Проблемы преподавания русского языка в складывающейся системе государственных образовательных стандартов

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Собор русских Башкортостана

БГПУ им. М.Акмуллы







Межрегиональная научно-практическая конференция

«Русский язык в эпоху глобализации мира»












Проблемы преподавания русского языка в складывающейся системе государственных образовательных стандартов









выступление

Тарасовой Н.Н., учителя русского языка и литературы

МАОУ СОШ № 17 г. Белебея РБ



12 декабря 2012г.

Всем известно: в настоящее время сложились условия, когда востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от наличия грамотной речи (устной и письменной), умения эффективно общаться, от знания приемов речевого воздействия, убеждения. По словам К. Д. Ушинского, «дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка…» [2].

Уникальность языка как явления, универсальность средств выражения любых мыслей и отношений к миру также свидетельствуют о его мощном образовательном потенциале, способном (если его использовать) влиять на становление Человека. Вдумайтесь в функции языка:

- он средство познания и орудие мышления;

- он хранитель и выразитель национальной культуры;

- он средство общения;

- он инструмент развития и воспитания.

Уроки русского языка в современных условиях обеспечивает функциональную грамотность и социальную адаптацию школьников, обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере познания, профессионально-трудового выбора, ценностных ориентаций. Это предопределяет направленность обучения на формирование компетентной личности, способной к самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, способы реализации выбранного жизненного пути. С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей.

В чем же отличие традиционного и компетентностного подходов в образовании? Главная идея традиционного подхода: знания приводят к личностному успеху. Главная идея компетентностного подхода: к личностному успеху приводит опыт самостоятельного решения проблем. Это подход акцентирует внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях; это направленность обучения на развитие комплекса качеств обучающихся, необходимых для формирования социальной мобильности ученика, которая проявляется в способности осуществлять деятельность в меняющихся условиях (т. е. коммуникативная компетенция). Отсюда логично вытекают и принципы, на которых базируется компетентностный подход в образовании:

- образование для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного развития на основе освоения учащимися социально значимых умений (компетенций);

- оценивание для обеспечения возможности учащемуся самому планировать свои образовательные результаты и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки;

- разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельности учащихся на основе собственной мотивации и ответственности за результат [3].

То есть все, что изучается, должно быть включено в процесс употребления, использования, вот тогда образование и жизнь пойдут не параллельными путями, а одной дорогой.

Современный урок русского языка представляет собой диалогическое взаимодействие учителя и учащихся, при котором учащийся из объекта обучения превращается в его субъект. Таким образом, ученик не пассивный

объект, которому учитель должен передать определенную сумму знаний; на уроке и учитель, и учащиеся - активные деятели, субъекты процесса обучения. Задача учителя - установить гармонические и двусторонние отношения с учащимися, организовать их познавательную деятельность, пробудить творческую активность.

Китайская мудрость гласит: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай сделать - и я пойму».

Компетентностный подход к обучению русскому языку позволяет ответить на вопрос: как ученик владеет языком, на каком уровне: языковом (владение нормами литературного языка), лингвистическом (знания о языке, его устройстве), коммуникативном (владение языковыми средствами), социокультурном (владение культурой речи и этикой общения на национально-культурной основе).

С введением государственного стандарта общего образования изменяется концепция обучения русскому языку в связи с ориентацией на речевое развитие и формирование коммуникативной компетентности как способности и готовности использовать языковые ресурсы в реальных условиях общения. Между тем продуктивная в рамках знаниецентристской парадигмы образования традиционная система развития речи учащихся на

уроках русского языка и литературы не ориентирована на формирование коммуникативной компетентности.

В этой связи актуальной является проблема усиления коммуникативно-деятельностного подхода в преподавании русского языка. Данный подход к изучению русского языка способствует развитию всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи. Одновременно это формирует грамматико-правописные и речевые умения и навыки, необходимые для практики общения.

Основной проблемой, стоящей перед педагогами, внедряющими компетентностный подход в преподавании языка, является проблема создания открытого языкового пространства. Речь идет об изменении приоритетов в преподавании: переходе в преподавании с предметного уровня на обучение языку как средству общения.

Требуется создать условия, приближенные к естественной коммуникации. В основе уроков русского языка в старшей школе лежит практико-ориентированный подход, опирающийся на опыт практической деятельности

обучающихся, предполагающий создание образовательной ситуации (А. В. Хуторской), основными составляющими которой являются:

- образовательная напряженность;

- уточнение образовательного объекта;

- конкретизация задания;

- решение ситуации;

- демонстрация образовательной продукции;

- систематизация полученной продукции;

- работа с культурно-историческими аналогами;

- рефлексия.

