Интегрированный урок по русскому языку и литературе на тему «Одиночество-счастье или беда в жизни людей? (По рассказу Л. Петрушевской «Страна») в 11 классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок по русскому языку и литературе на тему «Одиночество-счастье или беда в жизни людей?" (По рассказу Л. Петрушевской «Страна».)

1. Автор проекта: Какурина Вера Стефановна, учитель русского языка и литературы

Ростовская область, Верхнедонской район, ст. Шумилинская, МБОУ Шумилинская СОШ
2. Предмет: русский язык и литература
3. Класс: 11
4. Тема урока: «Одиночество-счастье или беда в жизни людей?"

(По рассказу Л. Петрушевской «Страна».)

5. Цели урока: - создать условия для работы над понятием «одиночество»;

-совершенствовать умения читать и анализировать художественный текст;

-развивать творческие, аналитические и коммуникативные компетенции, навыки рефлексии.

6. Задачи урока:- учить постигать идейный замысел и определять авторскую позицию, прогнозировать события, отвечать на вопросы;

- вырабатывать личностный интерес к тексту и его проблематике;

- воспитывать чувство сострадания, понимания и сочувствия.

7.Прогнозируемые результаты: учащиеся научатся постигать идейный замысел и определять авторскую позицию; усовершенствуют навыки умения читать с остановками художественный текст и выделять в нём ключевые слова, прогнозировать по названию; смогут при анализе текста развивать творческие, аналитические и коммуникативные компетенции, навыки рефлексии.

8. Содержание урока

Этап урока

Содержание и виды деятельности учащихся.

Вводный (организационно-мотивационный) этап

Стадия вызова

.Чтение притчи учителем.

Прогнозирование по названию рассказа Л. Петрушевской «Страна».

Приветствие. Настрой на определение темы урока.

- Добрый день, ребята! Сегодня нам с вами предстоит интересный разговор.

Тему его вы сформулируете сами после того, как прослушаете притчу.

(Текст притчи - у каждого на парте. Приложение 1.)

Слушание притчи об одиночестве с последующим определением и формулировкой темы урока. Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, ищут и выделяют необходимую информацию в притче по теме.

Прогнозируют по названию:

Счастливая С солнечная Тропическая Т таинственная

Родная Р романтическая Античная А азиатская Надёжная Н неизвестная Арабская А авторитетная

Основной (информационно-аналитический) этап

Сообщение заранее подготовленного учащегося о писателе Л. Петрушевской.

Синопсис ( зазывная этикетка).

Стадия чтения и осмысления рассказа

Л. Петрушевской «Страна».























Стадия размышления и рефлексии.

Беседа по вопросам.


.

Возвращение к первому этапу работы (Приём кольцевой композиции).


Чтение и обсуждение стихотворения (-ий)

(Приложение 7).




Составление кластеров.

Групповая работа.

Представление и обсуждение кластеров

(с использованием Приложений 4.1 и 4.2)









Вывод.



Чтение притчи об одиночестве учителем.

Выступление заранее подготовленных учащихся и восприятие классом информации биографии писателя (Приложение 3)

и синопсиса

Мечта или реальность важнее?-

Эту мысль вам рассказ навеет!

У Петрушевской есть «Страна»,

А в ней проблема нам видна.

Хочешь ты ее понять-

Начинай рассказ читать!

Читают рассказ Л. Петрушевской «Страна» (Приложение 4), используя приём технологии РКМЧП- чтение с остановками и выписывая ключевые слова и фразы, характеризующие героев рассказа, дают им своё толкование.

Представление информации в виде таблицы «Двойной дневник»

Цитата (ключевое слово, фраза)

Моё толкование цитаты

(примерное)

«…тихая, пьющая женщина со своим ребенком …»

Скорее всего, у женщины случилась в жизни какая-то беда, с которой она не смогла справиться. Но шумным компаниям она предпочитает одиночество

«…никому не видимая в однокомнатной квартире …»

Плохо, что на эту несчастную женщину никто не обращает внимания, она незаметна для окружающих.

«…какой бы ни была пьяной, складывает вещички своей дочери для детского сада …»

При всех своих недостатках, женщина является заботливой матерью.

«…со следами былой красоты на лице - брови дугами, нос тонкий…»

Видимо, раньше она была очень красивой и счастливой, ухаживала за собой.

«Дочь обычно тихо играет на полу, пока мать пьёт за столом или лежа на тахте.»

Создается впечатление, что девочке безразлично, что делает мать. Но ведь так не бывает!

«…делает вид, что она тут своя…»

Женщина не хочет, что её прежние знакомые догадались о том, что творится в её душе.

«…осторожно звонит и поздравляет кого-то с днем рождения, тянет, мямлит…»

Даже тот факт, что женщина ходит в гости к этим людям не говорит о том, что они её друзья. С настоящими друзьями разговаривают по-другому, их не боятся побеспокоить.

