СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ КРУЖОК «ЛЕКСИКА РУССКОГО ЯЗЫКА»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ КРУЖОК «ЛЕКСИКА РУССКОГО ЯЗЫКА»Минобрнауки России

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Югорский государственный университет»

Сургутский нефтяной техникум (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Югорский государственный университет»






Рассмотрено и одобрено УТВЕРЖДАЮ

на заседании кафедры

гуманитарных дисциплин заместитель директора

Протокол №__1__ по учебной работе

от «__10__»__сентября__2015 г. __________ С.А. Парфенова

Заведующая кафедрой «__10__»__сентября__2015 г.

___________ В.И. Заболотняя



СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ КРУЖОК

«ЛЕКСИКА РУССКОГО ЯЗЫКА»


по специальностям СПО:


21.02.02 Бурение нефтяных и газовых скважин;

21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений;

18.02.09 Переработка нефти и газа;

15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям);

23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта;

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям);



Руководитель кружка: Шрайнер В.В.











2015


Пояснительная записка

Данная программа кружка преследует главные цели обучения русскому языку. В техникуме надо прививать студентам не только навыки орфографии и пунктуации, учить правильно выражать свои мысли и строить высказывание в соответствии с речевой ситуацией, но и прививать вкус к настоящему, чистому, меткому, красивому русскому литературному языку.

Сегодняшнее состояние языка внушает самую серьезную тревогу. Прежде всего, заметно снижение речевой культуры студентов: бедность словаря, употребление жаргонизмов, засоренность речи ненормативной лексикой и словами-паразитами, употребление лексики технической, понятной только тем, кто владеет компьютерной грамотностью и знаком с мобильными технологиями.

Мы живём в эпоху активных преобразований и глобальных перемен во всех сферах жизни. В немалой степени эти перемены затрагивают нашу речь. Происходит активное внедрение в русский язык новейших иностранных слов. Молодёжь охотно употребляет заимствования, при этом не всегда понимает их истинного значения.

Другая проблема заключается в том, что довольно часто можно встретиться с поверхностным отношением к требованиям правильности речи: ошибки в употреблении слов, несоблюдение языковых норм и т.д. Известно, что эффективность общения во многом зависит от степени соблюдения норм литературного языка.

Актуальность данного курса обусловлена необходимостью повышения языковой культуры учащихся, стремлением студентов разобраться в языковых тонкостях русского языка, узнать новые слова, рассмотреть слова языка с точки зрения их происхождения. В русском языке множество крылатых слов и выражений. Мы легко и непринуждённо их используем. Но вопрос - «почему мы так говорим?» - вызывает интерес у учащихся.

Трудно безупречно говорить по-русски. Ошибки допускают самые грамотные люди. Главное - стараться их исправлять, постигать логику языка, интересоваться его историей. На достижение этих целей и направлена данная программа, состоящая из шести блоков.

Программа кружка предназначена для студентов 1-2 курсов дневного отделения.

Курс рассчитан на 12 часов (2 часа в месяц).

Тематика кружка очень актуальна в настоящее время и представляет интерес для студентов.

Цели:

  1. Воспитание любви и интереса к русскому языку, бережного отношения к слову;

  2. Воспитание культуры речевого общения;

  3. Понимание того, какую роль язык играет в жизни человека и общества;

  4. Осознание ответственности за современное состояние русского языка;

  5. Формирование языковой, коммуникативной компетенции.


Задачи:

  1. Привлечь внимание к проблемам русского литературного языка;

  2. Расширить представление студентов о взаимосвязи между национальным сознанием народа и отражением в языке;

  3. Дать общее представление о лексических нормах русского литературного языка;

  4. Дать студентам представление о позитивных и негативных явлениях в современном русском языке;

  5. Расширить знания студентов по лексике и фразеологии ограниченной сферы употребления;

  6. Развивать у учащихся интерес к самостоятельному изучению лексики русского языка путём исследования разговорной речи студентов, чтения научно-популярной литературы, СМИ, работы со словарями, справочниками;

  7. Провести исследование по теме «Культура речи студентов СНТ»;

Итог работы научного кружка - выступление на внутренней конференции с докладом.

Календарно-тематическое планирование кружка «Лексика русского языка»

занятия

Наименование разделов и тем

Содержание занятия

Дата проведения

Кол-во

часов

Самостоятельная работа

1

Введение

Современное состояние русского языка. Культура речи и речевой этикет. Критерии культуры речи. Литературный язык. Формы существования национального языка. Языковые нормы русского литературного языка.

2

Происхождение и употребление слов современного русского литературного языка.

Происхождение и употребление слов современного русского литературного языка. Исконно русские слова.

Иноязычные слова в русском литературном языке.

Старославянизмы в составе русского литературного языка.

Общеупотребительные и «необщеупотребительные» слова.

Диалектные слова. Использование диалектных слов в речи.

Профессиональные слова. Использование профессиональных слов в речи.

Активная и пассивная лексика русского литературного языка. Устаревшие слова. Употребление устаревших слов в художественных произведениях.

Неологизмы.

3

Экологический подход к вопросам культуры речи. Причины засорения языка

Заимствование иностранной лексики.

Сквернословие.

Жаргонная лексика и фразеология и молодежный сленг.

4

Жаргонная лексика и фразеология и молодежный сленг.

Использование жаргонной лексики в современном публицистическом стиле: в молодежных журналах, в газетах, в рекламном тексте.

Использование лексики ограниченной сферы употребления в современной песенной лирике.

5

Культура речи студентов СНТ

Анализ анкет студентов СНТ.

6




© 2010-2022