Урок по теме Обособленные члены

Открытый урок по теме: Обобщение изученного по теме обособленные второстепенные члены предложения.   Цель урока: обобщить знания учащихся об обособленных второстепенных членах предложения;  формировать навыки постановки знаков препинания при обособленных второстепенных членах предложения; закрепить орфографические и орфоэпические навыки;   выявить роль обособленных членов  в тексте. в ходе урока учащиеся работают с тестовым материалом, выполняют анализ  текста, творческую работу разного уровня ....
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Открытый урок по теме: Обобщение изученного по теме обособленные второстепенные члены предложения.

Цель: Обучающие:

1.Обобщить знания учащихся об обособленных второстепенных членах предложения;

формировать навыки постановки знаков препинания при обособленных второстепенных членах предложения; закрепить орфографические и орфоэпические навыки;

выявить роль обособленных членов в тексте

  • Развивающие.

    • Развивать

      • навык грамотной устной и письменной связной речи;

      • аналитическое мышление, умение систематизировать и обобщать полученные знания с помощью языковых средств;

      • общую культуру, кругозор учащихся;

      • развивать навыки анализа текста.

  • Воспитательные.

  • Привитие любви к родной природе, воспитание способности видеть прекрасное, воспитание внимательного отношения к слову.

  • Повышать культурный уровень через обращения к образцовым текстам художников слова.



Ход урока.

1.Организационный момент. У вас на столах лежит лист самооценки. Работу на уроке свою вы будете оценивать сами.

Актуализация:

1. Повторение изученного.

1. Поставь правильно ударение в словах. (слова записаны на доске)

Обеспечение, досуг, августовский, ходатайство, звонит, торты, жалюзи, экспрессия, газопровод, красивее, каталог, банты, ветеринария.

Урок по теме Обособленные члены

2. Тест по орфографии

1. В каком ряду во всех словах пишется буква ю?

  1. посылающий, реющий, клеящий

  2. отвлекающий, плачущий, видящий

  3. греющий, тлеющий, колеблющийся

2. В каком ряду на месте пропуска во всех словах пишутся е?

  1. зависимый, презираемый

  2. слышимый, видимый

  3. обожа.емый, обижаемый

3. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

  1. сатирический, благословение, оказаться

  2. стилистический, педагогический, заниматься

  3. семейный, человечество, озарять

-Ребята, кто из вас был на море? Какое впечатление произвела на вас морская стихия?

- Сегодня на уроке я вам предлагаю побывать на прекрасных просторах Чёрного моря.

3.Работа с текстом.

На фоне музыки учитель читает наизусть отрывок из "Песни о Соколе" М.Горького:

Море - огромное, лениво вздыхающее у берега, - уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных и не скрывающих собою золотых узоров звезд. Кажется, что небо все ниже наклоняется над морем, желая понять то, о чем шепчут неугомонные волны, сонно всползая на берег.

Работа с текстом (у каждого ученика карточка с данным текстом, в котором пропущены все знаки препинания).

Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку, графически обозначить.

- Что делает текст выразительным? Какие языковые конструкции и средства выразительности использовал М. Горький при описании моря?

(Инверсия - море огромное;

Метафора -прозрачная ткань перистых облаков, золотых узоров звезд

Олицетворение - море спит, слилось, небо наклоняется, желая понять; лениво вздыхающее у берега,

Эпитеты - неугомонные волны,

Звукопись - ассонанс звук О

Задание: Назовите словосочетания со способом связи

Управление - слилось с небом, наклоняется над морем

согласование - голубым сиянием, огромное море, южным небом

примыкание - крепко спит, сонно всползая.

-Дайте характеристику 2 предложения: повествовательное, невосклиц., прост., двусост., распр., с однород. чл., с обособл. нераспр. опред. и распр.. выраж. Прич. обор.,с обособл. обст , выраж деепр. оборот.

- Сформулируйте тему урока. ("Обособленные члены предложения")

Урок по теме Обособленные члены Урок по теме Обособленные члены

2. Сообщение целей

На сегодняшнем уроке мы повторим условия постановки знаков препинания при обособленных членах предложения и понаблюдаем над тем, как используются их экспрессивные свойства в речи.

