Урок внеклассного чтения По литературным сказкам

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок внеклассного чтения По литературным сказкамУрок внеклассного чтения По литературным сказкамУрок внеклассного чтения По литературным сказкамУрок внеклассного чтения По литературным сказкамУрок внеклассного чтения По литературным сказкамУрок внеклассного чтения По литературным сказкамУрок внеклассного чтения По литературным сказкамУрок внеклассного чтения По литературным сказкамУрок внеклассного чтения По литературным сказкамУрок внеклассного чтения По литературным сказкамУрок внеклассного чтения По литературным сказкамУрок внеклассного чтения По литературным сказкамУрок внеклассного чтения По литературным сказкамТема ВЧ. Писатели-сказочники и их герои.

Цель: создание условий для активизации творческого интеллектуального потенциала учащихся через применение современных пед технологий на уроках литературы.

Предметные умения: знать основные нормы русского литературного языка; уметь создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения

Ход урока:


  1. Орг момент

  2. Актуализация опорных знаний

  1. Проверка домашнего задания (принести книги с литературными сказками)

  2. Задания на оценку (карточки) самостоятельная работа

  3. Игра «Цепочка». Назвать поочерёдно народные и литературные сказки.

Например:

I. 1. «Царевна-лягушка»

2. «Царевна-лягушка», «Марья Моревна»

3. «Царевна-лягушка, «Марья Моревна», «Финист ясный сокол»

(и далее).

II. 1. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Пушкина

2. «Сказка о мертвой царевне…» Пушкина, «Русалочка» Андерсена

3. «Сказка о мертвой царевне…» Пушкина, «Русалочка» Андерсена, «Конек-горбунок» Ершова и т.д.


  1. Сообщение темы урока. Целеполагание.

- Мы продолжаем разговор о литературных сказках.

Эпиграф « Что за прелесть эти сказки!» ( А. С. Пушкин) - и с ним невозможно не согласиться. Сегодня мы с вами поговорим о сказках….


  1. Назовите авторов литературных сказок, изученных на уроках.

  2. Согласны ли вы с тем, что перед нами сказки?

  3. Отличается ли литературная сказка от народной?

  4. Какие бывают сказки? (о животных, волшебные, социально-бытовые).

  5. Назовите отличительные черты волшебной сказки. (Волшебный предмет, мотив запрета, нарушение запрета, положительные и отрицательные герои, сказочные действия, наличие трудных задач, потеря, поиск, помощники-волшебники)

  6. Какова композиция литературной сказки?

В качестве иллюстративного материала выставка книг, предметы из сказок.

- Какие цели и задачи вы перед собой ставите?


  1. Работа по теме урока

Шарль Перро «Спящая красавица» (1697),

Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов» (1816-1818),

В.А. Жуковский «Спящая царевна» (1831),

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (1833).

Антоний Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители» (1829)

- фото авторов, название произведения, герои

Королевич

Волшебные предметы

Зеркальце

Яблоко

Гребешок

Шнурочек

Егерь

Королева-мать

Гномы

Мачеха

БелоснежкаУрок внеклассного чтения По литературным сказкам

Братья Гримм

Феи

СтарушкаУрок внеклассного чтения По литературным сказкам

Принц

Король, королева

Волшебные предметы

Веретено

Волшебная палочка

Принцесса


Шарль Перро

Королева-мать

Урок внеклассного чтения По литературным сказкам

Мачеха

Царь Матвей

с царицей

Царевна

Чародейки

Богатыри

Царевна

Чернавка

Царевич

Царь

Волшебные предметы

Рак

Веретено

Силы природы

Королевич

Елисей

Волшебные предметы

Яблоко

Зеркало




Урок внеклассного чтения По литературным сказкам

Алёша

Волшебные предметы

зёрнышко

Чёрная курица

(министр)

Пансион

Гл министр


Игра «что объединяет эти сказки?» волшебство

Викторина «Назови сказку»

«… если хочешь исправиться, то должен беспрестанно строго смотреть за собою». («Чёрная курица....»)

