• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Научно-исследовательская работа учащейся на научно-практической конференции по теме Мнемотехника как способ запоминания словарных слов на секции Русский язык

Научно-исследовательская работа учащейся на научно-практической конференции по теме Мнемотехника как способ запоминания словарных слов на секции Русский язык

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Актуальность.

Русский язык считается одним из труднейших школьных предметов. С одной стороны знание родного языка даётся человеку с детства; с другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Основа грамотности учащихся - усвоение правил написания, т.е. орфографических норм. Умение пользоваться орфографическими правилами заключается в умении находить слабую позицию и проверить её сильной позицией соответствующих гласных или согласных.

Но существует такая категория слов, которую нельзя проверить сильной позицией, написание таких слов нужно запомнить. Это словарные слова.

В русском языке их достаточно много, именно поэтому словарные слова являются одной из главных проблем начальной и средней школ. Результаты ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА за последние несколько лет показали, что словарные слова недостаточно усваиваются и написание их вызывает значительное затруднение у большинства выпускников. В работе по усвоению слов с непроверяемым написанием особую актуальность приобретает разнообразие методов и приемов, способствующих прочному запоминанию правильного написания.

Цели и задачи:

Целью нашей работы является обоснование важности использования мнемотехники при запоминании словарных слов.

В своей работе мы поставили следующие задачи:

1. Познакомиться с психологической литературой о памяти и её особенностях.

2. Изучить литературу о мнемотехнике.

3. Провести, а затем проанализировать словарный диктант в нескольких классах школы.

4. Провести и проанализировать анкету, направленную на изучение отношения школьников к словарным словам.

5. Подготовить карточки со словами для составления «Весёлого мнемословарика».

6. Продемонстрировать учителям и учащимся школы наиболее эффективный способ запоминания словарных слов.

Введение.

Почему же написание словарных слов вызывают затруднения учеников? Написание всех словарных слов знать невозможно. Вполне естественно периодически пользоваться словарем. Но минимум, предусмотренный школьной программой, необходимо усвоить каждому ребенку. Классическая форма проведения словарного диктанта известна всем - учитель диктует слова, а дети записывают их. Перед диктантом ведется подготовительная работа. Слова с непроверяемыми написаниями изучаются в начальной и средней школе в «словарном порядке», т. е. учащимся рекомендуется просто писать и запоминать словарные слова. Механическое заучивание слов утомляет ученика и не формирует у него интереса к языку.

Проведенные исследования показывают, что классическая форма проведения словарных диктантов недостаточно эффективна.

28 января 2010 года в 3 «А» и 3 «Б» классах МОУ-СОШ № 10 был проведен словарный диктант, состоящий из 14 слов. (См. приложение 1, 2)

Стоит отметить, что результаты словарных диктантов неплохие, но, по словам педагогов, работающих в этих классах, сталкиваясь с выученными словами в новых условиях (при написании текстовых диктантов, в изложениях и сочинениях, в написании однокоренных слов и т.д.), многие дети не узнают их, не вспоминают их написание.

Нами было проведено анкетирование с целью выявления особенностей усвоения словарных слов учащимися 3, 6, 7 классов. (См. приложение 3)

Мы полагаем, что в практике школьного обучения есть недостатки, препятствующие успешному усвоению словарных слов. Одним из таких упущений является однообразная работа над словарным словом. К другой причине можно отнести то, что при знакомстве со словарными словами ребёнку отводится пассивная роль: слово предъявляется и анализируется самим учителем. Учащимся предлагается лишь списать и заучить его. Однако механическое заучивание слов утомляет ученика и не формирует у него интереса к языку. Столь же неэффективно механическое выписывание слов.

Недостаточно, чтобы ученик познакомился с грамматическим явлением, как таковым. Важно добиться того, чтобы знания закрепились, чтобы ученик мог "переносить" их на другие явления языка. Необходимо искать такой материал и формы работы, которые бы привлекли внимание учеников, развивали интерес, вызывали удивление и желание понять явление, будили мысль.

Именно поэтому мы предлагаем для изучения словарных слов наиболее эффективный способ запоминания.

Глава 1.

