Литературная гостиная «Художник чистого золота…» (писателю Виктору Петровичу Астафьеву посвящается)

Литературная гостиная «Художник чистого золота…», посвященная жизни и творчеству известного писателя В.П.Астафьеву. Мероприятие проводилось в рамках декады русского языка и литературы. Принимали участие трое ведущих и чтец, который читал фрагменты художественных текстов. Чтение сопровождалось музыкальными композициями (романс "Ах, осень, осень", музыка В Пороцкого, слова В.П.Астафьева, романс "Над окошком месяц ..." на стихи С.Есенина, музыка Е.Попова).Оформление: Портрет В. П. АстафьеваПортрет...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СЛАЙД 1

Литературная гостиная

«Художник чистого золота…»

(писателю Виктору Петровичу Астафьеву посвящается).

Ход мероприятия


СЛАЙД 2 (*звучит инструментальная мелодия)

Л.А.: ...Время всегда быстротечно.

В нём короток жизни миг.

Астафьев звучать будет вечно

В страницах написанных книг.

Ольга Глазырина.

Л.В.: Писатель и время… Эти два понятия тесно переплетены. Писатель только тогда писатель, когда умеет выразить своё время, когда у него отзывчивое сердце, когда он тревожит читателя и заставляет его думать о мире. Как жил? Что провозглашал? Что осуждал? Куда звал?

СЛАЙД 3

М.В.: Кто для нас Виктор Петрович Астафьев? Это писатель. Личность. Человек. Проживший жизнь с веком наравне.

Мы приветствуем вас в литературной гостиной, посвящённой творчеству нашего великого земляка - писателя Виктора Петровича Астафьева.

СЛАЙД 4

Чтец: «За что судьба даровала мне счастье жизни? Достоин ли я его, этого счастья? Всё ли делал для счастья других? Всегда ли был честен перед собою? Не рвал ли хлеб изо рта близких? Не оттирал ли с дороги локтями слабых?»

М.В.: Так спрашивал самого себя В.П. Астафьев в статье «Сопричастный всему живому». И уже название этой статьи и вопросы, обращенные к себе, много говорят нам о нём, о писателе и человеке.

СЛАЙД 5

Л.А.: По словам Максима Горького, каждый человек может написать, по крайней мере, хотя бы одну хорошую книгу - книгу о себе. В. П. Астафьев создал много замечательных и интересных произведений, но самым светлым и заветным его творением стала книга «Последний поклон». Почти целиком она посвящена воспоминаниям детства. Она является своего рода летописью жизни сибиряков начала - середины XX века.

Этой книгой автор отдаёт как бы «последний поклон» своим родственникам и землякам, осветившим его детство светом неугасимой любви и доброты.

СЛАЙД 6

М.В.: Родился В.П. Астафьев 1 мая 1924 года в большом селе на берегу Енисея - Овсянке. Ему не было ещё и семи лет, когда утонула в Енисее его мать - Лидия Ильинична. Памяти матери он посвятил повесть «Последний поклон». А много позднее, став уже известным писателем, но скажет о маме Лидии Ильиничне, с горькой сыновней любовью.

СЛАЙД 7 (*звучит мелодия инструментальная грустная)

Чтец: «Если бы мне дано было повторить жизнь - я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную событиями, радостями, победами и поражениями, восторгами и горестями утрат, которые, кстати, помогают обострённей видеть мир и глубже чувствовать доброту. И лишь одно я просил бы у своей судьбы - оставить со мной маму. Её мне не хватало всю жизнь…

Берегите матерей, люди! Берегите! Они бывают только раз и никогда не возвращаются, и никто их заменить не может! Говорит это вам человек, который имеет право на доверие, - он пережил свою мать…»

СЛАЙД 8

Л.В.: Воспитанием В.П.Астафьева занялась его бабушка - Екатерина Петровна Потылицына.

Суровый характер был у астафьевской бабушки, ведь не зря её в деревне звали «генерал». Была она хорошей хозяйкой и мудрым наставником, умела преподать уроки жизни и доброты.

