Технологическая карта урока русского языка 5 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока 5 класс русский язык

Цель деятельности учителя

Познакомить учащихся с орфограммой «Правописание З-С на конце приставок». Формировать умение определять условия выбора букв З-С на конце приставок; обеспечить языковое развитие учащихся через рассуждение на лингвистическую тему и анализ художественного текста.

Тип урока

Открытие новых знаний

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать: правило написания З-С на конце приставок; правило единообразного написания приставки С-; словарные слова; уметь: правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний, слова с непроверяемым написанием.

Метапредметные: умение находить , преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.

Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Методы и формы обучения

Поисковый, эвристический метод; индивидуальная,групповая, фронтальная

Технологии

педагогика сотрудничества, критическое мышление, игровая деятельность, здоровьесберегающая технология.

Образовательные ресурсы

Технологическая карта урока русского языка 5 класс

Оборудование

Русский язык 5 класс. 2 часть под ред. Ладыженской Т.А

Наглядно-демонстрационный материал

Карточки

Основные понятия

Чередование звуков.

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формирование УУД

Промежуточный контроль

  1. Мотивация(самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово учителя.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Встаньте, дети, не ленитесь,

Все мне дружно улыбнитесь.

Здравствуйте, ребята, сели

И на парты посмотрели.

Будут нужными опять:

Книжка, ручка и тетрадь.

Не забудет про дневник

Ни один наш ученик.

Молодцы! Готов весь класс,

Ну тогда начнём сейчас.

Запишите в тетради число.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

2.Актуализация и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новой ситуации. Систематизация знаний, письменная работа.

Работа с текстом.

В еловом лесу с утра до позднего вечера мелькают проворные белки. Вот белки забрались на вершину высокой ели, перемахнули с ветки на ветку и спустились на землю за шишками.

В развилке елового сучка белочка развесила сушить крепкий подосиновик, тонкие опенки. В лесных кладовых спрятала вкусные орехи.

Вопросы и задания учителя:

  • Озаглавьте текст. Определите тему и главную мысль. Средства выразительности.

  • Выпишите слова с приставками. Объясните их написание.

  • Прочитайте слова, в которых приставки пишутся по другому правилу. Попробуйте сформулировать тему и определить задачи урока.

- Поэтому какова сегодня наша задача на уроке?

(Задача - выяснить, когда пишем З, С на конце приставок.)

- Запишем тему урока в тетради.

Буквы З, С на конце приставок.

Озаглавливают текст. Определите тему и главную мысль. Находят средства выразительности

Выпишите слова с приставками. Объясните их написание.

Находят слова, в которых приставки пишутся по другому правилу. Пробуют сформулировать тему и задачи урока. Работают в паре.

Фронтальная, групповая

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач опреции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: слушают, отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Устные ответы

3.Выявление места и причины затруднения





4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения



Беседа. Ответы на вопросы. Оценивание учащихся

Создаёт проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают дефицит своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности.

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися. Принимает её на себя.

Понаблюдаем и исследуем.

- Почему слова записаны в два столбика?

Расчертить раздать

Вспомнить взлететь

- От каких условий зависит написание приставок на З_С?

- Посмотрите в учебнике, как обозначается орфограмма? (стр.30)

Перед вами алгоритм. Расставьте его шаги в нужном порядке.


  • Если корень начинается с глухого согласного, то пишем С.

  • Если корень начинается со звонкого согласного , то пишем З.

  • Посмотрите на букву согласного звука после приставки.

  • Выделите в слове приставку.

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Знакомятся с заданием, слушают учителя, составляют план работы. Формулируют собственные мысли. Высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с одноклассниками и учителем составляют шаги алгоритма, делают вывод.

Фронтальная. групповая

Личностные: положительно относятся к учению. Познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и содноклассниками) необходимые действия, операции.

Устные ответы

Физкультминутка


Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье

5.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

6. Первичное закрепление с комментированием

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам.

- Ребята, давайте вернемся к нашим словам и вставим недостающие буквы в слова, применяя наш алгоритм «Буквы З, С на конце приставок». (Вызываю к доске, каждый записывает по одному слову. Сделать вывод о правописании - спросить 2-3 других учеников).

1.Задание: работа у доски по алгоритму объясняем : упр. 437.

2.Работа в паре.

Замените существительное с предлогом прилагательным с приставками на -з (-с) . Графически обозначьте орфограмму.

1. Небо без звезд (беззвездное)

2. Жидкость без цвета (бесцветная)

3. Дорога без конца (бесконечная)

4. Плач без звука (беззвучный)

5. Движение без шума (бесшумное)

6. Вход без платы (бесплатный)

7. Океан без предела (беспредельный)

8. Пустыня без воды (безводная)

3. Прочитайте пословицы. Исправьте ошибки.

1.Безтолково учиться - только себя трудить.

2. Рубашка исносится, а доброе дело не забудется.

3.Сметаной вареников не изпортишь.

4.Безполезных знаний нет.

4. Проблемная ситуация. Сравните слова и объясните написание букв. Обозначьте морфемы.

Здание сбить

Здесь списать

Здоровье сговориться

Здешний сделать

Вывод: приставки з не бывает

Работают с заданием Формулируют собственные мысли. Высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Работа в паре, групповая

Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении успешной задачи.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Устные ответы письменная работа

7. Включение в систему знаний и повторение.

Самостоятельная работа.

Обобщение и ситематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Подбор своих примеров.

Упр. 443 -выписать слова с приставкой С и З-часть корня.

Работа в паре.

Работают с заданием Формулируют собственные мысли. Высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Работа в паре, групповая

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют свои ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Оценивание работы учащихся на уроке.

8. Творческий проект.

Защита творческих проектов

Творческий проект.

Открытое письмо своим сверстникам.

Берегите лес!

Ребята! От нас зависит, какой будет Земля в будущем. Давайте беречь зеленый наряд планеты. В лесу

Опорные слова и словосочетания.

(не ра…сжигайте, может во…пламениться, ра…цветающие растения, не оставляйте бе…порядок, не будьте бе…различными; не допустим, чтобы исчезли)

Работают с заданием Формулируют собственные мысли. Высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют свои ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Заключительная беседа по вопросам..

Обобщение полученных на уроке сведений, выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника

- Что нового узнали на уроке?

Заполните листы самооценки.

- Но вот и всё, урок к концу подходит,
Мы славно поработали сейчас,
Учитель ваш уже итог подводит,
Не сводит с вас своих довольных глаз.
Спасибо вам, ребята, за работу,
Не подвели меня и в этот раз,
С великим удовольствием, конечно,
Поставлю вам оценки я сейчас!

Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. Заполняют листы самооценки.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.

Листы самооценки

Домашнее задание.

Проводит инструктаж выполнения домашнего задания с целью понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.



Упр.440 или упр. 444

Регулятивные: Формирование самоконтроля, усвоение образцов выполнения упражнений по русскому языку.

Познавательные: Выполняют домашнее задание, применяя новые знания.






© 2010-2022