Личностно-ориентированное развивающее обучение на уроках русского языка и литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
















ВВЕДЕНИЕ

В современном мире образование рассматривается как общечеловеческая ценность. Это подтверждается конституционно закрепленным правом человека на образование в большинстве стран. Его реализация обеспечивается существующими в том или ином государстве системами образования. Поэтому на сегодняшний день очень остро стоит проблема правильного выбора системы образования.

Происходящие в конце ХХ и начале XXI вв. существенные изменения характера образования (его направленности, целей, содержания) все более явно, согласно ст. 2 Закона РФ «Об образовании», ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность, мобильность будущего специалиста, что подчеркнуто в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Эти существенные изменения означают процесс смены образовательной парадигмы.

Знаниевая парадигма, господствовавшая в образовании на протяжении многих веков, исчерпала свои возможности. Во-первых, объем знаний даже для самой общей ориентировки в нем стал почти непостижимым. Во-вторых, стало ясно, что функция образования далеко не сводится к знаниевому насыщению человека. Жизненная практика уже не раз убедительно показала, что широта и энциклопедичность познания поразительно уживаются с недообразованностью человека в собственно человеческом аспекте. Поэтому на данный момент актуальной стала проблема нахождения новых форм, методов и направлений обучения для успешной самореализации будущего выпускника школы в обществе.

Образование будет удовлетворять личные запросы, если оно, согласно Л.С. Выготскому, ориентировано на «зону ближайшего развития», т. е. на психические функции, которые уже созрели у ребенка и готовы к дальнейшему развитию. Сегодня есть реальная возможность дать человеку овладеть не только базовыми знаниями, но и общечеловеческой культурой, на основе которой возможно развитие всех сторон личности, учет ее субъективных потребностей и объективных условий, связанных с материальной базой и кадровым потенциалом образования. Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от уровня освоения базовой гуманитарной культуры. Таким образом, в настоящее время ведущая тенденция развития образования заключается в «возвращении» к человеку, т.е. происходит гуманизация образования.

Под гуманизацией понимается установление гуманных взаимоотношений между участниками образовательного процесса.. Но кроме этого важны и возможности освоения духовного, эмоционально-ценностного опыта предшествующих поколений на всех этапах системы непрерывного образования. Проблема гуманизации образования в первую очередь связана с восстановлением его личностно-развивающей функции, означающей безусловный приоритет интересов и запросов развивающейся личности, учет ее своеобразия и возможностей, максимальную реализацию и самореализацию, развитие рефлексии, предоставление условий для проявления задатков растущего человека

Данная работа посвящена проблеме личностно-ориентированного развивающего обучения, в ней рассматриваются не только особенности данного обучения, но и применение технологии личностно-ориентированного обучения на практике.

Целью работы является определение особенностей личностно-ориентированной технологии в современной системе обучения.


Глава I. Личностно ориентированное развивающее обучение.

  1. Развитие идей личностного обучения.

Ведущим стратегическим направлением развития системы школьного образования в мире, на сегодняшний день является, личностно-ориентированное образование. Личностно-ориентированное обучение понимается, как обучение, выявляющее особенности ученика - субъекта, признающее самобытность и самоценность субъектного опыта ребенка, выстраивающее педагогические воздействия на основе субъектного опыта учащегося.

Личностно-ориентированное обучение имеет глубокие корни. Стремление к возвышению человека, наиболее полному воплощению в нем человеческой сущности прослеживается с древних времен. Еще в V в. до н.э. Сократ рассматривал воспитательный процесс с точки зрения организации саморазвития ученика, пробуждения заложенных в нем от рождения активности и творческого начала.

В XVII веке Ян АмосКоменский увидел педагогический идеал в самом человеке, реализующем свои природные дарования, и трактовал образование как способ развития этих дарований. Воспитатель должен выявить то, что «в зародыше» заложено в ребенке, следовать за постепенно «вызревающей» природой человека, регулировать индивидуальное развитие нравственными ценностями, стремиться «уравнять всех людей высокой культурой».

В XVIIIвеке Жан-Жак Руссо доказывал, что воспитатель, осуществляя педагогические функции, ни в коем случае не должен навязывать свою волю ребенку; он должен лишь способствовать естественному росту ребенка, создавать условия для его развития, организовывать ту воспитывающую и обучающую среду, в которой ребенок сможет накапливать жизненный опыт, обретать самостоятельность и свободу, реализовывать свою природу.

Однако в ХIХ в., когда капиталистические отношения стали всеохватывающими и сформировалась цивилизация буржуазного типа, массовое образование и связанная с ним педагогическая идеология базировались на совершенно иных принципах. Они ориентировались на изолированного индивида, обучаемого и воспитываемого с помощью стандартных, одинаковых для всех методов и средств, включающих человека в безличный государственный порядок.

