- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по русскому языку Подготовка к ГИА
Рабочая программа по русскому языку Подготовка к ГИА
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Галдина А.И. |
Дата | 09.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ГИА по русскому языку» для 9 класса является учебной. В соответствии с современными требованиями к знаниям, умениям и навыкам подобрано учебное содержание, позволяющее учащимся более глубоко усвоить трудные случаи правописания, трудные случаи постановки знаков препинания и подготовиться к государственному экзамену.
Элективный курс рассчитан на учащихся 9 класса, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в пределах программы средней школы. Основное внимание уделяется формированию комплексной работы с текстом.
Программа рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю. Содержание программы направлено на освоение обучающимися тем, необходимых для успешного прохождения ГИА, на формирование базовых знаний и базовых компетентностей. Рабочая программа «Подготовка к ГИА по русскому языку» включает темы, необходимые для успешного прохождения ГИА.
При составлении программы элективного курса учитывалась логика построения курса русского языка в 9 классе. Работа над 1 и 3 частями экзаменационной работы проводится в I полугодии. Работа над 2 частью экзаменационной работы отнесена во II полугодие, так как это к этому времени будет изучена значительная часть нового учебного материала, что позволит учащимся выполнять тестовые задания, связанные с темой «Сложное предложение».
Цели и задачи курса
Цель курса:
подготовить учащихся к ГИА;
обобщить и углубить знания по разделам «Орфография. Культура речи», «Синтаксис и пунктуация», «Лексика и фразеология», «Фонетика» ;
обобщить и углубить знания по разделам, создать условия для овладения обучающимися умениями свободно пользоваться сводом орфографических и пунктуационных правил.
Задачи курса:
развитие умения анализировать особенности орфографии предложенных текстов, решать тесты ГИА.
Совершенствовать орфографические навыки через расширение знаний об особенностях, трудностях русской орфографии, навыки работы с разными типами словарей.
Развитие умения правильно расставлять знаки препинания в случаях, не изученных в предыдущих классах.
Совершенствовать навыки анализа структуры предложения.
Формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.
Развитие у обучающихся способности к самосознанию, саморазвитию и самоопределению, мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности через формирование компетентностей.
Создание условий для учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по подготовке к ГИА.
Требования к уровню подготовки
(Планируемые результаты)
Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению
Метапредметные: самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.
Предметные: знать/ понимать/ уметь
Знать трудные случаи правописания
Понимать их роль в общекультурном развитии человека
Объяснять языковое явление
Уметь применять знания при тестировании
Формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала
Формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать, писать сжатое изложение;
определять лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены;
работать над расширением словарного запаса;
опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте;
работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);
четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;
выполнять различные типы тестовых заданий;
самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;
хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;
правильно отмечать в бланке вариант ответа;
вносить исправления в бланк экзаменационной работы;
сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45 минут;
определять синтаксические конструкции.
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Подготовка к ГИА по русскому языку». 9 класс
(35 часов) №
Тема занятия
Форма занятий
Виды деятельности
Дата
1.
Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2015. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы.
Мини-лекция, практикум
Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов.
2.
Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом. Требования к полноте и правильности записи развернутого ответа.
Мини-лекция, практикум
Работа в группах, анализ сочинений.
Часть 1
3.
Задание А1. Сжатое изложение. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.
Мини-лекция, практикум
Работа с тек-стом, создание текста.
4.
Задание А1. Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ.
Мини-лекция, практикум
Работа с текстом, создание текста.
5.
Задание А1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ.
Мини-лекция, практикум
Работа с текстом, создание текста.
6.
Задание А1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема УПРОЩЕНИЕ.
Мини-лекция, практикум
Работа с текстом, создание текста.
7.
Задание А1. Выбор приемов сжатия.
Практикум
изложение
Создание текста, оценивание
Часть 3
8.
Задание А15.1-15.3. Сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценки задания С2.1. Структура сочинения на лингвистическую тему.
Практикум
Элементы сочинения, анализ текстов
9.
Задание А15.1-15.3 . Учимся формулировать тезис.
Практикум
Элементы сочинения, анализ текстов
10.
Задание А15.1-15.3. Учимся аргументировать.
Мини-лекция, практикум
Элементы сочинения, анализ текстов
11.
Задание А15.1-15.3. Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему.
Практикум
Элементы сочинения, анализ текстов
12.
Задание А15.1-15.3 Сочинение-рассуждение по тексту. Критерии оценивания.
Мини-лекция, практикум
Элементы сочинения, анализ текстов
13.
Задание А15.1-15.3Учимся формулировать тезис сочинения-рассуждения.
Практикум
Самостоя-тельная работа
14.
Задание А15.1-15.3 . Учимся аргументировать.
