Пропедевтический курс по русскому языку и литературе

Пропедевтический курс по русскому языку и литературе «Учимся внимательно читать»   В последнее время всё более возрастает противоречие: объём знаний непрерывно возрастает, а познавательные возможности школьника остаются прежними. Жизнь же требует от человека умения анализировать ситуацию. Ученик должен уметь добывать информацию, научиться осмысленно её воспринимать и критически анализировать. Таков герменевтический смысл обучения, одной из задач которого является воспитание привычки к неспешному...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пропедевтический курс по русскому языку и литературе

«Учимся внимательно читать»

Пояснительная записка

Курс рассчитан на 18 часов

В последнее время всё более возрастает противоречие: объём знаний непрерывно возрастает, а познавательные возможности школьника остаются прежними. Жизнь же требует от человека умения анализировать ситуацию. Ученик должен уметь добывать информацию, научиться осмысленно её воспринимать и критически анализировать. Таков герменевтический смысл обучения, одной из задач которого является воспитание привычки к неспешному, осмысленному прочтению, привычки думать над каждым словом, видеть и чувствовать то , что между строк.

Цель курса:

Развитие навыков работы с информацией.

Задачи курса:

  • Развитие способности объективно анализировать, систематизировать и умело использовать информацию любого вида.

  • Развитие способности нестандартно, творчески решать различные задачи в любом воде деятельности, опираясь на свой собственный опыт и знания, а также на информацию об опыте, знаниях и достижениях других людей.

Планируемые результаты: курс будет способствовать развитию познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей, анализу и оценке новой информации, способствовать поиску информации по новой теме, а также поможет учащимся развивать критическое мышление.

Главные организационные формы:

  • Работа фронтальная,

  • Групповая,

  • Индивидуальная.

Основные методы:

  • Упражнения,

  • Пересказ,

  • Дискуссии,

  • Проект,

  • Незаконченное изложение.

Тематическое планирование

Тема

Количество

часов

Виды деятельности

1.

Вводное занятие. Литературный пересказ.

1 ч

Игра, пересказ

2.

Обсуждение «Восточные сказки»

1 ч

Творческая интерпретация

Дискуссия

3.

Пиктограммы

1 ч

Чтение текста с пометами

4.

Синквейн

1 ч

Составление синквейна.

5.

Приёмы эффективного чтения

1 ч

Работа с текстом

6.

Двухчастный дневник

1 ч

Цитирование, комментирование

7.

«Кустики идей»

2 ч

Логическое «изображение текста»

8.

Инсерт, или значки по ходу чтения

2 ч

Заполнение таблицы по ходу чтения текста

9.

Таблица ПМИ

1 ч

Информационные тексты

10.

«Толстые и тонкие вопросы»

1 ч

Вдумчивое чтение

11.

Стратегия «IDEAL»

1 ч

Предположения, доказательства

12.

Незаконченные изложения

1 ч

Продолжение текста (групповая работа)

13.

Проект и работа над проектом «Все любят стихи!»

3 ч

Интервьюирование, запись разговора, оформление проекта, защита

14.

Подводим итоги

1 ч

Творческие работы

Содержание курса:

Тема 1. Литературный пересказ. Основные правила взаимодействия в группе. Название «новой страны». Рассказ и взаимодействие. Дискуссия.

Тема 2. Конструктивная дискуссия. Публичное выступление. Спорные вопросы.

Тема 3.Графическое изображение предметов - род информации.

Тема 4. Правила написания синквейна.

Тема 5. Приём для работы с информационно насыщенным текстом

Что?

Кто?

Где?

Когда?

Как?


Тема 6. Ознакомление с правилами ведения двухчастного дневника.

Фрагмент текста

Комментарий

Цитата

Рефлексия


Тема 7. Изображение информации в виде логической схемы. Центр, главные ветки (смысловые блоки, Идеи).

Тема 8. Информация в виде значков


  • - знал

+ - новое

- ошибся

? - вопросы

Раньше знал

Новая информация

Думал иначе

Не понял

Тема 9. Формирование разнообразного отношения к тексту.

П

«плюс» - положительные эмоции

М

«минус» - не понравилось

И

«интересно» - больше любопытства

Тема 10. «Тонкий вопрос» - это вопрос простой, конкретный, фактологический.

«Толстый вопрос» - проблемный вопрос, требующий развёрнутый, подробный ответ с объяснением.

«Тонкие вопросы»

«Толстые вопросы»

Кто?

Объясните, почему?

Что?

Почему вы думаете?..

Когда?

Что, если…?

Как зовут?

В чём различие?

Было ли?

Зачем…?

Верно ли?

Тема 11. Стратегия решения проблемы

I

Выделите в тексте проблемы (Какую главную проблему должны решить герои?)

D

Выявите её суть (Какой важной информацией снабдил вас автор?)

E

Варианты подходов к решению проблемы (Каковы, на ваш взгляд, три главных способа решения проблемы?)

A

Действуйте (Какой из выбранных вами способов наилучший? Почему?)

L

Сделайте вывод, рефлексию

Тема 12.

Незаконченные изложения. Групповая работа.

Тема 13. Умение работать над проектом. Приобретение положительного поэтического опыта, создание литературно - деятельностного контекста.

«Все любят Стихи!» (Поэзия в школе и вокруг нас).

Тема 14. Подводим итоги.


© 2010-2022