Система самооценки на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Система самооценки в условиях реализации ФГОС

Очень часто можно наблюдать на уроке такую картину: в течение всего урока учитель и ученики действуют как равноправные партнёры: ставят совместно цели, разрабатывают алгоритм рассуждения, каждый высказывает своё мнение и аргументирует его. Но вот звенит звонок, и звучит закономерный вопрос: «А что я сегодня получил за урок?» И в этот момент учитель переходит в разряд авторитарного наставника, который один знает, как кого можно оценить, вслух проговаривая поставленные отметки.

За что ребёнок её получил?

Справедлива ли она?

Согласен ли сней ученик?

К сожалению, эти вопросы не озвучиваются и остаются без ответа. Так вот ФГОС помогает нам разобраться с данным вопросом, выстраивая систему оценивания таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

Самооценка - оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей своей деятельности, т.е. происходит операция сравнения выполненной работы с эталоном, в результате которой выявляется степень правильности работы, её качество, выставляется отметка.

Функции самооценки:

1. Обучающая - оценивая работу, производя сравнение с эталоном, ещё раз повторяет тему.

2. Стимулирующая - побуждает ученика охотно совершенствовать самооценку знаний и умений.

3. Мотивационная - приучает к систематической работе, продуктивному труду, выработке волевых усилий.

4. Воспитывающая (развивающая) - позволяет избавиться от излишней самоуверенности, учит видеть и понимать свои трудности и недостатки.

5. Аналитическая - выявление пробелов, трудностей в изученном материале

Главная задача учителя - научить учеников самостоятельно и адекватно оценивать свой труд. В этом залог успешности ученика.

Каждый школьник должен осознавать: что нужно оценивать, как оценивать, зачем оценивать, какие формы оценок существуют? Особенно сложно бывает с адекватностью самооценки. Не все ученики готовы признать свои ошибки, это постепенный процесс, который начинается с совместной выработки критериев оценивания работ.

Сначала разрабатываем чёткие алгоритмы выведения отметки, по которым обучающиеся могут сами определить свой уровень достижения.

Письменная работа:

1 ошибка = «4»

2-3 ошибки = «3»

Больше 3 ошибок = «минус»

Устный ответ

1. Правильность ответа

2. Полнота ответа

3. Наличие примеров

Ответ - действие

1. Правильность выполнения каждого действия

2. Соблюдение нужного порядка действий

Алгоритм по определению самооценки

1. Что нужно было сделать в этой задаче? Какой результат получить?

2. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3. Справился полностью правильно или с некоторыми ошибками?

4. Справился самостоятельно или чьей-то помощью?

5. Вывод (отметка)

После этого можно применять теоретические знания на практике. На своих уроках я использую следующие приёмы формирования оценки:

1. Комментирование выполненного задания вслух (индивидуально или по цепочке)

2. Карточка сомнений:

+ всё правильно

? сомневаюсь, сделал не до конца

- ошибся, не понял

3. Взаимоконтроль (пары и группы)

4. Сопоставление своих действий и результата с образцом.

5. Сигнальные карточки (красная: материал не понят, жёлтая: остались непонятные вопросы, зелёная: всё понятно)

6. Рабочая тетрадь С.И. Львовой (оценка ребёнка)

7. Поэтапное оценивание (урок разделён на этапы, за каждое задание ученик получает отметку на полях тетради)

Используя данную систему оценивания, каждый ученик в конце урока в зависимости от результата своей деятельности может сам выставить себе адекватную, реальную отметку. А самое главное он будет знать, за что она поставлена, какие ошибки он допустил, на что ему нужно обратить внимание, какую теорию повторить.

Эта система работы даёт положительные результаты:

1. Снижает уровень тревожности (100%)

2. Повышает мотивацию к обучению

3. Развивает самостоятельность мышления

4. Развивает способность осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах

5. Возрастает глубина понимания учебного материала (всегда дорого то, что добыто своим трудом)

6. Меняется характер взаимоотношений между детьми

7. Ученики приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, учитывая при этом позицию другого человека.


© 2010-2022