- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект открытого интегрированного урока этики и литературы «Не предай и не продай»
Конспект открытого интегрированного урока этики и литературы «Не предай и не продай»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Дыбина А.Е. |
Дата | 11.06.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект открытого интегрированного урока этики и литературы ГБОУ СПО «Новозыбковский профессионально-педагогический колледж»
Преподаватель: Дыбина А.Е.,
преподаватель педагогических дисциплин
ГБОУ СПО НППК
Тема урока: «Не предай и не продай»
Цель и задачи:
-актуализировать ценностно-смысловые понятия: нравственность, мораль;
-способствовать становлению внутренней установки совершенствовать себя, соотносить свои поступки с этическими нормами;
-развивать умения излагать и аргументировать свое мнение, давать оценку поступкам и событиям;
-совершенствовать навыки работы с художественным текстом.
Межпредметные связи: этика, литература, музыка ,история.
Ресурсы: проектор, слайд-презентации, тексты повести А. Лиханова «Сломанная кукла», видеофильм, таблицы, этические словари ,музыкальное сопровождение.
Ход урока:
1 этап - мотивационный
Вступительное слово преподавателя: «Добрый день, уважаемые студенты и гости нашего урока! Сегодня у нас необычный урок. Мы попытаемся объединить в нем нравственные категории, которыми оперирует и этика и литература. Это урок- размышление, урок жизни, на котором мы отступим от привычных методов и приемов и обратимся не столько к вашему разуму, сколько к вашим сердцам.
Этическая разминка. «Две вещи наполняют душу всегда новым и более сильным удивлением и благоговением :это звездное небо над головой и моральный закон во мне»И.Кант. (слайд-высказывание)
У :Почему моральный закон может наполнить душу человека таким же благоговением ,как и звездное небо? (размышления студентов).
Вывод: Человек, живущий по законам нравственности, имеет такую же чистую душу, как звездное небо. И поэтому его жизнь наполнена добром, великодушием, пониманием, состраданием и милосердием. А что же такое жизнь?
Философская минутка - игра «Ассоциации» (работа в микрогруппах ).
А) Каждая микрогруппа выбирает из предложенных слова, предметы, которые символизируют слово «жизнь» и аргументируют свой выбор. Варианты: дорога, зебра, дерево, песочные часы, море ,небо, куб….
Вывод: Все высказывания подтверждают мысль о том, что жизнь сложна ,подчас противоречива. Она не вечна и в то же время бесконечна.
Б) Из подобранных дома высказываний о смысле жизни студенты зачитывают те ,которые подтверждают мысль о сложности жизни, ее противоречивости.
Слайд-презентация- «Жизнь сама по себе ни благо, ни зло. Она вместилище и добра и зла, смотря потому, во что вы сами превратили ее» Монтень . (комментарии преподавателя)
Игра «Наши жизненные ценности»
1.Студентам демонстрируется круг жизни, в центре которого помещен так необходимый сегодня компьютер.
У.Какие из названных профессий могут существовать ,обойтись определенное время без этой материальной ценности? (размышления студентов).
2.Далее демонстрируется второй круг жизни, в центре которого помещена духовная ценность-честность.
У.: Смогут ли люди этих профессий добросовестно выполнять свои обязанности, быть востребованными без этого нравственного качества?( размышления студентов).
Вывод делают студенты :Если даже такой важный сегодня предмет нужен не всем, то духовные ценности- всеобщие ценности, всеобщее достояние. Нравственным, духовным определяется смысл жизни. И человек должен уметь подниматься над самим собой, над своими повседневными заботами и думать о смысле своей жизни, оглядываться на прошлое и заглядывать в будущее.
2.Проблемный блок.
Введение в проблему
У.Размышляя об этом ,легче говорить о добре, чести ,долге ,находить у себя эти качества. Но мы сегодня - в дни перепадов людских настроений, дни сомнений и непонимания людьми друг друга будем говорить о человеческих пороках, вернее об одном из них, который вы сами назовете после просмотра сделанного нами «Видеоальбома жизни».Вы увидите страницы жизни отдельных семей, страницы о внутреннем мире человека.
Просмотр видеосюжетов о предательстве родителей и детей.
У.Что объединяет эти страницы? Какую надпись можно сделать под страницами альбома?(ответы студентов).
У.Таким образом ,вы сформулировали первую часть темы сегодняшнего урока. Только мы ее обозначили как обращение- « Не предай!...»
Определение круга вопросов обсуждения проблемы совместно со студентами:
-Что такое предательство?
-Кто может стать предателем?
-Почему происходит предательство?
-Кого или что можно предать?
-Какова цена и расплата за предательство?
Формулировка этической категории «предательство»- работа со словарями Даля,Ожегова,этики
Блок творчества (работа в микрогруппах)- подготовка своей словарной статьи под названием «предательство».Чтение и обсуждение составленных статей. Выделение составляющих предательства- измена, нарушение верности, обман ,коварство, лукавство.
У. Сейчас мы откроем еще одну страницу сделанного нами видеоальбома, просмотрев которую, вы ответите на вопрос: Что общего в истории жизни ,которую увидите в фильме и прочитанном вами романе А. Лиханова «Сломанная кукла»?( цепочка предательств- родители предали своих детей).
