Литературно-музыкальная композиция Помнить прошлое, чтобы оно не вернулось

   Данная разработка может применяться как на уроках литературы, так и  во внеурочное  время. Она посвящена 70-летию Великой Отечественной войны.    Музыкальное сопровождение и видеоклипы можно скачать по ссылке:  https://cloud.mail.ru/home/Методическая%20разработка%20литературно-музыкального%20урока%20Помнить%20прошлое%20чтобы%20оно%20не%20вернулось      Музыкально - литературная композиция не просто знакомит с поэзией военных лет, а дает понять молодому поколению: каков человек на войне и что ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Видеоуроки
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка музыкально-литературного урока

«Помнить прошлое, чтобы оно не вернулось»

Цель: познакомятся с новыми лирическими произведениями на военную тематику, научатся выступать публично, выразительно читать стихотворения на фоне музыкального сопровождения; получат возможность принимать участие в литературных вечерах, гостиных.

Задачи:

-прививать интерес к поэзии о Великой Отечественной войне;

-воспитывать историческую память;

-развивать чувство патриотизма у молодого поколения, гордости за заслуги дедов, отцов перед Отчеством, уважительное отношение к старшему поколению.

Учитель.

В 2015 году исполняется 70 лет со дня освобождения нашей земли от фашистских захватчиков.

Музыкально - литературная композиция не просто знакомит с поэзией военных лет, а дает понять молодому поколению: каков человек на войне и что именно поэзия первой отозвалась на события военных лет.

Мне хотелось, чтобы вы поняли, какую роль играла поэзия в те страшные годы, и прониклись чувством памяти и долга, слушая стихи о тех страшных военных годах.

А самое главное, чтобы правдивая память о том страшном времени в вас вечно жила и передавалась из поколения в поколение.

Человек есть то, что он помнит. Поэтому мы в ответе за это, чтобы те страшные годы не вернулись.

Никто за нас это не сделает, если не мы!

И памятью той, вероятно,

Душа моя будет больна,

Покамест бедой невозвратной

Не станет для мира война.

А.Твардовский.

Видеоклип «Памяти павших будьте достойны» ( нажать на клавишу Ctrl и , удерживая, кликнуть мышкой на названии клипа).

cloud.mail.ru/home/Методическая%20разработка%20литературно-музыкального%20урока%20Помнить%20прошлое%20чтобы%20оно%20не%20вернулось

Под музыку клипа читает ученик стихотворение «Я зарастаю памятью» (успеть прочитать за 40 первых секунд).

Чтец 1( за кадром, подстраиваясь под звуки музыки, можно читать по частям):

Я зарастаю памятью,

Как лесом зарастает пустошь.

И птицы - память по утрам поют,

И ветер- память по ночам гудит,

Деревья - память по ночам лепечут.

_____________________________

Но в памяти моей такая скрыта мощь,

Что возвращает образы и множит…

Шумит, не умолкая, память-дождь,

И память-снег летит и пасть не может

( Д.Самойлов «Я зарастаю памятью»).

( Ведущие и чтецы № 2,3 выходят на сцену)

Под музыку К.В.Глюк «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» ( нажать клавишу Ctrl и, удерживая, кликнуть мышкой на названии клипа). cloud.mail.ru/home/Методическая%20разработка%20литературно-музыкального%20урока%20Помнить%20прошлое%20чтобы%20оно%20не%20вернулось

Учитель: Среди весны, когда радостно поют птицы, а земля, омытая талой водой, дымится зеленью молодого хлеба, наступает святой для нашей родины день, когда мы вспоминаем тех, кто победил в Великой Отечественной войне и внёс вклад в нашу Победу, вспоминаем живых и усопших.

Прошли десятки лет с того незабываемого и страшного утра, когда от Баренцева и до Черного моря пронеслась ужасная весть о нападении фашистов на нашу землю.

Много воды унесла река времени с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов. Выросли новые поколения. Но в памяти 22 июня 1941 года останется не просто как роковая дата, а как рубеж, начало отсчета долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны нашего народа.

Для нас война - это история.