Навсегда запало в душу умение бабушки в трудную минуту поворачиваться к свету. В голодный год в деревне есть было нечего, а она несёт в дом брошенного щенка; обманул её внук, но пряничного коня она ему всё же купила; штаны ему сшила с карманом, а он тут же их погубил, но, слава Богу, сам жив остался.

Астафьевская бабушка Екатерина Петровна несёт столько тепла, света внуку, что, уже сам став взрослым, он вспоминает о ней с любовью и благодарностью.

СЛАЙД 9

Фрагмент рассказа «Конь с розовой гривой»

М.В.: Мальчик сидит у окна и рассматривает на ладони каких-то букашек. Входит бабушка и обращается к внуку:

Л.А.: - Ну, чё дома сидишь? Левонтьевские вон собираются на увал за земляникой. Сходи и ты с ними! Наберёшь туесок, я повезу свои ягоды в город, твои тоже продам. Пряник тебе на эти деньги куплю!

Л.В.: - Конём, баба?

Л.А.: - Конём, конём!

М.В.: Мальчик радостно сообщает:

Л.В.: - Ура! Пряник конём! Это же целое чудо, мечта всех деревенских ребятишек! Он белый-белый, этот конь! А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые! Его можно засунуть под рубаху и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. Сколько с ним сразу почёту тебе, внимания! Левонтьевские так и этак ластятся, чтобы только им позволили откусить от коня!

М.В.: Бабушка даёт внуку туесок, напоследок наказывает:

Л.А.: -Куда попало не суйся, в воду холодную не лезь, от левонтьевских не отставай!

Л.В.: - Всё бы ничего, но обманули меня левонтьевские в очередной раз, съели всю мою ягоду.

Санька левонтьевский мне сказал:

- Знаешь, чё? Ты в туес травы натолкай, а сверху ягод - и готово дело! Бабушка и не заметит ничего! «Ой, дитятко моё! Пособил тебе воспо-одь, сиротинке, пособил…».

- Лучше б я не ходил за этой ягодой! С ужасом я ждал возвращения бабушки из города.

Л.А.: - Культурная дамочка, в шляпке. Говорит: «Я у вас эти вот ягодки все куплю». - «Пожалуйста, милости прошу. Ягодки-то, говорю, сиротинка горемычный собирал…». Стыд-то какой! С этих пор уже мошенничает! Чё потом из него будет? Я вот ещё левонтьевских в оборот возьму! Это ихняя грамота!

Л.В.: (ревёт) - Я больше… я больше… я больше не буду!

Л.А.: - Ладно уж, умойся да садись трескать! Ишь ведь какой смирненький, и молочка не попросит!

М.В.: Было покойно в избе, однако все еще тяжело. Не зная, что делать, как дальше жить, я разглаживал заплатку на штанах, вытягивал из нее нитки. А когда поднял голову, увидел перед собой...

Я зажмурился и снова открыл глаза. Еще раз зажмурился, еще раз открыл. По скоблёному кухонному столу, будто по огромной земле, с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах, скакал белый конь с розовой гривой. - Бери, бери, чЕ смотришь? Глядишь, зато еще когда омманешь баушку...

Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло. Нет в живых дедушки, нет и бабушки, да и моя жизнь клонится к закату, а я все не могу забыть бабушкиного пряника - того дивного коня с розовой гривой.

СЛАЙД 10

Л.В.: Удивительной мастерицей была Екатерина Петровна. Всякая работа в её руках спорилась. В рассказе «Фотография, на которой меня нет» В.П. Астафьев рассказывает об умении бабушки вставлять оконные рамы.

СЛАЙД 11 (* звучит романс "Над окошком месяц..." на стихи С. Есенина)

Фрагмент рассказа «Фотография, на которой меня нет»

Л.А.: «Деревенское окно, заделанное на зиму - своего рода произведение искусства. По окну, ещё не заходя в дом, можно определить, какая здесь живёт хозяйка, что у неё за характер и каков обиход в избе.

