- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока Роль изобразительно - выразительных средств языка в произведениях художественной литературы
Конспект урока Роль изобразительно - выразительных средств языка в произведениях художественной литературы
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Денисова В.И. |
Дата | 02.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
|
Тема урока: Роль изобразительно-выразительных средств языка в произведениях художественной литературы Цели урока: познавательная: повторить термины; развивать умения различать тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности; определять их роль в тексте; развивающая: развивать мыслительно - речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков; воспитательная: развитие системы ценностных отношений к родному языку; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи. ХОД УРОКА. 1.Организационный момент. 2. Вступительное слово. Начнем наш урок с чтения и анализа стихотворения О.Мандельштама. Чтение и анализ стихотворения О.Мандельштама. (1 слайд). О чем это стихотворение? Каковы тема и основная мысль данного стихотворения? Что помогает автору создать такую картину Петербурга и передать свои чувства? (сравнения - «как медуза»; эпитеты - «прозрачная весна», олицетворения - «весна одевает», метафоры - «морской волны тяжелый изумруд» и т.д.). Для чего могут использоваться средства выразительности? Вывод: изобразительно - выразительные средства делают речь яркой, образной, выразительной. Исходя из всего сказанного, как мы можем сформулировать тему и цели урока? 3. Запись темы урока. (2 слайд). Каковы цели урока? (3 слайд). Обратимся к эпиграфу нашего урока. Читаем строки из произведений Н.В.Гоголя, В.Брюсова, А.Ахматовой. Что объединяет эти цитаты? Как они отражают тему нашего урока? 4. Беседа по вопросам. Повторение. 1.На какие три группы делятся изобразительно - выразительные средства языка? 2. Перечислить изобразительно - выразительные средства языка, записать термины в тетрадь, дать устно определения.
Закрепление и обобщение материала 5. Распределить термины на две группы. (Слайд 5) 6. Найди ошибку в определении тропа. (Слайд 6) 7. Соотнеси определение и стилистическую фигуру. (Слайд 7) 8. Соотнеси определение и лексические средства. (Слайд 8). 9. Физкультминутка (Слайды 10 - 16) Метонимия, фразеологизмы, перифраза, параллелизм, эпитет, синонимы, сравнение, риторический вопрос, просторечные слова, литота. 10. Работа с текстами художественных произведений (по распечаткам) Примеры из художественных произведений тропов и стилистических фигур. Какие средства языка встречаются в этих текстах?
(М.Цветаева, Из стихов о Москве) (Метафора)
Как с древ упавший лист падёт! И вы подобно так умрёте, Как ваш последний раб умрёт. (Г.Р.Державин, «Властителям и судиям») (Сравнения)
До слуха чёткого коснётся Душа поэта встрепенётся, Как пробудившийся орёл. (А.С.Пушкин «Поэт») (Сравнение)
А там лазури таящая нежность… Как будто из действительности чудной Уносишься в волшебную безбрежность. (А.А.Фет, «Горное ущелье») (Эпитеты)
Я сердце моего не скрою хлад печальный. Ты права, в нём уж нет прекрасного огня Моей любви первоначальной. (Е.А.Баратынский, «Признание») (Эпитеты)
Какой у римлян был и, следуя в том им, Как ныне говорит Италия и Рим. (А.Сумароков) (Метонимия) 8. Он человек! Им властвует мгновенье, Он раб молвы, сомнений и страстей; Прости ему неправое гоненье: Он взял Париж, он основал Лицей. (А.С.Пушкин) (Метонимия)
Как ликовал француз… (М.Ю.Лермонтов, «Бородино») (Синекдоха) 10.Всё спит - и человек, и зверь, и птица (Гоголь) (Синекдоха) 11.«В одном месте дожди пролились, так что река, которую за сутки раньше заяц проплывал, вздулась и на десть вёрст разлилась». (М.Е.Салтыков-Щедрин «Самоотверженный заяц»). (Гипербола) 12.Попрыгунья стрекоза Лето красное пропела, Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза. (И.А.Крылов, «Стрекоза и муравей») (Олицетворение) 13.Где ты, где ты, гроза царей, Свободы гордая певица? Приди, сорви с меня венок, Разбей изнеженную лиру… Хочу воспеть свободу миру, На тропах поразить порок. (А.С.Пушкин, Ода «Вольность») (Перифраза) 14. Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная… (Н.А.Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо») ( Анафора) 15. Пусть громы небо потрясают, Злодеи слабых угнетают, Безумцы хвалят разум свой! Мой Друг! Мы не тому виной. (Н.М.Карамзин) (Градация) 16. Ни полный гордого доверия покой, Ни тёмной старины заветные преданья Не шевелят во мне отрадного мечтанья. (М.Ю.Лермонтов «Родина») (Инверсия) 17. И шествуя важно, в спокойствии чинном, (Н.А.Некрасов) (Литота) 18. Лес не тот! (М. Цветаева) (Эпифора)
(А. С. Пушкин. «Полтава») (Оксюморон)
(Сергей Есенин. «Русь советская») (Оксюморон) 11. Чтение и слушание стихотворения А.Блока «Незнакомка». (Слайды 17 - 21) Анализ изобразительно - выразительных средств стихотворения, их роль в тексте. 12. Вывод: какова роль изобразительно - выразительных средств в произведениях художественной литературы? Какова практическая направленность знаний изобразительно - выразительных средств и их роли в тексте? (Выполнение задания 24 ЕГЭ по русскому языку). 13. Работа с текстом и рецензией из КИМа ЕГЭ по русскому языку. (Слайды 22 - 26) Выполнить задание 24, пользуясь алгоритмом. 14. Рефлексия. (Слайд 27). Обобщим, что мы узнали на уроке. Какую роль играют изобразительно-выразительных средств языка в произведениях художественной литературы и в жизни человека? - Создание новых, ярких, свежих образов. - полно, точно, глубоко, в соответствии с замыслом выражается мысль - воздействие на мысли и чувства читателя, очищение на духовном и, как следствие, - на физическом уровне. 15. Домашнее задание. (Слайд28) 1. Проанализировать с точки зрения использования изобразительно - выразительных средств стихотворение поэта Серебряного века. 2. Выполнить задание 24 ЕГЭ по русскому языку.
|
:
Конец формы