Мы не имеем права забыть ужасы войны, мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны все помнить. И военные события на Украине - подтверждение тому…

Видеоклип «Священная война» (нажать на клавишу Ctrl и, удерживая, кликнуть

Мышкой на названии клипа)

cloud.mail.ru/home/Методическая%20разработка%20литературно-музыкального%20урока%20Помнить%20прошлое%20чтобы%20оно%20не%20вернулось

Чтец 2 ( за сценой):

( В начале клипа, когда звучит музыка нужно успеть прочитать слова, 30 секунд)

Был черный день один на белом свете,
Спала Россия, Матушка-земля.
А враг коварно, зверски на рассвете
Огонь развёл с названием «Война»!

(Чтецы № 2,3 уходят)
Видеоклип «Священная война» (продолжение, объявление диктором Левитаном о начале войны, первые дни войны). В конце звучания музыки выходят на сцену чтецы 3,4,5 и ведущие.

Чтец 3:

Я помню страны позывные,

Они раздавались везде-

На пункты идти призывные,

Отечество наше в беде

Живыми вернуться просили.

Живыми вернутся не все,

Вагоны идут по России,

По травам её, по росе…

Г.Шпаликов «Я жизнью своею рискую»

Ведущий 2.
Войны остаются в памяти грядущих поколений главными своими событиями. Но для солдата, где бы он ни воевал, ни голодал, ни мерз, война была войной, и каждый день был длиннее многих жизней.

Чтец 4:

Проснёмся, уснём ли - война, война.

Ночью ли, днем ли - война, война.

Сжимает нам горло, лишает сна,

Путает имена.

О чем ни подумай - война, война.

Наш спутник угрюмый - она одна…

____________________________________

Но ты, ты, проклятье,- темным - темна.

Где павшие братья - война, война!

В безвестных могилах.

Мы взыщем за милых,

Но крови святой неоплатна цена…

(М.Петрова №Проснемся, уснем ли- война, война..)

(Чтец № 4 уходит , на сцену выходит чтец № 5)

Аудиозапись «Непрошенная война»(нажать на клавишуCtrl и, удерживая, кликнуть мышкой на названии аудиозаписи);

во время звучания мелодии ведущая читает свои слова и чтец «И убивали, и ранили» (2 мин 20 сек).

cloud.mail.ru/home/Методическая%20разработка%20литературно-музыкального%20урока%20Помнить%20прошлое%20чтобы%20оно%20не%20вернулось

Ведущий 1:

Проходят годы, меняется тысячелетие, и многое из того, что у нас превозносилось, как славные деяния, которые, казалось, переживут века, померкло, изменилось. Но этому подвигу суждено навеки остаться в Истории.

Совсем немного остается ветеранов Великой Отечественной войны у нас. Мы должны помнить всегда о них и бережно относиться к памяти павших за Родину.

Чтец 5:

И убивали, и ранили
Пули, что были в нас посланы.

Были мы в юности ранними.

Стали от этого поздними.

Вот и живу теперь - поздний.

Лист раскрывается - поздний.

Свет разгорается - поздний.

Лист осыпается - поздний.

Снег меня будит ночами.

Войны мне снятся ночами.

Как я их скину со счета?

Две у меня за плечами.

Были ранения ранние.

Было призвание раннее.

Трудно давалось прозрение.

Поздно приходит призвание…

(Ю.Левитанский «И убивали, и ранили..»)

Продолжается аудио запись «Непрошенная война», песня.

Молодые девушки и парни к импровизированному памятнику подносят цветы, зажженные свечи и двум пары исполняют какие-то медленные движения в память о погибших, под музыку).

(На сцене меняются чтецы, выходит чтец № 6).

Ведущая 2:

Великая Отечественная война. Жестокая. Героическая война против фашистских захватчиков.

Она проверяла на верность и самоотверженность, честность и благородство, мужество и бесстрашие…

Чтец 6:

(Читает стихотворение Б. Пастернака)

Безыменные герои

Осажденных городов,

Я вас в сердце сердца скрою,

Ваша доблесть выше слов.

В круглосуточном обстреле,

Слыша смерти перекат,

Вы векам в глаза смотрели

С пригородных баррикад.

Вы ложились на дороге

И у взрытой колеи

Спрашивали о подмоге

И не слышно ль, где свои.

А потом, жуя краюху,

По истерзанным полям

Шли вы, не теряя духа,

К обгорелым флигелям…

_______________________________

( На сцене меняются чтецы, выходят 1,2,3)

Ведущий 2:

Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать также просто как утренний сон.