Бабушка рамы в зиму вставляла с толком и неброской красотой. В горнице меж рам валиком клала вату и на белое сверху кидала три-четыре розетки рябины с листиками - и всё. Никаких излишеств. В середней же и в кути бабушка меж рам накладывала мох вперемежку с брусничником. На мох несколько берёзовых углей, меж углей ворохом рябину - и уже без листьев.

Бабушка говорила: - Мох сырость засасывает. Уголёк обмёрзнуть стёклам не даёт, а рябина от угару. Тут печка, с кути чад.»

СЛАЙД 12

М.В.: Стихотворение Ивана Елагина.

Мне не знакома горечь ностальгии.

Мне нравится чужая сторона.

Из всей давно оставленной России

Мне не хватает русского окна.

Оно мне вспоминается доныне,

Когда в душе становится темно -

Окно с большим крестом посередине,

Вечернее горящее окно.

СЛАЙД 13

Л.В.: Именно бабушка научила В.П. Астафьева любить всё живое. В голодный год, когда самим нечего было есть, приютила брошенного щенка, именно в Овсянке под руководством Екатерины Петровны посадил Витя своё первое дерево.

СЛАЙД 14

М.В.: С самого раннего детства и до последних дней малая родина - село Овсянка - будет самым дорогим и самым любимым местом писателя.

СЛАЙД 15

Л.А.: Стихотворение «Земля моя» П.Коваленко.

Из-под ладони, чуть прищурясь,

Смотрю на белые снега.

СЛАЙД 16

Земля моя, и в зной, и в бурю

Как ты мила мне, как близка!

Скажи, какою красотою

Очаровала ты меня?

СЛАЙД 17

Вот этой древнею резьбою

Или узорами плетня.

И недосказанною сказкой

Берёз и трепетных осин…

СЛАЙД 18

Ах, сколько нежности и ласки

Храню к тебе я до седин!

СЛАЙД 19

К разливам с аиром и кугой,

Где, как дружины Ермака,

Бессменно в бронзовых кольчугах

Стоят дозоры тростника.

СЛАЙД 20

И по заре, озёрной глади,

Не замутив исконных вод,

К судьбе невиданной куда-то

Ладья, как облачко плывёт.

СЛАЙД 21

А, может, это с поднебесья

Гусей пролётных караван

С прощальной недопетой песней

Мне обронил свой талисман.

Перо любви и вдохновенья…

СЛАЙД 22

И потерял я с ней покой

Певец просторов и деревни,

Несу я песнь на суд людской.

Чуть-чуть с лукавинкой прищурясь,

Ласкаю взглядом облака…

СЛАЙД 23

Земля моя, и в зной, и в бурю

Как ты мила мне, как близка!

СЛАЙД 24

М.В.: Дом бабушки навсегда оставил в душе писателя самые светлые воспоминания.

Счастливое детство в деревне Овсянка закончилось для В.П. Астафьева тогда, когда отец забирает его к себе. Отец В.П. Астафьева женится во второй раз. Решив податься за «северной дикой деньгой», Пётр Астафьев с женой и двумя сыновьями - Виктором и новорождённым Николаем - отправляется в Игарку.

СЛАЙД 25

М.В.: Отец мало интересовался детьми. Брошенный мачехой и родными, Виктор оказался на улице. Несколько месяцев он жил в заброшенном здании парикмахерской, однако после серьёзного инцидента в школе получил направление в детский дом.

Побывал В.П.Астафьев и в беспризорниках. Но бродяжничество его подневольное, от сиротства.

СЛАЙД 26

М.В.: После детского дома Астафьев обучался в ФЗО на сцепщика поездов. В 1942 году ушёл добровольцем на фронт. Был шофёром, артразведчиком, связистом. До конца войны Виктор Астафьев был простым солдатом.

СЛАЙД 27

Л.А.: Память о войне диктовала писателю строки «Пастуха и пастушки», «Звездопада», повести «Где-то гремит война», рассказов «Ясным ли днём», «Жизнь прожить…».

В романе «Прокляты и убиты» (1994) Астафьев обращается к теме своих произведений прошлых лет - человек и война.