Просмотр фрагмента фильма «Тополек»из цикла « Семья России».
( о судьбе девочки, оказавшейся в детском доме «Тополек»)
Аналитический блок.
Анализ проблемы предательства в романе А.Лиханова.
У. А .Лиханов так объясняет замысел книги: это попытка рассказать историю трех поколений женщин одной семьи.Всех их звали Мариями,а в семье они были просто Мапа, Маня и Мася. Это история- боль. Попытайтесь сформулировать ваше первое впечатление после прочтения романа, используя «Словарь чувств.» (потрясение ,боль, горечь, удивление, негодование, открытие…)
Блок творчества-« Минутка редактора».
У. Если бы у вас была возможность издать роман отдельной книгой, какой бы была обложка книги?( обсуждение в микрогруппах и презентация обложек книги.)
У.Почему автор так назвал свой роман? (ответы студентов ).
У.Девочка оказалась игрушкой в руках близких ей людей. Они не захотели отнестись к ней как к живому человеку, пусть и маленькому ,но человеку с большой душой, чутким сердцем. Они просто сломали ее, как куклу, погубили ее. А. Лиханов пишет: «Нет ничего горше предательства. Друга- другом, любимого- любимой. Но нет предательства более непростимого, нежели предательства взрослым маленького человека. А Маня и Мапа предали свою дочку и внучку. Как же это случилось? Попытаемся найти ответ на этот вопрос с помощью стихотворения Парции Нельсон- демонстрация слайда с текстом стихотворения, в котором описаны разные жизненные позиции.
Задание:
1 подгруппа должна выбрать ту жизненную позицию, которая соответствует внутреннему миру Мани.
2 подгруппа - выбирает ту жизненную позицию, которая соответствует внутреннему миру Мапы.
У.Обоснуйте свой выбор и покажите ,как жизненная позиция наших героинь привела к предательству.
(слайд-текст эпиграфа)
У.Как эпиграф связан с судьбами героинь?(размышления студентов).
Вывод: Мария Павловна и Мария Николаевна очень быстро духовное заменили материальным, любой ценой стремились перейти в стан сытых .Маня продала себя негодяю Вячику, уверенному в том ,что миром правят деньги. Вот почему обращение « Не продай»- вторая часть нашей темы. Какова же цена предательства?
О.Разрушение семьи, опустевшие души, трагический излом судеб, гибель девочки.
У.Почему автор так трагически завершает свое произведение? (ответы студентов).
У. Да, это и есть крик, боль, предупреждение, это обращение ко взрослым, напоминание об ответственности за судьбы детей, а значит -за будущее нашей страны. Иначе остановить это невозможно. Земные Марии не смогли уберечь самое светлое и чистое в своей семье, свою радость, свое счастье, свою надежду- дочь и внучку, тоже Марию. И тогда автор обращается к Марии небесной, Пресвятой Богородице:
«О владычица небесная, Пресвятая Богородица, сохрани России ее детей»- это последние строки романа.
Аудиавизуальный ряд (на фоне музыки «Аве Мария» и иллюстраций читаются стихи Нарекаци.
У.Почему автор вложил эти философские ,жизненно важные стихи Григора Нарекаци в уста ребенка, Алексея Благого? ( ответы студентов).
Вывод: Надежда у автора на детей, на их чистые помыслы, на ясные души, не загрязненные безумной гонкой к богатству любой ценой, не замаранные предательством.
У.Но это все-таки книга, художественное произведение, в котором отражается позиция автора. А как же в жизни? Давайте вновь вернемся к нашему видеоальбому, откроем новые кадры-историю Олеси из детского дома»Тополек»,ее мамы, бабушки и сестры.
(отрывок из фильма- эпизод в церкви).
У.Вы услышали слова батюшки. Почему именно Юля должна прервать череду предательств? Вывод: Он надеется на сердце, которое растопила доброта, любовь, внимание и забота приемной матери.
У.А у нас надежда на вас, уважаемые студенты. Ростки веры мы увидели в финалах книги, которые вы написали. Они оптимистичны, наполнены желанием помочь тем, кому холодно и неуютно в этой жизни, Вы отогреете озябших и потерявших веру в своем доме, который вы уже начали строить- Доме вашего внутреннего мира(зачитываются финалы книг).
Блок рефлексии
У. Каждый из вас строит свой Дом, создает свой внутренний мир .В вашем доме без вашего согласия не может появиться что-то чужое. Души нам пачкают не другие, мы пачкаем их сами. Давайте сейчас вместе построим наш просторный, наполненный свежим воздухом и теплым лучистым светом Дом. Какие качества вы поселите в этом доме, чтобы никогда в нем не было места предательству, малодушию, зависти, измене?
(строительство Дома на Доске- на свободных кирпичиках помещаются названия качеств)
У.Этот Дом не потеряет высоту и не покачнется. Небо над ним ясное ,ровные дороги расходятся во все стороны от него. Дом богат духовными ценностями, а Вы- полноправные хозяева этого Дома. Все допущенные в него получают в дар столько, сколько они могут унести. Мы уверены, что для всех жителей этого Дома и близкое и далекое всегда будут прекрасным.
(песня «Прекрасное далеко» композитора Евгения Крылатова на стихи поэта Юрия Энтина на фоне слайдов).