- Преподавателю
- Русский язык и литература
- А. М. Горький «Песня о Соколе»
А. М. Горький «Песня о Соколе»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Прохорова Е.Ю. |
Дата | 12.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема. А.М. Горький. «Песня о Соколе».
«Безумству храбрых поем мы славу!..»
Цель: Раскрыть проблему, в чем смысл жизни на основе произведения А.М.Горького «Песня о Соколе».
Проблема урока. Прав ли Горький, утверждая, что единственно правильное решение в выборе смысла жизни это стремление вперед.
Задачи:
1. Образовательная.
Помочь учащимся понять горьковскую концепцию гармонии человека и природы в песне, осознать мысли автора о единстве мира, нерасторжимой взаимосвязи человека и природы;
раскрыть основной конфликт как столкновение светлого начала жизни с серым существованием.
2. Развивающая. Развитие умения самостоятельного
анализа текста, умение обобщать и делать выводы.
3. Воспитательная. Воспитание уважения к мнению других, умения слушать.
Воспитание чувства восхищения бесстрашием, героизмом и свободолюбием Сокола.
Оборудование урока: Портрет писателя, опорные схемы.
Ход урока I. Организационный момент.
Цель. Воспитание культуры труда. Психологическая установка.
Ветка в руках учителя - символ урока. Природа стремиться к новой жизни, а стремиться ли человек к ней, должен ли? (Вопрос остается открытым до конца урока).
Оформление доски.
А.М.Горький. «Песня о Соколе»
«Безумству храбрых поем мы славу!..»
Есть только две формы жизни: гниение и горение.
Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые -вторую ...
А.М.Горький
П. Повторение пройденного материала.
На прошлом уроке мы с вами узнали точку зрения Владимира Галактионовича Короленко на проблему в чем смысл жизни человека. Дома вы должны были сделать выводы по уроку. Давайте прослушаем некоторые из них.
1.Чтение учащимися выводов по прошлому уроку.
(2-3 ответа)
Предполагаемый ответ.
Смысл жизни человека в необходимости делать добро людям. В произведении звучит афоризм (краткое и выразительное изречение) «Человек создан для счастья, как птица для полета». Если рассмотреть этот афоризм, то согласиться со второй частью можно легко: птица действительно создана для того, чтобы летать. Но каждый ли человек счастлив? На это ответом может послужить высказывание самого Короленко: «Ну, что же, исключение не опровергает правила. Нет своего есть чужое, а все-таки закон жизни есть стремление к счастью и все большее его осуществление». Не зря данный афоризм обращен к юным героям произведения, у которых все впереди.
2.Оценка за домашнюю работу.
III. Объяснение нового материала. 1. Формулирование проблемы урока.
Мы с вами познакомились с точкой зрения В.Г.Короленко о смысле жизни человека. А сегодня нам предстоит узнать, что говорит по этой же проблеме А.М. Горький своим творчеством. Нам предстоит ответить на вопрос: «Прав ли Горький, утверждая, что единственно правильное решение в выборе смысла жизни - это стремление вперед?» Символом нашего урока я выбрала ветку дерева, а почему? Попытаемся получить ответ в конце урока.
2. Выявление первоначального читательского восприятия
произведения учащимися.
Цель. Побуждение к активной учебной, творческой деятельности
-
Какое впечатление у вас сложилось после прочтения
произведения Горького «Песня о Соколе»? -
Обратили ли внимание на своеобразие вступления и
концовки произведения? Что описывает нам автор?
(Пейзаж)
- Проследите по тексту, каким образом Горький говорит о
природе.
( Обратить внимание на глаголы действия)
«Море огромное, лениво вздыхающее у берега, - уснуло и не подвижно в дали, облитой голубым сиянием луны.
Кажется, что небо все ниже наклоняется над морем, желая понять то, о чем шепчут неугомонные волны, сонно всползая на берег.
Горы важно задумчивы. С них на пышные зеленоватые гребни волн упали черные тени и одевают их. как бы желая остановить единственное движение...
Молчит опаловая даль моря.. и я молчу.
Одна из волн игриво вскатывается на берег и, вызывающе шумя, ползет к голове Рагима.
- Куда идешь?.. Пшла! -- машет на нее Рагим рукой, и она
покорно скатывается обратно в море.»