…Молодица

Уж и впрямь была царица: Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла; Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива. («Сказка о мёртвой царевне...»)

Жил-был добрый царь Матвей;

Жил с царицею своей

Он с согласье много лет;

А детей всё нет как нет. («Спящая царевна»)

Дом царевна обошла, Все порядком убрала,

Засветила Богу свечку, Затопила жарко печку,

На полати взобралась И тихонько улеглась . («Сказка о мёртвой царевне...»)

«Не приписывай самому себе того, что тебе не принадлежит, благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их».

(«Чёрная курица....»)

Игра «Расскажи про героя сказки» Выбрать иллюстрацию, рассказать про героя.

Какой вывод о сюжете этих сказок мы можем сделать? ( Они очень похожи: например, «жили-были король с королевой, у них не было детей»; праздник крещения, на который забыли пригласить старую фею: чудесные дары добрых фей; злая колдунья наколдовала смерть от укола веретена; юная фея изменяет колдовство (смерть → сон) и др ).

А в чем разница?

Сказка «Спящая красавица» в обработке Ш. Перро

Сказка «Спящая царевна» Жуковского

1. Имена

героев

Имена не упоминаются

Русское имя царя - Матвей (Жуковский сразу вводит читателя в русскую среду)

3. Детали быта

1) королевский дворец-замок со множеством комнат

2) кровать красавицы с пологом

царский терем-чудо старины с винтовой лестницей

Речевой колорит .

Рыцари, латники, фея, залы

Царевич, детина удалой, чародейка, покои, «цвет ее ланит», «пир на целый мир» - русские фразеологизмы

5. Концовки

Концовка, характерная для эпохи трубадуров в Западной Европе - придворный поэт сочинил о спящей красавице песню

Концовка, характерная для русских народных сказок

Детали содержания

7 фей

Отсутствие 8 прибора

7 специально спряталась

100 лет сна

Старушка не знала о запрете.

Всех усыпила фея, кроме короля с королевой.

12 чародеек

Украли 12 блюдо

11 не успела одарить

300 лет

Старуха ждала царевну.

Все заснули.

Вывод: несмотря на сходство, сказки имеют отличия, у Перро в финале происходит тайное венчание и начинается новый сюжет о злой королеве-людоедке. Кроме этого, в текстах много слов, по которым можно определить, какому народу принадлежат сказки.

Национальный колорит сказок о спящей красавице.

В.А. Жуковский

«Спящая царевна»

Ш. Перро

«Спящая красавица»

Царь, царица, царевна, чародейка, хлебосольный, горница, стража, дворец, ловчие, витязь, ланиты, очи, легкий сарафан, губки алые, «заплетенные косой кудри черной полосой обвились кругом чела» и др.

Король, королева, королевский дворец (замок), королевство Матаквинское, карлик, семимильные сапоги (ср. сапоги-скороходы), фрейлины, камеристки, привратники (ср. стража), пажи, призраки в замке и др.


  1. Итог урока

1. Что понравиось на уроке7

2. Что нового узнали?

3. С чем было трудно справляться?

4. «Смайлик- настроение»


  1. Домашнее задание

Подготовиться к контрольной работе стр. 57 - 149 «Литературные сказки»

В сказках разные места действия: у Жуковского - дворец, бор - у Пушкина: дворец, терем в лесу, пустая гора.

Композиция Композиция сказок похожа: как в народных, в них есть зачин.

У Жуковского:

Жил-был добрый царь Матвей; Жил с царицею своей.

Он в согласье много лет; А детей все нет, как нет.

У Пушкина:

Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна Села ждать его одна.

Завязка: У Жуковского: встреча царицы с раком-пророком и рождение дочери.

У Пушкина: смерть царицы, появление во дворце мачехи.

Развитие действия: у Жуковского: пир - взросление царевны - укололась веретеном и уснула, все уснули - охотник (царский сын) забрел во дворец; пробуждение царевны и всего дворца.

