- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Пропедевтический курс по русскому языку и литературе
Пропедевтический курс по русскому языку и литературе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Коновалова И.Ю. |
Дата | 12.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пропедевтический курс по русскому языку и литературе
«Учимся внимательно читать»
Пояснительная записка
Курс рассчитан на 18 часов
В последнее время всё более возрастает противоречие: объём знаний непрерывно возрастает, а познавательные возможности школьника остаются прежними. Жизнь же требует от человека умения анализировать ситуацию. Ученик должен уметь добывать информацию, научиться осмысленно её воспринимать и критически анализировать. Таков герменевтический смысл обучения, одной из задач которого является воспитание привычки к неспешному, осмысленному прочтению, привычки думать над каждым словом, видеть и чувствовать то , что между строк.
Цель курса:
Развитие навыков работы с информацией.
Задачи курса:
-
Развитие способности объективно анализировать, систематизировать и умело использовать информацию любого вида.
-
Развитие способности нестандартно, творчески решать различные задачи в любом воде деятельности, опираясь на свой собственный опыт и знания, а также на информацию об опыте, знаниях и достижениях других людей.
Планируемые результаты: курс будет способствовать развитию познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей, анализу и оценке новой информации, способствовать поиску информации по новой теме, а также поможет учащимся развивать критическое мышление.
Главные организационные формы:
-
Работа фронтальная,
-
Групповая,
-
Индивидуальная.
Основные методы:
-
Упражнения,
-
Пересказ,
-
Дискуссии,
-
Проект,
-
Незаконченное изложение.
Тематическое планирование
№
Тема
Количество
часов
Виды деятельности
1.
Вводное занятие. Литературный пересказ.
1 ч
Игра, пересказ
2.
Обсуждение «Восточные сказки»
1 ч
Творческая интерпретация
Дискуссия
3.
Пиктограммы
1 ч
Чтение текста с пометами
4.
Синквейн
1 ч
Составление синквейна.
5.
Приёмы эффективного чтения
1 ч
Работа с текстом
6.
Двухчастный дневник
1 ч
Цитирование, комментирование
7.
«Кустики идей»
2 ч
Логическое «изображение текста»
8.
Инсерт, или значки по ходу чтения
2 ч
Заполнение таблицы по ходу чтения текста
9.
Таблица ПМИ
1 ч
Информационные тексты
10.
«Толстые и тонкие вопросы»
1 ч
Вдумчивое чтение
11.
Стратегия «IDEAL»
1 ч
Предположения, доказательства
12.
Незаконченные изложения
1 ч
Продолжение текста (групповая работа)
13.
Проект и работа над проектом «Все любят стихи!»
3 ч
Интервьюирование, запись разговора, оформление проекта, защита
14.
Подводим итоги
1 ч
Творческие работы
Содержание курса:
Тема 1. Литературный пересказ. Основные правила взаимодействия в группе. Название «новой страны». Рассказ и взаимодействие. Дискуссия.
Тема 2. Конструктивная дискуссия. Публичное выступление. Спорные вопросы.
Тема 3.Графическое изображение предметов - род информации.
Тема 4. Правила написания синквейна.
Тема 5. Приём для работы с информационно насыщенным текстом
Что?
Кто?
Где?
Когда?
Как?
Тема 6. Ознакомление с правилами ведения двухчастного дневника.
Фрагмент текста
Комментарий
Цитата
Рефлексия
Тема 7. Изображение информации в виде логической схемы. Центр, главные ветки (смысловые блоки, Идеи).
Тема 8. Информация в виде значков
-
- знал
+ - новое
- ошибся
? - вопросы
Раньше знал
Новая информация
Думал иначе
Не понял
Тема 9. Формирование разнообразного отношения к тексту.
П
«плюс» - положительные эмоции
М
«минус» - не понравилось
И
«интересно» - больше любопытства
Тема 10. «Тонкий вопрос» - это вопрос простой, конкретный, фактологический.
«Толстый вопрос» - проблемный вопрос, требующий развёрнутый, подробный ответ с объяснением.
«Тонкие вопросы»
«Толстые вопросы»
Кто?
Объясните, почему?
Что?
Почему вы думаете?..
Когда?
Что, если…?
Как зовут?
В чём различие?
Было ли?
Зачем…?
Верно ли?
Тема 11. Стратегия решения проблемы
I
Выделите в тексте проблемы (Какую главную проблему должны решить герои?)
D
Выявите её суть (Какой важной информацией снабдил вас автор?)
E
Варианты подходов к решению проблемы (Каковы, на ваш взгляд, три главных способа решения проблемы?)
A
Действуйте (Какой из выбранных вами способов наилучший? Почему?)
L
Сделайте вывод, рефлексию
Тема 12.
Незаконченные изложения. Групповая работа.
Тема 13. Умение работать над проектом. Приобретение положительного поэтического опыта, создание литературно - деятельностного контекста.
«Все любят Стихи!» (Поэзия в школе и вокруг нас).
Тема 14. Подводим итоги.