осени к зиме готовимся. Северно сияние сушим. По осени звездный дождь быват. Как только он зачастит, мы его собирам, стараемся. Чашки, поварешки, ушаты, всяку к делу подходящу посуду вытащим под звездный дождь. Дождь в посудах устоится, стихнет. Мы в бочки сольем, под бочки хмелю насыплем. Пиво тако крепко живет. Да вот и жона моя не даст соврать.
Малиниха: Да, это не сказка кака: кругом народ читающий, знающий, соврать не дадут. Вот в прежно время к нам заграничны корабли приезжали за лесом. От нас лес увозили. Стали и песни увозить. А девкам перво дело песни. Девки из мороженых песен кружева плетут. Весной песни затают, зазвенят, как птицы каки невиданны запоют! Иноземцы стали песни заказывать да в особы ящики складывать. Вот ящики раскупорили, песни порастаяли да как взвились, да как зазвенели!
Группа учащихся исполняет русскую народную песню /на выбор/.
Малина: Хорошо поют! Справно! В стары годы морозы жили градусов на двести, на триста. На морозе всяко слово вылетит - и замерзнет. Его не слышно, а видно. Мы по льдинкам видим, что сказано, как сказано. А сейчас давай жёнушка посмотрим, кто-то ходит у ворот, может гость какой?
Входят гости. Учащиеся инсценируют сказку С.Г. Писахова «Налим Малиныч».
Малиниха: Ох, хороши ребята! Да как складно сказывают! Вот ты, спрашивашь, люблю ли я песни? Да без песни, коли хошь знать, внутрях у нас потёмки. Песней мы своё нутро проветривам, песней мы себя, как ланпой освещам. А как хороши частушки! Давай, послушаем!
Группа учащихся исполняет частушки.
Малина: Про наш Архангельский край столько всякой неправды да напраслины рассказывают. А, мы вам всё как есть расскажем, сущу правду.
Входят гости. Учащиеся инсценируют сказку С.Г. Писахова «Не любо -не слушай».
Малиниха: (Стук в дверь, топот, смех). Ой, Сеня, никак опять кто-то пожаловал. А мы гостям завсегда рады. Ой, а нарядны - то, каки. Никак пляска будет.
Малина: В нашем обиходе песни с плясками обязательно живут, завсегда в ходу. Мы гостей своих уважаем, никого не принуждаем. Охота спеть - пой, сплясать - выходи в круг!
1 танцор:
А ну, хватит нам болтать,
Пора пляску начинать!
Обойди хоть всю планету,
Лучше русской пляски нету!
Балалайка и гармонь
Разжигают в нас огонь!
2 танцор: Шире, шире, шире круг!
Каблучков раздайся стук,
Подбодри танцоров наших.
Пусть они нам здесь попляшут!
Группа учащихся исполняют танец (русский народный, на выбор).
Малиниха: Ой, спасибо, гости дорогие, потешили вы нас.
Малина: На улице уже потемень, а у нас в избе светлехонько. Только я шевельнусь, свет по избе разными цветами заиграт. Дело-то просто. Я об радугу натерся. Свет из наших окошек на всю деревню. Снял рубаху, стащил штаны, в сундук спрятал - темно стало. Теперь не только наши уемски, а из дальних деревень стали просить мою одежу на свадьбы для люминации. Эх, показать сейчас нельзя. Портки на Глинник увезли, а рубаху на Верхно-Ладино. Там свадьбы идут. Да ты, гостюшко, впредь гости, на спутье захаживай. Будут портки али рубаха дома - полюбуешься, сколь хорошо своя радуга в дому.
Малиниха.
Вот у нас новостей-то короба накопятся! Моего Сеню Малину везде знают.
Малина:
Быстро летит время…. Пора нам по домам расходится. А пока, давайте ещё одну сказочку посмотрим. Входят гости. Учащиеся инсценируют сказку С.Г. Писахова «Бабы разговаривают».
Ведущий:
Сегодня мы заглянули в далёкое прошлое нашего народа, увидели, как поистине талантливы были русские люди, как богат ими наш северный край. Каких только песен, сказок, частушек, преданий не создали они! И сегодня мы с вами ещё раз вспомнили любимые «писаховские» сказки, в которых столько выдумки и фантазии.
Заключение: (5 учащихся с книгами С.Г. Писахова выходят на сцену)
1. Это к нам, читателям и зрителям, обращается Писахов словами своего героя: гостюшко, гость любезный.
