- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок литературы на тему Понятие об эпитете
Урок литературы на тему Понятие об эпитете
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Валекжанина Е.Ф. |
Дата | 21.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок литературы в 5 классе по теме « Понятие об эпитете».
Цель:
Познакомить пятиклассников с понятием «эпитет»; научить их применять полученные знания в различных видах деятельности на уроках русского языка и литературы.
Задачи урока:
Обучающие:
-
Сформировать навык нахождения эпитета в художественном тексте.
-
Начать выработку умения подбирать эпитеты к именам существительным, отрабатывать умения и навыки частичного анализа лирического произведения.
-
Учить пятиклассников отличать эпитеты от грамматических определений.
-
Мотивировать развитие навыка нахождения эпитета в тексте.
Развивающие:
-
Формирование умения сравнивать тексты с включенными в них эпитетами от текстов без их применения.
-
Формировать умение делать выводы о роли эпитетов в тексте, обобщать изучаемые литературные факты и понятия.
-
Развивать монологическую речь учащихся и навык выразительного чтения лирических текстов.
-
Развивать познавательный интерес учащихся к литературе и художественному творчеству.
Воспитывающие:
-
Воспитывать ответственное отношение к учебному труду.
-
Формировать правильное отношение к природе, учить пятиклассников «видеть» и «всматриваться» в её красоту.
-
Добиваться осознанности при изучении понятий теории литературы.
-
Воспитывать любовь к чтению, учить ребят видеть красоту русского литературного языка на примере творчества русских поэтов.
Оборудование: 1. мультимедийная презентация к уроку; 2) карточки-тренажёры; 3) распечатки стихотворения К. Бальмонта « Снежинка»; 4) принадлежности для рисования
( краски, кисти, бумага), 5) аудиозапись музыки П.И.Чайковского « Времена года».
Тип урока: урок-мастерская.
Ход урока.
-
Организационный момент. Мобилизующая рефлексия.
В тетрадях, на полях, пожалуйста, нарисуйте ромашку определенным цветом, отражающим ваше настроение.
-
Мотивационно - целевой блок.
Вступительное слово учителя.
- Один человек смотрит на открывающийся его глазам пейзаж и видит скучную дорогу, лес, деревья.
Второй, посмотрев на этот же пейзаж, увидел траву, вспаханную землю, берёзу. А третий залюбовался пейзажем и унёс в своей памяти куда больше. Он смог увидеть синее море васильков на лугу, повторяющее цвет неба, увидел влажную черноту пахоты, увидел ослепительно-белые стволы берёз, увенчанные изумрудными кронами. У разных людей различный дар зрения.
- Чем различаются картины, увиденные разными людьми? Почему у разных людей разный дар зрения? Как вы понимаете эти слова?
- Какие слова помогли третьему человеку красочно и образно описать пейзаж, который только он смог по-настоящему « увидеть», а нам представить его? (синее море васильков, влажная чернота пахоты, ослепительно-белые стволы берёз, изумрудные кроны).
- Итак, тема нашего сегодняшнего урока - «Понятие об эпитете» .
- Как вы считаете, какие задачи стоят перед вами сегодня на уроке? Какова цель нашей работы? Постарайтесь сами определить цель и задачи сегодняшней мастерской?
- Почему наш урок будет носить название мастерская? ( Мы будем чему-то учиться, а, может быть, что-то и сами смастерим, сделаем, создадим).
- Девиз нашего урока : «МЫ ТВОРЦЫ!». Итак, вперёд!
-
Блок «Изучение нового материала».
1.Пробуждение жизненных впечатлений .
- Назовите качества человека, которые раскрывают его характер (добрый, отзывчивый, трудолюбивый, искренний и др.)
- А теперь угадайте по названным признакам, о каком цветке идёт речь: алая, колючая, нежная, утренняя, благоухающая ароматом южной ночи. ( Роза).
- Определите время суток по его признакам (работа по вариантам: называют признаки - угадывают время суток. (Например, прохладное, ясное, росистое, благоухающее - утро, морозная, звездная, непроглядная - ночь).
- При помощи каких слов мы выделили свойства, качества, признаки предметов и явлений.
2. Анализ первоначального определения .
- Прочитайте выразительно строки из сказки А.С.Пушкина.
А ткачиха с Бабарихой
Да с кривою поварихой
Около царя сидят
Злыми жабами глядят.
- Какие слова помогают нам представить героинь А.С.Пушкина? Понравились ли они вам? Почему не понравились? (кривою поварихой, злыми жабами).
- Эти слова обладают особой выразительной силой и называются эпитетами. Попытайтесь объяснить значение этого термина.
3. Обобщение ответов в виде опорного конспекта. Работа в тетрадях.
Эпитеты
Художественное определение
Чаще выражено прилагательным
Выделяет свойства, качества; выражает настроение
Создает образ
Определение постепенно выводится на слайд.
Эпитет - художественное определение. Чаще всего прилагательное, которое выделяет свойства, качества; передаёт отношение автора; заражает настроением; создаёт образ.
-
Блок « Творческая мастерская».
-
Подмастерья.
-Кто такие подмастерья? ( Ученики, помощники мастера). Давайте с вами поработаем (как подмастерья в мастерской) над решением проблемы НАХОЖДЕНИЯ И СОЗДАНИЯ ЭПИТЕТОВ В ТЕКСТЕ. Для этого выполним три задания:
-
Каковы отличительные особенности эпитетов от грамматических определений?
