А. М. Горький «Песня о Соколе»

Предлагаю рассмотреть урок по теме А.М. Горький «Песня о Соколе». Урок интересен тем, что раскрывает концепцию восприятия мира великого русского писателя. Показывает неразделимую связь между человеком и природой. На уроке подробно рассматривается проблема бытия, выбора жизненной позиции. Большое внимание уделяется воспитательным проблемам, прежде всего - воспитанию уважения к чувствам, мнению других, проблеме выбора жизненного пути. Также развивается умение самостоятельно анализировать текст, ст...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема. А.М. Горький. «Песня о Соколе».

«Безумству храбрых поем мы славу!..»

Цель: Раскрыть проблему, в чем смысл жизни на основе произведения А.М.Горького «Песня о Соколе».

Проблема урока. Прав ли Горький, утверждая, что единственно правильное решение в выборе смысла жизни это стремление вперед.

Задачи:

1. Образовательная.

Помочь учащимся понять горьковскую концепцию гармонии человека и природы в песне, осознать мысли автора о единстве мира, нерасторжимой взаимосвязи человека и природы;

раскрыть основной конфликт как столкновение светлого начала жизни с серым существованием.

2. Развивающая. Развитие умения самостоятельного
анализа текста, умение обобщать и делать выводы.

3. Воспитательная. Воспитание уважения к мнению других, умения слушать.

Воспитание чувства восхищения бесстрашием, героизмом и свободолюбием Сокола.

Оборудование урока: Портрет писателя, опорные схемы.

Ход урока I. Организационный момент.

Цель. Воспитание культуры труда. Психологическая установка.

Ветка в руках учителя - символ урока. Природа стремиться к новой жизни, а стремиться ли человек к ней, должен ли? (Вопрос остается открытым до конца урока).

Оформление доски.

А.М.Горький. «Песня о Соколе»

«Безумству храбрых поем мы славу!..»

Есть только две формы жизни: гниение и горение.

Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые -вторую ...

А.М.Горький

П. Повторение пройденного материала.

На прошлом уроке мы с вами узнали точку зрения Владимира Галактионовича Короленко на проблему в чем смысл жизни человека. Дома вы должны были сделать выводы по уроку. Давайте прослушаем некоторые из них.

1.Чтение учащимися выводов по прошлому уроку.

(2-3 ответа)

Предполагаемый ответ.

Смысл жизни человека в необходимости делать добро людям. В произведении звучит афоризм (краткое и выразительное изречение) «Человек создан для счастья, как птица для полета». Если рассмотреть этот афоризм, то согласиться со второй частью можно легко: птица действительно создана для того, чтобы летать. Но каждый ли человек счастлив? На это ответом может послужить высказывание самого Короленко: «Ну, что же, исключение не опровергает правила. Нет своего есть чужое, а все-таки закон жизни есть стремление к счастью и все большее его осуществление». Не зря данный афоризм обращен к юным героям произведения, у которых все впереди.

2.Оценка за домашнюю работу.

III. Объяснение нового материала. 1. Формулирование проблемы урока.

Мы с вами познакомились с точкой зрения В.Г.Короленко о смысле жизни человека. А сегодня нам предстоит узнать, что говорит по этой же проблеме А.М. Горький своим творчеством. Нам предстоит ответить на вопрос: «Прав ли Горький, утверждая, что единственно правильное решение в выборе смысла жизни - это стремление вперед?» Символом нашего урока я выбрала ветку дерева, а почему? Попытаемся получить ответ в конце урока.

2. Выявление первоначального читательского восприятия

произведения учащимися.

Цель. Побуждение к активной учебной, творческой деятельности

  • Какое впечатление у вас сложилось после прочтения
    произведения Горького «Песня о Соколе»?

  • Обратили ли внимание на своеобразие вступления и
    концовки произведения? Что описывает нам автор?

(Пейзаж)

- Проследите по тексту, каким образом Горький говорит о
природе.

( Обратить внимание на глаголы действия)

«Море огромное, лениво вздыхающее у берега, - уснуло и не подвижно в дали, облитой голубым сиянием луны.

Кажется, что небо все ниже наклоняется над морем, желая понять то, о чем шепчут неугомонные волны, сонно всползая на берег.

Горы важно задумчивы. С них на пышные зеленоватые гребни волн упали черные тени и одевают их. как бы желая остановить единственное движение...

Молчит опаловая даль моря.. и я молчу.

Одна из волн игриво вскатывается на берег и, вызывающе шумя, ползет к голове Рагима.

