- Преподавателю
- Русский язык и литература
- План конспект урока литературы по рассказу Л. Н. Толстого Кавказский пленник
План конспект урока литературы по рассказу Л. Н. Толстого Кавказский пленник
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Верзилина Т.И. |
Дата | 28.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
План-конспект урока по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»
Тема: Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Две жизненные позиции. Жилин и Костылин. (2-ой урок)
Цели:
-
Формировать умение собирать материал для характеристики героев, развивать навыки сравнительной характеристики, навыки анализа текста.
-
Показать гуманистическую направленность произведения. Подвести учащихся к выводу и осознанию того, что человек даже во время войны, должен оставаться гуманным.
Оборудование: Портрет Л.Н. Толстого, иллюстрации к произведению.
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Середина XIX века, Кавказ, идет тяжелая кровопролитная война, царь Николай I посылает свои войска завоевывать кавказские земли. Живущие там горские народы оказывают упорное сопротивление царским войскам. На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивают засады, берут в плен русских солдат и офицеров.
- Скажите, о каком произведении идет речь? (Повесть Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»)
- К сегодняшнему уроку вы должны были составить цитатный план рассказа. Давайте проверим, что у вас получилось.
II. Проверка домашнего задания. Обсуждение планов.
Примерный план:
-
«Я сам не дамся»
-
«Джигит, джигит, урус!»
-
«…Прошла про Жилина слава, что он мастер».
-
«Надо бежать».
-
«Не годится товарища бросать».
-
«Жилин собрался с последней силой».
- Чей план вам больше всего понравился и почему? (ответы учащихся с доказательствами)
III. Работа по теме урока.
- Давайте попробуем подытожить все то, что мы с вами успели узнать из рассказа и обсудить на прошлом уроке, а также сегодня при обсуждении планов (ответы учащихся).
- Мы говорили с вами о том, что Л.Н. Толстой показывает, что людей разъединяет в жизни, а что соединяет. Разъединяет вражда к чужому, непонятному, другому, будь то положение противников на войне, разные религии или разные национальности. Соединяют же людей чувства, заложенные в любом человеке, свойственные его натуре изначально: доброта, способность сопереживать, милосердие, уважение к другому человеку. Поэтому, идею повести можно сформулировать так: между людьми всегда есть точки соприкосновения, которые позволяют видеть в другом человека, уважать его, сочувствовать ему, бороться с враждебностью и недоверием.
С этой идеей связана другая: человек мужественный, уважающий себя и других, не опускающий рук в трудной, даже безвыходной ситуации, достоин уважения и свободы. Эта же идея выражена в противопоставлении образов офицеров. В одних и тех же условиях один герой - Жилин - проявляет волю, мужество, чувство собственного достоинства, находчивость, стойкость, активно борется. А другой - Костылин - покоряется обстоятельствам, ждет помощи со стороны, страдает, проявляет эгоизм, бездействует. Жилина уважают не только друзья, но и враги, он спасается из плена благодаря своей находчивости, отваге, доброте к людям. Костылин же не заслуживает уважения, он слаб (не физически, а духовно), он покорно дождался, пока за него заплатят выкуп, ему повезло, что он остался жив.
- Давайте прочитаем эпизоды из повести, которые характеризуют обоих героев и используем их для сопоставительной характеристики. Я буду задавать вам вопросы, а вы будете мне отвечать на них текстом. А на доске и в тетради мы будем выполнять табличку и приводить примеры из текста.
-
Как вели себя Жилин и Костылин во время нападения татар? (Жилин: «Выхватил шашку, пустил лошадь прямо на красного татарина… Рванулся, скинул с себя татар…» Костылин: «…только увидал татар - закатился что есть духу к крепости».)
-
Как относились горцы к пленному Жилину в первое время? («…пищат, радуются, стали каменьями в него пулять».)
-
Почему изменилось отношение к Жилину в плену? (Не побоялся сказать татарам, что требуемый выкуп заплатить не может, стоял на своем, да еще и требовал хорошего содержания, чтобы колодки сняли)
-
Как татары характеризуют Жилина и Костылина? (Противопоставляют: Жилина называют джигитом, говорят ему: «Ты все серчаешь, а товарищ твой смирный»).