Вступительная беседа по теме.

- Какие члены предложения называются обособленными?

(Обособленные члены предложения - это такие члены предложения, которые выделяются по смыслу (придают добавочное значение) и интонационно. На письме выделяются запятыми, при устной речи - паузами.)

3. Терминологический диктант с самопроверкой.

- Какие понятия мы используем при изучении темы обособление?

- Проверьте, правильно ли вы написали термины (на экран проецируется запись):

Обособленные члены, обособленные определения, обособленное обстоятельство, приложение, причастный оборот, деепричастие, деепричастный оборот, производный предлог, обособление, существительное.

4. Объяснить постановку знаков препинания при обособленных членах

Я предлагаю вам вспомнить постановку знаков препинания при обособленных членах предложения, анализируя данные предложения.

1. Маленькие игривые волны, легко рождаемые ласковым дыханием ветра, тихо бились о берег.

2. Шаловливо плескавшаяся на волнах лодка еле двигалась по темному морю.

3. Перед ними необозримо расстилалось море, залитое лучами утреннего солнца.

4.Холодный ветер, резкий и упорный, кидает нас, и тяжело грести.

5. А он, мятежный, просит бури.

6. Несмотря на объявление шторма, рыбаки отправились в море.

5. Исправь пунктуационные ошибки!

1. Крейсеры, вследствие недостатка места в бухте, держались в открытом море.

2. Далеко в море, напоминая шрам, виднелась коса.

3. И бледный луч, расплесканный волной,
Скользит, дробясь, над мутной глубиной.

4. Всходит солнце, бодрое от холода.

5. Катер, кренясь то вправо, то влево, качался на волнах.

6. Освещенное лучами солнца море лежало неподвижно.

7. Уставшие от долгой дороги, моряки сошли на берег.

Какие случаи обособления второстепенных членов вам не встретились? Назовите их, приведите примеры.

6. Физкультминутка

Для улучшения мозгового кровообращения: сидя на стуле плавно наклонить голову назад. Вперёд (4-6 раз)

Руки на поясе. Голова вправо. Влево (4-6 раз)

Для глаз:

Крепко зажмурьте глаза (до 3 раз посчитайте), откройте и посмотрите вдаль (считать до 5 раз) повторить 4-6 раз.

Для рук: руки вверх, в кулак зажать, разжать (4-6 раз).

7. Творческая работа.

Урок по теме Обособленные члены

Морская стихия - это что-то необычное, загадочное, волнующее. К образу моря обращались поэты, писатели, музыканты, художники. Море бывает разное: игривое, спокойное, романтичное, (как у М. Горького), величественное и бушующее, своенравное, угрожающее, как на картине И. Айвазовского "Девятый вал".

И.К. Айвазовский - известный русский художник - маринист (художник, изображающий морские пейзажи). Он стремился запечатлеть синие просторы моря бурного и сурового, спокойного и ласкового. Перед вами картина «Девятый вал», написанная в 1850 году.

Задание:

  1. Редактирование текста: Прочитайте текст об этой картине. Попробуйте осложнить данный текст обособленными и необособленными второстепенными членами предложения, вписав их на месте пропусков.

  2. Или написать собственный текст.

Вы можете использовать в своей работе обособленные члены предложения, которые встретились в анализированных нами предложениях.

Урок по теме Обособленные члены



И.К.Айвазовский "Девятый вал" 1850 г.



Айвазовский был поистине певцом моря. На его картине "Девятый вал" изображено раннее утро после______________________ бури.

Первые лучи солнца освещают море__________________________________. Вода______________________________ как бы светится изнутри.

Громадная волна вот-вот обрушится на группу людей________________________________________.

Море кипит, стихия неумолима…

Картина вселяет уверенность в то, что люди выйдут победителями из смертельной борьбы со стихией.