Далее остановимся на средствах, которыми задается образовательная ситуация.

1. Реальная действительность, представленная предметно: на фотоснимках, иллюстрациях, плакатах, схемах, слайдах, рисунках, в символике, документальных диафильмах и кинофильмах, на компьютере.

2. Реальная действительность, представленная предметно-вербально: программы ТВ и радио, билеты (в театр, кино, на поезд и т. п.), этикетки товаров, формуляры, анкеты, меню, ценники, предписания, проспекты, объявления и т. п., используемые в качестве учебных текстов.

3. Изобразительное искусство: репродукции художественных картин, плакатов, скульптур, натюрмортов, офортов и других произведений искусства, составляющих национальное достояние народа.

4. Художественная литература. Способ постижения действительности, представленной в художественной литературе, убеждений и жизненных ценностей является стимулом мышления и поведения, охватывает реальность наиболее полно, комплексно и эмоционально.

5. Справочно-энциклопедическая и научная литература (например, схема метро, путеводители, карты, планы городов и т. п.).

6. Средства массовой информации (теле- и радиопередачи, газеты, журналы) как источник актуальной оперативной информации.

7. Общение с учителем как ретранслятором и интерпретатором культуры русского народа, что абсолютно необходимо для духовного (нравственного) совершенствования учащихся.

В практике преподавания важно осуществлять работу с текстом на уроках русского языка, поскольку текст выступает единицей языка (на материале текста возможно освоение всех грамматических категорий и языковых явлений) и речевым произведением, коммуникативно обусловленным. Поэтому текст, с одной стороны, должен стать стимулом к обсуждению различных проблем, с другой стороны - предоставить необходимый фактический и языковой материал для создания собственного речевого высказывания. Следует разнообразить дидактический материал, включая в работу неадаптированные тексты.

На уроках русского языка необходимо учитывать объективные закономерности педагогического процесса: усложнение тематики и проблематики общения, необходимость осмысления и создания текстов различных стилей и типов речи, потребность овладения в условиях профильной школы навыками работы с информацией, представленной в различной форме, преобразованием имеющихся текстов по заданным параметрам.

С целью повышения качества образования необходимо осуществлять постоянное совершенствование методики преподавания русского языка, апробации новых технологий обучения, отдавая предпочтение технологиям,

учитывающим возрастные особенности учащихся, их способности, интересы и потребности. К ним относятся следующие: когнитивные (проектная деятельность, конференции, круглые столы, дискуссии, концептуальные карты, кейс-метод, решение проблем и др.); технологии сотрудничества (драматизация, ролевые игры, интерактивные беседы, совместное составление рассказов и др.); контролирующие (тестирование, дневники, конкурсы и олимпиады и др.); информационные (компьютерные программы, интернет-ресурсы и т. д.); здоровьесберегающие (смена видов деятельности, музыка, физзарядки). Использование новых технологий объективно ведет к улучшению качества обучения русскому языку, повышает эффективность усвоения знаний школьниками.

Один из путей реализации такого подхода - использование компететностно-ориентированных заданий как на традиционных уроках, так и в специально организованном учебном процессе.

Что отличает КОЗ от традционного задания?

Во-первых, это деятельностное задание. В КОЗ есть деятельностная составляющая (виды деятельности,на проверку которых направлено то или иное задание), которая включает: предметные умения (понятийный аппарат, объяснение действий, подбор моделей, создание собственного алгоритма), умения работать с информацией, исследовательские (или методологические) умения. Во-вторых, оно моделирует жизненную ситуацию. В-третьих, строится на актуальном для учащихся материале. В-четвертых, КОЗ имеет следующую структуру:стимул (погружает в контекст задания и мотивирует его выполнение); задачная формулировка (точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания), источник или указание на него (содержит информацию, необходимую для успешного выполнения задания); инструмент проверки (задает способы и критерии оценивания).

Разработка и внедрение КОЗ в предметное обучение - актуальная проблема современной школы.

Практически в любом художественном произведении можно найти проблемы, актуальные сегодня. Например, даже в очень известном произведении Пушкина можно найти замечательный стимул, рождающий интригу.

Стимул: «Ребята, скажите, пожалуйста, кто из вас в рождественские праздники гадал? Зачем вы это делали? Сбылись ли гадания? Древние греки считали, что судьба человеку дается от рождения в виде клубочка.

Мифы показывают нам, что все попытки бороться с судьбой оборачивались крахом. Например, миф об Эдипе. Люди, живущие через тысячи лет, изменили свое представление о судьбе и предопределении или до сих пор основываются на древних представлениях?»

Задачная формулировка: можно ли изменить судьбу или она однозначно предопределена?