Л.В. «Мне иногда пишут и говорят, что война, изображаемая мною, - «неправильная», непохожая на войну тех, кто сражался на ней в ста километрах от передовой. А она очень разнообразна… Там люди убивали людей - это страшно, это античеловечно: «Все, кто сеет на земле смуту, войну и братоубийства, будут прокляты Богом и убиты».

СЛАЙД 28 *Фрагмент фильма

СЛАЙД 29

Л.В.: Закончилась война... В 1945 году В.П. Астафьев женился на Марии Семёновне Карякиной, тоже будущей писательнице.

В городе Чусовом Пермской области Виктор Астафьев работал слесарем, подсобным рабочим, учителем, дежурным по вокзалу, кладовщиком. В рассказе "Последний поклон" Астафьев рассказывает о встрече с бабушкой после войны. Первым человеком, с которым Астафьев поспешил увидеться, была бабушка Катерина Петровна.

СЛАЙД 30 (*звучит мелодия)

Л.А.: Устала я, батюшко. Вся устала. Восемьдесят шестой годок... Работы сделала - иной артели впору. Тебя все ждала. Жданье крепит. Теперь пора. Теперь скоро помру. Ты уж, батюшко, приедь похоронить-то меня... Закрой мои глазоньки... Бабушка ослабла и говорить ничего уже не могла, только целовала мои руки, мочила их слезами, и я не отбирал у нее рук. Я тоже плакал молча и просветленно.

Вскорости бабушка умерла. Мне прислали на Урал телеграмму с вызовом на похороны. Но меня не отпустили с производства. Начальник отдела кадров вагонного депо, где я работал, прочитавши телеграмму, сказал:

- Не положено. Мать или отца - другое дело, а бабушек, дедушек да кумовей... Откуда знать он мог, что бабушка была для меня отцом и матерью - всем, что есть на этом свете дорогого для меня!

Мне надо бы послать того начальника куда следует, бросить работу, продать последние штаны и сапоги, да поспешить на похороны бабушки, а я не сделал этого. Я еще не осознал тогда всю огромность потери, постигшей меня. Случись это теперь, я бы ползком добрался от Урала до Сибири, чтобы закрыть бабушке глаза, отдать ей последний поклон. И живет в сердце вина. Гнетущая, тихая, вечная.

СЛАЙД 31

М.В.: В 1951 году в газете «Чусовской рабочий» опубликован первый рассказ Астафьева «Гражданский человек». Первая его книга «До будущей весны» вышла в Молотове в 1953 году.

СЛАЙД 32

Л.В.: В 1958 году Астафьев был принят в Союз писателей СССР. В 1959 - 1961 годах учился на Высших литературных курсах в Москве. В.П. Астафьев - Герой Социалистического Труда, Лауреат Государственной премии СССР, Государственной премии России, Пушкинской премии фонда Альфреда Тепфера (ФРГ, 1997 г.).

СЛАЙД 33

М.В.: Где бы ни жил великий писатель, неудержимо влекла его к себе родина - Сибирь, Красноярский край. Героями многих его произведений становились сибиряки, а главной заботой писателя стало стремление сохранить природу родного края.

Как чуткий художник Астафьев не мог оставаться в стороне от проблемы сохранения природы. Событием в жизни нашей литературы стало произведение «Царь-рыба», отмеченное государственной премией СССР.

СЛАЙД 34

Л.А.: Опустившись на землю, я припал ухом к холмику. Все было тихо на земле и в земле. Маленькая рябина, посаженная мной и бабушкой, нароняла остроперых крылышек. (СЛАЙД 35) Березы распустили нити с желтым листом до самой земли. На вершинах берез листа уже не было, и голые прутья исполосовали огрызок луны. Все было тихо. Роса проступила на траве. Стояло полное безветрие. Потом с увалов ощутимо потянуло знобким холодком. (СЛАЙД 36) Гуще потекли с берез листья. Роса стекленела на траве. Ноги мои застыли от ломкой росы, один лист закатился под рубаху, сделалось знобко, и я побрел в темные улицы села меж спящих домов к Енисею.