Для учащихся, которые испытывают затруднения, предлагаются слова для справок: еще бушующее, кажущаяся прозрачной, судорожно цепляющихся за обломок мачты, пронизанная ярким солнечным светом, залитыми лучами утреннего солнца, бушующий океан,"девятый вал", готовый обрушиться на группу людей, ищущих спасение на обломках мачт. Глядя на картину, Несмотря на драматизм сюжета, картина не оставляет мрачного впечатления; Яркая красочная гамма картины звучит радостным гимном мужеству людей, побеждающих слепые силы страшной

-Какова роль обособленных членов предложения в тексте?

(они вносят добавочные действия, конкретизируют текст, делают его ярче, эмоциональнее)

8. Тест - найти предложения, в которых неправильно расставлены знаки препинания

1. Осенняя погода хмурая, с частыми дождями, не радовала нас.

2. Вдали увеличивалось и, уносясь по ветру, поднималось голубоватое облако дыма.

3. Как поэт Пушкин не мог остаться равнодушным к красоте южной ночи.

4. Туманы, клубясь и извиваясь, сползали по морщинам соседних скал.

5. Покрытые инеем скалы уходили в туманную даль.

6. Костер давно догорел и распавшись на угли, угасал.

7. Весна, как трель серебряного горна.

Ответ: 1, 3, 6, 7.

9. Итоги урока. Домашнее задание.

- Поставьте итоговую оценку за урок.

- Чем полезен для вас был урок, что нового и интересного вы узнали?

Лист самооценки


Орфоэпические нормы

Тест по орфографии

Знаки препинания и орфограммы в тексте

Анализ предложений

Творческая работа

Итоговый тест

Итоговая оценка













Самоанализ урока

Тема: Обобщение изученного по теме обособленные второстепенные члены предложения.


Моя методическая тема «Комплексный анализ текста как воспитание творческой личности». Поэтому работу с текстом я провожу на уроках всех типов.

По типу - это урок обобщения и закрепления изученного материала с компьютерной поддержкой. Основным методом урока я выбрала эвристическую беседу.

Чтобы успешно провести урок данного типа, я поставила следующие дидактические цели:



  • Обучающие: Обобщить знания учащихся об обособленных второстепенных членах предложения;

формировать навыки постановки знаков препинания при обособленных второстепенных членах предложения; закрепить орфографические и орфоэпические навыки;

выявить роль обособленных членов в тексте

  • Развивающие.

    • Развивать

      • навык грамотной устной и письменной связной речи;

      • аналитическое мышление, умение систематизировать и обобщать полученные знания с помощью языковых средств;

      • общую культуру, кругозор учащихся;

      • развивать навыки анализа текста.

  • Воспитательные.

  • Привитие любви к природе, воспитание способности видеть прекрасное, воспитание внимательного отношения к слову.

  • Повышать культурный уровень через обращения к образцовым текстам художников слова.

На организационном этапе урока мною была поставлена цель: повторить и обобщить правила с целью применения их в ходе урока. Дети повторили орфоэпические нормы, правописание суффиксов причастий и безударных гласных, который встретились в анализируемом тексте, способы связи слов в словосочетании, частично синтаксический разбор предложения. В ходе анализа текста был сделан переход к теме урока. Дети должны были сами определить его тему. Цель работы с текстом - умение находить обособленные и необособленные члены предложения, верно ставить знаки препинания, определять их роль, пополнить словарный запас и применять их в творческой работе.

Повторение темы я построила на анализе предложений, в ходе которого выяснили теоретические сведения и закрепили их практическими навыками.

Предложения были подобраны на тему «Морская стихия» с целью применения обособленных членов в творческой работе.

Таким образом, учащиеся к творческой работе были подготовлены.

Работа с репродукцией картины Айвазовского «Девятый вал» особых трудностей не составила. Цель данной работы: обогащение словарного запаса учащихся, развитие творческих способностей, умение применять обособленные члены предложения в текстах собственного сочинения.

Цель использования музыкального фрагмента - погружение в атмосферу творчества. Задание было предложено дифференцированное, исходя из уровня подготовленности учащихся.

Лист самооценки помог выявить уровень знаний учащихся.

При выборе содержания урока старалась учитывать соотношение нагрузки на память и мышление, а также соотношение воспроизводящей деятельности и творческой. Во время проведения занятия старалась создавать соответствующий психологический климат в классе: атмосферу радостного, искреннего делового общения детей друг с другом, атмосферу доброжелательности и взаимопонимания между учителем и учащимися.