-
Как ведет себя каждый из плененных офицеров? (Жилин: проявляет стойкость, мужество, чувство собственного достоинства. Именно за эти качества его уважают горцы. Костылин: сразу соглашается на выкуп; терпеливо ждет, когда за него заплатят; покорен судьбе, бездействует)
-
Какие глаголы для характеристики героев использует Толстой? (Жилин: высматривает, выпытывает, как ему бежать; ходит, насвистывает, рукодельничает. Костылин писал, ждал, скучал; сидит, спит)
-
Как Жилин готовился к побегу? Какие действия он предпринимал? («…как ночь придет, затихнет в ауле, так он у себя в сарае копает. Только бы ,- думает, - мне место хорошенько узнать, в какую сторону идти.»)
-
Как ведут себя Жилин и Костылин во время побега из аула? («Жилин по звездам примечает, в какую сторону идти», «…снял сапоги, пошел босиком», «Подсадил на себя Костылина…поволок», «…не годится товарища бросать». «…Костылин…изрезал все ноги по камням и отстает», «…упал со страху», «Как закричит Костылин…».)
-
Какая фраза характеризует Жилина как товарища, друга? («…не годится товарища бросать».)
-
Как вы думаете, если бы совершенно точно убежать было бы невозможно, как вел бы себя Жилин? (все равно бы думал о побеге и пытался сделать все возможное)
-
Почему, по-вашему, второй побег Жилину удался? (помогла дружба, любовь девочки-татарки)
-
Как относятся к Жилину горцы, Дина, Костылин? («Солдат урус, корош урус», горцы доверят, просят вылечить больного татарина, «Глазенки так и блестят, как звездочки; вынула из рукава две сырные лепешки, бросила ему», «Как заплачет Дина, закрылась руками…», «Что кричишь?Ведь татарин близко…»)
-
Как вы считаете, такие качества, которыми обладал Жилин, необходимы только в экстремальной ситуации или в повседневной жизни? (Человек в любой ситуации должен оставаться человечным).
- Приходилось ли вам наблюдать, как по-разному ведут себя люди в одной и той же ситуации?
- Давайте сделаем вывод по проделанной работе. (Жилин действует, не сдается, не смиряется с обстоятельствами. Костылин Бездействует, пассивно ждет своей участи).
- Как вы думаете, зачем мы сравнивали этих двух героев? (Чтобы понять, почему люди в одинаковой ситуации ведут себя по-разному.)
IV. Словарная работа.
- Давайте, подумаем, случайно или нет, Толстой дал своим героям такие фамилии? Для этого запишем, что обозначают однокоренные слова: жила и костыль.
Жила - сухожилие, прочное окончание мышц; жилистый, двужильный - крепкий, сильный, выносливый человек.
Костыль - палка, служащая опорой для хромых, безногих, людей с больными ногами.
- Сделайте вывод. (Фамилия характеризует Костылина как человека слабого, нуждающегося в поддержке и опоре. Фамилия Жилин характеризует как крепкого, выносливого, не нуждающегося в сочувствии)
- Верно, с помощью «говорящих» фамилий автор дает героям дополнительную характеристику и выражает свое отношение к ним.
V. Работа с иллюстрациями.
- Рассмотрите иллюстрации к рассказу, скажите какие эпизоды проиллюстрированы? Расскажите их или зачитайте.
- Какими средствами изобразили художники героев повести?
- Совпадают ли ваши представления о героях с изображениями на иллюстрациях? Какими вы представляете героев?
VI. Итог урока.
- Каждое произведение автор задумывает и пишет с какой-то целью. «Кавказский пленник» написан Л.Н. Толстым, как протест против национальной вражды. Автор показывает, что внутренней вражды между народами не существует. Каждый народ имеет свои традиции, к которым должен относиться с уважением человек другой национальности. Есть вражда, вызванная войной, но есть и уважение к храбрости, чувству собственного достоинства, уверенности в себе другого, чужого человека. И даже на войне человек должен быть гуманным.
VII. Подготовка к домашнему сочинению: «Жилин и Костылин: разные судьбы». Обсуждение плана к написанию сочинения.
VII. Домашнее задание.
Написать сочинение по данной теме.
Перечитать рассказ, собрать материал для характеристики Дины.