Память.

1.Виды памяти.

Память - одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию.

В зависимости от длительности хранения информации выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память.

Мгновенная память представляет собой непосредственное отражение образа информации, воспринятого органами чувств. Ее длительность от 0.1 до 0.5 с

Кратковременная память сохраняет избирательно в течение короткого промежутка времени (в среднем около 20 с.) обобщенный образ воспринятой информации, ее наиболее существенные элементы, которые соответствуют актуальным потребностям и интересам человека, привлекают к себе его повышенное внимание.

Оперативная память рассчитана на сохранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, необходимого для выполнения некоторого действия или операции. Длительность оперативной памяти от нескольких секунд до нескольких дней.

Долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока, при этом существует (но не всегда) возможность ее многократного воспроизведения. На практике функционирование долговременной памяти обычно связано с мышлением и волевыми усилиями.

Генетическая память обусловлена генотипом и передается из поколения в поколение. Очевидно, что влияние человека на этот вид памяти очень ограничено (если оно, вообще, возможно).

В зависимости от преобладающего в процессе функционирования памяти анализатора выделяют двигательную, зрительную, слуховую, {осязательную, обонятельную, вкусовую}, эмоциональную и другие виды памяти.

За сохранение и воспроизведение зрительных образов отвечает зрительная память. Она напрямую связана с развитым воображением: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.

Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой.

Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных умений и навыков.

Эмоциональная память - это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоции, запоминается без особого труда и на более долгий срок.

По характеру участия воли в процессе запоминания и воспроизведения материала память делят на произвольную и непроизвольную.

В первом случае перед человеком ставится специальная мнемоническая задача (на запоминание, узнавание, сохранение и воспроизведение), осуществляемая благодаря волевым усилиям. Непроизвольная память функционирует автоматически, без особых на то усилий со стороны человека. Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его.

2. Возрастные и индивидуальные особенности памяти

Школа ставит перед ребенком новые требования, связанные с необходимостью систематического усвоения знаний. В процессе обучения память, вооружаясь новыми способами, претерпевает качественные изменения - от импульсного запоминания дошкольника до смыслового запоминания старшего школьника.

Одним из самых существенных способов выполнить задачу произвольного запоминания словесного материала для детей дошкольного возраста считается повторение: многократное произнесение слов шепотом про себя до того момента, когда их необходимо воспроизвести. В данном случае сохранить список слов в памяти помогает речевая активность.

Психологические наблюдения показывают, что память далеко не сразу и не у всех меняет свой непосредственный характер. На протяжении почти всего периода начального обучения преимущественной остается наглядно-образная память. На нее в основном и опираются младшие школьники при запоминании. Приемы смысловой переработки материала они используют чрезвычайно редко.

Память ребенка ещё не приспособлена к «простому запоми­нанию» ничего не знача­щего для него символа - числа или буквы. Зато эта память очень яркая и образная. Чтобы она заработала и по отношению к пассивной информации, необходимо, чтобы эта пассивная информация превратилась в активную: для этого необходимо ничего не значащие для ребенка элементы информационных блоков связать с эмоционально значимыми, порождающими эмоции событиями или объектами. Это можно сделать с помощью ассоциаций, и тогда эмоционально-образ­ная память малыша включится и заработает.

Одним из свойств эмоционально-образной памяти является возможность запоминания объекта по первому предъявлению, без многократного повторения. Ассоциативный информационный блок, к тому же, должен вызывать интерес, любопытство, а еще лучше улыбку и смех, потому что смех не только активизирует эмоциональную память, но еще и обеспечивает дополнительный приток кислорода к клеткам мозга, что тоже благоприятно сказывается на усвоении материала.

