Эссе на тему Мои методические находки

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мои методические находки


Работа со слабоуспевающими учащимися по русскому языку

Учитель Сарыглар Нелли Николаевна МБОУ СОШ с.Чал-Кежиг.


Специалисты отмечают, что негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране ухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье школьников, а в условиях интенсификации обучения и перегруженности школьных программ значительно возрастает число неуспевающих.
Однако никак нельзя сбрасывать со счёта и социально-психологический фактор неуспеваемости. Ведь ребёнок обучается в коллективе, в котором постоянно происходит подкрепляемое оценками учителя сравнение детей между собой. Неуспевающий ученик выставляется как бы на «обозрение» сверстников и практически ежедневно переживает ситуацию неуспеха. Всё это, естественно не способствует его личностному становлению и развитию. Становится очевидным, что часть вины за такое большое количество двоечников ложится на наши плечи, плечи педагогов.


Особенности неуспевающих учащихся:

  • низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития;

  • отсутствие познавательного интереса;

  • не сформированы элементарные организационные навыки;

  • учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения;

  • нет опоры на родителей как союзников учителя - предметника;

  • отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся;

  • частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта

Признаки отставания ученика

Причины:

В чем проявляется:

Низкий уровень

умственного

развития.

- Педагогическая запущенность.

- Частые заболевания.

- Пропуски занятий.

- Органические нарушения центральной нервной системы и головного мозга.

- Не умеет устанавливать причинно-следственные связи.

- Учитывать все признаки предмета или явления.

- Видеть общее и т. д.

Несформированность учебных навыков.

- Педагогическая запущенность.

- Частые заболевания.

- Пропуски занятий.

Ребенок не умеет учиться:

- работать с текстом;

- выделять главное, существенное;

- не может организовать свое время и распределить усилия

Дефицит внимания с гиперактивностью.

Функциональные особенности нервной системы

- отвлекаемость;

- чрезмерная подвижность;

- неусидчивость

Отсутствие познавательного интереса.

С ребенком никто не занимался, не развивал его познавательные способности

Слабо развитый интерес ко всему, что его окружает, не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое времяпрепровождение.

Несформированность произвольной сферы.

Функциональные особенности нервной системы;

педагогическая запущенность

Ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач.


Этапы урока

Акценты в обучении с целью профилактики неуспеваемости

В процессе контроля за подготовленностью учащихся..

  • Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения.

  • Тщательно анализировать ошибки, допускаемые суворовцами в ответах и письменных работах, концентрировать внимание на устранении типичных ошибок.

  • Контролировать усвоение материала учащихся , пропустившими предыдущие уроки.

  • По окончании изучения темы обобщать итоги усвоения основных понятий, правил, умений, выявлять причины обнаруживаемых пробелов и намечать меры по их устранению.

При изложении нового материала и организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

  • Делать акцент на разъяснении учащимся наиболее существенных элементов темы,

  • Обязательно проверять в ходе урока степень понимания слабоуспевающими учащимися основных элементов излагаемого или изучаемого материала .

  • Стимулировать вопросы со стороны обучаемых, возникшие у них при затруднениях в усвоении учебного материала.

  • Применять разнообразные средства поддержания интереса учащихся к усвоению знаний, умений и навыков.

  • Давать слабоуспевающим примерный план ответа, наводящие вопросы, которые помогают последовательно излагать материал.

В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке

  • Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам темы.

  • Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и письменных работах.

  • Чаще применять проблемные задания для самостоятельной работы.

При организации самостоятельной работы учащихся в часы самоподготовки

  • Обеспечить повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее трудных элементах программы.

  • Систематически давать задания по работе над типичными ошибками.

  • Четко инструктировать учащихся (особенно слабоуспевающих) о порядке выполнения самостоятельных работ.

  • Координировать объем заданий на самоподготовку с другими преподавателями.

  • Давать карточки-консультации, направляющие работу слабоуспевающих и выполнение определенных заданий.

