- Преподавателю
- Русский язык и литература
- СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ КРУЖОК «ЛЕКСИКА РУССКОГО ЯЗЫКА»
СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ КРУЖОК «ЛЕКСИКА РУССКОГО ЯЗЫКА»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шрайнер В.В. |
Дата | 23.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Минобрнауки России
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Югорский государственный университет»
Сургутский нефтяной техникум (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Югорский государственный университет»
Рассмотрено и одобрено УТВЕРЖДАЮ
на заседании кафедры
гуманитарных дисциплин заместитель директора
Протокол №__1__ по учебной работе
от «__10__»__сентября__2015 г. __________ С.А. Парфенова
Заведующая кафедрой «__10__»__сентября__2015 г.
___________ В.И. Заболотняя
СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ КРУЖОК
«ЛЕКСИКА РУССКОГО ЯЗЫКА»
по специальностям СПО:
21.02.02 Бурение нефтяных и газовых скважин;
21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений;
18.02.09 Переработка нефти и газа;
15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям);
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта;
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям);
Руководитель кружка: Шрайнер В.В.
2015
Пояснительная записка
Данная программа кружка преследует главные цели обучения русскому языку. В техникуме надо прививать студентам не только навыки орфографии и пунктуации, учить правильно выражать свои мысли и строить высказывание в соответствии с речевой ситуацией, но и прививать вкус к настоящему, чистому, меткому, красивому русскому литературному языку.
Сегодняшнее состояние языка внушает самую серьезную тревогу. Прежде всего, заметно снижение речевой культуры студентов: бедность словаря, употребление жаргонизмов, засоренность речи ненормативной лексикой и словами-паразитами, употребление лексики технической, понятной только тем, кто владеет компьютерной грамотностью и знаком с мобильными технологиями.
Мы живём в эпоху активных преобразований и глобальных перемен во всех сферах жизни. В немалой степени эти перемены затрагивают нашу речь. Происходит активное внедрение в русский язык новейших иностранных слов. Молодёжь охотно употребляет заимствования, при этом не всегда понимает их истинного значения.
Другая проблема заключается в том, что довольно часто можно встретиться с поверхностным отношением к требованиям правильности речи: ошибки в употреблении слов, несоблюдение языковых норм и т.д. Известно, что эффективность общения во многом зависит от степени соблюдения норм литературного языка.
Актуальность данного курса обусловлена необходимостью повышения языковой культуры учащихся, стремлением студентов разобраться в языковых тонкостях русского языка, узнать новые слова, рассмотреть слова языка с точки зрения их происхождения. В русском языке множество крылатых слов и выражений. Мы легко и непринуждённо их используем. Но вопрос - «почему мы так говорим?» - вызывает интерес у учащихся.
Трудно безупречно говорить по-русски. Ошибки допускают самые грамотные люди. Главное - стараться их исправлять, постигать логику языка, интересоваться его историей. На достижение этих целей и направлена данная программа, состоящая из шести блоков.
Программа кружка предназначена для студентов 1-2 курсов дневного отделения.
Курс рассчитан на 12 часов (2 часа в месяц).
Тематика кружка очень актуальна в настоящее время и представляет интерес для студентов.
Цели:
-
Воспитание любви и интереса к русскому языку, бережного отношения к слову;
-
Воспитание культуры речевого общения;
-
Понимание того, какую роль язык играет в жизни человека и общества;
-
Осознание ответственности за современное состояние русского языка;
-
Формирование языковой, коммуникативной компетенции.
Задачи:
-
Привлечь внимание к проблемам русского литературного языка;
-
Расширить представление студентов о взаимосвязи между национальным сознанием народа и отражением в языке;
-
Дать общее представление о лексических нормах русского литературного языка;
-
Дать студентам представление о позитивных и негативных явлениях в современном русском языке;
-
Расширить знания студентов по лексике и фразеологии ограниченной сферы употребления;
-
Развивать у учащихся интерес к самостоятельному изучению лексики русского языка путём исследования разговорной речи студентов, чтения научно-популярной литературы, СМИ, работы со словарями, справочниками;
-
Провести исследование по теме «Культура речи студентов СНТ»;
Итог работы научного кружка - выступление на внутренней конференции с докладом.
Календарно-тематическое планирование кружка «Лексика русского языка»
№
занятия
Наименование разделов и тем
Содержание занятия
Дата проведения
Кол-во
часов
Самостоятельная работа
1
Введение
Современное состояние русского языка. Культура речи и речевой этикет. Критерии культуры речи. Литературный язык. Формы существования национального языка. Языковые нормы русского литературного языка.
2
Происхождение и употребление слов современного русского литературного языка.
Происхождение и употребление слов современного русского литературного языка. Исконно русские слова.
Иноязычные слова в русском литературном языке.
Старославянизмы в составе русского литературного языка.
Общеупотребительные и «необщеупотребительные» слова.
Диалектные слова. Использование диалектных слов в речи.
Профессиональные слова. Использование профессиональных слов в речи.
Активная и пассивная лексика русского литературного языка. Устаревшие слова. Употребление устаревших слов в художественных произведениях.
Неологизмы.
3
Экологический подход к вопросам культуры речи. Причины засорения языка
Заимствование иностранной лексики.
Сквернословие.
Жаргонная лексика и фразеология и молодежный сленг.
4
Жаргонная лексика и фразеология и молодежный сленг.
Использование жаргонной лексики в современном публицистическом стиле: в молодежных журналах, в газетах, в рекламном тексте.
Использование лексики ограниченной сферы употребления в современной песенной лирике.
5
Культура речи студентов СНТ
Анализ анкет студентов СНТ.
6