«…бежит в гастроном за очередной бутылкой, а потом в детский сад за дочкой.»

Жизнь не приносит ей радости, единственная отдушина для неё - спиртное. Лишь тогда она забывается, отстраняясь от своего горя. Но свой родительский долг всё же исполняет

«Раньше бывало так, что, пока дочь не засыпала, ни о какой бутылке не было и речи, а потом все упростилось…»

Вначале эта несчастная (кстати, автор даже не называет её по имени, так как таких женщин и таких семей очень много) рассчитывает, что ситуация, в которую она попала как-то разрешится. Может быть, надеялась, что муж вернется, может, думала, что забудет его и начнет жизнь заново. Но все оказалось иначе, стало только хуже, и выхода она уже не видит.

«Девочке и впрямь все равно, она тихо играет на полу в свои игрушки…»

Это только внешняя сторона. На самом деле девочка просто ещё слишком мала, чтобы что-то изменить. Но она все равно очень любит свою мать и принимает её такой, какая она есть.

«…девочка сыта в детском саду, а ей самой не надо ничего».

Мать опустила руки, смысл жизни для неё потерян. Но ведь у нее есть дочь! Вот ради кого стоит жить! И не просто жить, как сейчас живет она, а жить достойно!

«…никто не знает, какие божественные сны снятся дочери и матери…»

Наверное, им снятся счастливые сны. Мать, скорее всего, видит себя рядом с бывшим мужем. Дочь, вероятно, представляет, что мама не пьет, что она вместе с папой. Их сны - это та страна, о которой автор говорит в названии рассказа. Страна счастливых и беззаботных людей…

«…в то время, как нужно было бы никогда не просыпаться

Сон в данном случае ассоциируется с забвением. Это утопия. Это мир, в котором хочется остаться навсегда. Это страна, где нет никаких проблем, обид и разочарований.

Обсуждение и сопоставление собственных результатов работы с результатами одноклассников, анализируют поступки героев.

- Вы уже знакомы с сюжетом рассказа «Страна». Какую из фотографий вы бы представили на обложке и почему? (Приложения 4.1,4.2)

- У кого из героев ранее изученных произведений была «своя страна»? Приведите примеры. (Своя «страна» была у Обломова, туда во сне стремился он. Своя «страна» была представлена и в снах героини романа Чернышевского Веры Павловны. Своя «страна» есть и у героинь рассказа Л Петрушевской).

- Вы уже знакомы с сюжетом рассказа «Страна». Какую из фотографий вы бы представили на обложке и почему? (Приложения 4.1,4.2)

-Что скрывается под заголовком «Страна»? Какие ассоциации вызывает слово «страна» после прочтения рассказа? Расшифруйте его значение.

С- сон (страх, смятение

Т- тоска (тревога, тупик)

Р- разочарование (равнодушие, ревность)

А- апатия (алкоголь, абсурд)

Н- ненужность (несчастье, неизвестность)

А- ад (антипатия, аномалия)

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение Натальи Жильченко:

Одинокими не рождаются,

Просто в день, судьбою проклятый,

Одинокими пробуждаются,

Пустотою насквозь проколотые.

В одиночестве не рождаются

И по жизни за ним не гонятся.

В одиночестве не нуждаются,

Просто с ним мириться приходится.

- Относятся ли строки этого стихотворения к героям рассказа «Страна»? Почему?

-Мы говорили, что одиночество - это не только грусть, тоска, слезы, но и долгожданные минуты отдыха, и моменты творчества. Нашло ли такое толкование явления в рассказе?

-В рассказе «Страна» о каком одиночестве идет речь? ( Об одиночестве забытых всеми людей.)

-Какие ключевые слова использует автор, чтобы изобразить внутреннее состояние матери и дочери, чтобы охарактеризовать семью (страну)?

Составляют кластеры: описание матери (1 рабочая группа), дочери (2 рабочая группа) и характеристика семьи (страны)-3 рабочая группа (Приложение 5.2.1 и 5.2.3). Представление кластеров каждой группы:

МАТЬ

ДОЧЬ

живёт в однокомнатной квартире;

много пьёт;

когда-то очень красивая;

одинокая;

без мужа;

живёт с дочерью;

заботливая;

делает вид;

выбирает;

тянет;

мямлет;

ждёт;

бежит;

экономит;

не хочет жить;

монотонная жизнь;

не видит смысла в жизни;

мечтает о другой жизни

замкнутая;

без отца;

одинокая;

некрасивая;

живёт в однокомнатной квартире;

живёт с пьющей матерью;

ходит в детский сад;

обычно тихо играет;

живёт однообразно;

все время играет молча;

не реагирует на мать;

мечтает о другой жизни

СЕМЬЯ (СТРАНА)

тихая;

пьющая;

аморальная;

бедная;

незаметная;

обеспеченная жильём;

обе бегут по морозу в темноте (безысходность);

неполная (пока блондин ходил у неё в мужьях: быть кем-н., исполнять какие-н. обязанности (разг.), т.е. «гражданский брак вообще официально не зарегистрированный)»);

несчастная;

неконфликтная;

обязательная;

малообеспеченная;

экономная;

типичная русская современная.