Мне отчего-то не хотелось домой. (СЛАЙД 37) Не знаю, сколько я просидел на крутом яру по-над Енисеем. Он шумел у займища, на каменных бычках. Вода, сбитая с плавного хода бычками, вязалась в узлы, грузно переваливалась возле берегов и кругами, воронками откатывалась к стрежню. Неспокойная наша река. Какие-то силы вечно тревожат ее, в вечной борьбе она сама с собой и со скалами, сдавившими ее с обеих сторон.

(СЛАЙД 38) Но эта ее неспокойность, это ее древнее буйство не возбуждали, а успокаивали меня. Оттого, наверно, что была осень, луна над головой, скалистая от росы трава и крапива по берегам, вовсе не похожая на дурман, скорее на какие-то расчудесные растения. (СЛАЙД 39) А Енисей, не спящий даже ночью, крутолобый бык на той стороне, пилка еловых вершин над дальним перевалом, молчаливое село за моей спиной, кузнечик, из последних сил работающий наперекор осени в крапиве, вроде бы один он во всем мире, трава, как бы отлитая из металла, - это и была моя родина, близкая и тревожная.

СЛАЙД 40

Л.В.: На узкой улочке Щетинкина стоит дом писателя, в котором он жил с 1980 по 2001 год. Здесь его неоднократно посещали видные писатели, деятели культуры, политики и просто благодарные читатели.

СЛАЙД 41

Л.В.: Виктор Петрович Астафьев прожил долгую жизнь, почти 80 лет, творя добро, призывая нас к тому же.

СЛАЙД 42

Л.В.: Свой домик в Овсянке Астафьев завещал музею.

СЛАЙД 43

Л.В.: При его жизни были построены прекрасная библиотека и церковь.

СЛАЙД 44

М.В.: В ноябре 2001 года перестало биться трепетное сердце этого удивительного художника слова.

Когда писатель рано или поздно уходит от нас, жизнь его продолжается на страницах книг и в памяти читателей…

СЛАЙД 45 (* фильм и звучит романс "Ах, осень, осень...")

Л.А.: «Без поэтов, без музыкантов, без художников и созидателей земля давно бы оглохла, ослепла, рассыпалась и погибла. Сохрани, земля, своих певцов, и они восславят тебя, вдохнут в твои стынущие недра жар своего сердца…» Виктор Астафьев.

СЛАЙД 46

М.В.: Его земляки сделали всё, чтобы в Овсянке появился мемориальный комплекс писателя. В мае 2004 года домик Астафьева был капитально отремонтирован, обустроена усадьба, в центре двора - скульптурная композиция.

СЛАЙД 47

М.В.: Отсюда по узкой тропке можно спуститься к берегу Енисея.

СЛАЙД 48

М.В.: Преобразилась смотровая площадка - установлен памятник царь-рыбе - одному из знаковых произведений писателя о человеке и природе, их единстве и противоборстве.

СЛАЙД 49

М.В.: Но главное - открылся новый музей - музей повести «Последний поклон» - Дом бабушки Екатерины Петровны.

СЛАЙД 50

М.В.: Памятник знаменитому писателю Виктору Астафьеву - 4-метровая бронзовая скульптура, водруженная на гранитный постамент - находится вблизи набережной Енисея, на площади Согласия у красноярского Музейного комплекса на Стрелке.

СЛАЙД 51 (*фильм о В.П. Астафьеве) (Зажигаются свечи)

Л.А.: «Как бы хотелось, чтобы человек в развитии своем достиг такого совершенства, при котором, покинув сей свет, мог бы он слушать музыку родной земли.

Лежал бы на вечном покое, отстраненный от суеты и скверны житейской, а над ним вечная музыка. Для него только и звучит. И всё, что он не смог услышать и дослушать при всей своей бедовой и хлопотной жизни, дослушал бы потом, под шум берез, под шелест травы и порывы ветра…

Вот это и было бы бессмертье, достойное человека, награда за муки и его труды». Виктор Петрович Астафьев.

СЛАЙД 52

Обратить внимание обучающихся на выставку произведений.

© 2010-2022