1. Опираясь на текст, сформулируйте 2 позиции, которые будут ответом на проблемный вопрос.

2. Подтвердите фактами из текста каждую позицию.

3. Какую из этих позиций вы считаете более верной? Приведите не менее двух аргументов из жизненного опыта или истории, подтверждающих вашу точку зрения.

1. Судьбу изменить нельзя, она предопределена - 1 балл

2. Судьбу изменить можно - 1 балл

3. Как ни пытался Олег избежать судьбы, умер он, согласно предсказанию, «от коня». Изменив свою жизнь, Олег умер не «от коня», как предсказывалось, а от укуса змеи - 1 балл

2 и более аргументов - 2 балла,1 аргумент - 1 балл Итого: 6 баллов

Источник информации: произведение А. С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге».

Использование компетентностно-ориентированного задания (КОЗ) на уроке литературы позволяет решить следующие задачи:

- мотивировать детей на внимательное прочтение текста и решение актуальной для них нравственной задачи;

- создать условия для вдумчивого чтения, когда истина рождается в диалоге с писателем, диалоге с друзьями (если организовать работу в парах или группах), в диалоге с учителем (когда включается постпроизвольное внимание и возникает дискуссия), в диалоге с самим собой (если произведение стало откровением);

- понять уровень развитости предметных и ключевых компетентностей и увидеть пути их дальнейшего совершенствования;

- формировать нравственного человека с устоявшимися мировоззренческими установками.

Рассмотрим, как на русском языке формируются и ключевые, и предметные компетентности (языковая, лингвистическая), и межпредметные.

Приведем пример урока в 6 классе.

Тема: «Стили речи. Официально-деловой стиль».

Ключевые компетентности - информационная, коммуникативная.

Стимул. Летом ты решил поработать. Узнал, что есть вакансия курьера в редакции местной газеты. Твой 15-летний знакомый прошлым летом подрабатывал на этой должности и рекомендовал тебе устроиться туда же. Ты сомневаешься: возьмут ли тебя в твои 12 лет и при каких условиях. Ты знаешь также, что для устройства на работу нужно написать заявление.

Формулировка задания. Узнай из официального источника (Трудового кодекса РФ) необходимую для тебя информацию, заполнив таблицу. Составь свое заявление с учетом того, в каком году ты его можешь предъявить на интересующей тебя работе.

1. С какого возраста несовершеннолетнего могут принять на работу в каникулы и при каких условиях?

По 1 баллу за верное определение всех возрастных периодов.

По 1 баллу за верное указание всех условий в каждом периоде.

2. Какова продолжительность рабочего дня для подростка?

По 1 баллу за верное указание продолжительности рабочего дня в каждом из возрастных периодов.

3. Каков минимальный размер зарплаты подростка?

1 балл за верное указание суммы.

Итого: 11 баллов

Источник информации: Трудовой кодекс РФ (гл. 11, ст. 63)

Модельный ответ:

Главному редактору газеты

«Белебеевские известия»

Л.М. Ивановой

Сергеева Антона Николаевича,

проживающего по адресу: г. Белебей,

ул. Волгоградская, 26 -14

заявление.

Прошу принять меня на работу на должность курьера.

Подпись:___________ Дата: 03.06.2012 г.

Применение КОЗ на уроках русского языка позволяет решить следующие задачи:

- мотивировать учащихся на изучение языка, ведь дети видят практическую его значимость не только в формировании собственной грамотности, но и в сфере общения, которая является самой важной для подростка;

- организовать самостоятельную деятельность ученика, в которой ему необходимо пользоваться различными источниками информации и осуществлять коммуникацию с разными людьми для решения проблемы;

- точно диагностировать уровень развития компетентностей.

Таким образом, КОЗ позволяют в комплексе развивать ключевые, межпредметные и предметные компетентности учащихся, что полностью соответствует новым стандартам образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения определяет специфику совершенствования преподавания русского языка в следующих направлениях:

- утверждение личностно ориентированной парадигмы образования в целом,

- ориентация на планируемые результаты обучения,

- усиление метапредметной образовательной функции русского языка в учебно-воспитательном процессе,

- реализация системно-деятельностного подхода в образовании,

- формирование функциональной грамотности как способности максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать,

- реализация компетентностного подхода в обучении: формирование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций [4].

Литература

1. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества // Вопросы образования. 2008. №1. С. 65-86.

2. Ушинский К. Д. Родное слово. Книга для детей и родителей. М.: Лествица, 2003. 135 с.

3. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». 2002. 23 апр. -eidos.ru/journal/2002/0423-1.htm

4. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Среднее (полное) общее образование - standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2587__















© 2010-2022