- Какой можно сделать вывод?
Таким образом, природе придают действия человека, то есть природа очеловечена.
Природа += человек = единство природы и человека
Сравните две картины. Какой цвет, по-вашему, преобладает в каждой из них?
- Небо - яркие краски, ущелье - серый.
- Место обитания каждого из героев резко контрастны,
подчеркивают их характеры.
Цвет каждой из этих картин это ощущение жизни. Ощущение необходимости в ярком, светлом, и, напротив, удовлетворение от серости, обыденности.
Б) Определение идейной направленности героев «Песни...»
Рассмотрим образы Сокола и Ужа.
-
Что заставило Сокола из последних сил подойти к обрыву и
прыгнуть вниз. -
Желание вновь познать счастье полета. Фактически, Сокол
совершает подвиг, приближая смерть своей последней
попыткой взлететь.
-
Как выдумаете, к чему стремится Сокол?
- А способен ли на поступок Уж? Решителен ли он в своих
действиях?
- Да. Его попытка полететь.
-
Почему же Ужу так и не было дано понять любовь птицы к
полету? Почему он не смог понять Сокола? -
«Там только пусто. Там много света, но нет там пищи и нет
опоры живому телу...» Уж ищет выгоды только для себя.
- К чему стремиться Уж?
Уж - стремление к удобству, собственному
благополучию, уединению, к жизни без поступков, без
подвигов.
Противопоставление стремлений героев: одного к светлому, бесконечному, другого - к серому, замкнутому.
Следовательно, мы еще раз убеждаемся, что у Сокола и Ужа разные жизненные цели и устремления. Представлены две жизненные позиции, два взгляда на смысл жизни человека с помощью образов Горького.
Природа и человек взаимовлияют друг на друга:
Молчит опаловая даль моря.... и я молчу.
Природа и человек - едины.
Не зря Горький именно Рагиму, человеку близкому природе, позволяет с ней разговаривать «Куда идешь?.. Пшла! - машет на нее Рагим рукой, и она покорно скатывается обратно в море».
2. Определение конфликта произведения - внутреннего: столкновение светлого начала жизни с серым существованием.
А) Беседа по вопросам. (В ходе беседы на доске
составляется опорная схема «Картины природы,
занимаемые героями».)
Далее следует песня Рагима о Соколе.
Прежде чем начать разговор о героях песни, рассмотрим картины природы , которые окружают Сокола и Ужа.
-
Что послужило убежищем для Ужа?
-
Ущелье.
-
Найдите эпитеты, которыми наделяет автор ущелье.
-
Сырое душное, гнилое.
-
А как в песне изображено появление Сокола?
-
«Пал с неба»
-
Каким в песне изображено небо .
-
«Высоко в небе сияло солнце, а горы зноем дышали в
небо». -
Следовательно, небо яркое светлое, дышащее зноем
(свежестью).
IV. Подведение итога урока.
В уста моря вложены слова: «Безумству храбрых поем мы славу!...»
-
Какое слово здесь повторяется?
-
Безумство.
-
Что вы понимаете под этим словом.
-
Возможно, безрассудство.
-
Кто впервые произносит это слово?
-
Уж. Себялюбивым обывателям. Трусам ужам подвиг
Сокола представляется безумством. -
Почему большая часть произведения посвящена описанию
поступков и размышлений Ужа, а называется «Песня о
Соколе» -
Жизнь Сокола - это песня. Прекрасная, волнующая. А
обыденность жизни Ужа не может вызвать отклика своей
повседневностью, заботой о собственном благополучии.
«Пускай ты умер, но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером...»
- А теперь вернемся к эпиграфу нашего урока: «Есть только
две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные
изберут первую, мужественные и щедрые - вторую ...»
-Итак, Прав ли Горький, утверждая, что единственно
правильное решение в выборе смысла жизни это стремление вперед.
- Какая цель жизни из представленных вам более
импонирует? Почему?
Из рук в руки передается ветка - символ урока, ребята
высказывают свои точки зрения.
Ветка, оторванная чьими-то руками с дерева, все равно стремиться к жизни. Так и человек должен стремиться к лучшему, а не к серому существованию.
У. Домашнее задание.
Выписать афоризмы Сокола и Ужа, характеризующие их
взгляды.