В развитии человека, в познании окружающего мира, формировании знаний, умений, навыков огромное значение имеют возрастные и индивидуальные особенности памяти. Жизненный материал свидетельствует о том, что у детей любого возраста существуют достаточно выраженные индивидуальные различия. Среди школьников среднего возраста могут встречаться ученики с таким высоким уровнем развития памяти, что она по своим особенностям приближается к памяти старшеклассников. И, напротив, порой мы наблюдаем случаи совершенно неразвитой смысловой памяти у учащихся старшего школьного возраста, мало использующих или почти не использующих приемы смысловой обработки материала, предпочитающих буквальное запоминание, характерное для школьников младших классов. Преобладание непосредственных (чувственных) форм запоминания нередко может сохраняться и у взрослых людей. У таких лиц, как правило, хорошо развит один из типов памяти: зрительный, слуховой, двигательный, вкусовой, осязательный и др., на который они стараются опираться при запоминании, а при воспроизведении - восстановить этот образ из памяти. Диапазон индивидуальных различий здесь очень велик.

Профессор Новосибирского государственного педагогического университета Роман Айзман отмечает людей с двумя основными типами памяти: художественной и мыслительной (аналитической). Подросткам с яркими способностями к зрительному запечатлеванию свойственны более непосредственная связь с реальным миром, предпочтение конкретных образов. Воспроизведение по памяти у этих школьников отличается большим приближением к оригиналу, наполнено конкретными деталями, верным цветовым оформлением. Очевидно, что с помощью наглядных представлений, им проще запомнить какую либо информацию. К «мыслителям» относятся школьники с хорошими способностями к переработке информации. Этим ученикам свойствен, в отличие от первых, более опосредованный характер освоения действительности. Любую информацию они склонны переводить в вербальную форму, а в мире слов чувствуют себя лучше, чем в реальном мире конкретных предметов, которые не способны отражать целостно. Такой опосредованный стиль восприятия у «мыслителей» распространяется на все познавательные процессы. При запоминании такие подростки прежде всего стараются выделить структурные элементы в материале, установить отношения между ними. Выраженность способностей к переработке информации у представителей «мыслительного» типа опирается на сформированное словесно-логическое мышление, прекрасную способность к обобщению, высокое развитие в целом вербальной системы.













Глава 2.

Мнемотехника.

1.Что такое мнемотехника.


Мнемоте́хника - совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Слово «мнемотехника» происходят от греческого слова «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.). Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины - матери девяти муз. Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана (см. рубрику «История мнемотехники»).

Мнемотехника применяется для запоминания незапоминаемой информации. Методы мнемотехники позволяют абсолютно точно воспроизводить последовательность информации. Техника мнемотехники не совершенствует память, она только облегчает запоминание, и то в отдельных случаях (там, где придуманные искусственные ассоциации закрепляются при запоминании легко и быстро). Слова с неизвестным, абстрактным значением запомнить большинству людей сложно. Если такое слово «зазубрить», то оно исчезает из памяти через несколько дней. Для прочного и одновременно лёгкого запоминания следует наполнить слово содержанием (методы мнемотехники) - чем-то, что связано с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями.

Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов: кодирование в образы, запоминание (соединение двух образов), запоминание последовательности, закрепление в памяти.

При заучивании учебных дисциплин (физика, биология и т. п.) мнемотехника обеспечивает очень глубокое понимание материала, поскольку методы запоминания предписывают создавать в воображении яркие образные иллюстрации для понятий и определений.

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства) и предназначалась для запоминания длинных речей. Современная мнемотехника значительно продвинулась как в теоретическом, так и в техническом плане и делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового материала, но и позволяет безошибочно запоминанать любую точную информацию, которая традиционно считается незапоминаемой: списки телефонных номеров, хронологические таблицы, разнообразные числовые таблицы, анкетные данные, сложные учебные тексты, содержащие большое количество терминологии и числовых сведений и т.п.

Мнемотехника значительно повышает обучаемость любым дисциплинам и даёт возможность не отставать от технического прогресса.

2. Виды мнемотехники.


В настоящее время можно выделить несколько направлений мнемотехники.

-народная мнемотехника

-классическая мнемотехника;

- педагогическая мнемотехника;

- цирковая (эстрадная) мнемотехника;

- спортивная мнемотехника;

- современная мнемотехника.

Народная мнемотехника

К этому виду мнемотехники относятся приемы запоминания, которые так прочно вошли в нашу жизнь, что многие люди их даже не замечают. Каждый человек помнит какое-то количество исторических дат, имен, адресов, телефонных номеров, используя при этом свою собственную систему запоминания. Все эти сведения запоминаются нами благодаря приемам так называемой народной (широко распространенной) мнемотехники.