- Ребята, мы много говорили о том, что такое одиночество. К сожалению, часто бывает, что человек, даже находясь среди людей, одинок. Он, замыкаясь в себе, попадает в ловушку, отгораживается ото всех чертой, которую очень непросто потом разорвать. А может быть, он ждет от окружающих помощи? Но никто даже не догадывается, что творится в его душе…Можем ли мы что- то сделать, чтобы таких людей было как можно меньше? (Быть внимательными к людям, понимать их проблемы и находить пути выхода из них.)

- В заключение нашего урока я предлагаю вам прослушать еще одну притчу.

Текст притчи - у каждого на парте. (Приложение 8)

Заключительный этап

Домашнее задание



Составление и представление синквейна

по тексту рассказа:

1.Напишите сочинение-рассуждение на тему «Одиночество: счастье или беда в жизни людей?"

2. Напишите сочинение-рассуждение на тему « Рассказ Л. Петрушевской «Страна» в моём восприятии».

-Ребята, если при написании сочинения будете испытывать трудности, то можете воспользоваться памяткой (Приложение 9) Спасибо вам за работу на уроке! Я желаю вам быть чуткими и внимательными! Пусть рядом с вами будут всегда близкие люди, рядом с которыми вы не будете одиноки!

(Пример синквейна по рассказу)

1.Женщина

2.Тихая, пьющая

3.Спит, экономит, ждёт,

4.Бежит она за бутылкой,

5.Потом в одиночку тихонько пьёт,

6.Складывает вещички дочери для детского сада…

7.Создаёт свою страну, больше ничего не надо.

8.Касается подушки головой и в девять быстро засыпает.

9.Какие снятся ночью ей божественные сны, никто не знает.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Притча об Одиночестве

На берегу широкой и бурной реки под названием Жизнь жил себе мальчик по имени Одиночество. Он умел рисовать и рисовал Боль. Он умел петь и пел Страдание.

Он давно уже построил себе тихий и сказочный домик из камней под названием Грусть и Печаль, но у него еще осталось несколько камешков с именами Любовь и Надежда, Вера и Счастье. И он по вечерам перекладывал их на траве возле дома, пытаясь угадать, зачем они здесь лежат и что можно из них себе построить, когда у него уже есть дом…

Так проходили долгие годы…В небе то светило яркое солнышко, согревая его душу, то грохотал гром и поливал его ледяным дождём, заставляя прятаться в свой домик и закрывать плотно дверь… Но однажды Одиночество заметил на противоположном берегу маленькую и очень красивую девочку-Мечту. Она сидела на берегу, весело болтала ножками в воде и звала его к себе, махая рукой и улыбаясь.

Одиночество стал метаться по берегу Жизни, забегать и снова выбегать из воды, он не мог придумать, как ему перебраться на тот берег. И тут он заметил свои, до этого не нужные, камешки возле домика. Он взял их, стал укладывать в воду и идти по ним через бурную реку Жизнь. Так и продвигался он к Мечте, забирая позади себя камни и укладывая их спереди. Так и чередовались между собой Любовь и Надежда, Вера и Счастье…

Мечта смотрела на Одиночество восторженными и влюблёнными глазами, её чудесные глаза светились счастьем, красивое лицо озаряла волшебная улыбка…

Но река становилась все глубже, и воды её неслись все быстрее, грозно переворачивая на своём пути огромные валуны Несчастья и Боли. Она выбивали из-под ног Одиночества его камешки, заливала его ледяной водой, но он всё перекладывал камни и шёл, шёл и перекладывал, пока бурный поток Жизни не сорвал его с них и не потащил вниз по течению. Но он был самым счастливым мальчиком на планете, он видел, как была божественно красива эта девочка - Мечта, как она радовалась ему, как она улыбалась.

Она тоже была счастлива, и ей так мало надо было для счастья - просто видеть, что она нужна, что к ней спешат, не обращая внимания на течения, грозы, валуны, на абсолютную безнадёжность попыток перейти реку под названием Жизнь. Одиночество с Мечтой продолжали смотреть друг на друга влюблёнными и счастливыми глазами, пока поток воды не скрыл их друг от друга…

Но с противоположного берега уже спешил к ней другой мальчик Одиночество, смело прокладывая себе путь камушками Любовь и Надежда, Вера и Счастье…

Приложение 2

Страна.1. Территория, имеющая собственное государственное управление или управляемая другим государством.