У Пушкина: Сватание царевны - девичник- гнев и зависть мачехи - Чернавка уводит царевну в лес - жизнь царевны в доме 7 богатырей - отравление царевны яблоком - погребение ее в горе - поиски невесты королевичем Елисеем - спасение царевны - смерть царицы мачехи (событий в сказке Пушкина больше).

Кульминация:

у Жуковского:

На колени ставши, к ней Он приблизился лицом:

Распалительным огнем Жарко рдеющих ланит

И дыханьем уст облит, Он души не удержал

И ее поцеловал.

У Пушкина:

Перед ним, во мгле печальной, Гроб качается хрустальный,

И в хрустальном гробе том Спит царевна вечным сном.

И о гроб невесты милой Он ударился всей силой.

Гроб разбился. Дева вдруг ожила.

Сказочная концовка - свадьба, пир.

У Жуковского:

Свадьба, пир, и я там был И вино на свадьбе пил;

По усам вино бежало, В рот ни капли не попало.

У Пушкина:

И никто с начала мира Не видал такого пира;

Я там был, мед, пиво пил, Да усы лишь обмочил.

Форма произведения: сказки написаны в стихотворной форме. Но сказка Пушкина разделена на строфы, у Жуковского написана сплошным текстом.

Художественные средства выразительности

Постоянные эпитеты - их много в обоих произведениях

у Жуковского: мертвым сном, дикий бор, дремучий лес, губки алые, гробовая тишина и др.

У Пушкина: красная девица, черная зависть, злая мачеха, алые губки, добрая весть, люди добрые, красно солнце, месяц ясный, ветер буйный, синее море и др.

Сравнения: у Жуковского: Вспыхнул вдруг, как от огня; Прянул конь от острых шпор И стрелой пустился в бор; Начал жить да поживать, Как дотоле, без забот.; В покое том вьется лестница винтом и др.

У Пушкина: Год прошел как сон пустой, царь женился на другой; Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?; Всех я краше; Он лесного зверя злей.

Финал сказок. Финал в сказках одинаковый: пробуждение царевен, свадьба, пир. Родственность с народными сказками. Как отмечается в литературе, условием шутливого соревнования Пушкина и Жуковского было написать сказку, подобную народной.

Рассмотрим, насколько они близки к народным, насколько сохранили их черты и особенности

Первое мы видим - отступление от традиций:

русские народные сказки написаны в прозе, не очень большие по размеру, т.к. это жанр устного народного творчества. Их рассказывали, пересказывали, передавали из уст в уста. Проза ближе к разговорной речи, нежели стихи. У стихов есть мерный ритм, т.е. своя музыка - перекличка рифм, одинаковых и сходных звуко.

У Пушкина и Жуковского это стихотворные произведения.

У. Какой момент здесь изображен? Найдите это описание у Жуковского, зачитайте.

Он, конечно, был пророк;

Что сказал - сбылося в срок:

Дочь царица родила.

Дочь прекрасна так была,

Что ни в сказке рассказать,

Ни пером не описать.

У. Какие средства выразительности использует автор? ( Анафора, фразеологизм)

У. Найдите описание этого фрагмента у Ш. Перро.

Жили на свете король с королевой. Детей у них не было, и это их так огорчало, так огорчало, что и сказать нельзя.

И вот, наконец, когда они совсем потеряли надежду, у королевы родилась дочка.

Можете себе представить, какой праздник устроили по случаю её рождения, какое множество гостей пригласили во дворец, какие подарки приготовили!..


  1. Второй слайд ( №14)

У. Кого вы узнаете здесь? Сравните эти иллюстрации? Что общего? В чем разница?

Найдите описание этого фрагмента у Жуковского.

Вот царём Матвеем пир

Знатный дан на целый мир;

И на пир весёлый тот

Царь одиннадцать зовёт

Чародеек молодых;

Было ж всех двенадцать их;

Но двенадцатой одной,

Хромоногой, старой, злой,

Царь на праздник не позвал

.