Классическая мнемотехника

Классическая мнемотехника возникла как составная часть ораторского искусства и использовалась в качестве вспомогательного средства для запоминания последовательности изложения длинных речей. Набор приемов классической мнемотехники ограничен.

Ярким примером классической мнемотехники является метод Цицерона - выделение объектов в хорошо знакомом помещении или на улице, и использование их в качестве "вешалок" для запоминаемых сведений. Классическая мнемоника рекомендовала запоминать информацию, предварительно преобразовав ее в зрительные образы. Сами же образы делились на две большие группы: вспомогательные образы для фиксации последовательности и образы, в которых кодировалась сама запоминаемая информация.

Педагогическая мнемотехника

Педагогическая мнемотехника - то многократное чтение текста; многократное повторение вслух (откровенная зубрежка); переписывание изучаемого материала из книги в тетрадь (составление конспектов); перерисовка иллюстраций из учебников. Это организация учебного процесса в виде игры. Это создание большого количество вспомогательного (дидактического) материала.

Цирковая (эстрадная) мнемотехника

Цирковая мнемотехника использует принципы классической мнемоники. Отличительной особенностью цирковой мнемотехники является тщательная разработка этапа кодирования информации. Информация кодируется там во что угодно: в жесты, слова, мимику лица, интонацию голоса, в порядок слов в предложении... Часто, при демонстрации чудес феноменальной памяти исполнителям вообще ничего не приходится запоминать. Они просто передают друг другу сообщения с помощью кода, известного только им. Главное в цирковой мнемотехнике - не запоминание, а передача информации от ассистента к исполнителю с помощью разных хитростей. В этом отношении цирковая мнемотехника использует лишь часть арсенала мнемоники.

Спортивная мнемотехника

Спортивная мнемотехника имеет свою специфику. Во-первых, каждый участник соревнования, как правило, специализируется на запоминании чего-либо одного. Одни устанавливают рекорды в запоминании двоичных чисел, другие являются чемпионами по скоростному запоминанию игральных карт, третьи наловчились запоминать на слух двузначные или трехзначные числа.

В спортивной мнемотехнике, как и на любых других соревнованиях, борьба идет за наилучший результат. Мнемонисты соревнуются по двум основным показателям. Первое - это скорость запоминания информации. Второй показатель - это объем запоминаемых за один раз сведений.

Современная мнемотехника

Отличительной особенностью современной мнемотехники является наличие теоретической базы. На основе теории памяти ранее известные приемы запоминания существенно дорабатываются и объединяются в четкую систему запоминания, направленную на решение тех или иных задач. Есть специализированные системы, направленные только на изучение иностранных языков.

Одной из самой развитой и практичной системой запоминания в настоящий момент считается Система «Джордано», созданная в 1990 году. Она была разработана специально для эффективного запоминания информации, наиболее часто встречающейся в повседневной жизни и в процессе обучения различным дисциплинам.

Приемы запоминания, существующие в разных системах и школах памяти мира, были систематизированы, доработаны и объединены в одну целостную систему, чтобы удовлетворять трём основным критериям: простоте, универсальности и эффективности.

«Простота» означает, что методы запоминания легки для освоения и «прозрачны» для понимания принципа их действия. Под «универсальностью» подразумевается, что система позволяет запоминать практически любую информацию. И «эффективность» гарантирует вам полный контроль над процессом запоминания и сохранения информации в мозге.

Система «Джордано» направлена, прежде всего, на запоминание логически связанной информации, каковой, в частности, являются: телефонные номера и адреса, фамилии и имена, точные даты и географические названия, анекдоты и энциклопедические сведения, тексты, лекции и доклады. Тем не менее, система позволяет эффективно запоминать и логически не связанную информацию: цепочки слов, чисел, карт, буквосочетаний.










Глава 3.

Способы запоминания словарных слов.