В ходе урока я старалась обеспечить условия для продуктивной работы мышления за счет смены различных видов деятельности, что является одним из условий здоровьесберегающих технологий: норма 4-7 видов. Я использовала в ходе урока письмо, чтение, устное словесное рисование, беседу, работу с текстом, работу с репродукцией картины, самостоятельную работу, физкультминутка, контрольный тест.

В течение всего урока шло чередование словесных и наглядных методов, решение проблемных задач, я работала над развитием следующих компетенций: умение монологически высказываться, умение вести учебный диалог, умение отвечать на вопросы, создавать собственный текст, умение действовать по алгоритму.

Я считаю, что триединая дидактическая задача урока через его структуру, содержание, выбор организационных форм реализована.

Данные уроки с применением инновационных технологий мультимедиа создают обучающую среду с ярким и наглядным представлением информации, что особенно привлекательно для школьников, а также осуществляется интеграция значительных объёмов информации на едином носителе.











Условия обособления (необособления) членов предложения



Примеры предложений

1. Определения и приложения, относящиеся к личному местоимению, обособляется всегда

Усталый, я сел отдохнуть под большим кедром. Геолог, он исколесил всю Сибирь.

2. Согласованные распространённые определения и приложения обособляются, если они стоят после определяемого существительного.

Небо, полное грозою, всё в зарницах трепетало. Боец, парнишка белокурый, тихонько трогает гармонь.

3. Согласованные нераспространённые однородные определения, стоящие после определяемого существительного.

Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю.

4.Согласованные определения и приложения, стоящие перед определяемым существительным, обособляются, если имеют обстоятельственное значение причины.

Оглушённый тяжким шумом, Тёркин никнет головой.

5. Обособляются согласованные приложения, в том числе и одиночные, стоящие после определяемого слова - существительного собственного.

Тут был Онисим Михайлович, фельдфебель.

6. Приложения с союзом как, имеющим значение причины, обособляются

Герасиму, как отличному работнику, тут же дали в руки косу.

7. Если союз как имеет значение «в качестве», то приложение запятыми не выделяется.

Все знают Семёнова как хорошего слесаря.

8. Деепричастные обороты и одиночные деепричастия, как правило, обособляются, независимо от места расположения по отношению к глаголу-сказуемому

Пошумев, река успокоилась. Войдя в юрту, Макар подошёл к камельку.

9. Деепричастия, полностью перешедшие в наречия (стоя, сидя, лёжа, молча, нехотя, шутя, не глядя, крадучись, играя и т.д.), не обособляются

Перевозчик грёб стоя.

10.Не обособляются фразеологические обороты.

Они работали спустя рукава.

11. Всегда обособляются обстоятельства уступки с предлогами несмотря на …, невзирая на …

Несмотря на все мои старания, я никак не мог заснуть.

12. Обособляются обстоятельства, выраженные существительными с предлогами благодаря, согласно, вопреки, в силу, в случае, при наличии, по причине. Ввиду, вследствие.

Крейсеры, вследствие недостатка места в бухте, держались в открытом море.

Айвазовский изобразил раннее утро после бурной ночи. Первые лучи солнца освещают бушующий океан и громадный "девятый вал", готовый обрушиться на группу людей, ищущих спасение на обломках мачт.

Глядя на картину, можно представить, какая страшная гроза прошла ночью, какое бедствие терпел экипаж корабля и как гибли моряки. Айвазовский нашел точные средства для изображения величия, мощи и красоты морской стихии. Несмотря на драматизм сюжета, картина не оставляет мрачного впечатления; наоборот, она полна света и воздуха и вся пронизана лучами солнца. Она написана самыми яркими красками палитры. Колорит ее включает широкую гамму оттенков желтого, оранжевого, розового и лилового цветов в небе в сочетании с зеленым, синим и фиолетовым - в воде. Яркая красочная гамма картины звучит радостным гимном мужеству людей, побеждающих слепые силы страшной, но прекрасной в своем грозном величии стихии.


© 2010-2022