Открытый урок русского языка

Цели урока: 1.Изучить условия постановки тире между подлежащим и сказуемым, закрепить сведения о грамматической основе предложения и способах их выражения. 2.Обучать правилу постановки тире между подлежащим и сказуемым, определяя, чем выражены главные члены, учить применять торию на практике 3.Развивать устную и письменную речь дилогическую и монологическую, коммуникативную компетенцию, аналитическое мышление. 4.Воспитывать бережное отношение к слову, бережное отношение к природе, эстетические ч...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок «Тире между подлежащим и сказуемым»

Цели урока:

1.Изучить условия постановки тире между подлежащим и сказуемым, закрепить сведения о грамматической основе предложения и способах их выражения.

2.Обучать правилу постановки тире между подлежащим и сказуемым, определяя, чем выражены главные члены, учить применять торию на практике

3.Развивать устную и письменную речь дилогическую и монологическую, коммуникативную компетенцию, аналитическое мышление.

4.Воспитывать бережное отношение к слову, бережное отношение к природе, эстетические чувства.

Дидактические средства: карточки с заданиями, ключи с ответами для самопроверки.

Мультимедийный проектор для демонстрации презентации.

Ход урока.

Эпиграф урока:

«Знание- сила» (Слова прикреплены на магнитной доске на листах бумаги формата А4. Знак тире закрыт табличкой с вопросительным знаком).

Организационный момент.

Слово учителя: Здравствуйте, ребята. Я очень рада всех вас видеть. Обратите внимание, у нас сегодня гости, давайте их поприветствуем. Еще раз здравствуйте, садитесь. Сегодня обычный осенний день, ночи становятся длиннее, дни короче, иногда нам становится грустно. У многих русских поэтов есть замечательные строки об этом времени года. Какие? (учащиеся вспоминают строчки из стихотворений русских поэтов. «Славная осень! Здоровый, ядрёный воздух усталые силы бодрит…»,«Унылая пора! Очей очарованье», «Поздняя осень. Грачи улетели. Лес обнажился. Поля опустели…», «Октябрь уж наступил. Уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей. Дохнул осенний хлад, дорога промерзает..» , и ещё А.С.Пушкин сказал замечательные строки об осени: «Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой!..». И мы не будем грустить сегодня.

И свои осенние впечатления, ощущения я попробовала выразить при помощи некоторых слов, но в этих словах пропущены буквы, их нужно вставить

Перед вами слова с пропущенными орфограммами. Ваша задача вставить пропущенные буквы и объяснить их написание (Устно) 2-3мин.

  1. Мотивационный этап

Задание выводится на экран (слайд )

  • Сла…кий

  • Интерес?ный

  • Н..беса

  • Тр…пинка

  • Ар..мат

  • Кол…с

  • Свеж…й

  • Искрит(?)ся

  • Св…тлеть

- Учащиеся объясняют орфограммы и вставляют пропущенные буквы. (С места по одному)

- Слова расположены именно в таком порядке неслучайно, догадайтесь почему? (по 1 буквам слов получится слово СИНТАКСИС). Если ребята не отвечают, задаем наводящий вопрос: Посмотрите на 1-ую букву каждого слова. Почему это слово нас интересует? Какое отношение оно имеет к нашему уроку? (ответы учащихся).

Теперь нам предстоит вспомнить то, что уже известно о синтаксисе, а знаем мы уже много, и эти знания нам сегодня ещё пригодятся.

Работа в парах и индивидуальная: (карточки с заданиями).

Составить монологическое высказывание или закончить высказывание.

1.В синтаксисе изучаются….., а предметом изучения пунктуации являются….

2.Перечислите признаки предложения.

3. Какие мы знаем предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

4. Грамматическую основу предложения составляют….Например,…

5. Что же такое подлежащее?
Что такое сказуемое? Чем оно может быть выражено?

3. Создание нового знания.

Анализ предложений:

На доске написаны предложения: (слайд)

1.Разноцветные листья тихо падают на холодную землю!

2.Осень - предвестница зимы.

3.Зима - самая холодная пора в году.

- Прочитайте предложения. Скажите, какие из них можно объединить ?

-По какому признаку?

Можно объединить второе и третье предложения.

- Найдите в предложениях подлежащее, т.е. предмет речи.

В первом предложении подлежащее листья, во втором - осень.

- Найдите в предложениях сказуемое. На какой вопрос оно отвечает?

В первом предложении сказуемое падают( что делают?), во втором - ( предвестница. в третьем- пора. Что такое?)

Формулирование теми и цели урока

- Обратите внимание на знак, который стоит между подлежащим и сказуемым в выделенных вами предложениях, и сформулируйте тему и цели сегодняшнего урока. (слайд)

Между подлежащим и сказуемым во втором и третьем предложениях стоит тире. Значит, тема сегодняшнего урока - «Тире между подлежащим и сказуемым».

Цель урока: познакомиться с правилом постановки тире между подлежащим и сказуемым: учиться находит предложения, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым.

Итак, мы уже знаем о предложении много, можем правильно расставить знаки препинания.

Прочитайте внимательно тему.

-Какие знания нам пригодятся для успешного изучения сегодняшней темы? (О подлежащем и сказуемом, эти сведения мы повторили в начале урока).

Проблемная ситуация.

