Статья «Роль личности учителя словесности в мыслительной деятельности учащихся. Технология полного усвоения материала. Из опыта работы»

 "Описание материала:  «В данной статье учитель делится своим опытом работы. В начале статьи учитель поднимает важную проблему - необходимость в современных условиях так построить урок по литературе, чтобы он был интересен и насыщен, соответствовал всем современным требованиям, предъявляемым к уроку. Каждого неравнодушного учителя не оставляет волновать вопрос, как поднять интерес к своему предмету. В связи с этим автор статьи выделяет важные задачи, стоящие перед современным учителем словеснос...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РОЛЬ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ СЛОВЕСНИКА В МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ТЕХНОЛОГИЯ ПОЛНОГО УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ.

Дудникова Наталья Борисовна

Год, число и месяц рождения:

30 марта 1970 год

Национальность: русская

Образование: высшее педагогическое

Наименование ВУЗа: ДПИ

Специальность: учитель русского языка и литературы

Стаж работы: 19 лет

Место работы: школа №22

Казахстан, город Жезказган,

Карагандинская область



Статья «Роль личности учителя словесности в мыслительной деятельности учащихся. Технология полного усвоения материала. Из опыта работы»



Пояснительная записка


«Воспитательную миссию словесника считал и считаю наиважнейшей, а необходимость строить преподавание литературы на более широкой и гибкой основе, чем все остальные дисциплины, насущнейшей и общегосударственной задачей», - писал Е.Н.Ильин в своей книге «Рождение урока».

Профессия учителя в наших условиях приобретает особое значение. Ведь учитель является лицом общества в воспитании детей, он ваятель духовного мира поколений юных людей и потому учитель должен развивать в ученике не просто

умную личность, а личность активную, всесторонне развитую.

Как учителю сейчас вызвать в своих учениках интерес к своему предмету, привить любовь к труду, учебе, утвердить их в мысли, что каждый обязан быть полезен окружающим?

Литература, как никакой другой предмет, учит детей жизни, развивает в юных душах мыслительные умения: формирует навыки работы с книгой, операции анализа и синтеза, конкретизации и обобщения.

2 основные задачи встают в связи с этим перед учителем - словесником:

раскрыть идейно-художественное своеобразие произведения и формировать его читательские качества в области восприятия и оценки литературы.


Знакомство с методикой полного усвоения личности.


Считаю, что технология полного усвоения способствует во многом решению

этих проблем.

Как научить всему? Задаваясь этим вопросом, я обратилась к специальной

литературе и вычитала в журнале «педагогика и психология» о методике полного усвоения, используя которую американцы добились больших успехов в обучении учащихся.

В основе этой методики лежат идеи, выдвинутые американскими психологами Дж. Кэрроллом и Б.Блумом. Блум указывал, что способности ученика определяются его темпом учения не при усредненных, а при оптимально подобранных для данного ребенка условиях. Согласно данной методике все учащиеся могут хорошо усвоить материал, включая и слабых учеников.

В методике существуют особые критерии выставления оценок (там, где сильный может получить за ответ тройку, слабому учащемуся можно поставить и «4»).

По данной методике ученики класса делятся на 3 категории:

1)малоспособные, которые не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний и умений даже при больших затратах учебного времени;

2) талантливые (около 50%), которым нередко по силам то, с чем не могут справиться остальные, эти дети могут учиться в высоком темпе;

3) обычные учащиеся, составляющие большинство (около 90%), чьи способности к усвоению знаний и умений определяются затратами учебного времени.

Можно в каждую группу посадить несколько сильных учеников для помощи другим детям. Текст дети читают прямо на уроках в группах или индивидуально (по желанию). Через 6-7 уроков, когда все ученики до единого сдали учителю или в группах изученный материал, учитель проводит контрольный срез. Если результаты хорошие (нет троек), то опыт удался. Если есть недочеты в работах отдельных детей, то еще один урок проводится для коррекции ошибок и снова проводится срез, уже итоговый.

Отличительная черта обучения на основе модели полного усвоения состоит в фиксации учебных результатов на достаточно высоком уровне, которого должны достичь все учащиеся.

ЭТАПЫ ЭКСПЕРИМЕНТА.


1.Подготовительный этап. Анкетирование и анализ.

2.Общая установка на работу по методике полного усвоения: понимание задач, поставленных перед каждым учеником, объяснение целей эксперимента . Ориентир детей на достижение определенных результатов(определение эталона).

3. Обучение. Работа в группах и в парах. Изучение и анализ текста.

4.Результаты обучения в форме среза.

Цель: выявить пробелы в знаниях детей.