У.Найдите средства выразительности в этом фрагменте.( Эпитеты)

Обратите внимание на строчку «хромоногой, старой, злой» - что это за эпитеты? Можно ли их назвать синонимами, контекстуальными.

У.Нанизывание синонимов часто порождает градацию, когда каждый следующий синоним усиливает (ослабляет) значение предыдущего.

Найдите описание этого фрагмента у Перро.

Но самые почётные места за королевским столом были оставлены для фей, которые в те времена ещё жили кое-где на белом свете. Все знали, что эти добрые волшебницы, стоит им только захотеть, могут одарить новорождённую такими драгоценными сокровищами, каких не купишь за все богатства мира. А так как фей было семь, то маленькая принцесса должна была получить от них не меньше семи чудесных даров.

Перед феями поставили великолепные обеденные приборы: тарелки из лучшего фарфора, хрустальные кубки и по ящичку из литого золота. В каждом ящичке лежали ложка, вилка и ножик, тоже из чистого золота и притом самой тонкой работы.

И вдруг, когда гости уселись за стол, дверь отворилась, и вошла старая фея - восьмая по счету, - которую забыли позвать на праздник.

У.Какие средства выразительности использует автор?

(Эпитеты, постоянные эпитеты - белый свет).


  1. Слайд № 15. Следующий фрагмент. Чем он отличается от предыдущих? Опишите. Найдите описание у Жуковского.

А незваная стоит

Над царевной и ворчит:

«На пиру я не была,

Но подарок принесла:

На шестнадцатом году

Повстречаешь ты беду;

В этом возрасте своём

Руку ты веретеном

Оцарапаешь, мой свет,

И умрёшь во цвете лет!»

Проворчавши так, тотчас

Ведьма скрылася из глаз;

Но оставшаяся там

Речь домолвила: «Не дам

Без пути ругаться ей

Над царевною моей;

Будет то не смерть, а сон;

Триста лет продлится он;

Срок назначенный пройдёт,

И царевна оживёт;

Будет долго в свете жить;

Будут внуки веселить

Вместе с нею мать, отца

До земного их конца».

У.Средства выразительности?( Анафора)

У Перро?

Наконец, очередь дошла до старой феи. Старуха наклонилась над кроваткой и, тряся головой больше от досады, чем от старости, сказала, что принцесса уколет себе руку веретеном и от этого умрёт.

Все так и вздрогнули, узнав, какой страшный подарок приготовила для маленькой принцессы злая колдунья. Никто не мог удержаться от слёз.


  1. ( №16) - У Жуковского нет, у Перро.

Побежали за королем. Он поднялся в башню, поглядел на дочку и сразу понял, что несчастье, которого они с королевой так опасались, не миновало их.

Утирая слёзы, приказал он перенести принцессу в самую красивую залу дворца и уложить там на постель, украшенную серебряным и золотым шитьём.

Трудно описать словами, как хороша была спящая принцесса. Она нисколько не побледнела. Щёки у неё оставались розовыми, а губы красными, точно кораллы.

Правда, глаза у неё были плотно закрыты, но слышно было, что она тихонько дышит. Стало быть, это и в самом деле был сон, а не смерть.

Король приказал не тревожить принцессу до тех пор, пока не наступит час её пробуждения.


  1. ( №17) У Жуковского ?

Возвращаясь во дворец, На крыльце её отец

Пошатнулся, и зевнул, И с царицею заснул

У Перро?

И всё это случилось в одно-единое мгновение. Феи знают своё дело: взмах палочки - и готово!

Не заснули только король с королевой. Фея нарочно не коснулась их своей волшебной палочкой, потому что у них были дела, которые нельзя отложить на сто лет.

  1. ( №18) Следующий фрагмент. Чем он отличается от предыдущих? Опишите.

Найдите описание у Жуковского.

Был детина удалой

Царский сын; от сказки той

Вспыхнул он, как от огня;

Шпоры втиснул он в коня;

Прянул конь от острых шпор

И стрелой помчался в бор,

И в одно мгновенье там.