2. Местность, территория. С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка

С солнечная счастливая

Т таинственная тропическая

Р романтическая родная

А азиатская античная

Н неизвестная надёжная

А авторитетная арабская

Приложение 3 .

Сообщение о писателе Л. Петрушевской

Людмила Петрушевская- российский прозаик, драматург. Детство Людмилы Стефановны Петрушевской пришлось на войну, голод. Будущей писательнице пришлось жить в детском доме, а потом скитаться от одних родственников к другим. По окончании факультета журналистики МГУ работала в качестве корреспондента газет, редактором на телевидении, в издательстве. Ещё не думая всерьёз о работе писателя, она с юности сочиняла стихи, сценки для студенческих вечеров. Первым изданным произведением стал рассказ "Через поля"(1972 г.) С тех пор о прозе Петрушевской не слышали порядка десяти лет, её не печатали. Её пьесам повезло больше, их брали театры самодеятельности: пьеса "Уроки музыки" (1973) в постановке Р. Виктюка в 1979 в театре-студии ДК "Москворечье", "Чинзано" - во львовском театре "Гаудеамус". В 1980-х годах пьесами Петрушевской заинтересовались настоящие профессиональные театры: Театр на Таганке поставил одноактную пьесу "Любовь", Современник - "Квартиру Коломбины", МХАТ - "Московский хор". Годами Петрушевская писала "в стол", потому что произведения о скрытых, "теневых" сторонах жизни издательства не брали ("Анданте", "Квартира Коломбины", пьесы-диалоги "Стакан воды", "Изолированный бокс", пьесу "Песни XX века"). Основная тема прозы Петрушевской - женские истории ("Приключения Веры", "История Клариссы", "Дочь Ксени", "Страна", "Кто ответит?", "Мистика", "Гигиена" и др.). В 1991 г. Петрушевскую наградили немецкой премией имени Пушкина. Писательница попала в шорт-лист первой Букеровской премии. Сейчас её книгами зачитываются миллионы поклонников.

Приложение 4

СТРАНА

Кто скажет, как живёт тихая, пьющая женщина со своим ребенком, никому не видимая в однокомнатной квартире. Как она каждый вечер, какой бы ни была пьяной, складывает вещички своей дочери для детского сада, чтобы утром всё было под рукой.

Она сама со следами былой красоты на лице - брови дугами, нос тонкий, а вот дочь вялая, белая, крупная девочка, даже и на отца не похожая, потому что отец её яркий блондин с ярко-красными губами. Дочь обычно тихо играет на полу, пока мать пьёт за столом или лежа на тахте. Потом они обе укладываются спать, гасят свет, а утром встают как ни в чём не бывало и бегут по морозу в темноте в детский сад.

Несколько раз в году мать с дочерью выбираются в гости, сидят за столом, и тогда мать оживляется, громко начинает разговаривать и подпирает подбородок одной рукой и оборачивается, то есть делает вид, что она тут своя. Она и была своя, пока блондин ходил у неё в мужьях, а потом всё схлынуло, вся прошлая жизнь и прошлые знакомые. Теперь приходится выбирать те дома и те дни, в которые яркий блондин не ходит в гости со своей новой женой, женщиной, говорят, жесткого склада, которая не спускает никому ничего.

И вот мать, у которой дочь от блондина, осторожно звонит и поздравляет кого-то с днём рождения, тянет, мямлит, спрашивает, как жизнь складывается, однако сама не говорит, что придёт: ждёт. Ждёт, пока решится там у них, на том конце провода, и наконец кладёт трубку и бежит в гастроном за очередной бутылкой, а потом в детский сад за дочкой.

Раньше бывало так, что, пока дочь не засыпала, ни о какой бутылке не было и речи, а потом все упростилось, все прошло само собой, потому что, не всё ли равно девочке, чай ли пьёт мать или лекарство. Девочке и впрямь все равно, она тихо играет на полу в свои игрушки, и никто на свете не знает, как они живут вдвоём и как мать всё обсчитывает, рассчитывает и решает, ущерба в том нет, если то же самое количество денег, которое уходило на обед, будет уходить на вино,- девочка сыта в детском саду, а ей самой не надо ничего.

И они экономят, выключают свет, ложатся спать в девять часов, и никто не знает, какие божественные сны снятся дочери и матери, никто не знает, как они касаются головой подушки и тут засыпают, чтобы вернуться в ту страну, которую они покинут опять рано утром, чтобы бежать по тёмной, морозной улице куда-то и зачем-то, в то время, как нужно было бы никогда не просыпаться.

(Л. Петрушевская)

Интегрированный урок по русскому языку и литературе на тему «Одиночество-счастье или беда в жизни людей? (По рассказу Л. Петрушевской «Страна») в 11 классе Интегрированный урок по русскому языку и литературе на тему «Одиночество-счастье или беда в жизни людей? (По рассказу Л. Петрушевской «Страна») в 11 классе Интегрированный урок по русскому языку и литературе на тему «Одиночество-счастье или беда в жизни людей? (По рассказу Л. Петрушевской «Страна») в 11 классе Приложение 2.1 Приложение 4.1 Приложение 4.2

Приложение 5

Приложение 5.1.

