Интегрированный урок русского языка и литературы в 11 классе на тему: «Жанр дневниковых записей» (по дневниковым записям Галины Бениславской)

Тема урока: Жанр дневниковых записей.                     ( По дневниковым записям Галины Бениславской).                                                                                                           Цели и задачи урока: -сформировать понятие о жанре дневниковых записей; - расширить представления учащихся об отношениях Сергея Есенина и Галины Бениславской;  - воспитывать у старшеклассников уважительное отношение к чувствам других людей.    Оборудование: портреты Сергея Есенина, Гал...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 47» города Рязани






Интегрированный урок русского языка и литературы

в 11 классе на тему:

«Жанр дневниковых записей»

(по дневниковым записям Галины Бениславской)






Разработала учитель

русского языка и литературы

Мухина Ирина Викторовна

Домашний адрес: 390044,

город Рязань, ул. Юбилейная,

дом 4, кв37. .

Телефон 8-915-600-77-21,

E-mail [email protected]


2015 год



Тема урока: Жанр дневниковых записей.

( По дневниковым записям Галины Бениславской).

Цели и задачи урока:

-сформировать понятие о жанре дневниковых записей;

- расширить представления учащихся об отношениях Сергея Есенина и Галины Бениславской;

- воспитывать у старшеклассников уважительное отношение к чувствам других людей.

Оборудование: портреты Сергея Есенина, Галины Бениславской, дневник Бениславской, музыкальное сопровождение.

Самый интересный роман -

роман о себе «ежедневном»…

Ю. Олеша

Хочется, хочется, чтобы то, что, там во мне,

осталось на бумаге, на после! Ведь не

повторится никогда.

Из дневника Бениславской. 1922 год.

Ход урока.

1. Учитель. Начинаю урок с беседы.

- Кто из вас когда - нибудь вёл дневник?

- Почему вы вели его, а может быть, ещё ведёте?

- О чём вы писали или пишете в нём?

Ученики. Ответы учащихся.

2. Учитель. Сегодня мы поговорим о жанре дневниковых записей, о том, чем дневник отличается от обычного повествовательного текста? Читать мы будем записи в дневнике Галины Бениславской, попытаемся понять суть её взаимоотношений с человеком, олицетворяющим и нежность, и боль, и талантливую незащищённость Земли Русской. Неослабевающее внимание к личности поэта и является точкой соприкосновения нашего интереса к жизни девушки, которой выпало безмерное счастье быть с Есениным и равно безмерное несчастье всё время его терять, а однажды навсегда. Но сначала несколько слов о ней.

3. Сообщение ученика.

Галина Бениславская была дочерью французского студента и грузинки. Родители её вскоре расстались, мать тяжёло заболела психически, девочку удочерили родственники, жившие в латвийском городе Резекне. Потом она училась в женской Преображенской гимназии в Петербурге и окончила её с золотой медалью в 1917 году. Она вступила в партию большевиков и уехала в Харьков учиться в университет на факультет естественных наук. Когда Харьков был занят белыми, она переоделась медсестрой, обзавелась фальшивыми документами, но была схвачена белыми , а потом и красными, по подозрению в шпионаже, но потом всё же спаслась и добралась до Москвы. Там она некоторое время жила в Кремле, работала в секретариате ВЧК. Унаследованная от матери неврастения давала себя знать, и она дважды лечилась в санаториях. С 1923 года работала секретарём в газете «Беднота».

Галина Бениславская впервые увидела Есенина во время выступлений в 1916 году. Встретилась с ним впервые в 1920 году, без памяти влюбилась, мучительно ревновала его к танцовщице Айседоре Дункан, некоторое время жила с Есениным, осенью 1923-го и вплоть до 1925 занималась его издательскими делами.

Год спустя после его смерти она застрелилась на его могиле и была похоронена рядом с великим поэтом на Ваганьковском кладбище в Москве.

4.Учитель. Дома вы прочитали дневник Бениславской .Поделитесь своими впечатлениями и зачитайте наиболее понравившиеся отрывки.

5. Ответы учащихся и зачитывание цитат. На фоне музыки звучат отрывки.

1921 год. 23.12.

« Теперь он небрежен, но это неважно. Внутри это ничего не меняет. А приятно,чень приятно, чувствовать в себе преданность без конца…

1922 год.01.01.