Практикум
Элементы сочинения, анализ текстов
15.
Задание А15.1-15.3 . Учимся писать вывод сочинения-рассуждения.
Практикум
Самостоя-тельная работа
Часть 2
16.
Понимание смысла текста. Задание А2.
Практикум
Работа с тестом, заполнение бланков
17.
Лексическое значение слова или его лексический анализ. Задание А3.
Практикум
Работа с тестом, заполнение бланков
18.
Выразительно-изобразительные языковые средства. Задание А3.
Практикум
Работа с тестом, заполнение бланков
19.
Фонетика. Навыки звуко-буквенного анализа и знание фонетических процессов. Задание А 4.
Практикум
Работа с тестом, заполнение бланков
20.
Основные орфографические правила правописания корней. Задание А4.
Практикум
Работа с тестом, заполнение бланков
21.
Основные орфографические правила правописания приставок. Задание А4.
Практикум
Работа с тестом, заполнение бланков
22.
Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях. Задание А5.
Практикум
Работа с тестом, заполнение бланков
23.
Правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. Задание А5.
Работа с тестом,
заполнение бланков
24.
Лексика и фразеология.
Стилистическая принадлежность слов. Задание А6.
Практикум
Работа с тестом, заполнение бланков
25.
Необщеупотребительная лексика (диалектные, жаргонные, слова, профессионализмы, термины). Исконно-русская лексика и заимствованная. Задание А7.
Работа с тестом, заполнение бланков
26.
Словосочетание. Подчинительная связь слов в словосочетании. Задание А7.
Практикум
Работа с тестом, заполнение бланков
27.
Грамматическая основа предложения. Способы выражения главных членов предложения. Задание А8.
Практикум
Работа с тестом, заполнение бланков
28.
Простое осложненное предложение. Задание А9.
Практикум
Работа с тестом, заполнение бланков
29
Пунктуационный анализ простого осложненного предложения. Вводные слова и предложения, вставные конструкции, обращения, междометия.
Задание А9.
Практикум
Работа с тестом, заполнение бланков
30
Типы сложных предложений. Задание А10.
Работа с тестом,
заполнение бланков
31
Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении. Задание А11.
Практикум
Работа с тестом, заполнение бланков
32
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Задание А12
Практикум
Работа с тестом, заполнение бланков
33
Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения. Задание А13.
Практикум
Работа с тестом, заполнение бланков
34-35
Тренировочное выполнение заданий ГИА.
Практикум
Работа с тестом, заполнение бланков
Литература:
Для учителя:
1. Русский язык. Подготовка к ГИА-2013. 9 класс. Под редакцией Н.А. Сениной. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2012 год.
2. Г. Т. Егораева. Русский язык. ГИА - 2012 9 класс. Москва, «Экзамен», 2012 год.
3. Н.А. Сенина, С.В. Гармаш. Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2012 год
4. Угроватова Т. Ю. Русский язык. Материалы для подготовки к итоговой аттестации. 9 класс. Москва, Просвещение, 2007 год.
5. Цыбулько И.П.,Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2012: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. Издательство АСТ, Астрель .
6. Сычева В.П.Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»
7. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»
8. Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2012: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме) Государственная итоговая аттестация. Издательство «Эксмо».
9. Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме) ГИА. Издательство «Экзамен»
10. Материалы сайта ФИПИ. fipi.ru/
11. Работы учащихся
12. Тестовые задания по русскому языку 9 класс. Москва, «Сфера», 2005 год.
13. Презентация «Подготовка учащихся 9 класса к итоговой аттестации по русскому языку в новой форме»
14. Презентация «Современные подходы к написанию сжатого изложения и сочинения-размышления на ГИА в 9-м классе»
15. Презентация «Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему» (С 2. 1).
Для учащихся:
1. Учебник: Русский язык . 9 класс. Авторы Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина и др.), Москва, Просвещение, 2010 год.
2. Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 9 класс / Л. А. Ахременкова. - М.: Просвещение, 2006.
3. Лидман-Орлова Г. К. Учимся писать изложения / Г. К. Лидман-Орлова. - М.: Дрофа, 2006.
4. Селезнева Л. Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. Обобщающие алгоритм и упражнения / Л. Б. Селезнева. - М.: Просвещение, 2006.
5. Русский язык. Подготовка к ГИА-2013. 9 класс. Под редакцией Н.А. Сениной. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2012 год.
6. Г. Т. Егораева. Русский язык. ГИА - 2012 9 класс. Москва, «Экзамен», 2012 год.
7. Н.А. Сенина, С.В. Гармаш. Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2012 год
8. Угроватова Т. Ю. Русский язык. Материалы для подготовки к итоговой аттестации. 9 класс. Москва, Просвещение, 2007 год.