Планирование Программа элективного курса «Абсолютная грамотность» 9 класс

Элективный курс «Абсолютная грамотность»  посвящён одной из важных задач филологического образования в школе - формированию навыков грамотного письма. В данном курсе приводятся в систему все знания, полученные учащимися при изучении орфографии (5-7 кл). Курс ориентирован на  то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьникам на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов. Он является предметно ориентированным и даёт учащимся возможность проверить свои способности в этой области.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Авторская программа элективного курса по русскому языку

для учащихся 9-го класса "Абсолютная грамотность"

Программа рассчитана на 17 часов для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ

Цель курса:

обобщить полученные знания по орфографии за курс 5-8 классов,

закрепить навыки грамотного письма, активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи, преодолеть психологические трудности по отношению к языку.

Часы на изучение русского языка к 9 классу резко сокращаются, и темы, связанные с орфографией присутствуют на уроках русского языка только в виде повторения, что приводит к тому, что учащиеся приходят к выпускным экзаменам недостаточно подготовленными в области орфографии.

К сожалению, в основной школе материал по данному направлению работы (изучение орфограмм) находится в программах по русскому языку 1-7 классов. Эти важные знания, умения и навыки необходимы учащимся при подготовке к выпускным экзаменам, особенно при подготовке к единому государственному экзамену.

Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по русскому языку.

Требования к уровню освоения содержания курса:

На занятиях элективного курса "Абсолютная грамотность" предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: практикумы, семинары, занятия с использованием обучающих компьютерных программ и др.

В технологии проведения занятий присутствуют следующие этапы:

1. справочно-ознакомительный (лекция учителя, составление таблиц, памяток, работа с литературой)

2 тренировочный (тестовые задания)

3. игровой (шарады, кроссворды)

4. контролирующий (диктанты, тесты)

Содержание обучения

Опознавательные признаки орфограмм. Части речи в русском языке.

Цель: расширить и углубить понятия об орфограммах и нахождении их в словах разных частей речи.

2. Орфограммы в корнях:

- гласные, проверяемые ударением;

- гласные, непроверяемые ударением;

- чередующиеся гласные;

- правописание согласных в корне;

- О, Ё после шипящих в корне.

Цель: отработать умения "видеть" орфограмму в корне и объяснять её написание. Формировать умения дифференцировать орфограмму корней, обогащать словарный запас слов.

3. Правописание приставок:

- не изменяющиеся на письме приставки (морфологический принцип орфографии)

- изменяющиеся на письме приставки:

а) фонетический принцип орфографии

б) написание приставок, зависящее от значения.

Цель: закрепить умения учащихся находить орфограмму в приставках, объяснять правильность выбора.

4. Орфограммы в суффиксах:

- О, Ё после шипящих в суффиксах

- правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий.

- правописание гласных в суффиксах глаголов (-ова-(-ева)- -ива-(ыва)), существительных (-ек, - ик)

- правописание суффиксов действительных и страдательных причастий

-буквы ч, щ в суффиксах существительных

- различение на письме суффиксов прилагательных -к и -ск

Цель: закрепить и углубить умения учащихся проводить орфографический разбор, обосновывать свой выбор.

5. Орфограммы в окончаниях

- О, Ё после шипящих в окончаниях слов

- падежные и родовые окончания

- правописание личных окончаний глаголов

Цель: закрепить и углубить умения учащихся находить орфограмму в окончании и объяснять её написание

6. Правописание сложных слов

- сложные слова с соединительной гласной

- сложные слова без соединительной гласной

- сложные существительные. Слитное написание.

- сложные существительные. Дефисное написание

- сложные прилагательные. Слитное написание.

- сложные прилагательные. Дефисное написание

Цель: повторить условия выбора употребления дефиса в сложных словах, научить различать слитное и раздельное написание сложных слов

7. Правописание предлогов

- правописание непроизводных предлогов

- правописание производных предлогов

- раздельное написание предлогов

- слитное написание предлогов

Цель: отработать правильность написания предлогов

8. Правописание союзов:

- слитное написание союзов

- раздельное написание союзов

Цель: отработать навыки правильности написания союзов

9. Правописание частиц

- слитное и дефисное написание частиц

- разграничение не и ни

- правописание не и ни с разными частями речи

Цель: научить различать слитное и раздельное написание частиц, разграничивать не и ни

10. Правописание числительных

- мягкий знак на конце и в середине числительных

Цель: отработать правильность написания числительных

11. Принципы и правила переносов

Цель: повторить принципы и правила переносов

Итоговая работа

- тест




Тематический план курса (17 часов)


№ урока

Дата проведения

Название тем курса

Форма занятий

1

14.01 - I гр.

16.01 - II гр.

Опознавательные признаки орфограмм. Части речи в русском языке. Опознавательные признаки.

Орфограммы в корнях

Лекция с составлением таблиц-памяток

2

21.01 - I гр.

23.01 - II гр.

Гласные, проверяемые и непроверяемые ударением. Чередующиеся гласные

Семинар-практикум

3

28.01 - I гр.

30.01 - II гр.

Правописание согласных в корне слова. О, Ё после шипящих в корне

Тестирование по темам

4

04.02 - I гр.

06.02 - II гр.