Двойной дневник

Цитата (ключевое слово, фраза)

Моё толкование цитаты

«…тихая, пьющая женщина со своим ребенком …»

Скорее всего, у женщины случилась в жизни какая-то беда, с которой она не смогла справиться. Но шумным компаниям она предпочитает одиночество

«…никому не видимая в однокомнатной квартире …»

Плохо, что на эту несчастную женщину никто не обращает внимания, она незаметна для окружающих.

«…какой бы ни была пьяной, складывает вещички своей дочери для детского сада …»

При всех своих недостатках, женщина является заботливой матерью.

«…со следами былой красоты на лице - брови дугами, нос тонкий…»

Видимо, раньше она была очень красивой и счастливой, ухаживала за собой.

«Дочь обычно тихо играет на полу, пока мать пьёт за столом или лежа на тахте.»

Создается впечатление, что девочке безразлично, что делает мать. Но ведь так не бывает!

«…делает вид, что она тут своя…»

Женщина не хочет, что её прежние знакомые догадались о том, что творится в её душе.

«…осторожно звонит и поздравляет кого-то с днем рождения, тянет, мямлит…»

Даже тот факт, что женщина ходит в гости к этим людям не говорит о том, что они её друзья. С настоящими друзьями разговаривают по-другому, их не боятся побеспокоить.

«…бежит в гастроном за очередной бутылкой, а потом в детский сад за дочкой.»

Жизнь не приносит ей радости, единственная отдушина для неё - спиртное. Лишь тогда она забывается, отстраняясь от своего горя. Но свой родительский долг всё же исполняет

«Раньше бывало так, что, пока дочь не засыпала, ни о какой бутылке не было и речи, а потом все упростилось…»

Вначале эта несчастная (кстати, автор даже не называет её по имени, так как таких женщин и таких семей очень много) рассчитывает, что ситуация, в которую она попала как-то разрешится. Может быть, надеялась, что муж вернется, может, думала, что забудет его и начнет жизнь заново. Но все оказалось иначе, стало только хуже, и выхода она уже не видит.

«Девочке и впрямь все равно, она тихо играет на полу в свои игрушки…»

Это только внешняя сторона. На самом деле девочка просто ещё слишком мала, чтобы что-то изменить. Но она все равно очень любит свою мать и принимает её такой, какая она есть.

«…девочка сыта в детском саду, а ей самой не надо ничего».

Мать опустила руки, смысл жизни для неё потерян. Но ведь у нее есть дочь! Вот ради кого стоит жить! И не просто жить, как сейчас живет она, а жить достойно!

«…никто не знает, какие божественные сны снятся дочери и матери…»

Наверное, им снятся счастливые сны. Мать, скорее всего, видит себя рядом с бывшим мужем. Дочь, вероятно, представляет, что мама не пьет, что она вместе с папой. Их сны - это та страна, о которой автор говорит в названии рассказа. Страна счастливых и беззаботных людей…

«…в то время, как нужно было бы никогда не просыпаться

Сон в данном случае ассоциируется с забвением. Это утопия. Это мир, в котором хочется остаться навсегда. Это страна, где нет никаких проблем, обид и разочарований.

Приложение 5.2.1

Цитаты для составления кластеров ( примерный образец)

МАТЬ

СЕМЬЯ

ДОЧЬ

«…тихая, пьющая женщина со своим ребенком»

«…никому не видимая в однокомнатной квартире»

«…какой бы ни была пьяной, складывает вещички своей дочери для детского сада

«женщина со своим ребенком»

«вещички своей дочери для детского сада»

«никому не видимая»

«вещички своей дочери для детского сада»

«Она…со следами былой красоты на лице - брови дугами, нос тонкий…»

«Дочь...играет на полу,... мать пьёт»

«обе укладываются спать,

гасят свет, а утром встают как ни в чём не бывало и бегут…в детский сад»

«дочь вялая, белая,

крупная девочка,

даже и на отца не похожая»

«Дочь обычно тихо играет на полу, пока мать пьёт за столом или лежа на тахте.»

«мать…делает вид, что она тут своя…»

«несколько раз в году мать с дочерью выбираются в гости, сидят за столом»

«мать…осторожно звонит и поздравляет кого-то с днём рождения, тянет, мямлит, спрашивает»

« сама не говорит, ждёт»

«Ждёт...и наконец кладёт трубку и бежит в гастроном за очередной бутылкой, а потом в детский сад за дочкой.»