5.Коррекция ошибок. Работа со слабыми детьми (учитель - ученик, слабый ученик - группа, сильный ученик - слабый ученик).

6.Контрольный срез (оценка полноты усвоения материала у каждого ученика и в целом).

7. Подведение итогов эксперимента: успешно прошел или нет.

АНКЕТА.

1.Как вы понимаете выражение учебный процесс?

2. Нужно ли учиться, то есть обучаться чему-либо?

3. Что должен уметь делать ученик во время обучения?

4. Какие педагогические технологии вам известны? Что вы знаете о них?

АНАЛИЗ АНКЕТ.

В анкетировании приняли участие ученики 7 и 6 классов (54 ученика). 48 учащихся из опрошенных правильно ответили на 1-й вопрос анкеты. Все без исключения согласились с тем, что нужно учиться. Отвечая на 3-й вопрос анкеты, ученики отмечали, что необходимо уметь слушать и мыслить, то есть размышлять на уроках. А 8 учащихся затруднились ответить на данный вопрос. И всего 9 учащихся смогли правильно ответить на последний вопрос анкеты о технологиях, упоминая лишь о КСО. Этот вопрос вызвал наибольшее затруднение у опрошенных школьников.

Позднее после проведенного эксперимента я вновь провела это же анкетирование,

на этот раз большая часть детей ответила более целостно и ёмко на те же самые вопросы. Значит, кругозор школьников расширился.

Планирование уроков.


1-2 уроки. Анализ рассказа «Толстый и тонкий». Обратить внимание на ХП+ХВ и на пейзаж, его виды.

3-4 уроки. Анализ рассказа «Хамелеон».

5-й урок. Срез. Контрольная работа.

6-й урок. Корректировка ошибок.

7-й урок. Итоговая работа.

Вся информация фиксируется в таблицах.

Фамилия уч-ся

Устный ответ

Контрольная работа

Коррекция

Срез

1.Абенова Жулдыз

4

4

5

Каждая группа в начале урока получает вопросники.

1 урок. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРАКТИЧЕКОЙ РАБОТЫ.

1 группа.

1.Как комическое выражается в заглавии рассказа Чехова «Толстый и тонкий»? Почему - это заглавие юмористического рассказа? Какой прием используется здесь автором?

2.Приведите примеры основных приемов комического в рассказе Чехова.

2 группа.

1.Рассмотрите образы - звуки, образы-запахи, зрительные образы

(формообразы + цветовой колорит), осязательные образы в рассказе А.П.Чехова «Толстый и тонкий». Выпишите примеры в тетрадь.

2.К какому из видов образов можно отнести героев Чехова?

3 группа.

1.Каково портретное описание героев? Докажите свою точку зрения.

2. Назовите элементы статического и динамического портрета.

Заполните таблицу.

Элементы статического портрета

Элементы динамического портрета


Материалы для 4-й группы.

4 группа.

1.Какой композиционный прием используется в рассказе?

2.Докажите, что перед вами рассказ. Выпишите определение из словаря и выучите его.





2 урок. А.П.Чехов «Толстый и тонкий».
1 группа.

1. Определите виды художественного пространства (ХП).

Вид Виды ХП

Пр Примеры из текста

1.Ве Вертикальное пространство,

образ среднего пространства

ЗЕМЛЯ

2 группа.


1.Определите виды пейзажей.

Виды пейзажей

Примеры из текста

1. П Пейзаж вертикального нижнего про пространства.

ЗЕМ ЗЕМЛЯ

3 группа.


1. Определите виды ХВ.


Виды ХВ

Примеры из текста

1.Историческое время.

Н Найдите архаизмы в тексте. Зачем они нужны?

Прошлое России.


4 группа.


  1. Определите тему и идею произведения.

2. Постройте модели ХП И ХВ. Докажите свою точку зрения.





3 урок. РАССКАЗ «ХАМЕЛЕОН».

1 группа.

1.Почему рассказ называется «Хамелеон»?

2. Покажите, как комическое проявляется в речи героя Хрюкина и составьте ему характеристику.

Речь Хрюкина

Характеристика

2 группа.

1.Какой композиционный прием Чехов использует в рассказе «Хамелеон» и с какой целью?

2. Покажите, как комическое проявляется в речи героя. Дайте письменную характеристику чеховскому персонажу.

Речь Очумелова

Характеристика

3 группа.

1. Как вы понимаете слово «хамелеонство»? Какова идея рассказа «Хамелеон»?

2. Что в рассказе является комическим и трагическим?

4 группа.

1. Как называет Очумелов собаку? Сделайте выписки из текста.

