Действительные причастия прошедшего времени

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Действительные причастия прошедшего времени»

Тип урока: урок изучения нового.

Формы обучения: индивидуальная, в парах.

Методы: словесный, наглядно- иллюстративный, частично-поисковый.

Действительные причастия прошедшего времениДействительные причастия прошедшего времениДействительные причастия прошедшего времениЦели урока:

Образовательные:

  • систематизация знаний о причастии;

  • проверить уровень знаний учащихся по данной теме;

  • формирование умения находить причастие и определять его грамматические признаки;

  • знакомство со способами образования действительных причастий прошедшего времени.

Развивающие:

  • развивать у учащихся критический подход к полученной информации;

  • повысить эмоциональный настрой учащихся путем привлечения наглядности и технических средств обучения (компьютер).

Воспитательные:

  • нравственно-патриотическое воспитание

Работа по развитию речи:

  • составление связного рассказа на заданную тему.

Оборудование:

  • компьютеры, проектор.

План урока:

  1. Организационный момент. Вводное слово.

  2. Систематизация изученного.

  3. Проверка знаний.

  4. Физкультминутка.

  5. Введение в новую тему: «Действительные причастия прошедшего времени».

  6. Закрепление нового материала.

  7. Домашнее задание.

  8. Рефлексия.

  9. Подведение итогов урока, выставление оценок.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Вводное слово.

Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, какую часть речи мы изучали на прошлых уроках? (Причастие).

Учитель: В.И.Даль дал такое определение: «Причастие - это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного». Согласны ли вы с таким мнением?

  1. Систематизация изученного.

Учитель: Давайте вспомним, что вы уже знаете о причастии. За 2 минуты выпишите как можно больше слов или выражений, связанных с этим понятием. Время пошло. Обсудите в парах.

  1. Проверка знаний. Карточка.

Распредели в два столбика данные слова, в левый - прилагательные, в правый - причастия

Зеленый луг, построенное здание, плачущий ребенок, грязная лужа, вкусный крыжовник, бушующее море, связанная кофта, вымытые руки, легкая задача, резкий звук, немигающий взгляд, цветущий луг, развесистый клен, величайшее открытие

4. Физкультминутка.

Учитель: Встали, ребята. Мы проведём тематическую физкультуру. Ваша задача - из названных произведений нужно выбрать названия произведений, содержащие причастия, и названия, содержащие прилагательные. Если в названии есть прилагательное, вы должны 1 раз хлопнуть, а если есть причастие - поднять обе руки вверх.

«Василиса Прекрасная» (хлопок).
«Спящая царевна» Жуковского (вверх).
«Медный всадник» Пушкина (хлопок).
«Говорящий сверток» Даррелл (вверх).
«Уроки французского» Распутин (хлопок).

5. Введение в новую тему

Учитель: Итак, ваши знания проверены, немножко отдохнули. Идем дальше. Найдите ошибки в моем утверждении:

«Причастие - служебная часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопрос сколько? Причастия спрягаются. Могут быть действительные и качественные. Действительные причастия настоящего времени образуются от глаголов совершенного вида I и II спряжения при помощи суффиксов -ащ- (-ящ-), -ущ- (-ющ-). Действительные причастия прошедшего времени образуются от глаголов несовершенного вида I и II спряжения при помощи суффиксов -ом- (-ем-)»

Учитель: Правильно, мы еще не знаем, как образуются действительные причастия прошедшего времени. Это тема нашего сегодняшнего урока. Открываем тетради, записываем число, классная работа, тема урока «Действительные причастия прошедшего времени». Наша задача - познакомиться с образованием и написанием действительных причастий прошедшего времени.

Учитель: Обратимся к учебнику. Рассмотрим таблицу.

? От основ каких глаголов и при помощи каких суффиксов образуются действительные причастия прошедшего времени.

Действительные причастия прошедшего времени

Опал л -вш-

Действительные причастия прошедшего времениопавший

Прошедшее время

Несла ла -ш-

несший

Прошедшее время

Действит.прич.прош.вр.

-вш-, -ш-

Учитель: Учтите, что перед суффиксом причастия пишется та же гласная, что и в неопределенной форме глагола.

Сеять - сеявший

Обидеть - обидевший

Мучить - мучивший

Гласная + ть = Гласная + вш

6. Закрепление нового материала.

Учитель: Использование причастий можно встретить в произведениях поэта Сергея Есенина. Обратите внимание на эпиграф к уроку. (На экране выходят строчки С.Есенина).

Мир тебе, отшумевшая жизнь.

Мир тебе, голубая прохлада.
С.Есенин

Учитель: О чем говорят эти строки?

? Какие художественные выразительные средства использует автор? (Эпитеты - отшумевшая жизнь, голубая прохлада).

? Что это за части речи? (Причастие, прилагательное).

Учитель: (Портрет С.Есенина на экране).

Да, Сергей Есенин, наряду с другими известными поэтами и писателями, много пишет о Родине, о величии и красоте ее природы. И для этого использует множество эпитетов и метафор.

Низелюк Алена подготовила о творчестве С.Есенина небольшую информацию.