- Куда идешь?.. Пшла! -- машет на нее Рагим рукой, и она
покорно скатывается обратно в море.»

- Какой можно сделать вывод?

Таким образом, природе придают действия человека, то есть природа очеловечена.

Природа += человек = единство природы и человека

Сравните две картины. Какой цвет, по-вашему, преобладает в каждой из них?

- Небо - яркие краски, ущелье - серый.

- Место обитания каждого из героев резко контрастны,
подчеркивают их характеры.

Цвет каждой из этих картин это ощущение жизни. Ощущение необходимости в ярком, светлом, и, напротив, удовлетворение от серости, обыденности.

Б) Определение идейной направленности героев «Песни...»

Рассмотрим образы Сокола и Ужа.

  • Что заставило Сокола из последних сил подойти к обрыву и
    прыгнуть вниз.

  • Желание вновь познать счастье полета. Фактически, Сокол
    совершает подвиг, приближая смерть своей последней
    попыткой взлететь.

  • Как выдумаете, к чему стремится Сокол?

- А способен ли на поступок Уж? Решителен ли он в своих
действиях?

- Да. Его попытка полететь.

  • Почему же Ужу так и не было дано понять любовь птицы к
    полету? Почему он не смог понять Сокола?

  • «Там только пусто. Там много света, но нет там пищи и нет
    опоры живому телу...» Уж ищет выгоды только для себя.

- К чему стремиться Уж?

Уж - стремление к удобству, собственному

благополучию, уединению, к жизни без поступков, без

подвигов.

Противопоставление стремлений героев: одного к светлому, бесконечному, другого - к серому, замкнутому.

Следовательно, мы еще раз убеждаемся, что у Сокола и Ужа разные жизненные цели и устремления. Представлены две жизненные позиции, два взгляда на смысл жизни человека с помощью образов Горького.

Природа и человек взаимовлияют друг на друга:

Молчит опаловая даль моря.... и я молчу.

Природа и человек - едины.

Не зря Горький именно Рагиму, человеку близкому природе, позволяет с ней разговаривать «Куда идешь?.. Пшла! - машет на нее Рагим рукой, и она покорно скатывается обратно в море».

2. Определение конфликта произведения - внутреннего: столкновение светлого начала жизни с серым существованием.

А) Беседа по вопросам. (В ходе беседы на доске

составляется опорная схема «Картины природы,

занимаемые героями».)

Далее следует песня Рагима о Соколе.

Прежде чем начать разговор о героях песни, рассмотрим картины природы , которые окружают Сокола и Ужа.

  • Что послужило убежищем для Ужа?

  • Ущелье.

  • Найдите эпитеты, которыми наделяет автор ущелье.

  • Сырое душное, гнилое.

  • А как в песне изображено появление Сокола?

  • «Пал с неба»

  • Каким в песне изображено небо .


  • «Высоко в небе сияло солнце, а горы зноем дышали в
    небо».

  • Следовательно, небо яркое светлое, дышащее зноем
    (свежестью).

IV. Подведение итога урока.

В уста моря вложены слова: «Безумству храбрых поем мы славу!...»

  • Какое слово здесь повторяется?

  • Безумство.

  • Что вы понимаете под этим словом.

  • Возможно, безрассудство.

  • Кто впервые произносит это слово?


  • Уж. Себялюбивым обывателям. Трусам ужам подвиг
    Сокола представляется безумством.

  • Почему большая часть произведения посвящена описанию
    поступков и размышлений Ужа, а называется «Песня о
    Соколе»

  • Жизнь Сокола - это песня. Прекрасная, волнующая. А
    обыденность жизни Ужа не может вызвать отклика своей
    повседневностью, заботой о собственном благополучии.

«Пускай ты умер, но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером...»

- А теперь вернемся к эпиграфу нашего урока: «Есть только
две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные
изберут первую, мужественные и щедрые - вторую ...»
-Итак, Прав ли Горький, утверждая, что единственно

правильное решение в выборе смысла жизни это стремление вперед.

- Какая цель жизни из представленных вам более
импонирует? Почему?

Из рук в руки передается ветка - символ урока, ребята

высказывают свои точки зрения.

Ветка, оторванная чьими-то руками с дерева, все равно стремиться к жизни. Так и человек должен стремиться к лучшему, а не к серому существованию.

У. Домашнее задание.

Выписать афоризмы Сокола и Ужа, характеризующие их

взгляды.


© 2010-2022