Всем известна древняя истина: «Повторение - мать учения». Ученики вынуждены тоже признать эту истину: не запоминается материал с первого раза - приходится повторять; забывается материал на следующий день или чуть позже - приходится повторять. Ученик снова и снова перечитывает информационный блок, например, правило, пытаясь запомнить его. Таким образом, повторение у него зачастую сводится к зубрежке! Это быстро утомляет мозг, вызывает отрицательные эмоции и образование стойкого условного рефлекса: повторение - это плохо, это скучно. А отсюда недалеко и до другого условного рефлекса: всякое учение - это плохо, это скучно до головной боли!

Но ведь на самом деле все это не так: учение способно доставить настоящее наслаждение, просто ученик еще не научился извлекать из этого процесса положительные эмоции, а его уже оглушил водопад отрицательных, вызванных нудным повторением! Конечно, многие ученики постепенно преодолевают этот барьер по принципу «терпение и труд всё перетрут», но, к сожалению, далеко не все из этих «многих» находят за этим барьером радость познания. Для большинства из них все ограничивается пониманием слова «надо»… А ведь ученик, почувствовавший эту радость - каждый день узнавать и понимать что-то новое - это уже совсем другой человек! Это полноценный сотрудник, который сам помогает учителю в процессе своего обучения, сам ищет и находит новые способы усвоения знаний.

Мы попробовали найти решение этой проблемы.

Из физиологии известно, что многократное воздействие на живой организм одного и того же раздражителя приводит к притуплению реакции организма на этот раздражитель. Обычное, последовательное повторение материала - это именно такой, многократно действующий раздражитель. Возникает противоречие: повторение необходимо для усвоения материала, но оно же и вредно для усвоения материала!

Первый способ устранения этого противоречия - переход к «мгновенному» запоминанию, это возможно, если возбудить эмоциональную память ребенка. В этом случае материал может быть записан в долговременную память с первого предъявления - повторение становится ненужным. Этот механизм достался нам еще от далеких предков, живших в джунглях: если бы нужно было повторять несколько раз, что тигр или змея опасны, а апельсины съедобны и вкусны, то наши предки просто вымерли бы.

Второй способ опирается на первый. Это переход от последовательного (раз за разом) к параллельному (одновременному, очерченному границами данного информационного блока) повторению. Для этого необходимо, чтобы информационный блок, который ученик должен усвоить, передавался бы ему одновременно по нескольким каналам восприятия (например, зрительный и слуховой - но не обязательно только они!) или по одному каналу, но разными способами, причем очень желательно, чтобы все они стимулировали эмоционально-образную память.

Следовательно, можно выделить наиболее эффективные способы запоминания словарных слов.

Метод графических ассоциаций.

Метод графических ассоциаций больше других нравится детям. При запоминании написания словарного слова надо сделать рисунок, обозначающий само слово и обыграть в нем запоминаемую букву. Она может быть большая или маленькая, печатная или письменная, любого шрифта. Если взять, например, слово сирень, то на картинке должны быть и сама сирень, и буква «И». (См. приложение 4) Эта картинка хорошо запоминается и легко вспоминается. Не стоит бояться, что каждый раз придется повторять этот путь; сначала вспомнить картинку, затем определить зашифрованную в ней букву и лишь затем правильно написать словарное слово. Со временем навык сокращается, свертывается и нужное слово само припоминается и пишется правильно, без промежуточного вспоминания картинки.

Если внимательно присмотреться к слову, то можно обнаружить в нем другое слово и даже два, а то и целых три. Они- то зачастую и являются «проверочными», например: «БУДТО в БУДке кто-ТО есть».

Ассоциативная проверка подходит для слов, в которых сочетания отдельных букв чем - то напоминают о каком - то другом предмете. (См. приложение 5)

Метод графических ассоциаций один из самых простых и эффективных способов словарных слов.

Требования к ассоциативному образу

Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком.

Ассоциативная связь может быть по:

-цвету;

-форме;

-действию;

-назначению;

-вкусу;

-месту расположения;

-материалу;

-звучанию;

-количеству и т.д.

Ассоциативный образ должен иметь в своём написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове

Следующий метод - звуковые (фонетические) ассоциации.