( Выходят на сцену поочередно трое юношей в военных гимнастерках).

Звучит музыка ДЖ.Каччини «awe Maria»( нажать на клавишу Ctrl и, удерживая её, кликнуть мышкой на названии аудиозаписи)

cloud.mail.ru/home/Методическая%20разработка%20литературно-музыкального%20урока%20Помнить%20прошлое%20чтобы%20оно%20не%20вернулось

Чтец 1:

Я познакомился с тобой, война. У меня на руках большие ссадины. В голове моей - шум. Спать хочется. Ты желаешь отучить меня от всего, к чему я привык? Ты хочешь научить меня подчиняться тебе беспрекословно? Крик командира - беги, исполняй, оглушительно рявкай «Есть!», падай, ползи, засыпай на ходу. Шуршание мины - зарывайся в землю, рой её носом, руками, ногами, не испытывая при этом страха, не задумываясь, не задумываясь… Я многому уже научился. Как будто я не голоден. Как будто мне не холодно. Как будто мне никого не жалко… (Б.Окуджава «Будь здоров, школяр»)

Чтец 2:

«Есть детали, которые запоминаются на всю жизнь…

Я помню одного убитого бойца. Он лежал на спине, раскинув руки, и к его губе прилив окурок. И это было страшней всего, что я видел до и после на войне. Страшнее разрушенных городов, распоротых животов, оторванных рук и ног. Раскинутые руки и окурок на губе. Минуту назад была ещё жизнь, мысли, желания. Сейчас - смерть…» (Некрасов «В окопах Сталинграда»)

Чтец 3:

«Помогите мне. Спасите меня. Я не хочу умереть. Маленький кусочек свинца в сердце, в голове - и всё? И моё горячее тело уже не будет горячим? Пусть будут страдания. Кто сказал, что я боюсь страдать? Это дома я много боялся. Дома. А теперь я всё уже узнал, всё попробовал. Я ведь пригожусь для жизни. Ведь это даже смешно- убивать человека, который ничего не успел совершить. Я даже десятого класса не кончил… Я всё пройду. До самого конца. Я буду стрелять по фашистам, как снайпер, буду единоборствовать с танками, не спать, мучиться…»(Б.Окуджава «Будь здоров, школяр»).

(Выходит на сцену)

Чтец 4:

В лесах смоленских да под Вязьмой

Свинцовый дождичек во ржи.

Братишка мой в рубашке бязевой

Убитый пулею лежит…

________________________________

Ах, сорок третий, сорок третий,

Проклятый сорок третий год

Когда убитый - каждый третий,

Когда и взвод - уже не взвод.

А после боя на поверке

Хрипит усталый старшина,

Когда солдатская манерка

За недосчитанной полна.

Потом схоронят под пробитой

Чужими пулями сосной,

С последним словом замполита

Их путь окончится земной. …

(В.Туриянский «В лесах смоленских»)

Ведущий 1:

Частое напоминание о войне, обращение к военной тематике нужно для того, чтобы знать настоящую историю и помнить о военных событий тех лет.

Война всегда будет нас волновать - это такая великая беда, которая на четыре года накрыла нашу землю черным покрывалом.

Это не должно забываться, исчезать из человеческой памяти. Нет такой семьи, где война не затронула бы ее.

Чтец 7:

Ю.Левитанский «Ну что с того, что я там был…»

Ну, что с того, что я там был.

Я был давно. Я все забыл.

Не помню дней. Не помню дат.

Ни тех форсированных рек.

Я неопознанный солдат.

Я рядовой. Я имярек.

Я меткой пули недолёт.

Я лёд кровавый в январе.

Я прочно впаян в этот лёд-

Я в нем как мушка в янтаре.

Чтец 8:

Ну, что с того, что я там был.

Я всё избыл. Я всё забыл.

Не помню дат. Не помню дней.

Названий вспомнить не могу.

Я топот загнанных коней.

Я хриплый окрик на бегу.

Я миг непрожитого дня.

Я бой на дальнем рубеже.

Я пламя Вечного огня

И пламя гильзы в блиндаже.

Чтец 9:

Ну, что с того, что я там был.

