Формы и методы работы на уроках русского языка при изучении сложных предложений

           Формы и методы работы на уроках русского языка при изучении сложных  предложений  Предлагаю вниманию коллег конспект урока русского языка на тему : «Повторение пройденного по теме « Сложное предложении е с различными видами связи». Задачи данного занятия: 1.повторить  знания учащихся о структурных особенностях сложного предложения с различными видами связи-    союзной и бессоюзной; 2. формировать умение анализировать, строить,   употреблять в письменной речи такие конструкции, правиль...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: « Повторение пройденного по теме « Сложное предложении е с различными видами связи».

Цели и задачи: 1.повторить знания учащихся о структурных особенностях

сложного предложения с различными видами связи- союзной и бессоюзной;

2. формировать умение анализировать, строить, употреблять в письменной речи такие конструкции, правильно расставлять в них знаки препинания;

Ход урока.

1. Повторение.

1. Фронтальный опрос.

1. Какие виды сложных предложений вы знаете?

2.Что является средством связи в них?

3.Какие виды связей есть в предложениях с различными видами связи ?

2. Прочитать предложение по его характеристике.

1Тетя Оля разложила узелки с цветочными семенами по сортам, пока я с удовольствием разминал спину, взбивая граблями влажную землю.

2.По самому краю расстилался коврик, который своим густым покровом с разбросанными по нему цветами очень напоминал настоящий ковер.

3. В центре клумбы, над всей этой цветочной пестротой, поднялись мои маки, выбросив на встречу три тугих, тяжелых бутона.

4.Легкий ветер чуть колыхал, а солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки маков.

1 Найдите ССП. (4).

2Прочитайте СП с придаточным определительным.(2)

3.Почитайте предложение простое предложение, осложненное уточняющим обстоятельством и обособленным обстоятельством.(3)

4. Прочитайте сложное предложение с придаточным времени.(1)

3.Пунктуационный разбор предложения с различными видами связи

Рассказал я Чехову, как Никита гайки отвинчивает, и Антон Павлович долго разговаривал с ним, записывая некоторые выражения.

Из предложения выписать с/с:

Согласование: некоторые выражения;

Управление: рассказал Чехову, отвинчивает гайки, разговаривал с ним, записывая выражения;

Примыкание: разговаривал записывая, разговаривал долго.

4. Работа с карточкой -заданием.

Выпишите грамматическую основу предложения.( Предложения различного уровня сложности)

1. Чехов очень интересовался моими рассказами о Краскове и дважды приезжал туда ко мне.

2.Вечером, возвращаясь с прогулки, Левитан долго смотрел на церковь, стоящую рядом с часовенкой, на темные кресты погоста, на заволжский простор, озаренный закатом.

3.. Антон Павлович старался объяснить Никите, что гайки откручивать нельзя, что от этого может произойти крушение, но Никите это было непонятно.

4..Плыли облака, жадно застывали на цветах шмели, гудели сосны над оврагом, но для художника сейчас как бы не существовало ничего, кроме отражавшихся на полотне церкви, погоста, заволжского простора

5…Когда лес стоит перед глазами темен и неподвижен, когда весь он погружен в таинственную тишину и каждое дерево точно прислушивается к чему-то, тогда кажется, что весь он полон чем-то живым и только временно притаившимся.

1. Чехов интересовался и приезжал;

2.Левитан смотрел.

3.. 1) Антон Павлович старался объяснить;

2) откручивать нельзя;

3) может произойти крушение;

4) это было непонятно;

4..1) плыли облака;

2) застывали шмели;

3) гудели сосны;

4) не существовало;

5…1) кажется;

2) лес стоит темен и неподвижен;

3) он погружен;

4) дерево прислушивается;

5) он полон чем- то живым и временно притаившимся.

5. Подведение итогов работы над предложениями.

На сегодняшнем уроке было разобрано много предложений самых разных и различного уровня сложности. Все они были подобраны таким образом, что не только повторяли и закрепляли изученный материал, но и конкретно отрабатывали различные вопросы предстоящего экзамена, тестовой части В .

6. Домашнее задание: написать сочинение рассуждение на основе предложенного текста по высказыванию. ( В высказывании выделяются ключевые слова и находятся аргументы из текста)

(1

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного филолога Н.М. Шанского: «На примере сложноподчинённого предложения можно проследить, как человек выражает отношения между миром и собственной точкой зрения». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

)Толя осени не любил. (2)Не любил за то, что опадали листья и «реже солнышко блистало», а больше всего за то, что осенью часто шли дожди и мама не пускала его на улицу.

(3)Но вот наступило такое утро, когда все окна были в извилистых водяных дорожках, а дождь заколачивал и заколачивал что-то в крышу... (4)Но мама не удерживала Толю дома, а даже поторапливала. (5)И Толя почувствовал, что теперь он совсем большой: папа тоже ходил на работу
в любую погоду!

(6)Мама вынула из шкафа зонтик и белый плащ, который Толя тайком надевал вместо халата, когда они с ребятами играли в докторов.

- (7)Ты куда? - удивился Толя.

- (8)Тебя провожу.

- (9)Меня... провожать? (10)Что ты?

(11)Мама вздохнула и положила приготовленные вещи обратно в шкаф.

(12)Толе очень нравилось бежать в школу под дождём. (13)Один раз он обернулся и вдруг на другой стороне улицы увидел маму. (14)На улице было много плащей и зонтиков, но маму он узнал сразу. (15)А она, заметив, что Толя обернулся, спряталась за углом старого двухэтажного дома.

(16)«Прячется!» - сердито подумал Толя. (17)И побежал ещё быстрей, чтоб мама не вздумала догонять его.

(18)Возле самой школы он обернулся ещё раз, но мамы уже не было.

(19)«Вернулась», - с облегчением подумал он.

(20)На торжественной линейке ученики строились по классам. (21)Молодая учительница проворно смахивала с лица мокрые прядки волос и кричала:

- (22)Первый «В»! (23)Первый «В»!

(24)Толя знал, что первый «В» - это он. (25)Учительница повела ребят на четвёртый этаж.

(26)Ещё дома Толя решил, что ни за что не сядет за парту с девчонкой. (27)Но учительница, словно шутя, спросила его: (28)«Ты, наверное, хочешь сесть с Черновой, да?» (29)И Толе показалось, будто он и правда всегда мечтал сидеть рядом с Черновой.

(30)Учительница раскрыла журнал и начала перекличку. (31)После переклички она сказала:

- (32)Орлов, прикрой, пожалуйста, окно.

(33)Толя сразу вскочил и подошёл к окну, но дотянуться до ручки ему было нелегко. (34)Он приподнялся и вдруг замер на цыпочках: за окном он неожиданно увидел маму. (35)Она стояла, держа в руках сложенный зонтик, не обращая внимания на дождь, который стекал с плаща, и медленно водила глазами по окнам школы: мама, наверно, хотела угадать, в каком классе сидит её Толя.

(36)И тут он не смог рассердиться. (37)Наоборот, ему захотелось высунуться на улицу, помахать маме и громко, чтобы не заглушил дождь, крикнуть: (38)«Не волнуйся! (39)Не волнуйся, мамочка... (40)Всё хорошо!» (41)Но крикнуть он не мог, потому что на уроке кричать не полагается.

(По А. Алексину)*

* Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924 г.- - писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и др., повествуют главным образом о мире юности.

Подведение итого урока.

Выставлении е оценок.








© 2010-2022