- Давайте еще раз обратимся к выделенным вами предложениям. Почему в первом предложении тире между подлежащим и сказуемым не стоит? Высказывания и предположения учащихся. Тот, кто смог догадаться, работает дальше по карточкам

Определите, какой частью речи являются подлежащее и сказуемое , в каком падеже стоят главные члены, сделайте вывод о постановке тире между подлежащим и сказуемым

Если они сами не смогут сделать вывод, то предлагается следующая работа:

-Скажите, словами какой части речи выражены подлежащее и сказуемое в первом предложении.

В первом предложении подлежащее осень и сказуемое зима выражены именами существительными.

- В каком падеже стоят эти имена существительные?

Эти имена существительные стоят в именительном падеже.

- Расскажите, чем выражены подлежащее и сказуемое во втором предложении.

Во втором предложении подлежащее и сказуемое кустарник выражены именами существительными в именительном падеже.

- Сделайте вывод, в каком случае между подлежащим и сказуемым ставится тире.

Если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже, то между ними ставится тире.

Записать в тетрадь правило по данному началу ( слайд) :

Тире между подлежащим и сказуемым ставится, если оба главных члена выражены….. , которые стоят в ….. падеже.

Почему в первом предложении тире между главными членами не нужны?

Таким образом, тире ставится не всегда между подлежащим и сказуемым

Работа с учебником.

Задание:

- Прочитайте новый материал в учебнике с. 30. Сравните его с нашим выводом. ( Если есть слово ЭТО, то нужно ставить тире)

- Работа с эпиграфом. Почему здесь поставлено тире? (25 мин.)

4.Применение знаний.

Тренировочные упражнения. Коллективная работа

1.- Спишите и объясните графическим обозначением постановку или отсутствие тире по два предложения в каждой группе ( объяснение с места)( слайд)

1 ряд

1.Лебедь - редкая птица для наших мест.

2.Вода - это место их обитания

3.Их красота - вот чудо

2 ряд

4.Сова - жительница наших лесов.

5.Мыши - любимое блюдо совы

6.Глухарь тоже встречается в наших лесах

2.- Работа в группах.

Перед какой из частей этого предложения нужно поставить тире, почему?

- карточки с ключами (карточки, ключи). Записать эти предложения, подчеркнуть главные члены.


Лиса

красивое существо.

вот хищник наших мест.

это символ хитрости.

живет рядом с нами.



3.Тест (групповая работа)



4.Есть ли на месте пропуска тире? У каждого на партах ( есть- ставим плюс, нет- минус). Объяснить. Взаимопроверка.

1.Соловей…ранняя пташка.

2.Его песни…привлекают всех.

3.Яркое солнце…радость соловью.

4.Кукушка …интересная птичка.

5.Её кукование…вот момент для вопросов и ответов.

Самопроверка по ключам. Оценивание.


Динамическая пауза

Нужно ли тире?

5. Решение лингвистической задачи (устно, коллективно) со звуковыми сигналами: ДА - хлопок в ладоши; НЕТ - удар ладонями по партам

Осень- моё любимое время года.

Осенью солнце неяркое.

Сентябрь- месяц первых заморозков.

Осенний воздух прохладен.

Листопад- украшение осени.

6. Лингвистическая игра «Корректор»:

- По вине рассеянного наборщика произошла неприятность: перепутались слова в предложении и потерялся важный знак препинания. Определим, кто из вас самый внимательный и быстро работающий "корректор". Коллективная работа (слайд или на доске):

Это, опадания, время, листьев, листопад

(Листопад- это время опадания листьев).

Где можно встретить объяснение каких-либо понятий? (в толковом словаре)

6.2 пары( 4 человека): задание: найти в толковом словаре С.И. Ожегова значения двух слов и записать предложения по формуле: сущ. в им.п. - сущ. в пр.п . Слова: изморосьи изморозь

7. 4 человек Работа с микротекстом: из текста выписать предложение, в котором нужно поставить тире. Карточки с ключами. Оцените свою работу.

Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов! Цветы это п…хучее чудо. Цветы это хрупкий и др…гоце (н, нн)ый дар природы. Цветы источник вд…хновения и замечательного настр…ения!

8. 1 группа. Карточки.Составьте предложения из трёх слов, ответив на вопросы. Запишите, подчеркните грамматическую основу, объясните постановку тире:

  1. Какой город является столицей России?

  2. Какие ночи осенью?

  3. Что такое помидор, огурец, картофель?

Закончите предложение (2 -я группа):

  • Моя Родина -

  • Ангара-

  • Береза -

9.упр. 234

Работа с эпиграфом к уроку.( Какой знак закрыт и почему нужно тире в данном высказывании?)

9. Творческая работа. Сочинение -миниатюра «Осень в нашем краю» (3 - 5 предложений) с использованием изученной пунктограммы ( дифференцированная работа- более слабым с опорными словами или пропусками слов). Посмотрите за окно или на иллюстрации ( на доске фотографии или картины). Составьте предложения на тему «Осень в нашем краю» с использованием тире между подлежащим и сказуемым. Взаимопроверка. ( осень, время года, листопад, лес, животные, птицы, ветер, холод, дождь.)

4.Рефлексия (слайд)

Закончите высказывание:

Мне понравилось на уроке…

Сегодня я понял…

Тире между подлежащим и сказуемым ставится …

Чтобы правильно ставить знаки препинания …

(Чем должны быть выражены главные члены, чтобы тире стало необходимостью?)

5.Оценивание. Самооценивание.

6.Домашнее задание.235(2) или 236(1)



© 2010-2022