В том грозном быть или не быть.

Я это все почти забыл.

Я это все хочу забыть.

Я не участвую в войне-

Война участвует во мне.

И пламя Вечного огня

Дрожит на скулах у меня.

Уже меня не исключить

Из этих лет, из той войны,

Уже меня не излечить

От той зимы, от тех снегов.

И с той землей, и с той зимой

Уже меня не разлучить

До тех снегов, где вам уже

Моих следов не различить.

Ну, что с того, что я там был!...

Учитель:

Когда я вижу старенького человека с наградами на лацкане пиджака за подвиги на войне, мне хочется низко, до земли, поклониться ему.

Как трагично было то время! Сколько слёз и горя, боли и отчаяния! Сколько надежд на скорую победу, веры в свою страну и свой народ.

Вот именно это и есть характерная черта русских людей!

И так хочется, чтобы наше молодое поколение достоверно помнило о тех боевых годах. Сколько жизней ушло со временем, но мы должны уважать и ценить тех, кто еще жив…

Мы должны знать историю своего народа, чтобы по-настоящему научиться любить свою Родину, и беречь всё, что связано с ней.

Иначе стыдно перед теми, кто отдал за это жизнь!

Музыка спокойная «Адажио» Т.Альбинони( нажать клавишу Ctrl и, удерживая её, кликнуть мышкой на название аудиозаписи). Звучит очень тихо, выходит на сцену ученик в гимнастерке, останавливается не на середине сцены и немного поодаль, стихотворение начинает читать на 30 секунде. cloud.mail.ru/home/Методическая%20разработка%20литературно-музыкального%20урока%20Помнить%20прошлое%20чтобы%20оно%20не%20вернулось

Чтец 5:

Вы думаете - нет меня,

Что я не с вами?

Ты, мама, плачешь обо мне.

А вы грустите.

Вы говорите обо мне,

Звеня словами.

А если и забыли вы…

Тогда простите.

Нельзя с бессменного поста

Мне отлучиться,

Поручена мне высота

Всей жизни мира.

А если отошел бы я

Иль глянул мимо-

Представьте,

Что бы на земле могло случиться!

Не жертва, не потеря я-

Ложь, что ни слово.

Не оскорбляйте вы меня,

Шумихой тризны.

Да если бы вернулась вспять

Угроза жизни-

Живой

Я бы пошел опять

Навстречу снова!

Нас много у тебя, страна,

Да, нас немало.

Мы - это весь простор земной

В разливе света.

Я с вами.

Надо мной - шумит моя победа.

А то, что не иду домой,

Прости мне, мама.

( М.Луконин «Обелиск»)

Музыка продолжается, выходит юный чтец и останавливается на середине от сцены, читает стихотворение «Куда бы ни шел, ни ехал ты…»

Чтец 8:

Куда б ни шел, ни ехал ты,

Но здесь остановись.

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись.

Кто б ни был ты: рыбак, шахтёр,

Учёный иль пастух,-

Навек запомни: здесь лежит

Твой самый лучший друг.

И для тебя и для меня

Он сделал всё, что мог:

Себя в бою не пожалел,

А Родину сберёг.

(М.Исаковский «Здесь похоронен красноармеец»)

Все под заключительные звуки музыки уходят со сцены.

Видеоклип «От героев былых времен» ( нажать на клавишу Ctrl и, удерживая её, кликнуть мышкой на названии видеоклипа)

cloud.mail.ru/home/Методическая%20разработка%20литературно-музыкального%20урока%20Помнить%20прошлое%20чтобы%20оно%20не%20вернулось

Заключительные слова учителя

А говорили все проходит

И позабудется в свой срок.

Но боль войны жива в народе

И бродит, как в березе сок. (А.Селезнев)

Минута молчания …




Литература:

1.Стихотворения поэтов: А.Селезнева, М.Исаковского, М.Луконина, Ю. Левитанского, В. Туриянского, Б.Окуджавы, Б.Пастернака, М.Петрова, Г. Шпаликова, Д.Самойлова, А.Твардовского.

2.Видеоролики из интернета.

3.Презентация Котовой Иринs (kotrish@ yandex.ru viki/rdf.ru ).

4.Журнал «Литература в школе» № 2, 2000 год.


© 2010-2022