Сообщение ученика. (Изображение природы на экране).

ЕСЕНИН Сергей Александрович родился 21 сентября (3 октября) 1895 г в селе Константиново Рязанской губернии. Русский поэт. С первых сборников («Радуница», 1916; «Сельский часослов», 1918) выступил как тонкий лирик, мастер пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души. В 1919-23 входил в группу имажинистов. Есенин чувствовал себя поэтом «Руси уходящей», «золотой бревенчатой избы». В состоянии депрессии покончил жизнь самоубийством 28 декабря 1925 года в городе Ленинграде.

Учитель: Творчество С.Есенина - это глубокое чувство родины, осознание нерасторжимой связи с ней. Он умеет подмечать неуловимое в природе, тонко различать цвета. Голос природы и душа - созвучны. Это мастер живого слова.

1. За калиткою смолкшего сада

Прозвенит и замрет бубенец

(«Закружилась листва золотая…»)

2. Черная, потом пропахшая выть!

Как мне тебя не ласкать, не любить?

(Выть - участок пахотной земли, которым в Рязанской губернии наделялось определенное количество душ или дворов.)

3. Все резче звон, прилипший на копытах.

То тонет в воздухе, то виснет на ракитах.

(«Табун»)

4. В затихшем озере с осокой

Бодаются его рога, -

И кажется с тропы далекой -

Вода качает берега.

(«За темной прядью перелесиц…»)

5. Где ты, где ты, отчий дом,

Гревший спину под бугром?

(«Голубень»)

6. Хорошо ивняком при дороге

Сторожить задремавшую Русь.

(«Песни, песни, о чем вы кричите?»)

Учитель: Итак, ребята, можно сделать вывод: употребление причастий делает речь более яркой и выразительной. В письменной художественно-литературной речи, там, где нужны торжественность и краткость, причастия особенно необходимы. Читая строки С.Есенина, ещё раз убеждаешься в том, что это мастер слова, умеющий подобрать яркое и точное слово.

Учитель: А теперь вернемся к заданию, в котором при определении причастия были допущены ошибки. Можно ли мы теперь ответить на вопрос: «При помощи каких суффиксов образуются действительные причастия прошедшего времени?»

«Причастие - самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета по действию и отвечающая на вопрос какой? Причастия склоняются. Могут быть действительными и страдательными. Действительные причастия настоящего времени образуются от глаголов несовершенного вида I и II спряжения при помощи суффиксов -ащ- (-ящ-), -ущ- (-ющ-). Действительные причастия прошедшего времени образуются от глаголов несовершенного вида и совершенного вида при помощи суффиксов -вш (-ш-)».

*упр. 95 (75)

Учитель: Творчество Есенина привлекало многих композиторов. Песни, написанные на его стихи, популярны в наше время. Прослушайте «Клен ты мой опавший…» и придумайте по картине небольшой текст из 5- 6 предложений на тему «Осень», используя действительные причастия настоящего и прошедшего времени.

(зачитываются сочинения).

7. Домашнее задание.

1) Девочкам найти 4-5 строчек из стихотворений Есенина с действительными причастиями прошедшего времени.

2) Мальчикам - упр. 95 (75). Образовать от указанных глаголов действительные причастия прошедшего времени.

8. Рефлексия.

Учитель: Урок подходить к концу. Заполните, пожалуйста, карточки рефлексии. Урок окончен. Всем спасибо.

  1. Подведение итогов урока, выставление оценок.



Распредели в два столбика данные слова, в левый - прилагательные, в правый - причастия

Зеленый луг, построенное здание, плачущий ребенок, грязная лужа, вкусный крыжовник, бушующее море, связанная кофта, вымытые руки, легкая задача, резкий звук, немигающий взгляд, цветущий луг, развесистый клен, величайшее открытие

Распредели в два столбика данные слова, в левый - прилагательные, в правый - причастия

Зеленый луг, построенное здание, плачущий ребенок, грязная лужа, вкусный крыжовник, бушующее море, связанная кофта, вымытые руки, легкая задача, резкий звук, немигающий взгляд, цветущий луг, развесистый клен, величайшее открытие

Распредели в два столбика данные слова, в левый - прилагательные, в правый - причастия

Зеленый луг, построенное здание, плачущий ребенок, грязная лужа, вкусный крыжовник, бушующее море, связанная кофта, вымытые руки, легкая задача, резкий звук, немигающий взгляд, цветущий луг, развесистый клен, величайшее открытие

Распредели в два столбика данные слова, в левый - прилагательные, в правый - причастия

Зеленый луг, построенное здание, плачущий ребенок, грязная лужа, вкусный крыжовник, бушующее море, связанная кофта, вымытые руки, легкая задача, резкий звук, немигающий взгляд, цветущий луг, развесистый клен, величайшее открытие

Распредели в два столбика данные слова, в левый - прилагательные, в правый - причастия

Зеленый луг, построенное здание, плачущий ребенок, грязная лужа, вкусный крыжовник, бушующее море, связанная кофта, вымытые руки, легкая задача, резкий звук, немигающий взгляд, цветущий луг, развесистый клен, величайшее открытие


© 2010-2022