«мать, у которой дочь от блондина»

«Раньше бывало так, что, пока дочь не засыпала, ни о какой бутылке не было и речи, а потом все упростилось»

«мать всё обсчитывает, рассчитывает и решает»

«девочка сыта в детском саду, ей самой не надо ничего»

«всё пошло само собой, не всё ли равно девочке, чай ли пьёт мать или лекарство»

«никто на свете не знает, как живут вдвоём»

«Девочке и впрямь все равно, она тихо играет на полу в свои игрушки…»

«девочка сыта в детском саду»

«никто не знает, какие божественные сны снятся дочери и матери»

«в то время, как нужно было бы никогда не просыпаться».

«они экономят»

«божественные сны снятся дочери и матери»

«засыпают, чтобы вернуться в ту страну, которую они покинут опять рано утром, чтобы бежать...в то время, как нужно было бы никогда не просыпаться».

никто не знает, какие божественные сны снятся дочери и матери»

«в то время, как нужно было бы никогда не просыпаться».

Приложение 5.2.2

Примерный материал для кластеров

МАТЬ


ДОЧЬ


СЕМЬЯ

(СТРАНА)

живёт в однокомнатной квартире;

много пьёт;

когда-то очень красивая;

одинокая;

без мужа;

живёт с дочерью;

заботливая;

делает вид;

выбирает;

тянет;

мямлет;

ждёт;

бежит;

экономит;

не хочет жить;

монотонная жизнь;

не видит смысла в жизни;

мечтает о другой жизни

замкнутая;

без отца;

одинокая;

некрасивая;

живёт в однокомнатной

квартире;

живёт с пьющей матерью;

ходит в детский сад;

обычно тихо играет;

живёт однообразно;

все время играет молча;

не реагирует на мать;

м мечтает о другой

жизни

тихая;

пьющая;

аморальная;

бедная;

никому не видимая;

незаметная;

обеспеченная жильём;

обе бегут по морозу в темноте (в безысходности);

неполная (пока блондин ходил у неё в мужьях (быть кем-н, исполнять какие-н. обязанности (разг., «гражданский брак, вообще официально не зарегистрированный)»);

несчастная;

неконфликтная;

обязательная;

малообеспеченная;

экономная;

т типичная русская;

типичная современная

Приложение 5.2.3 Кластеры-описания

матери, дочери, семьи (страны)

Интегрированный урок по русскому языку и литературе на тему «Одиночество-счастье или беда в жизни людей? (По рассказу Л. Петрушевской «Страна») в 11 классеИнтегрированный урок по русскому языку и литературе на тему «Одиночество-счастье или беда в жизни людей? (По рассказу Л. Петрушевской «Страна») в 11 классеИнтегрированный урок по русскому языку и литературе на тему «Одиночество-счастье или беда в жизни людей? (По рассказу Л. Петрушевской «Страна») в 11 классеИнтегрированный урок по русскому языку и литературе на тему «Одиночество-счастье или беда в жизни людей? (По рассказу Л. Петрушевской «Страна») в 11 классеИнтегрированный урок по русскому языку и литературе на тему «Одиночество-счастье или беда в жизни людей? (По рассказу Л. Петрушевской «Страна») в 11 классеИнтегрированный урок по русскому языку и литературе на тему «Одиночество-счастье или беда в жизни людей? (По рассказу Л. Петрушевской «Страна») в 11 классеИнтегрированный урок по русскому языку и литературе на тему «Одиночество-счастье или беда в жизни людей? (По рассказу Л. Петрушевской «Страна») в 11 классеИнтегрированный урок по русскому языку и литературе на тему «Одиночество-счастье или беда в жизни людей? (По рассказу Л. Петрушевской «Страна») в 11 классеИнтегрированный урок по русскому языку и литературе на тему «Одиночество-счастье или беда в жизни людей? (По рассказу Л. Петрушевской «Страна») в 11 классеИнтегрированный урок по русскому языку и литературе на тему «Одиночество-счастье или беда в жизни людей? (По рассказу Л. Петрушевской «Страна») в 11 классеИнтегрированный урок по русскому языку и литературе на тему «Одиночество-счастье или беда в жизни людей? (По рассказу Л. Петрушевской «Страна») в 11 классеИнтегрированный урок по русскому языку и литературе на тему «Одиночество-счастье или беда в жизни людей? (По рассказу Л. Петрушевской «Страна») в 11 классе