« Хотела бы знать, какой лгун сказал, что можно быть не ревнивым!

…нельзя быть спокойной, когда любимый видит, чувствует другую. Иначе значит - мало любишь… И всё же буду любить, буду кроткой и преданной, несмотря ни на какие страдания и унижения».

31.01.

« И никогда не пожалею, что так было, хотя чаще было больно, чем хорошо…было счастье; за него я благодарна…»

01.02.утро.

« Любить Есенина, всегда быть готовой откликнуться на его зов - и всё, и - больше ничего».

21.03.

« На следующий день поехала в лес. Казалось, снежинки вскакивали с земли и вертелись, искристые на солнце, так всё сверкало. Небо было юное, радостно - голубое…Боже мой, чистый пушистый снег, сосны, небо, - всё сказка, радостная, весенняя, тепло - тепло».

07.05.22.

« Уехал. Вернее улетел с Айседорой. Сначала первые два дня было легче, как зуб вырвали - болела только ранка, но не зуб. Но, видимо, зуб очень больной - ранка не заживает. …несмотря на мою бесконечную преданность - я ничто после неё( с его точки зрения, конечно)».

6.Ваше отношение к тому, что услышали. (Говорим о любви, преданности… )

7. Беседа, в ходе которой даётся определение жанра дневника и его отличительных особенностей. ( Ученики делают записи в тетради). Попытаемся дать определение, что же такое дневник.

Дневник - повествование, ведущееся от первого лица в виде повседневных или периодических записей о событиях текущей жизни. Это, по сути дела, автобиографические наброски.

- С какой целью Галина Бениславская вела дневник?

( У неё была потребность в сохранении и сбережении в памяти своих эмоциональных переживаний.)

- Читаем эпиграф. Как вы поняли эти слова?

- Чем руководствуется ведущий дневник?

( Обычно двумя идеями: интеллектуальным самообеспечением и эмоциональным самовыражением).

- Какие ещё особенности в записях заметили?

(Дневники предельно искренни, откровенны, чем другие виды мемуарных источников. Каждая запись приурочена к определённой дате. Это всегда фиксация «только что» случившегося и перечувствованного).

- В подтверждение ваших выводов смотрим запись Бениславской за 07.05.22 год.

- Какие признаки дневника вы можете назвать еще?

( Признаками дневника как жанра являются отрывочность записей, фиксация или полное сокрытие имён и фамилий, записи на основе первых впечатлений.)

- Хорошо, читаем запись за 31.01.22год». «Была З.Н., но она, ей- богу, внешне не лучше «жабы»». Имеется в виду Зинаида Николаевна Райх - одна из жён Есенина).

- Что еще можно добавить?

(Дневник как жанр монологичен, но монологическое слово автора может быть внутренне диалогичным). Приведите пример записи.

- И самое главное, как вы, наверное, поняли, дневник всегда отражает внутренний мир человека. Мы заглянули в мир девушки, которая любила преданно, самозабвенно и по - настоящему. Мы вчитывались в страницы дневника, удивлялись, восхищались чувствам Бениславской : « Так любить, так беззаветно и безудержно любить. Да разве это бывает? А ведь люблю, и не могу иначе; это сильнее меня, моей жизни. Если бы для него надо было умереть - не колеблясь , а если бы при этом знать, что хотя бы ласково улыбнётся , узнав про меня, смерть стала бы радостью».

Но не узнал…

8.Учитель. А теперь обратимся к первому эпиграфу урока. Зачитываем слова Юрия Олеши. Как вы понимаете слова писателя? (Ответы учащихся). Хотите оставить в памяти сегодняшний урок литературы, поделиться самим с собой мыслями и впечатлениями, а через год - два узнать, что вас волновало (число, месяц, год), тогда заведите дневник и сделайте запись сегодняшним числом. Только обратите внимание на следующее (записывают в тетрадь по литературе рекомендации):

- в дневниковой записи главное - раскрыть своё настроение,

- поделиться своим мнением,

-дать оценку какому - то явлению,

-наряду с пересказом определённых моментов из жизни, в дневнике должно присутствовать мнение автора по поводу того, о чём он говорит.

Это и будет вашим домашним заданием.

9. Учитель. Благодарю всех за урок и ставлю оценки самым активным.






© 2010-2022