Что ж явилося очам

Сына царского? Забор,

Ограждавший тёмный бор,

Не терновник уж густой,

Но кустарник молодой;

Блещут розы по кустам;

Перед витязем он сам

Расступился, как живой;

В лес въезжает витязь мой:

Средства выразительности?

У Перро?

Можете себе представить, что почувствовал принц, когда услышал эти слова!

Сердце у него в груди так и загорелось. Он сразу решил, что ему-то и выпало на долю счастье пробудить ото сна прекрасную принцессу.

Недолго думая, принц дёрнул поводья и поскакал туда, где виднелись башни старого замка.

У.Средства выразительности? Слайд 19 ( Сцена пробуждения)

Опишите .

У Жуковского.

Вся душа его кипит,

Перед ним царевна спит.

Как дитя, лежит она,

Распылалася от сна;

Молод цвет её ланит,

Меж ресницами блестит

Пламя сонное очей;

Ночи тёмныя темней,

Заплетённые косой

Кудри чёрной полосой

Обвились кругом чела;

Грудь как свежий снег бела;

На воздушный, тонкий стан

Брошен лёгкий сарафан;

Губки алые горят;

Руки белые лежат

На трепещущих грудях;

Сжаты в лёгких сапожках

Ножки - чудо красотой.

Видом прелести такой

Отуманен, распалён,

Неподвижно смотрит он;

Неподвижно спит она.

Что ж разрушит силу сна?

Вот, чтоб душу насладить,

Чтоб хоть мало утолить

Жадность пламенных очей,

На колени ставши, к ней

Он приблизился лицом:

Распалительным огнём

Жарко рдеющих ланит

И дыханьем уст облит,

Он души не удержал

И её поцеловал

У Перро?

На постели, полог которой был откинут, покоилась прекрасная юная принцесса лет пятнадцати-шестнадцати (если не считать того столетия, которое она проспала).

Принц невольно закрыл глаза: красота её так сияла, что даже золото вокруг неё казалось тусклым и бледным, Он тихо приблизился и опустился перед ней на колени.

В это самое мгновение час, назначенный доброй феей. пробил.

Принцесса проснулась, открыла глаза и взглянула на своего избавителя.

Слайд 20. Концовка Опишите.

У Жуковского.

Он с царевной наконец

Сходит сверху; мать, отец

Принялись их обнимать.

Что ж осталось досказать?

Свадьба, пир, и я там был

И вино на свадьбе пил;

По усам вино бежало,

В рот же капли не попало

Средства выразительности?

У Перро.

Жених с невестой уселись за стол. Самые знатные кавалеры подавали им различные кушанья старинной кухни. А скрипки и гобои играли для них прелестные, давно забытые песни прошлого века.

Придворный поэт тут же сочинил новую, хотя немного старомодную песенку о прекрасной принцессе, которая сто лет проспала в заколдованном лесу. Песня очень понравилась тем, кто её слышал, и с тех пор её стали петь все от мала до велика - от поварят до королей.

А кто не умел петь песни, тот рассказывал сказку. Сказка эта переходила из уст в уста и дошла, наконец, до нас с вами.

Средства выразительности?







Урок по сказке А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители» входит в программу по литературе под редакцией В.Я. Коровиной в раздел «Русская литературная сказка» (из литературы XIX в.). Обращению к этому тексту предшествует изучение русских народных сказок и сказок В.А. Жуковского («Спящая красавица») и А.С. Пушкина («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»).

Занятие построено по принципу комбинированного типа урока: включает в себя повторительно-обучающую работу по пройденному материалу (составление таблицы «Основные признаки фольклорной и литературной сказки») и работу по осмыслению и усвоению нового материала (Характер главного героя. Нравственные уроки сказки).

За сказкой А.Погорельского прочно закрепилось название «Задачник нравственности», что позволяет решать при её изучении как образовательные, так и воспитательные задачи. При этом задача духовно-нравственного воспитания является стержнем урока, вокруг которого выстраивается решение образовательных задач.