Интегрированный урок по русскому языку и литературе на тему «Одиночество-счастье или беда в жизни людей? (По рассказу Л. Петрушевской «Страна») в 11 классеИнтегрированный урок по русскому языку и литературе на тему «Одиночество-счастье или беда в жизни людей? (По рассказу Л. Петрушевской «Страна») в 11 классеИнтегрированный урок по русскому языку и литературе на тему «Одиночество-счастье или беда в жизни людей? (По рассказу Л. Петрушевской «Страна») в 11 классеИнтегрированный урок по русскому языку и литературе на тему «Одиночество-счастье или беда в жизни людей? (По рассказу Л. Петрушевской «Страна») в 11 классеИнтегрированный урок по русскому языку и литературе на тему «Одиночество-счастье или беда в жизни людей? (По рассказу Л. Петрушевской «Страна») в 11 классеИнтегрированный урок по русскому языку и литературе на тему «Одиночество-счастье или беда в жизни людей? (По рассказу Л. Петрушевской «Страна») в 11 классеИнтегрированный урок по русскому языку и литературе на тему «Одиночество-счастье или беда в жизни людей? (По рассказу Л. Петрушевской «Страна») в 11 классеИнтегрированный урок по русскому языку и литературе на тему «Одиночество-счастье или беда в жизни людей? (По рассказу Л. Петрушевской «Страна») в 11 классеИнтегрированный урок по русскому языку и литературе на тему «Одиночество-счастье или беда в жизни людей? (По рассказу Л. Петрушевской «Страна») в 11 классеИнтегрированный урок по русскому языку и литературе на тему «Одиночество-счастье или беда в жизни людей? (По рассказу Л. Петрушевской «Страна») в 11 классеИнтегрированный урок по русскому языку и литературе на тему «Одиночество-счастье или беда в жизни людей? (По рассказу Л. Петрушевской «Страна») в 11 классеИнтегрированный урок по русскому языку и литературе на тему «Одиночество-счастье или беда в жизни людей? (По рассказу Л. Петрушевской «Страна») в 11 классе

Интегрированный урок по русскому языку и литературе на тему «Одиночество-счастье или беда в жизни людей? (По рассказу Л. Петрушевской «Страна») в 11 классеИнтегрированный урок по русскому языку и литературе на тему «Одиночество-счастье или беда в жизни людей? (По рассказу Л. Петрушевской «Страна») в 11 классеИнтегрированный урок по русскому языку и литературе на тему «Одиночество-счастье или беда в жизни людей? (По рассказу Л. Петрушевской «Страна») в 11 классеИнтегрированный урок по русскому языку и литературе на тему «Одиночество-счастье или беда в жизни людей? (По рассказу Л. Петрушевской «Страна») в 11 классеИнтегрированный урок по русскому языку и литературе на тему «Одиночество-счастье или беда в жизни людей? (По рассказу Л. Петрушевской «Страна») в 11 классеИнтегрированный урок по русскому языку и литературе на тему «Одиночество-счастье или беда в жизни людей? (По рассказу Л. Петрушевской «Страна») в 11 классеИнтегрированный урок по русскому языку и литературе на тему «Одиночество-счастье или беда в жизни людей? (По рассказу Л. Петрушевской «Страна») в 11 классеИнтегрированный урок по русскому языку и литературе на тему «Одиночество-счастье или беда в жизни людей? (По рассказу Л. Петрушевской «Страна») в 11 классеИнтегрированный урок по русскому языку и литературе на тему «Одиночество-счастье или беда в жизни людей? (По рассказу Л. Петрушевской «Страна») в 11 классеИнтегрированный урок по русскому языку и литературе на тему «Одиночество-счастье или беда в жизни людей? (По рассказу Л. Петрушевской «Страна») в 11 классеИнтегрированный урок по русскому языку и литературе на тему «Одиночество-счастье или беда в жизни людей? (По рассказу Л. Петрушевской «Страна») в 11 классеИнтегрированный урок по русскому языку и литературе на тему «Одиночество-счастье или беда в жизни людей? (По рассказу Л. Петрушевской «Страна») в 11 классе

Интегрированный урок по русскому языку и литературе на тему «Одиночество-счастье или беда в жизни людей? (По рассказу Л. Петрушевской «Страна») в 11 классеИнтегрированный урок по русскому языку и литературе на тему «Одиночество-счастье или беда в жизни людей? (По рассказу Л. Петрушевской «Страна») в 11 классеИнтегрированный урок по русскому языку и литературе на тему «Одиночество-счастье или беда в жизни людей? (По рассказу Л. Петрушевской «Страна») в 11 классеИнтегрированный урок по русскому языку и литературе на тему «Одиночество-счастье или беда в жизни людей? (По рассказу Л. Петрушевской «Страна») в 11 классеИнтегрированный урок по русскому языку и литературе на тему «Одиночество-счастье или беда в жизни людей? (По рассказу Л. Петрушевской «Страна») в 11 классеИнтегрированный урок по русскому языку и литературе на тему «Одиночество-счастье или беда в жизни людей? (По рассказу Л. Петрушевской «Страна») в 11 классеИнтегрированный урок по русскому языку и литературе на тему «Одиночество-счастье или беда в жизни людей? (По рассказу Л. Петрушевской «Страна») в 11 классеИнтегрированный урок по русскому языку и литературе на тему «Одиночество-счастье или беда в жизни людей? (По рассказу Л. Петрушевской «Страна») в 11 классе

Приложение 6

Какие ассоциации вызывает слово «страна» после прочтения рассказа?