Несмотря на широкое распространение в ХХ столетии гуманистических педагогических идеалов, следует признать, что массовую практику образования продолжали определять многие стереотипы, против которых направили острие своей полемики педагоги-педоцентристы в начале века. В значительной степени они присущи и отечественному педагогическому сознанию.Развернувшееся в нашей стране во второй половине 80-х годов общественно-педагогическое движение сделало попытку противопоставить в качестве альтернативы официальной советской школе и педагогике достижения учителей-новаторов. Однако, как показала сама жизнь, их наработки не смогли удовлетворить всего многообразия реальных запросов российского образования.

На современном этапе осуществление личностно-ориентированного образования требует новых подходов школы и педагогической науки к проблеме развития педагогической культуры учителя.При проектировании образовательного процесса нужно исходить из признания двух равноправных источников: обучения и учения. Обучение, которое обеспечивает полноценное усвоение знаний, формирует учебную деятельность и тем самым непосредственно влияет на умственное развитие и есть развивающее обучение.

1.2. Принципы построения личностно-ориентированной системы обучения.

В основеподхода к пониманию и организации личностно- ориентированного обучения лежит признание индивидуальности, самобытности, самооценка каждого человека, его развития не как «коллективного субъекта», а прежде всего как индивида, наделенного своим неповторимым субъектным опытом.

Реализация личностно-ориентированной системы обучения требует смены «векторов» в педагогике: от обучения, как нормативно построенного процесса, к учению, как индивидуальной деятельности школьника. Тем самым существенно меняется функция обучения. Его задача не планировать общую, единую и обязательную для всех линию психического развития, а помогать каждому ученику с учетом имеющегося у него опыта познания совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность. Развитие способностей ученика - основная задача личностно-ориентированной педагогики.

Эффект создания и управления личностно-ориентированным обучением зависит не только от организации, но в значительной мере от индивидуальных способностей ученика как основного субъекта образовательного процесса. Это делает само проектирование гибким. Оно предполагает:

  • признание ученика основным субъектом процесса обучения;

  • определение цели проектирования - развитие индивидуальных способностей ученика;

  • определение средств, обеспечивающих реализацию поставленной цели посредством выявления и структурирования субъектного опыта ученика, его направленного развития в процессе обучения.

Для того, чтобы реализовать модель личностно-ориентированного обучения в школенеобходимо, во-первых, принять концепцию образовательного процесса не как соединение обучения и воспитания, а как развитие индивидуальности, становление способностей, где обучение и воспитание органически сливаются; во-вторых, выявить характер взаимоотношений основных участников образовательного процесса: управленцев, учителей, учеников, родителей; в-третьих, определить критерии эффективности инновационности образовательного процесса.

Глава II. Личностно-ориентированный урок.

2.1. Функция урока в системе личностно ориентированного обучения.

Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации. В этом случае урок подчиняется не сообщению и проверке знаний, а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому учителем содержанию.

Личностно-ориентированный урок стимулирует ученика к совершению осознанных поступков за счет обеспечения постоянных условий для самопознания, самосовершенствования, самовоспитания. Поэтому, занимаясь по личностно-ориентированной системе обучения, ученик

  • получает возможность взглянуть на себя изнутри и извне, оценить свои поступки и поведение, научиться принимать себя и других в целом, а не как совокупность хороших и плохих черт характера;

  • вырабатывает силу воли, учится управлять собой через постоянные влияния на учебные и жизненные ситуации;

  • учится преодолевать собственные эмоциональные барьеры;

  • учится продуктивному общению путем достижения гармонии с окружением.

Все это становится возможным в связи с тем, что эта система полностью соответствует комплексу индивидуальных способностей ученика. Поэтому ученик сознательно или стихийно мобилизует свои ценные для этой системы качества, в то же время компенсирует или как-то преодолевает те, которые препятствуют достижению успеха. В процессе такой деятельности у него вырабатывается склонность к систематичности, основательности в работе, происходит присвоение таких черт характера, как любовь к учению, умение быстро входить в работу, концентрировать внимание, умение ладить с людьми, уверенность в себе, самоуважение, уважение к другим.

2.2. Использование методов и приёмов личностно ориентированного подхода в обучении на уроках русского языка и литературы.

Рассматривая основные требования к личностно-ориентированному уроку, И.С. Якиманская отмечала, что его цель - создание условий для познавательной активности учеников. Средства же, методы и приёмы, позволяющие добиться успеха, учитель должен продумать и отобрать сам, демонстрируя таким образом знание возрастных, психологических, индивидуальных качеств своих воспитанников, уровень подготовки класса.

Остановлюсь на некоторых формах, методах и приёмах организации личностно-ориентированного урока.