Метод звуковых ассоциаций предпочтителен в тех случаях, когда фраза из созвучия и словарного слова особенно удачна. Например, слово вьюн. Созвучное ему слово юн (краткое прилагательное). Если эти два слова соединить в одной фразе, то получится: «ВЬЮН ЮН». ( См. приложение 6)

Так же используется ассонанс, своеобразное «намагничивание» отдельных гласных звуков, или аллитерация - звуковые повторы согласных звуков. Пример повтора гласных звуков: « В понЕдЕльник на нЕдЕле, шли мы с НЕлли на качЕли».( См. приложение 7) А вот как можно выделить согласные звуки:

- КОГти кот подточит?

-ДА!

-А КОГДА, скажи, КОГДА? (См. приложение 8)

Этот способ запоминания словарных слов тоже эффективный и при этом очень нравится детям, потому что большинство примеров звуковых ассоциаций представлены в шуточной форме.

Метод шуточных предложений.

Придумывание шуточных предложений - эффективный способ запоминания написания непроверяемых букв в словах: «В понЕдЕльник на нЕдЕле, шли мы с НЕлли на качЕли». ( См. приложение 7)

В качестве проверки можно использовать и такой мнемонический прием, как объяснения, веселые и серьезные, например: «Это платок. В ПЛАток ПЛАчут», «Обильно- это значит Очень мнОго чегО-тО».

Для запоминания новых слов можно использовать шутки, загадки, задачки, ребусы, например: «БУЛЬ-БУЛЬ, кто же ОН? Ну, конечно же БУЛЬОН!» (См. приложение 9), «3о» - трио, «3буна» - трибуна, «100рожка 100рожа 100ит в 100ронке».

Метод ложных ассоциаций.

Можно подобрать такую пару слов, в которых одно слово становится как бы проверочным словом для другого. Например: ОГОРОД и ГОРОД.

Одним из способов проверки является использование омографов, слов одинаковых по написанию, но различающихся ударением, например: « На сковородке ТРЕСКА, сколько ж от нее ТРЕСКА!»

Этимологический способ запоминания.

Иногда обращение к истории слова помогает найти самого важного "родственника" - проверочное слово для орфограммы, которая прежде считалась непроверяемой. Оказывается, например, что непроверяемая гласная «о» в слове брошюра может быть проверена словом брошь, слово перчатка - словом перст, так как эти слова родственные по происхождению.






Заключение.

Исследование, проведенное нами, показало, что запоминание непроверяемых написаний - долгий, утомительный, трудоёмкий процесс. Чтобы избежать при изучении словарных слов, нужно использовать мнемотехнику - совокупность правил и приёмов, облегчающих запоминание нужных сведений, фактов при помощи создания искусственных ассоциаций.

Мы ознакомили учеников начальной и средней школ с нашими исследованиями: рассказали о наиболее эффективных способах запоминания слов, показали эти приемы на практике. Ребята заинтересовались нашими исследованиями и самостоятельно попробовали применить мнемотехнические приемы, у них это неплохо получилось. Некоторые из работ учащихся представлены в приложении. ( См. приложение 10 - 24)

Так как нами собрано большое количество иллюстративного материала, мы планируем создать свой сборник словарных слов «Веселый мнемословарик».

Мы надеемся, что наше исследование пригодится как учащимся, испытывающим трудности при запоминании словарных слов, так и педагогам, заинтересованным во внедрении в процесс обучения новых технологий.





Список литературы.

Соколов Е.Н. Механизмы памяти. М., 1969

Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. М., 1968

Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. М.: АНП РСФСР, 1970

Куропаткина Т.И. Веселый словарь. Самара, 1998

Канакина В. П. Работа над трудными словами. М.: «Просвещение», 1994

Русский язык. Энциклопедия. Гл. ред. Филин Ф.П.- М.: «Советская энциклопедия», 1979

Агафонов В.В. «Неправильные правила» для словарных слов - и не только // metodika.ru/?id=47

Козаренко В. А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано». М., 2007

Интернет-ресурсы.

metodika.ru

mnemotehnika.nm.ru

mnemotexnika.narod.ru








19

© 2010-2022