С- сон (страх, смятение

Т- тоска (тревога, тупик)

Р- разочарование (равнодушие, ревность)

А- апатия (алкоголь, абсурд)

Н- ненужность (несчастье, неизвестность)

А- ад (антипатия, аномалия)

Приложение 7

Одинокими не рождаются,

Просто в день, судьбою проклятый,

Одинокими пробуждаются,

Пустотою насквозь проколотые.

В одиночестве не рождаются

И по жизни за ним не гонятся.

В одиночестве не нуждаются,

Просто с ним мириться приходится. (Наталья Жильченко)

Примеры, представленные на уроке и подобранные учениками как домашнее задание

1. Все не ладится в этой квартире,

В этом городе, в этой стране,

В этом блеклом, развинченном мире,

И печальней всего, что во мне.

Мир ли сбился с орбиты сначала,

Я ли в собственном бьюсь тупике?

Все, что некогда мне отвечало,

Говорит на чужом языке.

Или это присуще свободе-

Маяться, биться, блуждать наугад?

То ли я во вселенском разброде,

То ли космос во всем виноват?

То ли я у предела земного,

То ли мир переходит черту?

То ли воздух горчит, то ли слово,

То ли попросту горечь во рту…

(Дмитрий Быков)

2.К обидам горьким собственной персоны

Не призывать участье добрых душ.

Жить, как живешь, своей страдой бессонной,-

Взялся за гуж, не говори: не дюж.

С тропы своей ни в чем не соступая,

Не отступая- быть самим собой.

Так со своей управиться судьбой,

Чтоб в ней себя нашла судьба любая

И чью-то душу отпустила боль.

(Александр Твардовский)

3. В нашей жизни, прекрасной и странной,

И короткой, как росчерк пера,

Над дымящейся свежею раной

Призадуматься, право, пора.

Призадуматься и присмотреться,

Поразмыслить, покуда живой,

Что там кроется в сумерках сердца,

В самой черной его кладовой.

Пусть твердят, что дела твои плохи,

Что пора научиться, пора

Не вымаливать жалкие крохи

Милосердия, правды, добра.

Но пред ликом суровой эпохи,

Что по-своему тоже права,

Не выжуливать жалкие крохи,

А творить. Засучив рукава.

(Булат Окуджава)

4.Гремит мой век. И этот гром все жестче,

Четыре ветра надо мной сошлись.

Не приведи Господь, встречать чужие ночи

И жить чужую жизнь.

Но воздух разряжен. На красных крышах

То солнца свет, а то густая ночь.

Не проведи Господь, чужой беды не видеть.

Не дай-то Бог, увидев, не помочь.

(Рина Левинзон)

(Приложение 8)

ПРИТЧА ОБ ОДИНОЧЕСТВЕ

В одном небольшом посёлке жила обыкновенная женщина. Правда, у неё не было детей, не было мужа, не было родственников. Но женщина была очень добрым и отзывчивым человеком. К ней многие приходили за советом, поддержкой. Всех она встречала добрым, ласковым словом.

И вот однажды к ней пришла соседка, у которой была большая семья: муж, много детей, внуков. Но женщина была печальна.

- Мне так одиноко, - сказала она. - Дети выросли, у них своя жизнь, у внуков свои интересы. Остались мы с мужем одни. И я чувствую, что нет между нами былой любви. Я знаю, что тебе меня не понять. Ты всю жизнь одинока. Мне просто больше не с кем посоветоваться и поделиться своими чувствами, вот я и пришла к тебе.

Женщина подумала немного и ответила:

- Мне действительно тебя не понять, потому что я никогда не чувствовала себя одинокой. Как я могу быть одинока, если вокруг меня целый мир! Мы рождаемся свободными и счастливыми. Одиночество мы создаём себе сами. Каждый день из-за непонимания, недоговорённости мы теряем своих близких и, живя с ними, становимся одинокими.

Оглянись вокруг и ты увидишь, что рядом с тобой весь мир, нужно просто идти ему навстречу.

Приложение 9

Написать сочинение на тему, сформулированную в виде проблемного вопроса, поможет памятка:

  • внимательно прочитайте формулировку вопроса и сразу раскрывайте проблему, которая нашла отражение в этом вопросе;

  • определите, как проблема, обозначенная в вопросе, связана с проблематикой произведения;

  • сформулируйте основные положения, утверждения, которые будете доказывать;

  • приведите аргументы (цитаты, примеры), подтверждающие ваши утверждения (тезисы);

  • используйте необходимые теоретико-литературные понятия;

  • по возможности напишите о своей точке зрения;

  • в том случае, если проблема имеет несколько решений, нужно чётко определить все и раскрыть их суть.


© 2010-2022