Важным моментом в проведении успешного урока, является мотивация ученической деятельности. Учащиеся должны чётко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы на уроке. По возможности при помощи наводящих вопросов, подвожу их к самостоятельной формулировке целей и задач урока:

- О чём, по-вашему, пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

- Какие задачи вы ставите перед собой?

Понимая значимость изучаемого материала, учащиеся проявят к нему особый интерес, станут работать вдумчиво и внимательно.

В конце урока проходит рефлексия: обязательно обсуждаю с детьми не только то, что узнали, но и то, что понравилось или не понравилось и почему, какие виды работы хотелось бы выполнить ещё раз, а что изменить. Стараюсь дать возможность высказать своё мнение каждому желающему, если даже это мнение о прошедшем уроке расходится с мнением учителя.

Чрезвычайно важным аспектом личностно-ориентированного урока считаю опору на субъектный, личностный опыт учащихся. Полученная информация хорошо закрепляется и усваивается, когда ученик «пропускает» её через свой жизненный опыт или опыт хорошо знакомого человека, а вопросы и задания, построенные на основе ассоциативного, образного мышления делают предмет изучения более ясным. Особенно актуально это на уроках литературы. Так перед изучением темы «Изображение войны 1812 года в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» учащиеся готовят творческие проекты о войне с Наполеоном. Это дает возможность углубить знания по данной теме, сравнить восприятие военных действий историками и писателем, развить свое собственное мнение по данной теме.

Огромные возможности для развития познавательной активности учащихся, формирования устойчивого интереса к предмету таит в себе очень востребованная сегодня в школе технология сотрудничества. Ребята работают в группах на уроке, они могут являться создателями творческого проекта, при этом они «примеряют» различные роли: пробуют свои силы в качестве консультантов, рецензентов, экспертов и т. д., что помогает им раскрыть свои возможности, реализовать индивидуальные особенности, научиться совместной работе на основе сотрудничества и взаимопонимания.

На уроках изучения нового материала использую приём совместного поиска - «что мы об этом знаем?». Классу сообщается тема урока, а учащиеся вспоминают, что им известно по этой теме, затем в ходе обсуждения идёт поиск верного ответа на вопрос. При этом вырабатываются умения анализировать материал, обобщать и делать выводы.

На уроках литературы часто даю ребятам индивидуальные опережающие задания, которые представляют самостоятельное исследование какой-либо проблемы, предполагающие работу с критической литературой, консультации с учителем, формирующие умение логически мыслить, сопоставлять различные факты, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, строить своё выступление так, чтобы заинтересовать слушателей. Учащиеся могут высказывать любые гипотезы, необычные и смелые идеи, отстаивать свои мнения в диалоге с товарищами, с учителем.

Дидактический материал, различные виды заданий для урока подбираю в соответствии с возрастными, психологическими, индивидуальными качествами учащихся.

Особое внимание в условиях подготовки и проведения личностно-ориентированного урока русского языка или литературы стараюсь уделять работе по развитию речи учащихся. Формы такой работы многообразны, значимость её велика, т.к. саморазвитие, самообразование, самораскрытие личности, на которые и направлен личностно-ориентированный подход, невозможны без систематической, целенаправленной работы по обогащению словарного запаса учащихся, по формированию умения свободно, логически правильно, выразительно излагать собственные мысли устно и письменно, строя высказывания любого типа и стиля речи. Когда основной функцией родного языка становится коммуникативная, наиболее востребованным видом деятельности на уроках развития речи является сочинение. Темы сочинений стараюсь формулировать так, чтобы учащиеся в своих работах как можно больше рассуждали, высказывали свое собственное мнение.

Особое внимание в условиях личностно-ориентированного урока обращаю на домашние задания. Они должны быть строго дозированными, чтобы не допустить перегрузки учащихся, разноуровневыми, предполагать ситуацию выбора и при этом по возможности носить творческий характер.

Стараюсь строить свои уроки на основе сотрудничества. Важно, чтобы учащиеся воспринимали меня не как взрослого всезнающего человека, а как более опытного товарища, часто предлагаю совместно обсудить какую-либо тему, найти выход из сложившейся ситуации, вместе найти ответы на поставленные вопросы.

