Урок по рассказу Н. С. Евдокимова «Степка, мой сын»

Данный урок проводится как урок внеклассного чтения для учащихся 7 классов. Урок посвящен памяти тем, кто воевал. Идет 69 год с окончания Великой Отечественной войны. Страна-другая. Время - другое. Все меньше остается людей, переживших войну. А День Победы остался!. Он живет в воспоминаниях ветеранов о прошедшей войне, в фильмах и книгах. В течение урока мы с ребятами поразмышляем , почему мы вновь и вновь возвращаемся к теме Великой Отечественной войны и познакомимся с писателем Н.С. Евдокимовы...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






Урок внеклассного чтения

по рассказу Н.С. Евдокимова

«Степка, мой сын»








Мочалова Татьяна Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ № 28








г. Березники

2014 год

Урок внеклассного чтения по рассказу Н.С. Евдокимова «Стёпка, мой сын»

(с использованием ИКТ)


Тема урока: Разговор о памяти и о любви.

Цели урока:

Учебная: уметь применять знания, связанные с пониманием

художественного текста.

Развивающая: способствовать расширению читательского кругозора и

выявлению впечатления от прочитанного.

Воспитательная: воспитание у учащихся чувства понимания, сострадания и

любви к людям, жизнь которых опалила война.

формировать культуру общения (умение слушать и

слышать друг друга, аргументированно излагать и

отстаивать свои позиции по теме).

Задача урока: размышление над вопросом, почему мы вновь и вновь

возвращаемся к теме Великой Отечественной войны, к

судьбам людей, прошедших войну

Вступительное слово учителя

Идёт 69-ый год со дня окончания Великой Отечественной войны. Страна - другая. Время - другое. Всё меньше остаётся людей,переживших войну. А День Победы остался! Он живёт в воспоминаниях ветеранов о прошедшей войне, в фильмах и книгах.

В течение урока поразмышляем над вопросом, почему мы вновь и вновь возвращаемся к теме Великой Отечественной войны, к судьбам людей, прошедших её.

И сегодня я хочу познакомить вас с писателем Н.С. Евдокимовым - нашим современником.

Николай Семёнович Евдокимов родился в 1922 году в Белоруссии в семье медиков. В «Автобиографических заметках» он напишет: «У меня остались нежные, благодарные воспоминания о моих родителях. Между ними были какие-то удивительно добрые, мягкие отношения».

В 1923 году семья вернулась в Москву. В школьные годы будущий писатель занимался в литературном кружке при Доме пионеров.

В 1940 году призван в армию. Служил в Прибалтике, где попал в жестокие бои летом 1941 года. Воевал в полковой разведке, в1942 получил тяжёлую контузию и был демобилизован по ранению. В 1946 году вышла первая публикация в журнале «Октябрь» - рассказ «Конец ночи».

Герои его книг (и в мирной и в военной жизни) - простые обыкновенные люди с сострадательной душой. На протяжении всего творчества он обращается к теме войны: «Случай в особняке», «Была похоронка», «Море - его земля», «Была война когда-то…», «Стёпка, мой сын». Писатель так объясняет своё желание рассказать о войне: «Испытав на фронте физические и нравственные потрясения, увидев смерть товарищей и сам стоя на грани смерти, я ощутил то, что лежит в основе всякого творения,- страдание».

Задание: название - это «входная дверь» текста. Как вы думаете, о чём может идти речь в рассказе с таким названием? (Собственное прогнозирование запишите в тетрадь).

Послушайте рассказ Н.С.Евдокимова "Стёпка, мой сын» (чтение рассказа).

Организация первичного восприятия художественного текста.

- при чтении рассказа применить фоновый слайд, помогающий войти в художественный мир произведения;

- вопросы и задания на выявление первичного восприятия текста:

  • Какие мысли и чувства вызвал у вас рассказ?

  • Совпали ли ваши предположения о названии рассказа?

  • Ваше впечатление о рассказчике? (жизнь в плену у памяти)

- заполнение учащимися аналитической таблицы и последующее обсуждение результатов с помощью беседы.

Анализирующее наблюдение по теме: «В плену у памяти».

Настоящее

мироощущение

Прошлое

Москва пахнет росой

Ветер несёт запах цветов

Дом, пахнущий краской и хлебом

запахи

Земли

Цветы, пахнущие огнём

Урчание голубей

Голоса птиц

Звуки стройки плывут, как голуби, над рабочей Москвой.

Тихий и оглушающий звон купола Василия Блаженного

Жужжание пчёл

звуки

Шест скрежетал, как гусеница танка, гремел в ночной тишине, как сто тысяч пушек

Лаял пулемёт

Летели снаряды с шелестящим свистом

Выли мины

Жужжали, будто рой пчёл, осколки

Ещё горят уставшие за ночь фонари

Мостовая перед храмом как луг - из-под булыжников торчит облитая росой трава

Ещё сонные, трамваи и троллейбусы, идут усталой, мягкой походкой

Река проснулась, заворочалась

восприятие окружающего и отношение к нему

Домов не стало - одни пепелища

вспыхивали кладбищенскими огоньками

Вокруг блиндажа росла трава, мы берегли её, боясь поломать живой стебель

Узкая полоса земли была начинена смертью

Горизонт горел зловещим огнём,

мололи человеческие жизни жернова войны

Беседа по теме:

1.Что связывает прошлое и настоящее в рассказе? (любовь к Анке, к неродившемуся сыну) «Любовь наша была короткой и долгой, бесконечной - годы прошли, а мы вместе, всегда вместе»

2.Образ Анки многогранен…продолжите рассуждение (не только тема любви, но и тема мира, материнства, жизни, будущего, несовместимости войны и женщины…)

3.В чём смысл названия рассказа?

4.Какие слова можно взять в качестве эпиграфа к нашему разговору о памяти и о любви?

Но никогда

Нас не покинет память -

Воспоминанье о былой любви.

А. Дементьев

И в этот горький миг

Понятно лишь двоим,

Что человек велик

Страданием своим.

А. Дементьев

Но в памяти такая скрыта мощь,

Что возвращает образы и множит…

Шумит, не умолкая, память - дождь,

И память - снег летит и пасть не может.

Д. Самойлов

Я это имя повторю чуть слышно,

Чтоб музыкой наполнилась душа,

Как будто ты ко мне навстречу вышла,

Но до сих пор до встречи не дошла.

Д. Самойлов

5.Почему мы возвращаемся к теме Великой Отечественной войны, к судьбам людей, прошедших её.

Рефлексия по теме урока (домашнее задание по выбору)

- Написать сочинение «Великая Отечественная война в памяти моей семьи»

- Создать фильм-презентацию «Знаю, помню, горжусь…», используя

краеведческий материал.

© 2010-2022