Конфликт между силами добра и зла по роману Б. Васильева Не стреляйте белых лебедей

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока внеклассного чтения по роману Б.Васильева «Не стреляйте белых лебедей»

11-й класс

Урок построен по технологии развивающего обучения;развитие критического мышления через чтение и письмо

Цели:

-личностные: развивать навыки критического мышления;

-предметные: уметь выявлять и формировать проблематику данного текста;

-метапредметные: выдвигать гипотезу, выделять причинно- следственные связи в тексте; уметь вести диалог.

Ход урока

Стадия вызова.

Цель: актуализация и обобщение знаний по выявлению проблемы текста.

1.Вступительное слово учителя.

(звучит тихая музыка, учитель читает текст)

Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки из песка. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Ее седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая какие-то предметы и перекладывая их в сумку.

Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо , то и дело нагибаясь, чтобы поднять что-то, она улыбнулась семье, но никто не ответил на ее приветствие.

Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю свою жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжей осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.

2.Беседа с учащимися об актуальности проблемы зла и добра.

Учитель: о чем идет речь в данном рассказе? (о доброте маленькой старушки, о равнодушии родителей, родители не только равнодушно отнеслись, но и жестоко; старушка всю жизнь поступала по совести, а родители своим современным умом решили огородить детей от грязной старушки)

Учитель:значит, какие проблемы здесь поднимаются? (Ума и совести. Добра и зла)

3.Работа в группах.

Учитель: ребята, мы с вами познакомились с романом Б. Васильева «Не среляйте белых лебедей». Как вы думаете, как поступил бы на месте этой старушки Егор Полушкин- главный герой романа? Подумайте в группах.

Предполагаемые ответы.

1-я группа.Сделал бы то же самое, еще поставил бы большие зонтики от солнца. Покрасил бы их на все цвета радуги-ведь он художник. 2-я группа. Вместе с сыном сделал бы плакаты со стихами, чтобы люди не оставляли после себя мусора, не бросали бутылки. Его сын- сочиняет стихи. 3-я группа. Сделал бы игровую площадку для детей, нарезал бы из дерева фигурки зверюшек.

Учитель: а с кем можно сравнить родителей этих детей, с каким героем романа?

Предполагаемый ответ.

Я сравнил бы родителей с Федором Ипатычем. Он так же всю жизнь хотел добра для себя, творил вокруг себя зло.

Учитель: значит,эти проблемы( на доске -добро и зло, совесть и ум ) являются актуальными для романа?

Предполагаемый ответ(П.О.)

Да, они являются основными проблемами романа.

Учитель: надо ли сегодня об этом говорить? Может это пережитки прошлого? В век техники, может, необязательно быть добрым, поступать по совести?

(Каждая группа говорит об актуальности данных проблем.)

Учитель: рассмотрение этих проблем на фоне романа « Не стреляйте белых лебедей» будут задачами нашего урока.

Исходя из поставленных задач, сформулируйте, пожалуйста, тему урока

(После выдвинутых предположений учитель показывает на слайде общую тему урока)

Стадия реализации смысла.

Цель:

-активное получение новой информации;

- осмысление новой информации;

-соотнесение новой информации с собственными знаниями;

-отслеживание процесса познания и собственного понимания.

Тема урока

«Конфликт между силами добра и зла»( по роману Б. Васильева « Не стреляйте белых лебедей»)

Учитель. Пусть нашим девизом сегодня будут слова писателя Бориса Васильева: « Мне необходимо разобраться самому, а чтобы разобраться самому, надо думать сообща

Учитель. Ребята, чтобы решить нашу учебную задачу, какие герои романа нам нужны? Почему?

П.О. Егор Полушин, в его образе представлено добро. Федор Бурьянов, в его образе представлено зло.

Учитель. Расскажите кратко сюжетную линию Егора Полушина. (Дополнения). Расскажите кратко сюжетную линию Федора Бурьянова.(Дополнения)

Учитель. Найдите в романе то место, где описывается , как жил Егор Полушин.(Чтение отрывка)

- Итак, как жил Егор Полушин? (тихо, застенчиво, виновато)

-Что можете сказать о жизни Федора Бурьянова?

Работа в группах.

П.О.1-я группа. О таком человеке говорят «в чужом горе себе бревнышко выгадывает».

Он в поселок приехал за рублем, когда здесь леса шумели- краю не видать. А когда леса кончились, он устроился лесником в последнем охранном массиве при Черном озере. Покосы бесплатно, рыбы навалом и дрова задарма.Вот тогда он себе пятистенок и отгрохнул, и добра понапас, и

хозяйство развел, и хозяйку одел- любо-дорого. Одно слово- голова, хозяин.

2-я группа. Он никогда не поступал по совести. Егор ему построил новый дом, а он за это отдал свое старое , только вывез оттуда все, что можно, даже пол на горнице разобрал. И навес над колодцем. Ф, Бурьянов считал себя хозяином жизни и природы.

3-я группа. Ф.Бурьянов- хозяин жизни, рублю и слову цену знает. Все это можно увидеть в эпизоде с туристами. Он показал им рыбное место, перебросил их за 10 километров на берег Черного озера, за это получил деньги. А ведь эта зона была запретная, охранная. Ему все равно, лишь бы деньги шли.