Личностно-ориентированный подход необходимо осуществлять и во внеурочной работе по русскому языку и литературе. По особым планам занимаюсь со слабоуспевающими и одарёнными детьми. Провожу специальные занятия с теми, кто имеет склонности к выразительному чтению, систематически работаю с ребятами, желающими участвовать в олимпиадах. Систематически провожу внеурочные чтения, целью которых является приобщение ребят к литературе. В результате многие учащиеся почувствовали интерес к чтению, желание читать и обсуждать на занятиях во внеурочной, более доверительной обстановке прочитанное.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В 1899 г. шведская писательница и педагог Эллен Кей, определила грядущий XX век как «век ребенка». Считаю, что это понятие в полной мере применимо и к XXI веку, времени когда личность человека выходит на главенствующие позиции. И в данной ситуации как никогда оказывается верным ее мнение о том, что необходима такая организация воспитательного процесса, которая бы обеспечила развитие ребенка не посредством приспособления его к миру, а способствовала естественному раскрытию личности, свободной от предрассудков и отстаивающей свои идеалы в борьбе со злом и несправедливостью.

Личностно ориентированная система, опираясь на то, что личность - это единство психических свойств, составляющих её индивидуальность, реализуя своей технологией важный психолого-педагогический принцип индивидуального подхода, согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ученика, создает оптимальные условия, содействующие развитию личности ученика посредством возрастной ведущей учебной деятельности.

Учитель должен строить свою работу, изучая своих учеников, изучая их личности. Ведь личность - это своеобразный закон устройства человеком собственного бытия, поведения и отношений с миром, а уровень ее развития характеризуется способностью к поддержанию и защите суверенного пространства этой индивидуальности. Внутренний мир личности есть своеобразное отражение того жизненного пространства, в котором происходит ее становление. Постановка целей личностного развития учащихся обладает важной спецификой в том смысле, что в традиционной педагогике личностное развитие ученика выступало не как цель, а как средство достижения каких-то других целей - усвоения, дисциплинирования, приобщения. Личность играла лишь роль механизма. В образовании важен был результат, действие, которое эта личность должна была произвести, а не новообразования в ней самой. Должна присутствовать педагогическая поддержка, которая выражает существо гуманистической позиции педагога по отношению к детям. Ее сущность выразил Ш.А.Амонашвили в трех принципах педагогической деятельности: «любить детей, очеловечить среду, в которой они живут, проживать в ребенке свое детство». Предметом педагогической поддержки становится процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранять человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. Развивающий воспитательно-образовательный процесс требует, чтобы личностью стал, прежде всего, сам учитель. По словам Б.Ц. Бадмаева: «Учитель не только дает знания по своему предмету, он не только и не просто «учитель - предметник», а Учитель с большой буквы - воспитатель, готовящий в течение школьных лет и подготовивший к выпуску из школы Гражданина». Его отношения с детьми должны строиться на основе личностного, а не формально-делового подхода. Учитель, реализуя в педагогической деятельности рефлексивно-адаптационную и деятельностно-творческую функции образования, совершенно по иному организует процесс обучения и воспитания детей по сравнению с традиционной системой. Первая функция состоит в том, чтобы «учить детей учиться», развивать в их личности механизмы самосознания, саморегуляции и в широком смысле слова означает способность преодолеть собственную ограниченность не только в учебном процессе, но и в любой человеческой деятельности. Вторая функция предполагает развитие в ребенке «умения думать и действовать творчески», формирование в личности ребенка творческого начала с учетом индивидуальных особенностей личности. В новом образовательном пространстве картина мира и личность ребенка строятся в процессе совместной деятельности ребенка со взрослыми и сверстниками. Здесь ребенок имеет право на поиск, ошибку и маленькие творческие открытия. Педагог не столько учит и воспитывает, сколько стимулирует ученика к психологическому и социально-нравственному развитию, создает условия для его самодвижения. Наряду с глубиной, особое значение имеет яркость сообщаемой ученикам информации, воздействующей, как на интеллектуальную, так и на эмоциональную сферу их восприятия. Учитель никогда не добьется успеха, если не сумеет установить контакт с детьми, основанный на доверии, взаимопонимании и любви. А образованность как совокупность знаний, умений и способностей является важнейшим средством становления духовных и интеллектуальных качеств ученика, что выступает основной целью образования.






СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 2001.

  2. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения//Педагогика. - №1, 1995.

  3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. - № 6, 2002.

  4. Корчак Я. Антология гуманной педагогики. - М., 1997.

  5. Кузнецов М.Е. Педагогические основы личностно-ориентированного образовательного процесса в школе: Монография. / М.Е. Кузнецов - Новокузнецк, 2000.

  6. Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика. Монография. ─ Москва, 2003.

  7. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: Концепция и технология: Монография / В.В. Сериков - Волгоград: Перемена, 1994.

  8. Степанов Е.Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Е.Н. Степанов - М.: ТЦ Сфера, 2003.

  9. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе / И.С. Якиманская. М. - 2000.

Использованные сайты:

  1. ido.edu.ru/psychology/pedagogical_psychology/2.html

  2. voppsy.ru/journals_all/issues/1995/952/952031.htm

  3. festival.1september.ru/





16


© 2010-2022