Правописание приставок

Изменяющиеся и неизменяющиеся на письме приставки. Написание приставок, зависящее от значения

Лекция. Практическое применение правил

5

11.02 - I гр.

13.02 - II гр.

Орфограммы в суффиксах

О, Ё после шипящих в суффиксах. Правописание -н-, -нн- в суффиксах существительных, прилагательных, причастий. Буквы ч, щ в суффиксах существительных Различение на письме суффиксов прилагательных -к и -ск

Лекции с составлением алгоритмов по темам

6

18.02 - I гр.

20.02 - II гр.

Правописание гласных в суффиксах глаголов (-ова-(-ева)- -ива-(ыва)), существительных (-ек, - ик)

Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий

Тестирование по темам

7

25.02 - I гр.

27.02 - II гр.

Орфограммы в окончаниях

О, Ё после шипящих в окончаниях слов

Падежные и родовые окончания Правописание личных окончаний глаголов

Семинар - практикум

8

04.03 - I гр.

06.03 - II гр.

Правописание сложных слов

Соединительная гласная в сложных словах

Лекция учителя

Тренировочные задания

9

11.03 - I гр.

13.03 - II гр.

Слитное и дефисное написание сложных существительных, прилагательных

Тестирование по темам

10

18.03 - I гр.

20.03 - II гр.

Правописание предлогов

Правописание производных и непроизводных предлогов. Слитное и раздельное написание предлогов

Семинар-практикум

11

01.04 - I гр.

03.04 - II гр.

Правописание союзов

Слитное и раздельное написание союзов

Компьютерное тестирование

12

08.04 - I гр.

10.04 - II гр.

Правописание частиц

Слитное и дефисное написание частиц. Разграничение не и ни. Правописание не и ни с разнми частями речи

Семинар-практикум

13

15.04 - I гр.

17.04 - II гр.

Правописание числительных

Мягкий знак на конце и в середине числительных

Семинар-практикум

14

22.04 - I гр.

24.04 - II гр.

Принципы и правила переносов

Тренировочные задания

15

29.04 - I гр.

06.05 - II гр.

Задание С1 ГИА. Структурные особенности сжатого изложения. Критерии оценивания. Основные приёмы компрессии исходного текста. Создание собственного текста изложения, оценивание работы.

Практическое занятие

16

13.05 - I гр.

15.05 - II гр.

Задание С2.1 ГИА. Структура сочинения на лингвистическую тему. Критерии оценки задания С2.1. Написание сочинения-рассуждения по тексту.

Анализ ошибок в сочинении

17

20.05 - I гр.

22.05 - II гр.

Итоговый контрольный диктант









Литература для учащихся

В качестве обучающих пособий предлагаются не только традиционные учебники, сборники упражнений по формированию навыков правописания, но и книги по занимательной лингвистике:

Шанский Н.М. Русский язык на "отлично". Ростов н/Д, 1998.

Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. М, 2001.

Успенскийй Л. В. Слово о словах. Ты и твое имя. М, "Детская литература". 1962.

Львова С. И. Этимология на службе орфографии. М, 2002.

Львова С.И. Там, где кончается слово... (О слитных, дефисных и раздельных написаниях). М., 1998.

Граник Г. Г., Бондаренко, Концевая Л.А. Секреты орфографии. М., 1996.

Пахнова Т.М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку. 9-11 классы. Москва, "Просвещение", 1997.

Мурашко А.С. Краткий орфографический справочник. Архангельск. 1995.

В качестве обучающего пособия для занятий по темам данного элективного курса предлагается компьютерная программа - программно-методический комплекс для формирования навыков орфографической грамотности."Семейный наставник"

Электронный репетитор-тренажёр. Курс русского языка (Базовый). Автор- Беляев М.И. Компания Медиа Хауз, 2001.

Литература для учителя

Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы. М., "Просвещение", 1987.

Скобликова Г.П. Обобщающая работа по орфографии. М., 2001.

Волгина Н. С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. М, "Просвещение", 1993.

Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М., 1982.

Богданова Г.А., Кириченко Г.И. Материалы для подготовки к экзаменам по русскому языку. 9 класс. Пособие для учащихся. М., "Мнемозина", 1997.

Хлебникова А.В., Плотникова Е.Ф. Сборник текстов для закрепления навыков правописания. Пособие для учителей. М., "Просвещение", 1976.

Штильман С.Л Как избавиться от безграмотности. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №1, с.41-49; 2002. №2, с.21-27; 2003. №2, с.17-26; 2003. №3, с. 25-36.

Гусарова И.В. Тренинг грамотного письма. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №1, с. 50-54.

Сорокина Н.Г., Юрьева М.Г. Русский язык. Экспресс-курс практической грамотности. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №2, с. 28-37; 2003. №1, с. 14-26.

Вишневская Л.Л., Старикова И.В. Схемы и таблицы по орфографии и пунктуации. // Русский язык и литература для школьников. 2003. №2, с. 27-32; 2003. №3, с. 37-40.

Бондаренко С.М., Борисенко Н.А. Масло масляное, или сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН. // Русский язык и литература для школьников. 2003. №3, с. 21-25.

Бондаренко С.М., Борисенко Н.А. Ваши старые знакомые: ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ. // Русский язык и литература для школьников. 2003. №4, с. 27-31.

© 2010-2022