- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Твёрдые и мягкие согласные
Твёрдые и мягкие согласные
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Белозерова Н.С. |
Дата | 22.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема. Твёрдые и мягкие согласные
Цели: обучающие: повторить основные понятия фонетики, обобщить и систематизировать знания о твердых и мягких согласных звуках, полученные в период обучения в начальной школе; развивающие: формировать навыки работы с текстом; коммуникативные навыки. воспитывающие: воспитывать хорошие привычки, манеры.
I. Организационный момент. Звучит песня «Добрый день»
- Добрый день, ребята, а вы знаете, какой сегодня день?
Сегодня, 21 ноября,Всемирный день приветствий. 41 год назад этот праздник придумали два брата-американца Майкл и Брайен Маккомак в самый разгар международной напряженности между Египтом и Израилем. «Нужен простой, но эффективный поступок», - решили братья и отправили письма с радушными приветствиями во все концы мира. Они никому не навязывали своих идей борьбы за мир во всем мире. Они лишь просили адресата поприветствовать еще кого-нибудь, еще ну хотя бы человек десять! Эта идея была поддержана. С тех пор Всемирный день приветствий отмечают в 140 странах мира люди всех профессий и возрастов, и крупные политические лидеры, и всемирно известные личности кино и телевидения. Это прекрасный день для дружеских приветствий, радостных эмоций и хорошего настроения. И я надеюсь, что сегодняшний день будет именно таким.
- Запишите в тетради число и оставьте строчку для темы, которую мы напишем немного позже.
II. Повторение изученного ранее. Задание на карточке. Работа в парах.
- Выполнив задание на карточке, вы получите слово, тесно связанное с сегодняшним днём.
№
п/п
Задания
Ответы
1
2
3
4
1.
Какая буква названа неверно?
1. Б (бэ) 2. В (вэ) 3. С (сэ) 4. Л (эль).
л
о
п
т
2.
Какое слово «лишнее»?
1. рощ… 2. брош…ра 3. ч…до 4. ч…шка
к
р
а
з
3.
Какая из букв не является шипящей?
1. Ч 2. Ж 3. Ш 4. Х
с
м
у
и
4.
Укажите слово, в котором одинаковое количество звуков и букв.
1. рожь 2. мячик 3. праздник 4. известно
ё
в
д
я
5.
Найди слово с правильно выделенной ударной буквой
1. звонИт 2. красивЕе 3. дОговор 4. стОляр
е
н
ф
э
6.
В какой строчке произношение слов расходится с написанием?
1. текст, ручка, светик
2. утка, гром, ножницы.
3. лодка, пробка, скользкий
4. кастрюля, тарелка, вилка.
г
б
т
ю
III. Словарная работа.
- Запишите получившееся слово в словарик.
Слово привет мы говорим за день много раз, а знаете ли вы как появилось это слово? Оказывается, оно имеет старославянский корень...вѣтъ с примерным значением "речь", "слово" - точное значение, судя по всему, утеряно. А знаете ли вы слова с таким же корнем? ("совет", "ответ")
- Здороваясь с кем, уместно употреблять это слово? (с близкими друзьями)IV. Подготовка к восприятию новой темы.
- Прослушайте, пожалуйста, приветствие из мультфильма и определите название этого мультфильма и кому оно принадлежит. (Звучит запись 1) («Маша и Медведь»)
- А как звали медведя в мультфильме? (Миша).
Давайте запишем имена героев мультфильма, они нам подскажут тему сегодняшнего урока. (Маша Миша). Обратите, пожалуйста, внимание на первые звуки этих имён, чем они отличаются? (твёрдый - мягкий)
- Как вы думаете, о чём мы сегодня на уроке будем говорить? (о твёрдых и мягких согласных)
- Запишите тему урока.
- А что вы должны будете на уроке научиться делать? (различать твёрдые и мягкие согласные, уметь их правильно определять в словах, знать парные и непарные твёрдые и мягкие согласные)
V. Изучение новой темы
-
Упражнения для наблюдения.
Задание 1. По предложениям угадайте название серии.
1. Миша ел варенье, которое сварила Маша.
2. Маша на снегоходе наехала на ель, она упала и ударила медведя.
3. Новогодняя ёлка превратилась - в уголь.
4. Миша Машу поставил в угол.
- Найдите похожие по звучанию слова. Выпишите их парами. Ел-ель, угол-уголь. Чем они отличаются?
- Что указывает на то, что звуки вторых слов пары мягкие? (Ь знак)
Обратимся вновь к именам Маша и Миша. Какие буквы указывают, что первый звук имени Миши мягкий, а в имени Маша - твёрдый? (гласные и и а)
- А какие ещё гласные указывают на мягкость предыдущих согласных звуков?
Задание 2. Спишите слова, подчеркните гласные после выделенных мягких согласных.
