Твёрдые и мягкие согласные

Урок русского языка и литературы в 5 классе. Цели урока: повторить основные понятия фонетики, обобщить и систематизировать знания о твердых и мягких согласных звуках, полученные в период обучения в начальной школе; формировать навыки работы с текстом; коммуникативные навыки; воспитывать хорошие привычки, манеры. В результате изучения темы учащиеся должны знать пары согласных по твердости-мягкости, а также непарные согласные, уметь различать согласные звуки по твёрдости-мягкости; называть пары согласных по твёрдости-мягкости, а также непарные согласные; уметь различать в словах твёрдые и мягкие согласные.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема. Твёрдые и мягкие согласные

Цели: обучающие: повторить основные понятия фонетики, обобщить и систематизировать знания о твердых и мягких согласных звуках, полученные в период обучения в начальной школе; развивающие: формировать навыки работы с текстом; коммуникативные навыки. воспитывающие: воспитывать хорошие привычки, манеры.

I. Организационный момент. Звучит песня «Добрый день»

- Добрый день, ребята, а вы знаете, какой сегодня день?

Сегодня, 21 ноября,Всемирный день приветствий. 41 год назад этот праздник придумали два брата-американца Майкл и Брайен Маккомак в самый разгар международной напряженности между Египтом и Израилем. «Нужен простой, но эффективный поступок», - решили братья и отправили письма с радушными приветствиями во все концы мира. Они никому не навязывали своих идей борьбы за мир во всем мире. Они лишь просили адресата поприветствовать еще кого-нибудь, еще ну хотя бы человек десять! Эта идея была поддержана. С тех пор Всемирный день приветствий отмечают в 140 странах мира люди всех профессий и возрастов, и крупные политические лидеры, и всемирно известные личности кино и телевидения. Это прекрасный день для дружеских приветствий, радостных эмоций и хорошего настроения. И я надеюсь, что сегодняшний день будет именно таким.

- Запишите в тетради число и оставьте строчку для темы, которую мы напишем немного позже.

II. Повторение изученного ранее. Задание на карточке. Работа в парах.
- Выполнив задание на карточке, вы получите слово, тесно связанное с сегодняшним днём.


п/п

Задания

Ответы

1

2

3

4

1.

Какая буква названа неверно?
1. Б (бэ) 2. В (вэ) 3. С (сэ) 4. Л (эль).

л

о

п

т

2.

Какое слово «лишнее»?
1. рощ… 2. брош…ра 3. ч…до 4. ч…шка

к

р

а

з

3.

Какая из букв не является шипящей?
1. Ч 2. Ж 3. Ш 4. Х

с

м

у

и

4.

Укажите слово, в котором одинаковое количество звуков и букв.
1. рожь 2. мячик 3. праздник 4. известно

ё

в

д

я

5.

Найди слово с правильно выделенной ударной буквой
1. звонИт 2. красивЕе 3. дОговор 4. стОляр

е

н

ф

э

6.

В какой строчке произношение слов расходится с написанием?

1. текст, ручка, светик
2. утка, гром, ножницы.

3. лодка, пробка, скользкий
4. кастрюля, тарелка, вилка.

г

б

т

ю

III. Словарная работа.

- Запишите получившееся слово в словарик.

Слово привет мы говорим за день много раз, а знаете ли вы как появилось это слово? Оказывается, оно имеет старославянский корень...вѣтъ с примерным значением "речь", "слово" - точное значение, судя по всему, утеряно. А знаете ли вы слова с таким же корнем? ("совет", "ответ")

- Здороваясь с кем, уместно употреблять это слово? (с близкими друзьями)IV. Подготовка к восприятию новой темы.

- Прослушайте, пожалуйста, приветствие из мультфильма и определите название этого мультфильма и кому оно принадлежит. (Звучит запись 1) («Маша и Медведь»)
- А как звали медведя в мультфильме? (Миша).

Давайте запишем имена героев мультфильма, они нам подскажут тему сегодняшнего урока. (Маша Миша). Обратите, пожалуйста, внимание на первые звуки этих имён, чем они отличаются? (твёрдый - мягкий)

- Как вы думаете, о чём мы сегодня на уроке будем говорить? (о твёрдых и мягких согласных)

- Запишите тему урока.

- А что вы должны будете на уроке научиться делать? (различать твёрдые и мягкие согласные, уметь их правильно определять в словах, знать парные и непарные твёрдые и мягкие согласные)

V. Изучение новой темы

  1. Упражнения для наблюдения.

Задание 1. По предложениям угадайте название серии.

1. Миша ел варенье, которое сварила Маша.

2. Маша на снегоходе наехала на ель, она упала и ударила медведя.

3. Новогодняя ёлка превратилась - в уголь.

4. Миша Машу поставил в угол.

- Найдите похожие по звучанию слова. Выпишите их парами. Ел-ель, угол-уголь. Чем они отличаются?

- Что указывает на то, что звуки вторых слов пары мягкие? (Ь знак)

Обратимся вновь к именам Маша и Миша. Какие буквы указывают, что первый звук имени Миши мягкий, а в имени Маша - твёрдый? (гласные и и а)

- А какие ещё гласные указывают на мягкость предыдущих согласных звуков?