4-я группа. Бурьянов расправляется с Егором с такой же звериной бесчувственностью, с которой он методично избавляется от состарившихся собак. Слезы Бурьянова после встречи с умирающим Егором- скорее всего чистейший акт лицедейства. Во всяком случае, ни о каком исправлении и нравственном преображении убийцы не может быть и речи. Он ведь Пальму, несмотря на просьбу Егора , все- таки пристрелил.

Учитель. Итак, первая особенность зла.(На доске запись-хозяин жизни, рублю и слову цену знал, в чужом горе выгадывал себе бревнышко)

Учитель. Продолжаем работу над текстом.

- Ребята, вспомните, пожалуйста, эпизод, как Егор Полушкин копал траншею под канализацию. (Рассказ данного эпизода)

- А какой разговор состоялся с сыном после этого случая? Найдите в тексте.

- Какой главный вывод сделаем по данному разговору? ( на людей обижаться не надо. Этот вывод записывается учителем на доске)

Учитель. А как поступил бы в данном случае Федор Ипатыч? ( рыл бы, как велели, а если бы с ним такое случилось, то обязательно за это отомстил)

-Как он любил говорить в таких случаях? Вспомните его слова? ( я ему припомню…)

- Итак, какой вывод сделаем?(Вывод-готовность отомстить)

Творческая работа. Работа в группах.

Учитель. Ребята! Сейчас вспомним одну творческую работу. Вы получите 2 противоположных вывода. Ваша задача обосновать их по роману. Какой эпизод поможет раскрыть содержание данного вывода?

Вывод№1 « В работе делай, как душа велит»

Вывод№2. « Работа должна принести деньги»

П.О.1-я группа №1 Егор помог отремонтировать дом Нонны Юрьевны.№2.Как Федор Ипатыч первым стал драть лыко липовое, чтобы получить больше всех деньги.

2-я группа.№1. Егор Полушин перекрасил все лодки в синий цвет, вместо номера на каждый лодке нарисовал зверюшек. №2. Федор Ипатыч помог туристам перебраться в рыбное место за деньги.

Учитель. Итак, ребята, какой вывод мы сделаем?

П. О.(Добрый человек делает работу, как душа велит. Злому человеку работа должна всегда приносить деньги. Эти выводы записываются на доске)

Проверка домашнего задания.

Учитель. Каждая группа должна была написать коллективный творческий труд « Я прочитал роман « Не стреляйте белых лебедей». Давайте послушаем работы каждой группы и сделаем вывод( Каждая группа читает свою работу)

Учитель. Еще какие особенности вы хотели бы добавить двум этим силам- добро Е. П. и зло Ф. Б.

(ребята подсказывают, учитель пишет на доске)

П. О.- Добро прощает зло, как человек, наделенный большой силой , подающий милостыню слабому и презренному существу. Добро никого не осуждает и не винит. Зло - звериная бесчувственность. Зло -холодная жестокость.

Учитель. Молодцы, ребята. Спасибо. А теперь поговорим о финале романа. как кончается роман? Какова развязка романа? (Егор Полушкин умирает) Почему он не выздоровел? ( диспут)

Вывод учителя. Профессиональный и человеческий долг повелевает Б. Васильеву оставаться верным суровой жизни, правде, сколь бы не была она трагична.

Учитель. Что побеждает в конце? Добро или зло?

П. О. Побеждает добро, так как у Егора есть сын Коля, который продолжает дело отца.

Учитель. У нас есть добрая традиция. Герою романа посвятить стихотворение любого поэта. Пожалуйста, каждая группа готовит свое стихотворение( заранее подготовленное) и назовите , кому хотите посвятить и почему?

( Каждая группа читает стихотворение и поясняет)

Учитель. Спасибо, ребята. Урок наш подходит к концу. Прежде чем подвести итоги, давайте составим модель добра, вспомним все, о чем мы говорили на сегодняшнем уроке?

Делать добро-это что?

П.О.(Один ученик пишет на доске)

- жить для людей;

- поступать по совести;

- всегда оставаться самим собой;

- быть честным и искренним;

-оберегать природу;

-сострадать , сочувствовать

Стадия рефлексии

Учитель. Какую учебную задачу мы решили?

П.О. Проблемы добра и зла, совести и ума в романе Б. Васильева « Не стреляйте белых лебедей»

- Нужно ли было об этом говорить?

- О чем ты задумался после нашего разговора? Что ты вспомнил?

(рассказывают истории из жизни)

Учитель. Проблема добра и зла - вечная проблема. Каждое поколение решает его по-своему. Все зависит от твоего внутреннего мира. Вот вы выполнили домашнее задание и нарисовали свое « внутреннее» и «внешнее»я. (Показывает рисунки учащихся) Меня радует ваш богатый внутренний мир. Сегодня вы стоите на пороге взрослой жизни.Вот перед вами два мира: мир добра и мир зла-выбор за тобой. Я не могу указать вам дорогу. Только хочу напомнить одну Древнегреческую историю. « Однажды Диоген средь бела дня зажег фонарь и стал ходить по самым людным улицам города.

-Что ты делаешь?-спрашивали его.

- Ищу человека,-ответил Диоген.

« Оставайтесь человеком»-вот мой совет.

Задание на дом.

Цель: самоконтроль и самооценка

Написать сочинение по плану уровня С в формате ЕГЭ

Заполнение листа самооценки.

© 2010-2022