Эссе на тему «Моя педагогическая философия»

Честно говоря, сначала написание эссе вызвало у меня небольшие затруднения, когда нам, участникам конкурса «Учитель года», объявили его тему – «Моя педагогическая философия». Философия?! «Это о чём-то умном», - говорю я себе, размышляя над темой. Философия, филология, филателия, филармония… В один ряд выстраиваются похожие друг на друга слова. В голове множество мыслей. «Стоп!» - говорю в очередной раз.- «Всё по порядку». «Филология» - до боли знакомое слово. А задумывался ли кто-нибудь из вас, почему филологов так называют? Греческий корень «фил» обозначает «любовь к чему-то». Он входит во многие сложные слова, общий смысл которых – «любящий что-то». Филология – это любовь к слову. Поэтому все науки о языке и художественной литературе называют этим термином. Философия – это любовь к мудрости. А педагогическая философия? Конечно же, любовь к детям. Вот об этом я и хочу поведать всем. Слово. Дар слова. Магия слова. Как часто приходится слышать, что учителя русского языка и литературы – «русаки». Возникают совсем другие ассоциации с этим словом. Какова же магия этого слова? Совсем другое впечатление от того, когда тебя называют «словесник», «филолог». Сами термины завораживают, вводят в мир неизведанного. Словесники – те, кто любит Слово, может донести его до глубины души. И очень важно, насколько глубоко оно войдет в человеческую душу, особенно в душу ребенка. А может быть, оно разобьется о стену равнодуш... Но Учитель – это Профессионал. Когда надо, он артист, художник, потребуется – певец, писатель… Поэтому необходимо быть очень внимательным, чутким и осторожным в речах и поступках, помня о том, что каждое наше слово и любое дело оказывают влияние на формирование личности ребёнка, оставляют след в его душе, а потом обязательно вернутся к нам, к сожалению, не всегда в образе синей птицы.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

кадетская школа-интернат «Ачинский кадетский корпус»











ЭССЕ

на тему

«Моя педагогическая философия»













Выполнила:

учитель русского языка

и литературы

Манухина Л.В.





г. Ачинск, 2014

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовётся,-

И нам сочувствие даётся,

Как нам даётся благодать.

Ф.И.Тютчев.

Честно говоря, сначала написание эссе вызвало у меня небольшие затруднения, когда нам, участникам конкурса «Учитель года», объявили его тему - «Моя педагогическая философия».

Философия?! «Это о чём-то умном», - говорю я себе, размышляя над темой. Философия, филология, филателия, филармония…

В один ряд выстраиваются похожие друг на друга слова. В голове множество мыслей. «Стоп!» - говорю в очередной раз.- «Всё по порядку».

«Филология» - до боли знакомое слово. А задумывался ли кто-нибудь из вас, почему филологов так называют?

Греческий корень «фил» обозначает «любовь к чему-то». Он входит во многие сложные слова, общий смысл которых - «любящий что-то». Филология - это любовь к слову. Поэтому все науки о языке и художественной литературе называют этим термином. Философия - это любовь к мудрости. А педагогическая философия? Конечно же, любовь к детям. Вот об этом я и хочу поведать всем.

Слово. Дар слова. Магия слова.

Как часто приходится слышать, что учителя русского языка и литературы - «русаки». Возникают совсем другие ассоциации с этим словом. Какова же магия этого слова? Совсем другое впечатление от того, когда тебя называют «словесник», «филолог». Сами термины завораживают, вводят в мир неизведанного. Словесники - те, кто любит Слово, может донести его до глубины души. И очень важно, насколько глубоко оно войдет в человеческую душу, особенно в душу ребенка. А может быть, оно разобьется о стену равнодушия…

Но Учитель - это Профессионал. Когда надо, он артист, художник, потребуется - певец, писатель…

Поэтому необходимо быть очень внимательным, чутким и осторожным в речах и поступках, помня о том, что каждое наше слово и любое дело оказывают влияние на формирование личности ребёнка, оставляют след в его душе, а потом обязательно вернутся к нам, к сожалению, не всегда в образе синей птицы.

Всегда приходится повторять строки Л.Мартынова:

А ты, входя в дома любые,

Входя на лестницы крутые,

Квартиры, светом залитые,

Прислушиваясь к звону клавиш

И на вопрос даря ответ,

Скажи: какой ты след оставишь?

След, чтобы вытерли паркет

И посмотрели косо вслед,

Или незримый, прочный след

В чужой душе на много лет.

Не случайно, в качестве эпиграфа я взяла четверостишие Ф.И.Тютчева. Да, мы не можем предугадать, в каком образе нам вернется наше же слово, но без сочувствия, сопонимания невозможно по-настоящему войти в мир языка, во Вселенную духовности и культуры.

А если возвращение произошло совсем не так, как ты хотел? Кто будет в этом виноват?

Ответ на этот вопрос я нашла в детской песенке Новеллы Матвеевой «Я леплю из пластилина». В ней говорится о маленькой девочке, которая, трудясь над клоуном и куклой, повторяет:

Если кукла выйдет плохо,

Назову её Дурёха,

Если клоун выйдет плохо,

Назову его Дурак…

А в конце песни есть слова, которые заставили переосмыслить прописные истины о том, что дети похожи на мягкий воск, на чистые листы бумаги:

Ты их лепишь грубовато,

Ты их любишь маловато,

Ты сама и виновата,

А никто не виноват.

Значит, надо просто любить детей? Просто, да не совсем. В моменты ожидания и рождения ребенка родительская любовь появляется сама собой, а учительской любви надо учиться, потому что любовь к детям и умение взаимодействовать с ними - это неделимые вещи, одно целое.

Необходимо принимать и любить детей такими, какие они есть, быть терпимей к ошибкам других, но требовательней к самой себе. Нужно учиться воспринимать лучшее, что в них есть, помогая им самим это лучшее в себе увидеть, а энергию детства уметь направлять в нужное русло. Уметь вставать на место ребенка, спрашивая себя: «Как я понимала это, когда была ребенком?»

А для этого Учителю надо быть личностью, потому что, как писал К.Д.Ушинский, «только личность может воспитать личность».

Учитель не имеет права быть слабым. Он должен быть сильным и интересным, интересным, прежде всего самому себе.

Учитель - Творец и Образец.

Для нас, Учителей, важно вырастить слой высокоинтеллектуальных и творческих людей, которые бы смогли сделать наше будущее светлым, добрым и благополучным. Вырастить такой потенциал для страны способны только сильные, одаренные и образованные Учителя.

Завершить свое эссе хотелось бы строками из одной известной философской сказки Антуана-де-Сент-Экзюпери «Маленький принц»:

«Каждый может кого-то приручить и стать другом - но всегда нужно быть в ответе за тех, кого приручил».

И еще: «Зорко одно лишь сердце - самого главного глазами не увидишь».



© 2010-2022