Задание 2. Спишите слова, подчеркните гласные после выделенных мягких согласных.

белка, бочка; лёд, лужа; тюльпан, тупик; мячик, мальчик; рисунок, рыбка;


Сделайте вывод, когда согласные становятся мягкими? Мягкими согласные звуки становятся тогда, когда после них стоит Ь или гласные Е, Ё, Ю, Я, И.

  1. Парные согласные

    Твёрдые

    [Б]

    [В]

    [Г]

    [Д]

    [З]

    [К]

    [Л]

    [М]

    [Н]

    [П]

    [Р]

    [С]

    [Т]

    [Ф]

    [Х]

    Мягкие

    [Б̛ ]

    [В̛]

    [Г̛ ]

    [Д̛̛̛̛̛̛̛̛̛]

    [З̛ ]

    [К̛]

    [Л̛]

    [М̛]

    [Н̛]

    [П̛]

    [Р̛ ]

    [С̛]

    [Т̛ ]

    [Ф̛]

    [Х̛]Работа с таблицей.

- Какие согласные здесь отсутствуют? (нет шипящих и ц) Как вы думаете, почему? (непарные)

Распределите слова жир, шить, чай, цыган, цинк, щука на два столбика. По какому принципу вы их будете распределять?

1 столбик: жир, шить, цыган, цинк

2 столбик: чай, щука

Сделайте вывод

(согласные [Ж] [Ш] [Ц] могут быть только твёрдыми, поэтому они называются твёрдые непарные, а согласные [Ч] [Щ] могут быть только мягкими, поэтому они называются мягкие непарные.

Обратите внимание на таблицу на обороте карточки.

- Все ли звуки назвали? (Нет, не назвали звук [Й ̛]). Какой это звук (мягкий непарный)

Непарные согласные

Твёрдые

[Ж]

[Ц]

[Ш]

Мягкие

[Й ̛]

[Ч̛]

[Щ̛]

- Служит ли для смягчения ь в словах рожь, мышь, пашешь

- Смягчает ли буква и согласный ж в слове жир?

- Буква а в слове чай показывает, что звук ч твёрдый?

- Что мы должны знать, чтобы правильно писать эти слова? (орфограммы)

Физминутка. А сейчас мы побываем в одном необычном музее. Это музей Приветствий! (Учитель рассказывает и демонстрирует приветствия народов разных стран, ученики повторяют движения)
В Китае в знак приветствия складывают руки по швам и делают поклон.

Японцы тоже кланяются, причём, чем ниже, тем почтительнее приветствие. (Поприветствуем друг друга, а затем наших гостей). Сайкэйрэй - самое низкое приветствие.

Аборигены Новой Зеландии хлопают ладонями по бокам, топают ногами, сгибают колени, затем высовывают языки и выпучивают глаза.

Самый распространённый жест приветствия - рукопожатие. Пожимающие друг другу правые руки показывают, в них нет оружия, наши намерения чисты.
Первой при рукопожатии должна подавать руку женщина - мужчине. Старший - младшему.

Давайте, пожмём друг другу руки и сядем на свои места.


  1. Комплексная работа с текстом

(1)«Здравствуйте, ребята!» - легко и привычно написала я первую фразу. (2)Но представляю ваше удивление, если бы начало было таким: «Ели вы сегодня?» (3)Или таким: «Здоров ли ваш скот?» (4)А ведь это тоже приветствия. (5)Именно такими фразами обменивались встретившиеся друг с другом жители Древнего Китая, Монголии, Египта.

(6)Да, по разному отмечают люди самое простое и самое частое событие в своей жизни - встречу с другим человеком. (7)И всё-таки общее тут есть. (8)Ведь в поклоне в коротких словах привета заключено очень большое и важное содержание: «Я тебя вижу, человек. Ты мне приятен. Я желаю тебе всего самого доброго: здоровья, мира, веселья, счастья».

Физминутка для глаз. Музыка «Танец снежинок»

VI. Проверка знаний.

Работа в группах. 3 группы. Стол с цветами. Игра «Я садовником родился».
Вы видите разные цветы. Давайте составим из них букет. На левую половину доски цветы, в названиях которых только твёрдые согласные, на правую - в названии которых есть хотя бы один мягкий звук.

Астра

Мак

Калла

Роза

Ромашка

Лотос

Нарцисс

Гербера

Гибискус

Ирис

Фиалка

Георгин

Тюльпан

Лилия

Пион

VII. Домашнее задание. (на карточках)

- Выберите карточку для себя.

  1. С каждым из согласных звуков (по таблице) записать по одному слову. Сколько слов должно получиться?

  2. Записать 10 слов, в которых только твёрдые согласные, 10 слов, в которых только мягкие согласные, 10 слов, в которых и мягкие, и твёрдые согласные.

- Вы все сегодня много и хорошо работали. У вас на столах лежат ладошки, вырезанные из бумаги красного и белого цвета. Предлагаю вам оценить своё настроение на уроке. Если вам было интересно работать, поднимите красную ладошку, если вы на уроке скучали, если урок вам показался бесцветным, поднимите белую ладошку.


© 2010-2022