- Преподавателю
- Русский язык и литература
- План-конспект урока «Тихий Дон» - роман – эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны
План-конспект урока «Тихий Дон» - роман – эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шабанова Е.И. |
Дата | 24.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Технологическая карта занятия
ОДБ.02 «Литература»
Тема занятия: «Тихий Дон» - роман - эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны
Дата проведения:
Группа ТМ-22
Тип занятия: лекция с элементами беседы
Вид занятия: урок усвоения новых знаний
Цель занятия: формирование профессиональных компетенций -
Задачи:
1.Познакомить учеников с атмосферой, в которой был написан роман «Тихий Дон».
2.Формирование у учащихся умения выстраивать логическую цепь событий, используя полученные ранее и приобретенные в ходе занятия знания.
3.Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
Мотивация:
1. Для получения хорошей оценки за полугодие и год.
2. Получение новой информации в сфере учебной деятельности.
Методы и приемы обучения:
- беседа
- лекция
Обеспечение:
-
Методическое обеспечение:
- план - конспект занятия
2. Дидактическое обеспечение:
- учебник «Литература: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования», Обернихина Г.А., часть 2
- рабочие тетради учащихся
- портрет М.Шолохова
-
3. Информационно - компьютерное обеспечение
- презентация «Очерк жизни и творчества М.Шолохова»
- биографический видеофильм
- фильм «Тихий Дон» (1957г.)
Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор
- компьютер
Основная литература:
- учебник «Литература: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования», Обернихина Г.А., часть 2
Форма работы обучающихся: индивидуальная
Ход занятия:
Организационный момент (3 мин)
1. Определение мотивации и постановка целей урока
2. Психологический настрой учащихся на работу
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности (5 мин)
Изучение нового материала (35 мин)
Подведение итогов занятия, сообщение домашнего задания (2 мин)
План
1. Основные этапы жизни и творчества М.Шолохова.
2. Историческая справка о гражданской войне и судьбе казачества.
3. Роман-эпопея о судьбе русского народа.
Этапы урока, задачи
Время, мин.
Примерная речь учителя
Примерная речь, деятельность обучающихся
Оборудование и используемые материалы
1. Орг. Момент
Настрой учащихся на работу. Сообщение плана урока
3
Здравствуйте. Сегодня мы с вами начинаем изучать творчество М.Шолохова.
План:
1. Основные этапы жизни и творчества М.Шолохова.
2. Историческая справка о гражданской войне и судьбе казачества.
3. Роман-эпопея о судьбе русского народа.
Записать в рабочие тетради тему занятия
Презентация
Портрет М.Шолохова
2. Изучение нового материала
5
Вступительное слово:
Значимость романа «Тихий Дон» обусловлена тем, что он был написан крупнейшим писателем 20 века, получившим мировую известность. Именно за этот роман Шолохову была присуждена Нобелевская премия. «Тихий Дон» - национальный вклад в мировую культуру.
«Тихий Дон» нужно рассматривать в контексте всего творчества писателя, который пришел в литературу с темой рождения нового общества в муках и трагедиях социальной борьбы. Эта тема была определена размахом и значительностью происходивших событий, современником и участником которых был сам Шолохов.
В романе-эпопее «Тихий Дон», над которым писатель работал с 1925 по 1940 год, отражена судьба человека, прошедшего через первую мировую и гражданскую войны.
В романе очень ярко показана жизнь казачьего хутора во всей ее живописности и многоцветии, повседневности и во всей полноте человеческого проявления.
Сообщение учащегося:
Первоначальный замысел романа был связан с событиями 1917 года. В процессе работы Шолохов значительно расширил рамки повествования, вернулся в довоенную пору, в 1912 год. Первую часть романа можно рассматривать как развернутую экспозицию, хронологические рамки которой обозначены очень четко: май 1912 - март 1922. Расширение замысла книги позволило писателю запечатлеть «народную жизнь России на ее грандиозном историческом переломе».
Рабочие тетради
3. Работа с учебником
15
Стр. 270-271, 279-280
Составить хронологическую таблицу «Основные этапы жизни и творчества М.Шолохова».
Работа в тетради
Основные даты:
11 (24) мая 1905 -
1922 г.-
1926 г.-
1928 г.-
1931 г.-
1956 г.-
1960-е гг.-
1965 г. -
1984 г. -
Учебник
4. Изучение нового материала
20
Просмотр отрывка из фильма о создании романа-эпопеи «Тихий Дон»
Основные понятия:
Эпос - особая масштабная и объективная картина мира и человека. Это повествование, которое воспроизводит эпоху в ее целостности (В.Хализев «Теория литературы»).
Шолохов о замысле: «Привлекала задача показать казачество в революции»
Работа в тетради
Запись основных исторических событий, которые легли в основу романа «Тихий Дон».
На стр. 272 -273 найти определения понятий, записать в тетрадь.
Казачество -
Гражданская война -
Просмотр отрывка из фильма
Презентация
Учебник
5. Подведение итогов
1
Вывод: М.Н.Семанов в книге «Тихий Дон» - литература и история» писал: «Кропотливая работа автора «Тихого Дона» над сбором исторического материала безусловна и очевидна…М.Шолохов сам был не только очевидцем описываемых событий, но также земляком своих героев, он жил их жизнью…
Презентация
6. Сообщение домашнего задания
1
-
Прочитать 1 часть романа
-
Подготовить сообщение о Григории Мелехове.