  • Давать задания по повторению материала, который потребуется для усвоения новой темы.

  • В необходимых случаях помогать составлять план ликвидации пробелов в знаниях, в котором указывать содержание заданий, номера и последовательность упражнений, сроки их выполнения.


  1. Действия учителя со слабоуспевающими учащимися на достижение успеха в учебе.

Общая стратегия

Методы

Изменить методы обучения

  • Использовать конкретные учебные материалы.

  • Разнообразить методы обучения.

Обеспечить дополнительные занятия

  • Дополнительная помощь от учителя.

  • Помощь одноклассников.

Воодушевлять и поддерживать

  • Высказывать одобрения, комплименты, поддержки, стремящихся улучшать успеваемость.

Формировать уверенность в себе

  • Акцентировать улучшения в учебе.

  • Отмечать привнесенный вклад.

  • Мотивировать на учебу.

  • Демонстрировать свою веру в успех.

  • Признавать трудность задач.

  • Ограничивать время выполнения задачи.

Напоминать прошлые успехи

  • Анализировать прошлые успехи.

  • Разрешать повторять прошлый успех.

Признавать достижения

  • Одобрение вслух.

  • Поощрительные оценки.

Поощрять учащихся.

  • Приглашать учащихся в качестве консультанта к учащимся младших классов.

  • Ставить в пример.



. Некоторые рекомендации по работе со слабоуспевающими учащимися.

Контролировать:

  • наличие точно и полно записанного задания на самоподготовку (оно продиктовано и объяснено учителем на уроке);

  • наличие текста изучаемого художественного произведения, учебника, орфографического словаря, тетради.

Требовать:

  • проработки теоретического материала по изучаемой (повторяемой) теме;

  • обязательного выполнения письменных заданий на самоподготовку в соответствии с указаниями учителя.

  • обязательного чтения изучаемого художественного произведения;

  • выполнения работы над ошибками в контрольных, самостоятельных работах, в письменных работах по литературе;

  • посещения дополнительных занятий по русскому языку в соответствии с графиком и требованиями учителя.

Оказывать помощь:

  • в случае затруднения при выполнении задания на самоподготовку (возможна организация помощи сильных учеников слабоуспевающим);

  • в составлении вопросов для учителя в случае недопонимания учащимися учебного материала.

Работа ученика по заданию учителя

Русский язык

1. Выполнение заданий на самоподготовке

а) Выучить теоретический материал заданного параграфа, конспекта.

б) Выполнить упражнение в соответствии с заданием.

а) Выборочный опрос.

б) Проверить наличие выполненного упражнения в тетради.

2.Пятиминутки русского языка

Записать и выучить слова.

а) Провести пятиминутку.

б) Выборочный опрос.

в) Проверка наличия записанных слов.

3. Работа над ошибками

Выполнить работу над ошибками в соответствии с требованиями учителя.

Проверить наличие работы над ошибками.

4. Индивидуальные задания

После проверки учителем тетради выполнить указанное задание (повторить…, выучить…, переделать …).

а) Выборочный опрос по указанному материалу.

б) Проверить наличие выполненного задания.

5. Каникулярные задания

а) Выучить указанный учителем теоретический материал.

б) Выполнить указанные упражнения.

а) Выборочный опрос по теории.

б) Проверить наличие выполненного задания.

6. Дополнительные занятия

а) Задать вопросы по непонятному материалу.

б) После объяснения учителя выполнить указанное задание.

Контролировать посещение занятий слабоуспевающими учащимися

Литература

1. Выполнение занятий на самоподготовке

а) Прочитать указанные произведения или эпизоды.

а) Выборочный опрос на знание текста произведения.

б) Проверка наличия выполненного задания.

Выводы:

1. Необходимо варьировать методы обучения, позволяющие слабоуспевающим учащимся активно усваивать учебный материал;

2. Необходим подбор разноуровневых учебных заданий для самостоятельной работы слабоуспевающих учащихся по наиболее существенным разделам учебного материала.


© 2010-2022