Ругательные слова

Ласкательные слова

2. Найдите внешнюю деталь, с помощью которой автор передает внутреннее состояние Очумелова.

4-й урок. Работа по определению видов ХП, ХВ и видов пейзажей.


Дополнительные вопросы:


  1. Приведите примеры основных приемов комического в рассказах Чехова.

  2. Как Чехов относится к своим героям? В чем ,по-вашему, это выражается?

  3. Какие чувства у вас вызвали оба рассказа? Кому из героев Чехова вы сочувствуете и почему?


  1. Какую роль играет диалог в художественных текстах Чехова?

  2. Определите тему и идею рассказа «Хамелеон».

  3. Вспомните комические ситуации из вашей жизни и изложите в виде маленького рассказа.

5 урок.


Срез.

1 в.

  1. Какой художественный прием используется в заглавии рассказа «Толстый и тонкий»?

  2. Каково портретное описание героев рассказа «Хамелеон»?

  3. Перечислите виды ХВ и виды пейзажей.

  4. Определите идею рассказа «Толстый и тонкий».

  5. Назовите элементы статического и динамического портрета (выписки из текста).

  6. К какому виду образов относятся герои Чехова?

2 в.

1.Какой композиционный прием используется в рассказе Чехова «Хамелеон»?

2. Сравните Хрюкина и Очумелова. Обратите внимание на их речь и поведение.

3. Почему рассказ называется «Хамелеон»?

4. Перечислите виды ХП.

5. Найдите внешнюю деталь, с помощью которой автор передает внутреннее состояние Очумелова.

6. Определите идею произведения.

6 урок. Коррекция допущенных в срезе ошибок.

7 урок. Контрольная работа по вариантам.

Тесты для слабых школьников.


Тест (для слабых учащихся).

1в.

  1. Как называется рассказ «Толстый и …»:

А) худой; Б) маленький; В) тонкий.

2. Кто написал рассказ:

А) Пушкин; Б) Толстой; В)Чехов.

3. Кем были герои рассказа:

А) учителя; Б) чиновники.

4. Какой этот рассказ:

А) грустный; Б) смешной.

5.Кто из героев был женатым:

А) толстый; Б) тонкий.

6. Как звали тонкого в рассказе:

А) Миша; б) Порфилий; В) Нафанаил.

7. Где впервые познакомились толстый и тонкий:

А) в саду; Б) в школе; В) в университете.

8. Где впервые происходит встреча приятелей:

А) в парке; Б) в городе; В) на вокзале.

Тест (для слабых учащихся).

2в.

  1. Что означает слово «хамелеон»:

А) порода лошадей; Б) порода ящериц; В) порода насекомых.

2. Кто является у Чехова хамелеоном:

А) мастер Хрюкин; Б) городовой Елдырин; В) надзиратель Очумелов.

3. Что конфисковал Очумелов:

А) корзину овощей; Б) яблоки; В) ягоды.

4. Почему собака укусила Хрюкина:

А) просто так; Б) он пнул собаку; В) издевался над ней.

5. Какая деталь показывает волнение Очумелова:

А) сигареты; Б) шапка; В) пальто.

6. Чья оказалась собака:

А) генерала; Б) брата генерала; В) купца.

7. Где происходит скандал:

А) на вокзале; Б) в парке; В) около склада.

8. Между кем происходит столкновение:

А) между Очумеловым и Елдыриным;

Б) между Хрюкиным и Очумеловым; В) между Хрюкиным и собакой.

9.Определите по жанру произведение:

А) повесть; Б) рассказ; В) роман.















Результаты эксперимента 2012 -2013 года.

В 7 «б» классе в эксперименте участвовало 27 человек. Из них написали работу на

«5» - 8, «4»- 19, нет ни «3», ни «2». Все даже слабые ученики, такие как Чуйкина Дарья, Сеногноев Петр и другие дети справились с заданием. Эксперимент удался!

В 6 «б» классе дети работали по теме «Античная мифология» и сразу же удачно написали работу. Самый слабый из учащихся 6-го класса - Нурханов Серик написал срез на «4».

Результаты среза: всего в классе -21 человек, из них писали работу - 20.

Из них «5» - 11, «4» -9, «3» и «2»- нет.

Эксперимент в 6 «б» классе успешно завершен.

Подобной методикой я пользуюсь с 2000 года.


Используемая литература:


  1. «Учитель», редактор Дм. Ррудный, 1991 г. Москва.

  2. «Педагогический поиск», 1987г, Москва.

  3. Журнал «Педагогика и психология».


© 2010-2022