белка, бочка; лёд, лужа; тюльпан, тупик; мячик, мальчик; рисунок, рыбка;
Сделайте вывод, когда согласные становятся мягкими? Мягкими согласные звуки становятся тогда, когда после них стоит Ь или гласные Е, Ё, Ю, Я, И.
-
Парные согласные
Твёрдые
[Б]
[В]
[Г]
[Д]
[З]
[К]
[Л]
[М]
[Н]
[П]
[Р]
[С]
[Т]
[Ф]
[Х]
Мягкие
[Б̛ ]
[В̛]
[Г̛ ]
[Д̛̛̛̛̛̛̛̛̛]
[З̛ ]
[К̛]
[Л̛]
[М̛]
[Н̛]
[П̛]
[Р̛ ]
[С̛]
[Т̛ ]
[Ф̛]
[Х̛]Работа с таблицей.
- Какие согласные здесь отсутствуют? (нет шипящих и ц) Как вы думаете, почему? (непарные)
Распределите слова жир, шить, чай, цыган, цинк, щука на два столбика. По какому принципу вы их будете распределять?
1 столбик: жир, шить, цыган, цинк
2 столбик: чай, щука
Сделайте вывод
(согласные [Ж] [Ш] [Ц] могут быть только твёрдыми, поэтому они называются твёрдые непарные, а согласные [Ч] [Щ] могут быть только мягкими, поэтому они называются мягкие непарные.
Обратите внимание на таблицу на обороте карточки.
- Все ли звуки назвали? (Нет, не назвали звук [Й ̛]). Какой это звук (мягкий непарный)
Непарные согласные
Твёрдые
[Ж]
[Ц]
[Ш]
Мягкие
[Й ̛]
[Ч̛]
[Щ̛]
- Служит ли для смягчения ь в словах рожь, мышь, пашешь
- Смягчает ли буква и согласный ж в слове жир?
- Буква а в слове чай показывает, что звук ч твёрдый?
- Что мы должны знать, чтобы правильно писать эти слова? (орфограммы)
Физминутка. А сейчас мы побываем в одном необычном музее. Это музей Приветствий! (Учитель рассказывает и демонстрирует приветствия народов разных стран, ученики повторяют движения)
В Китае в знак приветствия складывают руки по швам и делают поклон.
Японцы тоже кланяются, причём, чем ниже, тем почтительнее приветствие. (Поприветствуем друг друга, а затем наших гостей). Сайкэйрэй - самое низкое приветствие.
Аборигены Новой Зеландии хлопают ладонями по бокам, топают ногами, сгибают колени, затем высовывают языки и выпучивают глаза.
Самый распространённый жест приветствия - рукопожатие. Пожимающие друг другу правые руки показывают, в них нет оружия, наши намерения чисты.
Первой при рукопожатии должна подавать руку женщина - мужчине. Старший - младшему.
Давайте, пожмём друг другу руки и сядем на свои места.
-
Комплексная работа с текстом
(1)«Здравствуйте, ребята!» - легко и привычно написала я первую фразу. (2)Но представляю ваше удивление, если бы начало было таким: «Ели вы сегодня?» (3)Или таким: «Здоров ли ваш скот?» (4)А ведь это тоже приветствия. (5)Именно такими фразами обменивались встретившиеся друг с другом жители Древнего Китая, Монголии, Египта.
(6)Да, по разному отмечают люди самое простое и самое частое событие в своей жизни - встречу с другим человеком. (7)И всё-таки общее тут есть. (8)Ведь в поклоне в коротких словах привета заключено очень большое и важное содержание: «Я тебя вижу, человек. Ты мне приятен. Я желаю тебе всего самого доброго: здоровья, мира, веселья, счастья».
Физминутка для глаз. Музыка «Танец снежинок»
VI. Проверка знаний.
Работа в группах. 3 группы. Стол с цветами. Игра «Я садовником родился».
Вы видите разные цветы. Давайте составим из них букет. На левую половину доски цветы, в названиях которых только твёрдые согласные, на правую - в названии которых есть хотя бы один мягкий звук.
Астра
Мак
Калла
Роза
Ромашка
Лотос
Нарцисс
Гербера
Гибискус
Ирис
Фиалка
Георгин
Тюльпан
Лилия
Пион
VII. Домашнее задание. (на карточках)
- Выберите карточку для себя.
-
С каждым из согласных звуков (по таблице) записать по одному слову. Сколько слов должно получиться?
-
Записать 10 слов, в которых только твёрдые согласные, 10 слов, в которых только мягкие согласные, 10 слов, в которых и мягкие, и твёрдые согласные.
- Вы все сегодня много и хорошо работали. У вас на столах лежат ладошки, вырезанные из бумаги красного и белого цвета. Предлагаю вам оценить своё настроение на уроке. Если вам было интересно работать, поднимите красную ладошку, если вы на уроке скучали, если урок вам показался бесцветным, поднимите белую ладошку.