Система работы по изучению народных и литературных сказок создала определённую базу для систематизации и

обобщения признаков фольклорной и литературной сказки. Это достаточно сложная для пятиклассников работа, поскольку при её выполнении они сталкиваются с понятиями личность автора, авторская позиция. Однако, она, безусловно, необходима для дальнейшей работы по формированию грамотного, вдумчивого читателя, владеющего литературоведческими знаниями. Работа по составлению таблицы направлена на развитие мыслительной деятельности учащихся, умения синтезировать, обобщать ранее полученные знания.

Основная часть урока решает задачи, предложенные содержанием самого текста, его нравоучительной сути. Несмотря на внешнюю консервативность, традиционность урока с использованием словесного метода как основного, он обеспечивает не только логическое, но и образное восприятие художественного текста. Это решается с помощью создания учащимися схем-образов, рисунков-символов, цветовой гаммы.

Наблюдения за поступками героя сказки, изменениями, происходящими в детской душе, основано на работе с текстом, словом, что позволяет надеяться на дальнейшую успешную работу по самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения школьниками. Этому развитию, думается, может способствовать и обращение к внутреннему миру героя сказки, наблюдение за изменениями в детской душе, ведущими у А. Погорельского, согласно традициям русской духовной культуры, к раскаянию.

В пояснительной записке к программе по литературе под редакцией В.Я. Коровиной сказано: «Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература». Поскольку в обществе, СМИ всё чаще поднимается вопрос о духовном нездоровье детей, в работе с произведением на уроке придаётся особое значение словам нравственного аспекта. Шаблонная, на первый взгляд, таблица вводит в духовный мир ребёнка важнейшие понятия: добродетели и пороки, по сути своей - это ответ на вопрос-запрос детей «что такое хорошо и что такое плохо». Нельзя не согласиться с утверждением Л.О. Чернейко: «У человека, который осваивает духовный мир, есть мера, которую он прикладывает к миру реальных вещей: к своему поведению, к поведению других, к отношениям людей друг к другу и к миру. Эта мера - СЛОВА, в которых воплощён дух народа и которые составляют его культуру. Поиск смысла абстрактных имён (слов-существительных) формирует личность в человеке. А само содержание их наполняется его индивидуальным опытом». (Л.О. Чернейко. Лингво-философский анализ абстрактного имени. М.. 1997).

То есть работу со словами нравственного аспекта можно рассматривать как средство развития мировоззренческих представлений детей. Способ привнести в сознание ребёнка ценностные ориентиры, традиционные нравственные константы. При этом вопросы домашнего задания, данные для размышления, могут наполнить эти ценностные ориентиры, данные в слове, индивидуальным опытом ребёнка.

В предложенной модели урока можно увидеть использование как индуктивного (от частного - к общему), так и дедуктивного (от общего суждения - к частному выводу) методов усвоения. Цели урока, изучаемый материал, возраст учащихся продиктовали в данном случае целесообразность использования словесного метода обучения. При этом мотивация учащихся класса, дружелюбно-рабочая атмосфера, интерес к предмету позволяют учителю организовать урок и как диалог - партнёрское общение взрослого и ребёнка.

Традиционный урок включает в себя элементы и поисковой деятельности, и самостоятельной работы. Задания к классу, выстроенные по принципу: нарисуйте, поделитесь с… , предложите - создают ситуации успеха для каждого учащегося и стимулируют познавательную активность.

Говорят, что хорошим уроком является тот урок, где царит деловая, творческая атмосфера, где желания школьников размышлять бьют ключом, где они охотно вступают в диалог с учителем и друг с другом, не боясь попасть впросак. Благодатный материал сказки А. Погорельского, хочется надеяться, позволил создать такой урок. Он соответствует требованиям программы, в которой говорится: «Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развить эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребности в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже - вот что должно стать устремлением каждого ученика».

Думается, что работа на уроке была так же интересна ученикам, как и учителю, поскольку сам урок решает важнейшую задачу связи обучения с жизнью.

8


© 2010-2022