Задание:
Подчеркните эпитеты.
День чудесный! - субботний день.
Золотое сердце - золотое кольцо.
Лисий характер - лисий хвост.
День как бы хрустальный - длинный день. (Выводы ребят об отличительных признаках эпитетов от грамматических определений).
б) Роль эпитетов в стихотворении К.Бальмонта « Снежинка» (распечатки стихотворения лежат на партах каждого учащегося).
Задание:
Выписать эпитеты, которые создают «образ» снежинки и делают его незабываемым.
Стихотворение может выразительно прочитать учитель, либо заранее подготовленный ученик.
Светло-пушистая
Снежинка белая,
Такая чистая,
Такая смелая!
Дорогой бурною
легко проносится
Не в высь лазурную,
На землю просится.
Лазурь чудесную
Она покинула
Себя в безвестную
Страну низринула.
В лучах блистающих
Скользит, умелая.
Средь хлопьев тающих
Сохранно-белая.
Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нём, лелеющем,
Светло качается.
Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Кружится бешено.
Но вот кончается
Дорога дальняя,
земли касается
Звезда хрустальная.
Лежит пушистая,
Снежинка смелая,
Какая чистая,
Какая белая!
- Укажите, где в стихотворении движение, полёт, вихрь, а где любование и восхищение?
- Как передать эту смену настроения при чтении?
- Какой вы представили снежинку? (2-3 ответа учащихся).
в) Игра « Соревнование с поэтом».
Задание:
Ввести эпитеты в стихотворение А.Фета, которые помогут представить нарисованную поэтом картину. Посоревнуйтесь с автором. (Учащиеся работают на карточках-тренажёрах; при выполнении задания можно воспользоваться подсказками, в которых даны как грамматические определения, так и эпитеты; причём, среди них должны быть и те, которые нельзя ввести в стихотворение).
(Чудная) картина,
Как ты мне родна:
(Белая) равнина,
(Полная) луна.
Свет небес (высоких)
И (блестящий) снег
И саней (далёких)
(Одинокий) бег.
Учащиеся зачитывают варианты своих стихотворений и сравнивают со стихотворением А. Фета. Делают вывод о роли эпитетов в тексте.
2.«Мы творим!». Мастера художественного слова. Именно так , ребята , называется заключительный блок нашей мастерской, выполняя задания которого, вы должны применить знания, полученные на уроке.
Учащимся предлагаются разноуровневые задания творческого характера (уч-ся 1 и 2 групп работают с карточками-тренажёрами). Желательно, чтобы задания выбирали сами учащиеся.
1 группа
2 группа
3 группа.
4 группа
Чтение стихотворения Ф.И.Тютчева
« Чародейкою Зимою» и рисование к нему живописной акварельной иллюстрации, выбор названия для своей работы
( строка из стихотворения с использованием эпитета)
Введение в текст эпитетов так, чтобы картина стала зримой. конкретной, выразительной.
ВСТРЕЧА С … ЛЕСОМ.
Я шагнул (а) на… тропинку и замер (ла) от… . Меня обступили… деревья. Рукой я дотронулся до… берёзки. Залюбовался … сосной. Замер рядом с … осинкой и пошептался с ней. Спрятался под …елью, приподняв её … ветки. У каждого дерева свой характер, его нужно… .
Прослушивание музыки П.И.Чайковского
« Времена года». Словесно нарисовать картину, которую вы представили.
Написать рассказ или стихотворение, используя эпитеты так, чтобы читатель смог представить себе картину, которую автор нарисовал.
После самостоятельной работы рассматриваются 2-3 законченных работы уч-ся. Остальные предлагается доработать дома и представить на следующем уроке.
-
Итоги урока. Рефлексия
-
Вопросы к уч-ся:
- Назовите секреты эпитета.
- Как увидеть эпитеты в тексте?
- Какова их роль в художественном тексте?
- А какой эпитет вы можете подобрать к сегодняшнему уроку?
- Как вы можете оценить работу нашей творческой мастерской?
- Как вы думаете, сможем ли мы применить полученные знания в жизни? Если да, то где? Пожалуйста, возьмите сейчас карандаши и вновь нарисуйте на полях своих тетрадей ромашку определенным цветом, отражающим ваше настроение.
2. Заключительное слово учителя.
Сегодня каждый из вас попробовал быть художником слова. Мы наблюдали за творениями поэтов и композиторов, которые подарили нам, прекрасные произведения искусства. Таким людям необходимо быть чуткими, внимательными и неравнодушными, умеющими замечать, казалось бы, незаметное. Так давайте учиться у них «вслушиваться» и «всматриваться» в окружающую нас природу. Дар зрения необходимо развивать. Пробуйте свои силы и наполняйте мир красочными эпитетами. УДАЧИ ВАМ!
Домашнее задание:
-
Доработать разноуровневые задания, незаконченные на уроке.
-
Выучить опорный конспект, проиллюстрировав его своими примерами.
Использованная литература:
-
Журнал Литература в школе. № 2 - 2010 г..
-
Т.Рик. Доброе утро, Имя Прилагательное! - М,: Астрель, 1999.
-
Я иду на урок литературы. - М.: Первое сентября, 2001.
-
Игровые технологии на уроках русского языка 5-9 классы. - Волгоград: Учитель, 2011.
-
Квятковский А. Поэтический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1966.
6