2. Нас приглашает прочитать и послушать малинины "небывальщины - неслыхальщины".
3. Преисполниться гордостью за ту землю, где небо с землею сходится, где молодые красавицы вплетают в косы северное сияние.
4. Где их песни застывают на морозе тоненькими колечками, узорным кружевом.
5. Каждая строчка книги Писахова излучает любовь к Северу, и весь Север отразился в этих сказках, как в зеркале.
6. (все поднимают книги Писахова) Открывайте иногда эту книгу, и пусть она заряжает вас своим жизнелюбием, творческой радостью, оптимизмом и любовью к меткому северному слову.
Учащийся исполняет стихотворение памяти С.Г. Писахова.
«С К А З О Ч Н И К»
Памяти С.Г. Писахова
Шел старичок-лесовичок,
герой коненковских портретов
в глазах его, глазах поэта,
плясал лукавый огонек,
Бровищи, что пышней усов,
не столь сердиты, сколь потешны.
Не он ли северных лесов
веселый и премудрый леший?
Он в старом карбасе летал
не по волнам, а в поднебесье,
слагал «мороженые песни»-
и Север в сказках расцветал!
Он видел красные цветы
там, где мертвы земли покровы,-
глядят на нас его холсты,
светло и сказочно суровы.
…Шел старичок из края в край
архангельской деревни Уймы…
Шел… и - ушел. И потому я
скажу ему: - Спи-отдыхай…
Спи-отдыхай. Он так любил
Соцветья слов, до нас дошедших,
он доставал их из глубин-
так добывали в речках жемчуг,
Любил спросить: - Вы не спите?-
прервав на миг своё сказанье.
-Не спим, не спим!- И сказки те
для нас в привычной суете-
волшебной палочки касанье.
Вадим Беднов.
Приложение 1.
ЧАСТУШКИ
1. Парни вместе: ( с балалайкой)
Разойдитеся!
Разшатайтеся!
Дайте, дайте ходику
Весёлому народику!
2. Девочки: вместе
Поиграй повеселее,
Неужели тебе лень?
Мы твою игру весёлу
Ожидали целый день!
3. Парни: обращаются в зал:
Вы сидите не стесняйтесь,
Пойте с нами, наслаждайтесь!
4.Девочка:
Мои щёчки, что листочки,
Глазки, что смородинки.
Давай, милый, погуляем,
5. Парень:
Дайте лодочку дубову
И дубовое весло:
Ягодиночку на льдиночке
Далёко унесло.
6.Девочка:
Меня милый проводил,
Сел на изгородочку.
Долго, долго любовался
На мою походочку.
7. Парень:
Шёл я лесом, сенокосом,
Повалился в лужу носом.
До кровей разбил я нос.
Ну, какой там сенокос!
Пока мы молоденьки!
8.Девочка:
Гармонист у нас хороший,
Я в него влюбилася.
Когда б стеклянною была,
Упала б да разбилася.
9.Парень:
Я мальчишка боевой,
Разудаленький-
Хоровод невест имею,
Хоть и маленький!
10.Девочка:
С неба звёздочка упала
И разбилась на куски.
Наша молодость проходит
В средней школе у доски.
11.Парень:
У меня невеста есть,
Я не сказываю.
В рукаве её ношу,
Не показываю!
12.Девочка:
Посылала меня мать
Огород с утра копать,
А я вышла за ворота-
И чечётку отбивать!
13. Парень:
Ты зачем же завлекала,
Когда я тебе не мил?
Ты бы с осени сказала,
Я бы зиму не ходил!
14. Девочка:
Ничего, что я мала:
С неба звёздочку сняла.
Один вечер посидела-
Паренька с ума свела.
15. Парень:
Наши девы- молодицы,
На все руки мастерицы:
Вяжут, шьют, прядут и ткут
И умело дом ведут.
16. Девочка:
Как я Ваню подпояшу
Чёрной бархатиночкой,
Как я Ваню поцелую,
Назову картиночкой.
17. Парень:
Двести раз поцеловать-
Это же чудачество!
Мне количества не нужно-
Нужно качество!
18. Девочка:
Хорошо иметь бы туфельки
На лёгоньком ходу,
Чтобы маменька не слышала,
Когда домой иду.
Все вместе:
Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Чтобы вы п охлопали.